Географическое положение Село Хуртага Закаменского района находится в 60 км. от районного центра г. Закаменск и 410 км. от г. Улан-Удэ. Протяженность с.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Никитино живая легенда Кубани. В сентябре 2011года мы побывали в поселке Никитино, Мостовского района. Красота этих мест поразила нас!
Advertisements

Население Сибири в средние века Грибанова Ольга Михайловна учитель истории МОУ Русановская ООШ 2009 г.
ПРИРОДНЫЙ ПАРК "НУМТО" Выполнила: Черевко Анастасия Группа: ПВД-215.
Озеро Байкал Жемчужина Сибири. Географическое положение Байкал находится в центре Азиатского континента на границе Иркутской области и Республики Бурятия.
Монголия – страна гор и равнин. Можно выделить горный запад и равнинный восток. Горные хребты относятся большей частью к системе Алтая и носят название.
Актуальность исследования Судьба народов Северного Кавказа, их история в последние несколько столетий тесно связана с судьбой народов Российской империи,
«Помни: мира не узнаешь, не зная края своего». М. Горький МБОУ Усть-Таркская СОШ С. Усть-Тарка, Новосибирской области. Работу выполнили ученицы 8 «Б» класса.
Музей путешествий Выполнил: ученик 3 «Б» класса МБОУ СОШ 1 г.Демидова Чистенин Егор Руководитель:Калинина Н.Г.
Выполнила ученица 8 «в» класса Сизова Анастасия. Цель работы Узнать о природе Приморского края.
Никто не забыт, и ничто не забыто! Их имена навеки в памяти народной…
Озеро Байкал Байка́л озеро тектонического происхождения в южной части Восточной Сибири, самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар.
Интересное о нашем крае Краеведческий проект. Выполнили : ученицы 9 а класса Воинова Анастасия, Горелик Надежда. Руководитель проекта: Смольянова С.В.
Биологические ресурсы - разновидность природных ресурсов и составная часть национального богатства любой страны.
Особенности природы Урала.. Уральские горы состоят из невысоких хребтов и массивов. Наиболее высокие из них, поднимающиеся выше м, располагаются.
Западная Сибирь. Географическое положение Определите место Западной Сибири на карте России С какими районами граничит? Протяженность с севера на юг и.
Реки и озёра России Легенды и мифы. Немного об озереНемного об озере Байка́л озеро тектонического происхождения в южной части Восточной Сибири, самое.
Деревня Куселярово расположена в живописном месте. Интересное географическое положение : на левом берегу на первой надпойменной террасе долины реки Юрюзань.
Именем Суворова наречённый. Две с половиной тысячи лет назад на берегу залива Чёрного моря, который позже превратился в хорошо известный нам Витязевский.
Географическое положение села Наше село расположено в западной части Пестяковского района, который занимает юго- восточную часть Ивановской области и.
Плюснина Валерия 4 А. «Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО»
Транксрипт:

Географическое положение Село Хуртага Закаменского района находится в 60 км. от районного центра г. Закаменск и 410 км. от г. Улан-Удэ. Протяженность с юга до севера более 80 км., с запада до востока – 30 км. С южной стороны граничит с Монголией. На западной стороне располагается земли, принадлежащие СПК «Хамней», с восточной стороны находится село Усть- Бургалтай. Территория села Хуртаги расположена на юге Республики, в поясе гор Южной Сибири. Село расположено в горной котловине, окружено со всех сторон горными хребтами. От главной дороги Улан-Удэ- Закаменск - 3 км.

Основные природные ресурсы Основными природными ресурсами является древесина, минеральные ресурсы(аршаны), песок, глина, ягода. Разнообразны растительный и животный мир. Из растений особое значение имеет лиственница, как строительный материал. У бурят целебные свойства минеральных источников воплощены в образе «живой воды», способной исцелять больных, наделять силой уставших. Горно-лесные пространства используются как богатые пушные угодья- белки, хищные, куропатки, есть и копытные. Много медведей, а численность косуль снизилась. Промысловое значение имеет кабарга. Она, кроме мяса, дает и шкуру, и ценный мускус (кабарговую струю), имеющий ценные лечебные свойства. Встречаются дикие кабаны.

Дата возникновения В родословных хрониках хуртагинских и бургалтайских бурят говорится, что их предки прибыли в Закамну из Западной Монголии, местности Хонин-Хотогойто еще в 1261 году. Тогдашние пришельцы выбрали по долине реки Джиды для постоянного жительства местности Омойхо, Шомойхо и Хуртагын-Адаг. К началу массового заселения территории Закамны, в частности Хуртаги, здесь жила небольшая группа оолэд- хамниганов(унгэд- хамниган)

Легенда о Минаахай. Легенда о происхождении с. Хуртага По устному народному преданию название села произошло от слова хур- тарган, что означает богатство, изобилие Предания о монгольском происхождении закаменских бурят основаны на событиях, произошедших в веках – времени после установления русско-китайской границы. Надо полагать, что этническая группа, которая живет в Хуртаге относится к составу хо-хо – потомка. Прибывшего из Тушетуханского аймака. В многочисленных исследованиях исследователей есть версия, хо-хо-1 проживали в Хуртаге, хо-хо-2 в Омойхо и Шомойхо. По преданию, в это же время изгнанные монгольские племена заселяли некоторые районы Бурятии. Один из представителей этих племен Минаахай со своей семьей обосновался на берегу озера Гусиное. В один день черная птица напала на одного из сыновей и ранила его. Сын умер от ран. Минаахай решил идти дальше. Долго шел, выбирая для семьи место, и выбрал красивое место с маленькой речкой, окруженной горами. Это была Хуртага. Жил в это время в местности Наринай Добо Хангид- зарин по имени Гэмсэн, из рода оолэд – хамниган. Узнав, что ему осталось недолго жить, решил испытать своих сыновей. На одной из гор, окружающих село с правой стороны, Хангид –зарин нашел четыре дерева и сделал на них отметины. Спустившись вниз, он приказал своим сыновьям: «На горе, которая находится на правой стороне, я сделал на четырех деревьях пометки. Найдите эти деревья и сделайте саха- помост» И вот сыновья сделав саха из трех деревьев, спустились. Узнав это Гэмсэн –Бал рассердился и попросил Минаахай. Минаахай нашел эти деревья и сделал саха. Довольный этим Хангид-зарин перед смертью завещал: «Род Минаахай я буду оберегать в течение нескольких тысячелетий, а род оолэд-хамниган уничтожу до корня». С тех пор живут несколько поколений в Хуртаге потомки Минаахай. А на месте захоронения Хангид-зарина наше сельчане совершают культовые моления.

Легенда о происхождении Омойхо и Шомойхо Во время заселения этих мест изгнанными народами Монголии примерно в начале 18 века, прибыл сюда лама по имени Жамбаасан Гэгээн и дал названия Омойхо и Шомойхо. Чуть позднее стали называть Омойхо- Баян гол, а Шомойхо – Ноен гол. По предположениям старожилов, долина Омойхи шире и богаче-баян, а выходцы из Шомойхи возглавляли в 30-х годах артели и коммуны и поэтому назвали Ноен-гол. Затем стали называть прежними названиями.

Легенда о святой горе Ухэри (Ухэриин тообии) Есть на границе Хуртаги и Усть-Бургалтая горная местность Ухэри. По рассказам старожилов, жила когда-то здесь бабушка Мотоон, которая была шаманкой. Перед смертью сказала, что будет освящать дорогу путнику (Хун зоной харгы самые арюудхажа пуухаб».А сейчас выходцы из Омойхо, Шомойхо, Жалга, Хурайн-Адаг и соседнего села Усть-Бургалтай на этой священной горе проводят молебен. Уходя в армию юноши брали с собой горсточку земли из этих мест.

Легенда об аршане «Самсал» Среди высоких красивых гор расположено село Хуртага. Она богата, как и другие села Закамны: природой, целебными источниками. Недалеко от села в 6 км., в живописной местности Аршаантай находится Шэбшын жалка. По этой впадине находится целебный источник. В 1994 году юные краеведы школы под руководством Доржиевой Г.Б. записали легенду о аршане «Самсал» у ветерана войны и труда Цыретрова Дондока Андреевича. В конце 19-го столетия в местности Хажуу жил богач. У него было много лошадей, коров, овец и коз. По склонам гор пасла овец и коз этого богача женщина – батрачка по имени Шарлуу. Она страдала болезнью желудка. Утоляя голод и жажду, она пила воду, которая била ключом из под скалы. Ничего не подозревая, она выздоровела, почувствовала себя полной сил, легкой и здоровой..И с тех пор жители нашего села пьют аршан, как целебный. В конце 20-х годов прошлого столетия старейшины села пригласили для освящения трех лам из Бургалтайского дацана. Ламы читали в течение нескольких часов молитву и на истоке этого аршана установили божницу «Отошо бурхан». Каждое лето наши односельчане и жители других сел отдыхают на аршане, который хорошо помогает при болезнях желудочно-кишечного тракта, простудных болезнях и болезнях глаз.

Легенда о святой горе «Даниин тообии» Юноша из рода Данитан привел жену из Тунки. Невесту звали Санжай- Ханда, почему-то родственники юноши возненавидели свою невесту. Ей было 25 лет, когда она умерла. Говорят перед смертью сказала: « Бэри орпондо пайн байхаб, хари харита шопен басагадые харахагуйб» ( Буду оберегать невесток со стороны, но не буду покровительствовать девушкам, вышедштим замуж на чужбине). С тех пор род Данитан молятся своей невесте, просят о благополучии и преподносят жертву – барана. Шомойхын бунхан Почти все географические названия окрестностей Хуртаги являются местными. Слово «бунхан» (гора) слово тибетское, переводится – гробница, усыпальница. Думаем, что слово заимствовано монгольскими кочевниками из тибетского языка. Шомойхын бунхан. У подножья горы жил лама по имени Шойдон- Бальжи и предчувствуя свою смерть, он сказал, что «Амитан бугэдэнэй буян хэшэгынь арьбадхажа байхаб» ( Я буду оберегать жизнь и благополучие всех живых существ). После смерти, говорят, стал он хозяином этой горы. И жители нашего села проводят молебен.

Памятные исторические события, связанные с историей села. Историческая хроника Из рассказов о событиях гражданской войны, ветерана труда Митаповой Дулмы Доржиевны: « Весной 1926 года остатки отряда барона Унгерна отступали от наседавших частей Красной Армии под командованием Щетинкина. Когда части барона Унгерна расположились на привал в местности Тужа, последовала внезапная атака отряда Щетинкина. С боями белые отступали к местности Хушуун и дальше в сторону реки Хамней. В течение нескольких суток шла перестрелка, и местные жители были вынуждены были скрываться в лесу за рекой Джидой. Похоронив поспешно погибших в братской могиле остатки барона отступили в сторону реки Хамней, а некоторые ушли в Монголию через местность Омойхо. До сих пор лежит тот большой камень, у которого расположились на привал отряд барона Унгерна» год. Были образованы первые артели. В местности «Самсал» - «Улан-Одон». Председателем был Жалсанов Лубсан- Доржо. Имени Сталина в Хуртаге. Первым председателем был Сундуев Цыден Ганжурович. «Хубисхал»- в местности Хурайн- АДАГ, Председатель- Дамбаев Арсалан Булсуевич. « Наран _ Сэсэг» в местности Омойхо и Шомойхо год. Слияние двух артелей «Улан- Одон» и «им. Сталина» в одну и стала колхозом «Улан Хуртага « возглавил его Сундуев Ц. Г.

1936 год. Все артели объединились и был создан колхоз им. Молотова. Возглавил колхоз Бидагаев Баян и затем Гончиков Даша г.г. Из села Хуртаги ушли на войну более 130 человек, из них погибли на полях сражениях более 60, вернулись домой около 70 человек год. Колхоз им. Молотова (Хуртага ) и колхоз им. Калинина (Хамней) объединились в колхоз им. Сталина с центральной усадьбой в с. Хамней год. Колхоз им. Сталина переименован в колхоз им. 22 партсъезда 1971 год. Открытие клуба год. Открытие детского сада год. Колхоз им. 22 партсъезда переименован в совхоз «Хамнейский» 1990 год. Хуртага (отделение 2 ) отделилась от совхоза «Хамнейский» и стала самостоятельным совхозом «Хуртагинский» 1992 год. Совхоз «Хуртагинский» реорганизован в АКХ «Хуртага» 1996 год. Отрытие спортивного зала г.г. Строительство новой школы народным методом год. 70-летний юбилей средней школы год. 75-летний юбилей школы год. 1 детские, зимние спортивные игры школьников 2008 год. Открытие и освещение субургана.