- фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым (1807–1863).
Количество былинных сюжетов, несмотря на множество записанных вариантов одной и той же былины, весьма ограничено: их около 100.
Выделяют былины, в основе которых: сватовство или борьба героя за жену ( Садко, Михайло Потык, Иван Годинович, Дунай, Козарин, Соловей Будимирович и более поздние – Алеша Попович и Елена Петровична, Хотен Блудович ); борьба с чудовищами ( Добрыня и змей, Алеша и Тугарин, Илья и Идолище, Илья и Соловей-разбойник ); борьба с иноземными захватчиками, в том числе: отражение татарских набегов ( Ссора Ильи с Владимиром, Илья и Калин, Добрыня и Василий Каземирович ), войны с литовцами ( Былина о наезде литовцев ). Особняком стоят сатирические былины или былины- пародии ( Дюк Степанович, Состязание с Чурилой ).
Представители русской «мифологической школы» делили героев былин на «старших» и «младших» богатырей.
«Старшие» (Святогор, Дунай, Волх, Потыка) являлись олицетворением стихийных сил, былины о них своеобразно отражали мифологические воззрения, бытовавшие в Древней Руси.
«Младшие» богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) – обыкновенные смертные, герои новой исторической эпохи, а потому в минимальной степени наделены мифологическими чертами.
Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы (недаром один из первых русских самолетов, обладавший исключительной по тем временам грузоподъемностью, был назван создателями «Илья Муромец»).
Святогор относится к древнейшим и популярнейшим былинным героям. Само его имя указывает на связь с природой. Он велик ростом и могуч, с трудом носит его земля. Этот образ родился еще в до киевскую эпоху, но впоследствии претерпел изменения.
До нас дошли только два сюжета, изначально связанные со Святогором: Сюжет о находке Святогором сумы переметной, принадлежавшей, как уточняется в некоторых вариантах, другому былинному богатырю, Микуле Селяниновичу. Сума оказывается столь тяжела, что богатырь не может ее поднять, надрывается и, погибая, узнает – в этой суме находится «вся земная тягота». Второй сюжет повествует о смерти Святогора, который встречает по дороге гроб с надписью: «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет», и решает испытать судьбу. Едва Святогор ложится, крышка гроба сама наскакивает и богатырь не может ее сдвинуть. Перед смертью Святогор передает Илье Муромцу свою силу, таким образом герой древности передает эстафету выступающему на первый план новому герою эпоса.
Добрыня Никитич – популярный герой былин киевского цикла. Этот герой-змееборец родился в Рязани. Он самый вежливый и воспитанный из русских богатырей, недаром именно Добрыня всегда выступает послом и переговорщиком в сложных ситуациях. Основные былины, связанные с именем Добрыни: Добрыня и змей, Добрыня и Василий Каземирович, Бой Добрыни с Дунаем, Добрыня и Маринка, Добрыня и Алеша.
Алеша Попович – родом из Ростова, он сын соборного попа, самый молодой из знаменитой троицы богатырей. Он смел, хитер, легкомыслен, склонен к веселью и шутке. Наиболее известный подвиг Алеши Поповича – победа его над Тугарином Змеевичем. Богатырь Алеша не всегда ведет себя достойным образом, частенько он заносчив, хвастлив. Среди былин о нем – Алеша Попович и Тугарин, Алеша Попович и сестра Петровичей.
Садко также является одним из древнейших героев, кроме того, он, пожалуй, самый знаменитый герой былин новгородского цикла. В.Я.Пропп указывает, что былина о Садко – единственная в русском эпосе, где герой отправляется в потусторонний мир (подводное царство) и женится на потустороннем существе. Эти два мотива свидетельствуют о древности как сюжета, так и героя.В.Я.Пропп
Василий Буслаев. Известны две былины об этом неукротимом и буйном гражданине Великого Новгорода. В бунте своем против всех и вся он не преследует никакой цели, кроме желания побуйствовать и покуражиться. Сын новгородской вдовы, зажиточный горожанин, Василий с малолетства проявил свой необузданный нрав в драках со сверстниками. Выросши, он собрал дружину, чтобы потягаться силами со всем Великим Новгородом. Бой кончается полной победой Василия. Вторая былина посвящена гибели Василия Буслаева. Поехав с дружиной в Иерусалим, Василий насмехается над встреченной им мертвой головой, несмотря на запрет, купается голым в Иерихоне и пренебрегает требованием, начертанном на найденном им камне (нельзя перепрыгивать камень вдоль). Василий, в силу неукротимости своей натуры, начинает прыгать и скакать через него, зацепляется ногой за камень и разбивает голову.
Илья Муромец, несомненно, самый популярный герой былин, могучий богатырь. Эпос не знает его молодым, он – старик с седой бородой. Как ни странно, Илья Муромец появился позже своих былинных младших товарищей Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Родина его – город Муром, село Карачарово.
Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. На пути в Киев Илья побеждает Соловья-разбойника, кладет его в «пороки» и везет к княжескому двору.
Из других подвигов Ильи стоит упомянуть его победу над Идолищем, осадившим Киев и запретившим нищенствовать и поминать божье имя. Здесь Илья выступает как защитник веры. Илья Муромец и Идолище поганое Один раз отлучился Илья из Киева, поехал границы Руси проверять, а когда возвратился узнал, что стольный град Киевский захватил Идолище поганое. Взял тогда Илья Муромец, переоделся в простое крестьянское платье и пошёл к поганому Идолищу. Пришёл Илья в Киев-град и стал просить милостыню, услышал его Идолище поганое, велел привести его к себе во дворец. Привели Илью к Идолищу поганому, а он его спрашивает, кто таков, да почему шумит. Промолчал Илья ничего не сказал Идолищу. Стал тогда Идолище перед Ильей похвалятся, хвастаться: "Я"- говорит- "за один присест быка съедаю и бочонок вина выпиваю, а ты, калека перехожая, калач в день съедаешь и чарочку выпеваешь." Издевался Идолище, издевался, не вытерпел тут Илья Муромец, схватил Идолище и об пол его зашиб. Набежали тут слуги Идолища, схватил Илья Муромец стол дубовый и стал им врагов бить, перебил он всех слуг Идоловских, переоделся и поехал путешествовать по земле Русской.
Илья Муромец и Богатырь- захватчик Поехал, однажды, Илья Муромец по Руси погулять и границы проверить. Ехал он ехал и вдруг увидел вдали облако пыли. Поскакал он туда и видит, что на русской земле чужой богатырь веселится. Увидал он Илью Муромца и стал над ним смеяться, да себя хвалить. Осерчал тут Илья, не выдержал. Схватился он за мечь свой булатный и кинулся на похвальщика. Три дня и три ночи они бились без устали, и вот на третий день схватил Илья похвальщика поднял двумя руками и расшиб его оземь. Много еще Илья ездил по Руси - матушки, защищал людей от ворогов лютых.
Илья Муромец и Калин царь Один раз поссорился Илья Муромец с князем Владимиром Красно Солнышко. Осерчал князь на Илью Муромца и посадил Илью в подземелье. Долго сидел Илья в подземелье, но тут пришла беда. На Русь войной пошел царь татарский-Калин. Закручинился тут князь Владимир Красно Солнышко, запечалился. И решил он просить помощи у Ильи Муромца, пошел тут князь Красно Солнышко, упал на колени перед Илей Муромцем и стал просить его о помощи. Встал тут Илья встряхнул плечами упали тут цепи пудовые. Вышел Илья в чисто поле поймал Бурушку-косматушку, влез ему в правое ухо, вылез из левого и облачился в доспехи богатырские. Сел он на Бурушку-косматушку и поскакал к лагерю татарскому. Приехал он туда, а царь татарский ему и говорит: "Ты откуда такой выскочил, что на Калина-царя тявкаешь?" Осерчал тут Илья Муромец на Калина- царя, схватил его за ногу и стал им бить войско татарское, махнет один раз - появится улица, отмахнется - переулочек. Так перебил он войско татарское, отрубил Калину-царю голову и поехал по Руси силу свою показать и Родину защищать.
Негладко складываются его отношения с князем Владимиром. Мужицкий герой не встречает должного уважения при дворе князя, его обходят дарами, не сажают на почетное место в пиру. Взбунтовавшийся богатырь заключен в погреб на семь лет и обречен на голодную смерть. Лишь наступление на город татар во главе с царем Калином вынуждает князя просить помощи у Ильи. Тот собирает богатырей и вступает в бой. Разгромленный враг бежит, поклявшись никогда не возвращаться на Русь.
Циклизация былин. Киевский или «владимиров» цикл. В этих былинах богатыри собираются вокруг двора князя Владимира. Сам князь не совершает подвигов, однако, Киев – центр, который влечет героев, призванных защитить от врагов родину и веру. С течением времени образ Владимира менялся, князь приобретал черты, изначально несвойственные для легендарного правителя, во многих былинах он труслив, подл, зачастую намеренно унижает героев (Алеша Попович и Тугарин, Илья и Идолище, Ссора Ильи с Владимиром). Новгородский цикл. Былины резко отличаются от былин «владимирова» цикла, что неудивительно, поскольку Новгород никогда не знал татарского нашествия, а был крупнейшим торговым центром древней Руси. Герои новгородских былин (Садко, Василий Буслаев) также сильно отличаются от других. Московский цикл. В этих былинах отразился быт высших слоев московского общества. В былинах о Хотене Блудовиче, Дюке и Чуриле содержится множество деталей, характерных для эпохи подъема Московского государства: описаны одежда, нравы и поведение горожан.
(от слова быль) – произведения УНТ. 1. Повествуют о русских богатырях. 2. Действие происходит в древних русских городах, в поле, в гриднице. 3. Воспевают красоту и широту Русской земли. 4. Показывают реальность древнерусского быта. 5. Воплощают думы и чувства народа. 6. Делают предметом изображения события героической жизни страны, повседневной жизни.
Особенности былин. Пелись и рассказывались под гусли. Для былин характерны грандиозность образов, торжественность рассказа, разговорная интонация, повторы слов и строк. Былины сходны со сказками, имеют зачин, концовку, повторы, постоянные эпитеты. Рифмы нет, но есть созвучия в окончаниях слов. Являются основой для многих произведений искусства.
Сравните, чем отличаются герои в сказках, от героев в былинах? СКАЗКА 1. Герой спасает девицу, чтобы жениться. 2. Сражаются и побеждают просто чудовищ. 3. Качества героев сверхъестественного происхождения. 4. (Герой) Решает личные проблемы. БЫЛИНА 1. Подвиг богатыря бескорыстен. 2. Побеждает врагов земли Русской. 3. Необыкновенные качества богатыря – воплощение в одном человеке способностей и силы народа. 4.(Герой) Решает главный вопрос, от которого зависит судьба народа.