Проблемы современного языкового образования в школе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Advertisements

УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Семинар для педагогических работников МБОУ «СОШ 5» г.Усинска.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА. Методическая работа в 2014/2015 учебном году направлена на реализацию методической темы: «Создание условий, способствующих повышению.
Методическое сопровождение введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в МОБУ « СОШ 1 им. А. П. Гайдара.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Васильченкова Т.В., зав.кафедрой ТОВиДО РИРО, 2015.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Достижение метапредметных результатов образования и способы их оценивания средствами УМК «Русский язык» под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.
Условия и ресурсы реализации личностных результатов, формирующие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Поведники.
Метапредметные результаты обучения русскому языку на современном этапе (по ФГОС ООО)
Познавательные универсальные учебные действия. Старшая школа.
ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Нормативная база ФГОС ООО – приказ Минобрнауки РФ утверждён зарегистрирован Минюстом
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ «СОШ 6 ГОРОДА НЯНДОМА»
Транксрипт:

Проблемы современного языкового образования в школе.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ Языковое образование реализуется преимущественно на предметах гуманитарного цикла, без интеграции усилий всех педагогов и родителей. Тенденция к технологизации образовательного процесса. Доминирование невербальных (тестовых, алгеброизированных, компьютеризированных) форм обучения и контроля. Низкий уровень читательской грамотности и качества чтения. Нарушение единого орфографического режима и отсутствие контроля со стороны всех педагогов за соблюдением обучающимися языковых и речевых норм.

СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ Кризис культуры слова.

Причины утраты традиционной для русской культуры «словоцентричности» Расширение информационно-коммуникативного поля, господство массовых форм интернет- коммуникации. Тенденция к господству визуализации.

Областной сетевой проект «Языковое развитие личности в системе общего образования в условиях реализации ФГОС»: планирование и организация экспериментальной деятельности

Цель Цель сетевого проекта: создание системы по развитию языковой личности обучающихся.

Основные направления: Развитие языковой личности обучающихся в урочной деятельности. Развитие языковой личности обучающихся во внеурочной деятельности. Развитие языковой личности обучающихся в воспитательной работе.

Обеспечение реализации программы экспериментальной деятельности МАОУ Казанская СОШ: ресурсное (кадровое, материально- техническое, психолого-педагогическое, информационное и др.); программно-методическое; операционно-деятельностное; управленческое;

Этапы эксперимента (преемственность в развитии языковой личности) 1-4 классы (формирование языковой личности в системе начального образования) 5-9 классы (развитие языковой личности в системе основного (неполного) образования) классы (развитие языковой личности в старшей школе). Результаты предметные, метапредметные, личностные. Единые контрольные работы метапредметной направленности в рамках ВШК

Понятие «Языковая личность» Языковая личность с точки зрения лингвистики – это языковые способности и характеристики человека, благодаря которым он может создавать и понимать различные по сложности, глубине и цели тексты.

Когнитивный Вербально – семантический (владение естественным языком, знание норм устной и письменной речи) I II III Прагматический (переход к осмыслению реальной деятельности в мире) Модель языковой личности (по Ю.Н. Караулову) (понятия, идеи, развитие интеллектуальной сферы)

Владение «обыденным» языком - Готовность осуществлять выбор слов; -готовность к устной речи; -готовность к письменной речи; -качество чтения; - готовность производить и воспринимать тексты повседневного использования; готовность к монологическому выступлению. I –Вербально – семантический (владение естественным языком, знание норм устной и письменной речи)

Осознанное использование языка - Готовность искать, понимать и перерабатывать информацию в тексте; - готовность придавать высказыванию модальную окрашенность; - готовность к аргументации; - готовность к передаче содержания чужой речи; -готовность целенаправленно строить высказывания, достигающие заданного эффекта; II – когнитивный уровень

- Готовность к медленному чтению; Управление речевым поведением и готовность к эстетическому восприятию текста - готовность эстетического анализа текста; - готовность к прогнозированию сюжетных ходов текста; - готовность к художественной критике III – Прагматический (мотивационный) уровень

Уровень языковой личности Показатели уровня Единицы уровня Тесты, методики, методы 1. Вербально- семантический Владение системой языка, нормами устной и письменной речи, языковыми средствами выражения значений Слова и их значения Наблюдение Экспертная оценка устной и письменной речи, продуктов речевой деятельности (анализ письменных текстов разных жанров, стилей. 2. Когнитивный Сформированность упорядоченной, более или менее систематизированной «картины мира, отражающей иерархию ценностей личности; Уровень интеллектуальной сферы личности, выход через язык, через процессы говорения и понимания к знанию, сознанию, процессам познания; Сформированность понятийного мышления; Наличие языковой и речевой рефлексии. Понятия, идеи, концепты (концептуальны е единицы) Тест «Исключение лишнего» (3 класс) Разработчик – Лаборатория azps.ru ШТУР, 1-5 субтесты «общая осведомленность», «аналогии», «классификация», «обобщение» (10 класс) Тест структуры интеллекта Амтхауэра, 1-4 субтесты «вербальное мышление» (11 класс) Тест Зиверта на определение коэффициента языкового интеллекта у детей подросткового, юношеского возраста (от 14 лет) Тест на языковое чутье. (от 14 лет) Разработчик – Лаборатория azps.ru 3. Прагматический Деятельностно- коммуникативные потребности личности (переход в анализе языковой личности от оценок ее речевой деятельности к осмыслению реальной деятельности в мире) (Ю.Н.Караулов) Система целей, мотивов, установок и интенций личности Экспертная оценка участия в коммуникативных ситуациях (конференции, конкурсы и др.) Тест коммуникативных умений Михельсона. Тест оценки уровня общительности Ряховского. «Опросник самоактуализации» (тест САМОАЛ) Э. Шостром

Типы языковой личности (по И.А. Стернину) Элитарный Среднелитературный Разговорно-просторечный Профессионально-ограниченный ФГОС начальной и основной школы сориентированы на среднелитературный тип языковой личности как норму.

Функции языка коммуникативная (средство общения) познавательная (средство обучения, способ познания мира, разных областей знаний) мыслеформирующая (язык как универсальный способ речевого мышления и преобразования сознания, постижения и порождения смыслов) миро моделирующая (язык как носитель и выразитель общественного сознания, освоения языковой картины мира и через нее – создания личной ценностной картины мира)

Схема организации и анализа процесса языкового развития личности: Факторы (что надо?) Условия (что есть?) Содержание Технологии Механизм Результат (продукты)

«Формирование универсальных учебных действий» «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» «Основы смыслового чтения и работа с текстом» (Основная образовательная программа.) Междисциплинарные учебные программы

Ориентация на метапредметный подход Языковое развитие школьников - один из путей к синтезу: когнитивной и ценностно-смысловой парадигм гуманитарного и естественнонаучного образования. Ведущий метод организации познавательного процесса на предметах гуманитарного и естественнонаучного образования и во внеурочной деятельности по предметам – текстовая деятельность, основная единица обучения - текст как явление гуманитарной культуры и механизм, управляющий процессом понимания.

Текст – основа создания речевой среды, формирующей «языковую личность» Ю.Н.Караулов

Связь текста с видами речевой деятельности Чтение СлушаниеПисьмо Говорение Текст как объект восприятия Текст как речевой продукт Текст как процесс общения адресата и адресанта

Уровень 1 - общая ориентация в тексте, использование явно заданной информации: поиск и выявление в тексте информации, представленной в явном виде, а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (общее понимание того, что говорится в тексте, понимание основной темы и идеи). Уровень 2 - глубокое понимание текста, интерпретация и преобразование информации, анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте неявно, установление связей, не высказанных в тексте напрямую, формулирование более сложных выводов и оценочных суждений. Уровень 3 - применение информации в учебно- практических задачах и создание собственных текстов. Уровни читательской грамотности (динамика формирования способов деятельности)

Цель - определение уровня сформированности читательских умений и способов деятельности как наиболее важных составляющих метапредметных результатов обучения. Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, заниматься целенаправленным чтением для расширения своих знаний и возможностей, участия в социальной жизни. (PISA) Диагностика читательской грамотности

Методические принципы организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС Системный подход и преемственность в формировании УУД всеми педагогами ОУ (реализация междисциплинарных программ). Формирование УУД на конкретном предметном содержании в урочной и внеурочной деятельности, воспитательной системе школы. Использование продуктивных педагогических технологий. Использование интеграционных методик. Использование индивидуальных и групповых форм работы.

Языковое развитие личности должно базироваться на: глубинном понимании духовной сущности языка всеми участниками образовательного процесса (учителями, учащимися, родителями), осознанном ценностном отношении к языку как индикатору культуры, универсальному инструменту общего развития личности, освоения культурологических, национальных и онтологических ценностей, которые должны стать в результате процесса интериоризации (Л.С. Выготский) ценностно-смысловым обретением личности. ! Обязательное планирование работы по семейному речевому воспитанию.

Развитие языковой личности в урочной деятельности. Мероприятия Моделирование и реализация программно-методического обеспечения УВП по внедрению современных образовательных технологий развития языковой личности; преподаванию предмета «Риторика», факультатива «Удивительный мир слов» в 1-4 классах; формированию метапредметных компетенций языковой личности; использованию информационных технологий и электронных дистанционных образовательных ресурсов. Формирование норм речевого этикета и основ речевого поведения на уроках риторики, занятиях факультатива «Удивительный мир слов» в 1-4 классах. Формирование ключевых для развития языковой личности компетенций (лингвистической, языковой, коммуникативной) Использование компетентностных форм, методов и приёмов развития языковой личности на уроках Совершенствование навыков работы с текстом Обучение разным видам анализа текста

Развитие языковой личности в урочной деятельности. Мероприятия Обучение разным приёмам информационной переработки текста Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках. Проведение цикла семинаров, мастер-классов, открытых уроков по внедрению образовательных технологий развития языковой личности обучающихся: Пед. совет «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом в условиях введения ФГОС», январь Областной семинар на базе школы, март 2015 г. Формирование банка дидактических материалов, методических рекомендаций Работа творческих (проблемных) групп учителей. Соблюдение единого орфографического режима в школе и др.). Семинар для учителей «Учимся говорить красиво»

Развитие языковой личности во внеурочной деятельности. Проведение предметных недель. Проведение олимпиад и интеллектуальных конкурсов. Проведение научно-практической конференции и конкурсов исследовательских работ. Реализация программы «Одарённые дети». Проведение выставок, рефератов, докладов, сочинений. Защита проектов. Реализация проекта «Театральная весна».

Библиотека как центр коммуникации. Реализация проекта «Человек читающий». «Почитаем классику вместе…» Уроки чтения с обсуждением.

Развитие языковой личности в воспитательной работе. Внедрение современных коммуникативных технологий в практику классных руководителей. Формирование ценностного отношения к языку через цикл классных часов, бесед. Развитие языковой личности обучающихся в развивающей досуговой деятельности. Изучение языковой среды школьников (диагностика, развитие, коррекция). Семейное речевое воспитание.

Критерии результативности: Уровень сформированности речевой деятельности. Уровень сформированности УУД ( познавательных и коммуникативных) Уровень сформированности ключевых компетенций языковой личности. Уровень речевой культуры и речевого поведения. Качество знаний обучающихся.

ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ И УДАЧИ!