Мудр не тот, кто много знает, а тот, чьи знания полезны. Эсхил Самая трудная вещь на свете – это думать своей собственной головой. Вот, наверное, почему.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Advertisements

Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Подготовила учитель МБОУ - СОШ 2 р. п. Степное Илюшова Татьяна Алексеевна ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Гусева Е. И., учитель химии и биологии МКОУ « Боровская СОШ »
Технология критического мышления через чтение и письмо.
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Мозговой штурм 1)Что вы знаете о «критическом мышлении»? 2)Что вы знаете о таксономии Блума? 3) Какие приемы критического.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией,
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как.
Технология развития критического мышления (далее ТРКМ) была разработана американскими учеными и преподавателями в конце ХХ века.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как.
Будущее принадлежит тем, кто критически анализирует информацию и выстраивает свою собственную реальность.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ. Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков, необходимых не только в учебе, но и.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не.
Транксрипт:

Мудр не тот, кто много знает, а тот, чьи знания полезны. Эсхил Самая трудная вещь на свете – это думать своей собственной головой. Вот, наверное, почему так мало людей этим занимаются. Генри Форд Все согласны, что студенты в колледже учатся, но учатся ли они думать – спорный вопрос. Уилберт Дж. Маккичи

Те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно, и готовы приложить усилия, которые требуются для планомерной работы, сбора информации и проявления определенного упорства, когда решение не очевидно или требует нескольких шагов. Дайана Халперн

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это эффективный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это особый вид деятельности позволяющий учащемуся вынести собственное суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – отправная точка для развития креативного мышления

Ресурсы развития критического мышления: умение планировать умение планировать гибкость мышления гибкость мышления настойчивость в решении проблем, умение рассматривать проблему с разных точек зрения настойчивость в решении проблем, умение рассматривать проблему с разных точек зрения готовность исправлять свои ошибки готовность исправлять свои ошибки умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности готовность искать компромиссные решения готовность искать компромиссные решения

Критический подход в науке Не существует абсолютно достоверных теорий, положений, мнений. Не существует абсолютно достоверных теорий, положений, мнений. Любое мнение или суждение ценно, так как несет в себе субъективную истину, а также служит источником рождения мысли. Любое мнение или суждение ценно, так как несет в себе субъективную истину, а также служит источником рождения мысли. Любая информация может быть подвержена критическому анализу и оценке. Любая информация может быть подвержена критическому анализу и оценке. Нет таких суждений, которые должны быть однозначно приняты на веру. Нет таких суждений, которые должны быть однозначно приняты на веру. К. Поппер

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Виды интеллектуальной деятельности, которые нельзя назвать критическими Запоминание Понимание простых и сложный идей Интуитивное мышление спортсмена, художника, музыканта

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление проблемное и оценочное В-третьих – это мышление проблемное и оценочное В четвертых – это мышление аргументированное В четвертых – это мышление аргументированное В пятых – критическое мышление есть мышление социальное В пятых – критическое мышление есть мышление социальное

Параметры оценки эффективности технологии РКМЧП (субъектный уровень) Критический мыслитель (учащийся): Формирует собственное мнение Формирует собственное мнение Совершает обдуманный выбор между различными мнениями Совершает обдуманный выбор между различными мнениями Решает проблемы Решает проблемы Аргументировано спорит Аргументировано спорит Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов

Критическое мышление и компетентностный тип организации знаний: Полнота, глубина знаний; Полнота, глубина знаний; Категориальный характер; Категориальный характер; Владение не только декларативным, но и процедурным знанием; Владение не только декларативным, но и процедурным знанием; Артикулированность (элементы знания четко выделены, при этом все они находятся в определенных связях между собой); Артикулированность (элементы знания четко выделены, при этом все они находятся в определенных связях между собой); Гибкость (как содержание отдельных знаний, так и связи между ними могут быстро меняться); Гибкость (как содержание отдельных знаний, так и связи между ними могут быстро меняться); Быстрота актуализации в данный момент нужной информации; Быстрота актуализации в данный момент нужной информации; Возможность применения в широком спектре ситуаций (способность к переносу в новую ситуацию); Возможность применения в широком спектре ситуаций (способность к переносу в новую ситуацию); Наличие знания о собственном знании. Наличие знания о собственном знании.

Принципиальными моментами технологии РКМЧП являются: - активность субъектов в образовательном процессе; - активность субъектов в образовательном процессе; - организация групповой работы в классе; - организация групповой работы в классе; - развитие навыков общения; - развитие навыков общения; - идея ценности личности; - идея ценности личности;

Принципиальными моментами технологии РКМЧП являются: - подход к образовательной технологии как средству и инструменту самообразования человека; - подход к образовательной технологии как средству и инструменту самообразования человека; - соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми учащиеся сталкиваются в реально жизни. - соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми учащиеся сталкиваются в реально жизни.

Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков школьников, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Основа ТРКМ – трехфазная структура занятия: вызов осмысление рефлексия

Задачи фазы вызова Актуализировать имеющиеся у школьников знания и смыслы в связи с изучаемым материалом Актуализировать имеющиеся у школьников знания и смыслы в связи с изучаемым материалом Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу Помочь школьникам самим определить направление в изучении темы Помочь школьникам самим определить направление в изучении темы

Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во времени работы над ним) Помочь активно воспринимать изучаемый материал Помочь активно воспринимать изучаемый материал Помочь соотнести старые знания с новыми Помочь соотнести старые знания с новыми

Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов) Помочь школьникам самостоятельно обобщить изучаемый материал Помочь школьникам самостоятельно обобщить изучаемый материал Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Формы и средства развития КМ сбор данных сбор данных анализ текстов анализ текстов сопоставление альтернативных точек зрения сопоставление альтернативных точек зрения коллективное обсуждение коллективное обсуждение разные виды парной и групповой работы разные виды парной и групповой работы дебаты дебаты дискуссии дискуссии публикации ученических работ публикации ученических работ

Роль педагога в ТРКМ: актуализирует исследовательскую позицию школьников актуализирует исследовательскую позицию школьников развивает способность к неконфликтному обмену мнениями, суждениями, принятию чужих точек зрения развивает способность к неконфликтному обмену мнениями, суждениями, принятию чужих точек зрения создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений развивает умения систематизации своего и чужого опыта, анализа его ценности для развития собственного понимания развивает умения систематизации своего и чужого опыта, анализа его ценности для развития собственного понимания подготавливает новые субъектно-ориентированные образовательные ситуации подготавливает новые субъектно-ориентированные образовательные ситуации

Задачи технологии развития критического мышления: формирование собственного мнения формирование собственного мнения совершение обдуманного выбора между различными мнениями, теориями, концепциями совершение обдуманного выбора между различными мнениями, теориями, концепциями умение решать проблемы умение решать проблемы умение вести аргументированную дискуссию умение вести аргументированную дискуссию ценностная ориентация на совместную работу, в которой возникает общее решение ценностная ориентация на совместную работу, в которой возникает общее решение умение оценивать чужую точку зрения и осознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов умение оценивать чужую точку зрения и осознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов

Основные приемы ТРКМ Приемы по развитию навыков составления вопросов Таблица «толстых» и «тонких» вопросов ?? Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думает 6 е…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Кто…?Что…?Когда…?Может…?Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…?

Ромашка Блума П р о с т о й в о п р о с У т о ч н я ю щ и й в о п р о с О ц е н о ч н ы й в о п р о с Т в о р ч е с к и й в о п р о с В о п р о с и н т е р п р е т а ц и я П р а к т и ч е с к и й в о п р о с ?

Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

Кластеры (гроздья)

Визуальные формы организации изучения материала Прием «Выглядит, как…», «Звучит, как…» Выглядит, как… Звучит как… - Часы - Конвейер - Ступеньки лестницы - Яркая картина «Это ново!» «Это ново!» «Это интересно!» «Это интересно!»

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ СХЕМЫ ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ

Сама ТЕМА - это «ствол дерева» «Листочки» - это ПРОГНОЗ «Веточки» - это АРГУМЕНТЫ, обоснования прогнозов «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»

Прием «ФИШБОУН» Проблема Причина Причина Факты Факты Вывод

«Оценочное окно» Сразу могу применить Совсем непонятно Хорошо понятно Никогда не смогу применить

Плюс –Минус –Интересно (Эдвард де Боно) «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?» «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» «?» - предназначается для записи различных интересующих студента фактов и мыслей «Что в этом интересного?»

Таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ) З – что мы З – что мы знаем знаем Х – что мы хотим узнать хотим узнать У – что мы узнали и что нам осталось узнать Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/ Источники, из которых мы намерены получить информацию АБВГДЕЖЗ1254

«Бортовые журналы» Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?

«Двухчастный дневник» Вопросительные слова слова Основные понятия темы Что?Какой? Чем отличается? Почему? и др. и др.

«Концептуальная таблица» Линии сравнения Концепция А Концепция Б А (методологическая основа) Б (диагностический комплекс) в г д

Сюжетные таблицы Кто?Что?Когда?Где?Почему?

Маркировка текста (условные значки) V (осознать новые знания) + (исправить неверные предположения) - (исправить неверные предположения ? (побудить дальнейший интерес к теме) Я это знал Это для меня абсолютно новое Это противоречи т тому, что я знал Я хочу знать об этом больше

Приемы по развитию навыков прогнозирования Верные и неверные утверждения В начале занятия даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения В начале занятия даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения На стадии рефлексии можно предложить студентам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности На стадии рефлексии можно предложить студентам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности

Стратегия «Отсюда – сюда» Группа получает общее задание по теме Каждый член группы получает «свой» объект исследования Сбор информации об объекте Обмен информацией в группе Выделение общего для запоминания основной части таблицы Заполнение таблицы Написание совместного исследования по теме Презентация исследования

Приемы по развитию навыков решения проблем Мозговой штурм Мозговой штурм Карусель. Групповая работа. Проблемные вопросы или задания по количеству групп. Каждая пишет свое решение и передает по кругу дальше Карусель. Групповая работа. Проблемные вопросы или задания по количеству групп. Каждая пишет свое решение и передает по кругу дальше

Приемы по развитию навыков ведения дискуссии Ролевая игра Ролевая игра Перекрестная дискуссия Перекрестная дискуссия Полемический диалог Полемический диалог Метод углов (учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре аудитории, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе) Метод углов (учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре аудитории, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе) 6 шляп (чтобы мыслить – в соответствии с цветом шляпы, учащийся доказывает ту или иную точку зрения) 6 шляп (чтобы мыслить – в соответствии с цветом шляпы, учащийся доказывает ту или иную точку зрения) Аквариум Аквариум

АКВАРИУМ Рыбки Ведущий Наблюдатель Наблюдатель Эксперт Эксперт Эксперт Эксперт

Приемы по развитию навыков представления своего мнения и учета иного мнения Семинары совместного редактирования. Автор текста (реферата) раздает ксерокопии всем участникам семинара. Каждый указывает три момента (по содержанию, стилю, сюжету), которые понравились и три, которые не понравились. Автор тихо записывает и в конце делает отчет о том, что принимает, а что нет. Семинары совместного редактирования. Автор текста (реферата) раздает ксерокопии всем участникам семинара. Каждый указывает три момента (по содержанию, стилю, сюжету), которые понравились и три, которые не понравились. Автор тихо записывает и в конце делает отчет о том, что принимает, а что нет. Создание цепочки (синквейнов, рисунков) передавая друг другу их по кругу. Каждый пишет свой синквейн, развивая мысли предыдущих авторов. Создание цепочки (синквейнов, рисунков) передавая друг другу их по кругу. Каждый пишет свой синквейн, развивая мысли предыдущих авторов. Свободное письмо, эссе Свободное письмо, эссе Зигзаг (взаимообучение) работа в группах сменного состава Зигзаг (взаимообучение) работа в группах сменного состава Методики КСО Методики КСО

СИНКВЕЙН В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными) Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы) Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Прием «перекрестная дискуссия» Я готов применить технологию развития критического мышления на своих занятиях ДАНЕТ Заполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы, обменяйтесь мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, сделайте вывод.

Критическое мышление