Текст. Способы связи предложений в тексте. ЭПИГРАФ Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является, конечно, умение ясно, понятно.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Связь предложений в тексте Изучение нового материала.
Advertisements

Связь предложений в тексте Изучение нового материала.
Связь предложений в тексте Повторение материала. Вспомним определение текста Текст – от лат. textum, что значит Текст – от лат. textum, что значит Текст.
Текст и его построение. Признаки текста Текст- от лат.textum- ткань; связь,соединение Текст – это несколько предложений или абзацев,связанных в целое.
Презентация Конкурс «Как живешь, слово?» Лебедева Нина Георгиевна.
К АК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР !. Как прекрасен этот мир! Кругом чисто, красиво. Колокольчики звенят. Птицы поют. Белки прыгают. Люди ухаживают за миром. Деревья.
Текст как законченное целостное высказывание. Признаки текста Наличие темы и основной мысли Наличие темы и основной мысли Наличие или возможность заголовка.
Урок развития речи в 5 классе Шестакова Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 1 г.Данилов 2011 год.
Текст как законченное целостное высказывание Элективный курс по русскому языку в 9 классе.
Урок развития речи. Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»
Цель урока: 1. Научить писать сочинение- описание на материале непосредственных наблюдений. 2. Научиться правильно и последовательно излагать мысли, обобщать.
Урок развития речи ТЕКСТ. Цель урока ЗНАТЬ: Основные признаки понятия ТЕКСТ Основные признаки понятия ТЕКСТ ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ: строить текст строить.
Кто такой Буратино? Это веселый, длинноносый, деревянный человечек. Он сумел найти и отпереть золотым ключиком дверцу, за которой находилась волшебная.
Весеннее солнце ……. ярче. Глагол cлово речь Весна, поет, солнечный, спел, ручеек, ласковый, споет.
Тема урока Сочинение – описание картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».
ПодлежащееСказуемое Обозначает предметОбозначает действие и признак предмета Отвечает на вопрос именительного падежа кто? что? Отвечает на вопросы Что.
Весна Еще недавно все вокруг было белым-бело. Но вдруг! Что такое? Снег начинает таять… Видишь, его становится все меньше?
Текст. Способы и средства связи предложений в тексте. Текст. Способы и средства связи предложений в тексте.
СОЧИНЕНИЕ по картине В.Д.Поленова «Первый снег» Составила учитель нач. кл. Доронкина Людмила Владиславовна МБОУ СОШ 13 г.Калуги.
Транксрипт:

Текст. Способы связи предложений в тексте

ЭПИГРАФ Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить на своем языке. Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить на своем языке. Л.Н. Толстой Л.Н. Толстой

Разминка КЯЫЗ КЯЫЗ ЩИОБЕНЕ ЩИОБЕНЕ ЧЬЕР ЧЬЕР КТЕСТ КТЕСТ НЛВАИКГИСИТ НЛВАИКГИСИТ ЯЗЫК ОБЩЕНИЕ РЕЧЬ ТЕКСТ ЛИНГВИСТИКА

Вспомним определение текста Текст – от лат. textum, что значит Текст – от лат. textum, что значит Текст - это группа предложений, Текст - это группа предложений, Предложения связаны между собой Предложения связаны между собой Текст создается для Текст создается для ткань, связь, соединение. объединенных в целое одной темой. по смыслу и грамматически. по смыслу и грамматически. выражения мысли. выражения мысли.

БУРАТИНО

Последовательная или цепная связь Последовательная или цепная связь: Последовательная или цепная связь: (1)Передо мной иллюстрация художника Л. Владимирского к повести-сказке А. Н. Толстого Золотой ключик…. (2) На иллюстрации изображен Буратино. (1)Передо мной иллюстрация художника Л. Владимирского к повести-сказке А. Н. Толстого Золотой ключик…. (2) На иллюстрации изображен Буратино. (3) Буратино получает в подарок от Черепахи Тортилы золотой ключик. (3) Буратино получает в подарок от Черепахи Тортилы золотой ключик. 123

Прочитайте тексты. Подчеркните сцепляющие слова. За окошком зимний сад. За окошком зимний сад. Там листочки в почках спят. Там листочки в почках спят. И листочки те во сне И листочки те во сне Размечтались о весне. Размечтались о весне. (И. Токмакова) (И. Токмакова) Висит за окошком Висит за окошком Кулёк ледяной. Кулёк ледяной. Он полон капели Он полон капели И пахнет весной. И пахнет весной. (Т. Белозеров) (Т. Белозеров)

МЕСТОИМЕНИЯ- НАРЕЧИЯ Местоимения-наречия - слова, которые указывают на признак действий (где, когда, там, почему-то и др.). Эти местоимения дополняют разряды определительных (везде, всегда), указательных (так, туда), вопросительных, относительных (где, зачем), неопределенных (где-то, когда- либо) и отрицательных (нигде, никогда) местоимений. Местоимения-наречия - слова, которые указывают на признак действий (где, когда, там, почему-то и др.). Эти местоимения дополняют разряды определительных (везде, всегда), указательных (так, туда), вопросительных, относительных (где, зачем), неопределенных (где-то, когда- либо) и отрицательных (нигде, никогда) местоимений.

Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. А. Да это белка! А. Да это белка! Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек. Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек. В. Как она очутилась в городе? В. Как она очутилась в городе? Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски. Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.

Параллельная связь Весна в лесу. (1) Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. (2) Звонко поют птицы. (3) Звенят под деревьями весенние ручейки. (4) Смолой пахнут набухшие почки. (1) Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. (2) Звонко поют птицы. (3) Звенят под деревьями весенние ручейки. (4) Смолой пахнут набухшие почки. Параллельная связь: Параллельная связь: 1 234

Найдите предложение, которое должно быть первым в данном тексте, подчеркните. Вставьте пропущенные буквы. Лё…кий в…терок шов…лил ярко- зелёные лист…я дерев…ев. Белые обл…чка бр…дили в голубом небе. Утро было свежее, чистое. А ласковое со…нце д…пилот…про и наполняло сердце радостью. 1 0

ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Последовательная связь предложений: Последовательная связь предложений: 1.…Н 1.…Н 2. Д…Н 2. Д…Н 3.Д…Н 3.Д…Н Параллельная связь предложений: Параллельная связь предложений: 2.Д…Н 2.Д…Н 3.Д…Н 3.Д…Н 4.Д…Н 4.Д…Н

Тест «Текст. Способы связи предложений в тексте» 1. Определите текст, в котором предложения соединены последовательной связью. Обведите номер правильного ответа. 1. Определите текст, в котором предложения соединены последовательной связью. Обведите номер правильного ответа. 1) 1. Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. 2. Солнце сияло. 3. Снег лежал ослепительной пеленою на обозримой степи. 4. Лошади были запряжены. (А.С. Пушкин) 1) 1. Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. 2. Солнце сияло. 3. Снег лежал ослепительной пеленою на обозримой степи. 4. Лошади были запряжены. (А.С. Пушкин) 2) 1. Я соскочил с телеги, нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. 2. На ней была надпись черной краской. (По К. Паустовскому) 2) 1. Я соскочил с телеги, нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. 2. На ней была надпись черной краской. (По К. Паустовскому)

Тест «Текст. Способы связи предложений в тексте» 2. Определите текст, в котором предложения соединены параллельной связью. Обведите номер правильного ответа. 2. Определите текст, в котором предложения соединены параллельной связью. Обведите номер правильного ответа. 1) 1. Вечером резко похолодало. 2. Солнце скрылось в облаках и перестало согревать землю. 1) 1. Вечером резко похолодало. 2. Солнце скрылось в облаках и перестало согревать землю. 3. Дождь постепенно превращался в мокрый снег. 4. Усиливающийся северный ветер навевал тоску. 3. Дождь постепенно превращался в мокрый снег. 4. Усиливающийся северный ветер навевал тоску. 2) 1. Музей, к сожалению, был закрыт. 2. Около его дверей с корзиной рыбы сидела худая женщина. 3. Она спозаранку шла на базар, присела на стёртые ступени. (По К. Паустовскому) 2) 1. Музей, к сожалению, был закрыт. 2. Около его дверей с корзиной рыбы сидела худая женщина. 3. Она спозаранку шла на базар, присела на стёртые ступени. (По К. Паустовскому)

3. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? Обведи номер правильного ответа. А. Слов нет, красива летняя берёза, но почти вся её привлекательная белизна скрыта листьями. А. Слов нет, красива летняя берёза, но почти вся её привлекательная белизна скрыта листьями. Б. Осенняя тоже отвлекает нас листьями – оранжевыми, жёлтыми, малиновыми. Б. Осенняя тоже отвлекает нас листьями – оранжевыми, жёлтыми, малиновыми. В. Зимняя берёза смотрится холодно: ведь мы поднимаем на неё глаза от снега. В. Зимняя берёза смотрится холодно: ведь мы поднимаем на неё глаза от снега. Г. Белый цвет сливается с белым. Г. Белый цвет сливается с белым. Д. Самая притягательная берёза – весенняя. Д. Самая притягательная берёза – весенняя. Е. Судите сами. Е. Судите сами. Ж. Зато весенняя берёза вся доступна взгляду и раскрывается передо мною: белый ствол, белые ветви, обласканные солнцем, и веснушки – на стволе, на ветках… Ж. Зато весенняя берёза вся доступна взгляду и раскрывается передо мною: белый ствол, белые ветви, обласканные солнцем, и веснушки – на стволе, на ветках… З. Весёлая берёза. З. Весёлая берёза. Варианты ответа: Варианты ответа: 1) А Б В Г Д Е Ж З. 2) А Б В Г Ж Е Д З. 3) Д Е В Г А Б Ж З. 4) Д Е А В Г Б Ж З.

Подведем итоги Какую связь предложений в тексте отражают схемы: Какую связь предложений в тексте отражают схемы:

Домашнее задание Словесная зарисовка на тему «Весна». Словесная зарисовка на тему «Весна». 1 вариант – последовательная (цепная) связь предложений. 1 вариант – последовательная (цепная) связь предложений. 2 вариант – параллельная связь предложений. 2 вариант – параллельная связь предложений.

РЕФЛЕКСИЯ - Я вспомнил(а), что… - Я вспомнил(а), что… - Я понял(а), что… - Я понял(а), что… - Было интересно… - Было интересно… - Особенно понравилось… - Особенно понравилось… - Вызвало затруднение… - Вызвало затруднение… - Было сложно… - Было сложно… - Нужно выучить… - Нужно выучить… Каким выражением можно оценить работу на уроке: Каким выражением можно оценить работу на уроке: - корень учения горек, да прод его сладок; - корень учения горек, да прод его сладок; - глаза боятся, а руки делают? - глаза боятся, а руки делают?