Порядок разработки компетентностной модели выпускника Методические рекомендации Пермский национальный исследовательский политехнический университет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Advertisements

Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
«Разработка предложений по уровням сформированности компетенций и методикам оценки достижения определенного уровня» Кафедра МПТЭ.
Структура УМК дисциплин, реализуемых по ФГОС 3 поколения.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
Разработка вузами основных образовательных программ.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НОВЫМ ФГОС.
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ И ПРОГРАММАХ А.А. Шехонин, проректор В.А. Тарлыков, профессор Национальный исследовательский.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ПАСПОРТА КОМПЕТЕНЦИЙ ЗАВ. УМО СМИ РЕАВИЗ Е.Ю. СЫРЦОВА.
Российский государственный университет туризма и сервиса ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ФГОС ВПО (для текущего контроля.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Главный документ в университете – образовательная программа.
Транксрипт:

Порядок разработки компетентностной модели выпускника Методические рекомендации Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Компетентностная модель выпускника (КМВ)– это совокупность планируемых образовательных целей и результатов освоения ООП, включающая перечень общекультурных и профессиональных компетенций и описание их структуры. Определение КМВ входит в качестве обязательного документа в состав ООП вуза по направлению и уровню подготовки ВПО

Компетентностная модель выпускника вуза КОМПЕТЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КМВ КМС КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ВУЗА КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА РАБОТОДАТЕЛИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВУЗЫ ФГОС ВПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Основание для разработки ФГОС ВПО по направлению (специальности) и уровню подготовки СТУ СОС «Компетентностная модель выпускника. Правила разработки и оформления» Методические рекомендации ПНИПУ

Участники разработки Преподаватели выпускающей кафедры Представители основных работодателей Преподаватели профильных кафедр, участвующие в реализации данной ООП КМВ – результат коллективного проекта

Структура КМВ Характеристика профессиональной деятельности; Требования к результатам освоения ООП (перечень общекультурных и профессиональных компетенций); Таблица отношений между компетенциями и учебными дисциплинами ООП; Паспорта компетенций. Согласно стандарта университета в состав КМВ входят следующие разделы:

Порядок разработки характеристики профессиональной деятельности (ПД) 1. Определить профиль (специализацию) подготовки выпускников в рамках ООП 2. Изучить раздел 4 ФГОС ВПО 3. В соответствии с разделом 4.1 ФГОС ВПО определить область ПД 4. В соответствии с разделом 4.2 ФГОС ВПО определить объекты ПД

Порядок разработки характеристики профессиональной деятельности (ПД) 5. Из числа приведенных в разделе 4.3 ФГОС ВПО определить конкретные виды ПД, к которым в основном готовится выпускник (не более трех) 6. В соответствии с разделом 4.4 ФГОС ВПО и видами ПД определить задачи ПД 7. Задачи ПД дополнить с учетом профиля ООП и потребностей заинтересованных работодателей

Характеристика профессиональной деятельности (раздел IV) Базовая часть Описание из ФГОС Характеристика профессиональной деятельности Профиль или специализация ООП вуза ФГОСФГОС Виды ПД В1 В2 … ВmВm В m+1 ООПООП Объекты ПД О1 О2... ОnОn О n+1... ФГОСФГОС О ООПООП Область ПД Специфика ООП ООПООП Вариатив- ная часть Задачи ПД ООПООП Задачи В2 Задачи (...) Задачи Вm Задачи В m+1 Задачи В1 Задачи (ПС) ФГОСФГОС Перечень компетенций выпускника

Перечень компетенций выпускника * Базовые часть (ФГОС ВПО) Вариативная часть (ООП) профильно- специализированные ПСК1 ПСК 2... Компетенции Общекультурные Профессиональные ПК i ПК i+1... ПК j ПК j+1 … ПК m … ОК1 ОК2... ОК k … ОП N … (* раздел V – требования к результатам освоения ООП) общепрофессионые по видам деятельности ПК1 ПК2 … ОП z …

Порядок формирования перечня компетенций 1. Из раздела 5 ФГОС ВПО в качестве обязательных при освоении ООП выбираются все общекультурные компетенции, общепрофессиональные компетенции (если имеются) и профессиональные компетенции по выбранным видам ПД 2. В зависимости от профиля ООП и требований работодателей (отраслевых профессиональных стандартов) формулируются и добавляются в перечень профильно-специализированные компетенции, общее количество которых должно удовлетворять требованиям стандарта университета 3. Путем дополнительных исследований актуальности компетенций (например, анкетированием работодателей, выпускников и преподавателей) устанавливается уровень важности каждой компетенции (пороговый, средний, высокий) 4. Сформированный перечень компетенций выпускника с указанием уровня важности оформляется в соответствии с вузовским стандартом

Порядок разработки таблицы отношений компетенции-дисциплины Дисциплины и разделы ООП дисциплин N частей M Часть j -ой компетенции, формируемая в i -ой дисциплине Части компетенций, формируемые в i -ой дисциплине Паспорт j -ой компетенции Компетенции выпускника

Код УЦ ООП Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудоем- кость (Зачетные единицы) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а так же учебников и учебных пособий Коды формируемых компетенций Б.1Гуманитарный, социальный и экономический цикл *) ОК-1 ОК-2 …… Базовая часть *) В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать - уметь - владеть - История, Философия, Иностранный язык и др. Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) Б.2Математический и естественнонаучный цикл *) ОК-3 …… ПК-1 … Базовая часть *) В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать - уметь - владеть - Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) Структура ООП бакалавра (раздел VI)

Б.3Профессиональный цикл*) Базовая (общепрофессиональная) часть *) В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать - уметь - владеть - Безопасность жизнедеятельности и др. Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки (установленные на момент разработки стандарта профили подготовки указаны в Приложении А к данному ФГОС открытым списком) Б.4 ***) Физическая культура 2 Б.5Учебная и производственная практики практические умения и навыки определяются ООП вуза *) Б.6Итоговая государственная аттестация Общая трудоемкость основной образовательной программы 240 Структура ООП бакалавра (раздел VI)

Порядок заполнения таблицы 1. По вертикали расположить перечень дисциплин (по циклам) и практических разделов ООП 2. По горизонтали расположить компетенции 3. Используя таблицу раздела 6 ФГОС ВПО, установить соответствие между компетенциями и дисциплинами с учетом распределения по циклам ЗУВов и компетенций. Процедура выполняется сначала для базовых дисциплин, а затем для вариативных. 4. Подсчитать количество дисциплин, участвующих в формировании каждой компетенции; их общее количество должно соответствовать вузовскому стандарту 5. Подсчитать количество компетенций, формируемых каждой дисциплиной; их общее количество должно соответствовать вузовскому стандарту 6. Необходимо стремиться к равномерному заполнению таблицы 7. Оформить таблицу в соответствии с требованиями стандарта

Таблица отношений компетенции - дисциплины

Порядок разработки паспортов компетенций Дескрипторы уровней (пороговый, средний, высокий) освоения компетенций Карта компетенции Содержательная структура компетенции Таблица оценки результатов обучения в отношении данной компетенции Согласно вузовского стандарта в состав паспорта компетенции входят:

Разработка дескрипторов уровней освоения компетенций 1. Дескрипторы уровней описывают три уровня освоения компетенции – пороговый, средний, высокий 2. При разработке учитываются требования работодателей (отраслевых профессиональных стандартов) 3. При составлении дескрипторов рекомендуется использовать следующие описатели: 1) знание, 2) понимание, 3) умение, 4) анализ, 5) синтез, 6) оценка.

Смысловое содержание описателей 1. Знание: способность воспроизводить основные понятия, правила и принципы, термины, описания методов и процедур изучаемого предмета. 2. Понимание: способность объяснять и интерпретировать факты, правила и принципы, методы и процедуры изучаемого предмета, преобразовывать материалы, делать выводы из имеющихся данных. 3. Умение: способность применять законы, теории, основные понятия и принципы, методы и процедуры изучаемого предмета в конкретных практических ситуациях. 4. Анализ: способность выделять части целого, выявлять взаимосвязи между ними, определять принципы организации целого, проводить различие между фактами и следствиями, а также видеть ошибки в конкретной ситуации. 5. Синтез: способность комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной, предлагает план действий, составлять схемы решения задач в рамках конкретного вида деятельности. 6. Оценка: способность оценивать значение фактов, материалов, результатов деятельности, логику действий, соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности.

Дескрипторы уровней освоения компетенций Уровень освоения компетенции Отличительные признаки Пороговый – воспроизводит термины, основные понятия, – знает методы и процедуры определения физических и механических свойств металлов и сплавов; – способен сопоставить структуру металлов и сплавов с уровнем характеристик физических и механических свойств; – объясняет изменение физических и механических свойств соответствующими изменениями в структуре металлов и сплавов. Средний – выявляет взаимосвязь между структурой и свойствами, – применяет законы изменения структуры сталей и сплавов при термообработке, для целенаправленного изменения физических и механических свойств; – вычленяет главные факторы, влияющие на уровень физических и механических свойств металлических материалов, – оценивает значимость полученных экспериментальных данных и ошибок эксперимента. Высокий – разрабатывает и предлагает план проведения исследования, направленного на установление закономерностей влияния структурного состояния на изменения физических и механических свойств, – формулирует выводы, – оценивает соответствие выводов полученным данным; – оценивает научную и прикладную значимость своей разработки. Компетенция: Способность использовать методы определения характеристик физических и механических свойств металлов и сплавов

Разработка карт компетенций 1. Предварительно с учетом таблицы отношений компетенции- дисциплины распределить планируемые результаты, заданные в форме ЗУВов в разделе 6 ФГОС ВПО, по компетенциям базовой части. Необходимо, чтобы все ЗУВы базовой части были распределены по всем компетенциям (кроме ПСК). 2. В карте компетенции заполнить наименование компетенции, ее код, формулировку и уровень освоения. 3. Заполнить перечень компонентов (ЗУВов из ФГОС ВПО), характеризующих результаты, данной компетенции в рамках ООП 4. В случае необходимости дополнить планируемые результаты (компоненты компетенций). 5. Для ПСК планируемые результаты формулируются самостоятельно в соответствии с задачами ПД, определяемыми профилем (специализацией) ООП. 6. Определяются технологии формирования компонентов компетенций и средства и технологии оценки достигнутых результатов. 7. Карты оформляются в соответствии со стандартом.

Карта компетенций

Разработка содержательной структуры компетенции 1. В соответствии с таблицей отношений компетенции- дисциплины выявить дисциплины и практические разделы, участвующие в формировании данной компетенции. 2. В соответствии с картой компетенции сформулировать части компетенции (дисциплинарные компетенции) и обобщенные результаты освоения, относящиеся к данной дисциплине или практическому разделу. Стараться, чтобы компоненты «знания» и «умения» в большей степени относились к учебным дисциплинам, а «владения» - к практическим разделам ООП. 3. Всем частям компетенций присвоить коды в соответствии с требованиями стандарта университета. 4. Оформить структуры всех компетенций в соответствии с требованиями стандарта университета.

Содержательная структура компетенции

Порядок формирования таблицы оценки результатов обучения 1. Определить технологии оценки качества освоения каждого компонента для каждой части компетенции и компетенции в целом. 2. Предусмотреть возможность оценки образовательных результатов после освоения каждого модуля учебной дисциплины и практического раздела ООП. 3. Заполнить таблицу оценки планируемых результатов образования в соответствии с требованиями стандарта вуза.

Таблица оценки результатов обучения Структура компетенции ПСК-1 Способы оценки Модули (этапы контроля) М1М2М3 Часть 1 (Б.3.В3) ПСК-1.Б.3.В3-з ТТТ ПСК-1.Б.3.В3-у КР ПСК-1.Б.3.В3-в ЛР Интегральная оценкаКР, зачёт Часть 2 (Б.3.В7) ПСК-1.Б.3.В7-з ТТТ ПСК-1.Б.3.В7-у ППКР ПСК-1.Б.3.В7-в ЛР Интегральная оценка Экзамен Часть 3 (Б.3.В8) ПСК-1.Б.3.В8-з ТТТ ПСК-1.Б.3.В8-у ПКРЛР ПСК-1.Б.3.В8-в ЛР Э Интегральная оценка Экзамен Часть 4 (Б.5.П2) ПСК-1.Б.5.П2-з ПСК-1.Б.5.П2-у ПСК-1.Б.5.П2-в Интегральная оценка Отчёт по практике Интегральная оценка компетенции в целом Междисциплинарный курсовой проект, ИГА

Технологии оценки государственный экзамен (ГЭ); зачёт (З); защита выпускной квалификационной работы (ЗВКР); защита практики (ЗП); контрольная работа (К); коллоквиум (Кл); курсовая работа (КР); защита лабораторных работ (ЛР); письменная работа (П); реферат (Р); тестирование (Т); выступление на семинаре (С); экзамен (Э).

Порядок утверждения КМВ 1. Оформить КМВ как отдельный документ ООП в соответствии с вузовским стандартом. 2. Согласовать КМВ с основными работодателями. 3. Рассмотреть и утвердить КМВ на заседании выпускающей кафедры с приглашением преподавателей профильной кафедры, участвующей в данной ООП. 4. Согласовать разработанную КМВ в УОП. 5. Утвердить разработанную КМВ проректором по учебной работе.

Благодарю за внимание!