Итоговое сочинение по литературе (2014-2015 учебный год)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Итоговое сочинение по литературе ( учебный год) Презентация подготовлена В.А.Щепой, кандидатом педагогических наук, Заслуженным учителем РФ, доцентом.
Advertisements

Сочинение по русскому языку (ЕГЭ) и итоговое сочинение Сочинение по прочитанному тексту, находящемуся перед глазами Рассуждение – это лишь часть сочинения.
Итоговое сочинение План анализа темы сочинения : 1. Виды тем. 2. « От общего к частному » 3. Составление упрощенного плана 4. Вступление 5. Основная часть.
«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю.Лермонтова) Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на.
Особенности формулировок тем итогового сочинения для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования Утвержденные.
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В 11 КЛАССЕ по литературе 3 ДЕКАБРЯ 2014 ГОДА, ЧАСОВ.
«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю.Лермонтова) Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на.
«Методическое сопровождение подготовки к государственной итоговой аттестации: основному государственному экзамену по русскому языку, единому государственному.
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования Крайник Ольга Михайловна Алтайский.
Выпускное сочинение в 11 классе 2015 ГОД. Сайт ФИПИ.
2015 Итоговое сочинение как условие допуска к государственной итоговой аттестации.
Тематические направления итогового сочинения в выпускных классах на учебный год 2014/2015 Читать далее: /
Написание итогового сочинения.. Участники итогового сочинения: Выпускники текущего года. Обучающие в форме самообразования Выпускники прошлых лет.
Подготовка к ГИА И ЕГЭ : учебный год 9 класс 11 класс.
Итоговое сочинение (изложение) 2015 год Методические рекомендации.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ Маслов Вячеслав Васильевич, заведующий кафедрой преподавания языков и литературы СИПКРО.
2015 год Государственная итоговая аттестация выпускников.
Подготовка к сочинению Тема одиночества в творчестве М.Ю.Лермонтова 11 класс Презентация Погребняк Н.М.
Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
Человек и природа в прозе русских писателей XIX-XX веков Мартынова Елена, 11 «А» класс, школа 369 Москва, 2008 год.
Транксрипт:

Итоговое сочинение по литературе ( учебный год)

Как соотносятся между собой цель сочинения и формулировка направлений тем? Цель сочинения – это проверка способности человека самостоятельно мыслить, аргументировать свои выводы с опорой на литературные произведения как русской, так и мировой литературы… Создание сочинения-рассуждения в соответствии с заданной темой

Сочинение ЕГЭ по русскому языку и итоговое сочинение Сочинение по прочитанному тексту, находящемуся перед глазами Рассуждение – это лишь часть сочинения Предполагается обращение к художественной литературе, публицистике, научной литературе, жизненному опыту Сочинение по текстам, прочитанным ранее Рассуждение – это основная часть работы и её цель Опора на тексты русской и мировой художественной литературы

Сочинение ЕГЭ по литературе и итоговое сочинение Темы сформулированы в виде проблемных вопросов При раскрытии темы сочинения необходимо показать умение выявлять авторскую позицию в указанном произведении и убедительно обосновывать свои тезисы (профильный уровень) Выпускник должен продемонстрировать умение использовать теоретико- литературные понятия для анализа произведения В направлениях представлены формулировки-понятия При раскрытии темы сочинения необходимо показать умение размышлять, аргументировать свои выводы, опираясь на литературные произведения (базовый уровень) Выпускник должен продемонстрировать свою нравственную, этическую и интеллектуальную зрелость на материале литературных произведений

Логический анализ формулировки темы Тема- суждение В формулировке прямо выражена идея рассуждения. Задача пишущего – подбор аргументов для обоснования и расположения материала («Образ купца Калашникова – романтическая концепция русского национального характера».) Тема-вопрос Отвечая на вопрос темы, пишущий сам определяет идею рассуждения («Как раскрывает М.Ю.Лермонтов образ купца Калашникова?») Тема- понятие Самая трудная и интересная тема, так как в ней не содержится прямого указания на идею рассуждения ( «Образ купца Калашникова»)

Порядок работы над формулировкой темы сочинения-рассуждения 1 шаг Логический анализ формулировки темы (тема- понятие – тема-вопрос – тема-суждение) 2 шаг Преобразование темы-понятия в вопрос 3 шаг Формулировка ответа на вопрос в виде суждения, подбор аргументов для обоснования.

Определение содержания направления тем по творчеству М.Ю.Лермонтова Своеобразие творчества М.Ю.Лермонтова. В чём заключается своеобразие творчества М.Ю.Лермонтова? Особенности проблематики творчества М.Ю.Лермонтова. Какие основные проблемы поднимает М.Ю.Лермонтов в своём творчестве? Особенности художественной картины мира М.Ю.Лермонтова. В чём заключается специфика художественной картины мира М.Ю.Лермонтова? Характерные черты лермонтовского героя. Каковы особенности лермонтовского героя? «Недаром помнит вся Россия…»

Формулировка возможных ответов на вопрос В чём заключается своеобразие творчества М.Ю.Лермонтова? (Своеобразие творчества Лермонтова заключается в особенностях раскрытия темы Родины, темы поэта и поэзии, темы любви, исторической темы…) Какие основные проблемы поднимает М.Ю.Лермонтов в своём творчестве? (Главная проблема – смысл существования человека) В чём заключается специфика художественной картины мира М.Ю.Лермонтова? (Сосуществование и сложное взаимодействие романтических и реалистических тенденций) Каковы особенности лермонтовского героя? ( Лермонтов – создатель трагической концепции человека, обречённого жить в вечном и неустранимом конфликте с обществом, эпохой, мирозданием, в разладе с самим собой) «Недаром помнит вся Россия…»

Рекомендуемый список произведений М.Ю.Лермонтова Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...». «Песня про… купца Калашникова». Поэма «Мцыри». Роман «Герой нашего времени»

Рекомендации по направлению «Вопросы, заданные человечеству войной» 1 шаг Преобразование темы-понятия в тему-суждение. Формулировка возможных ответов на вопрос. 2 шаг Широкое понимание темы предполагает включение произведений большого временно́го охвата (древнерусская литература – современность). Узкое понимание темы предполагает ориентацию на произведения о Великой Отечественной войне. 3 шаг Необходима корректировка календарно-тематического планирования: перенос обзорной темы, связанной с произведениями военной тематики со второго полугодия на первое, ориентация на небольшие по объему произведения; проведение уроков внеклассного чтения по произведениям из списка внеклассного чтения за прошедшие годы обучения.

Возможный (минимальный) список произведений о Великой Отечественной войне Адамович А., Гранин Д. «Блокадная книга». Астафьев В. «Пастух и пастушка», «Рукою согретый хлеб» («Затеси»), «Прокляты и убиты». Бондарев Ю. «Батальоны просят огня». «Горячий снег». Быков В. «Мертвым не больно». «Сотников». «Альпийская баллада». Некрасов В. «В окопах Сталинграда». Полевой Б. «Повесть о настоящем человеке». М. Шолохов «Судьба человека». А. Платонов «Неодушевлённый враг».

Рекомендации по направлению «Человек и природа в отечественной и мировой литературе» ( XIX век) А.С.Пушкин впервые исследовал воздействие природы на становление характера человека. М.Ю.Лермонтову как романтику близка мысль о противоречии природы и общества. Возвышенный романтический идеал поэта – единение между природой и человеком. Ф.И.Тютчев. Мысль о том, что человек и природа – частицы космоса, мироздания, самым сложным и скрытым явлениям в человеческой жизни есть прямая аналогия в мире природы. А.А.Фет – мастер пейзажного психологизма. Природа у Л.Н.Толстого – символ подлинной, естественной жизни, она приобщает человека к мировой гармонии и даёт ему душевное успокоение. Для И.С.Тургенева природа – наиболее высокая жизненная ценность. У А.П.Чехова природа выполняет нравственно-оценочную функцию – она указывает человеку на подлинные ценности, среди которых немалое место занимает красота, которую разучились видеть.

Рекомендации по направлению «Человек и природа в отечественной и мировой литературе» ( XX век) Природа у С.А.Есенина глубоко национальна, понятия природа и Родина им почти не разделяются. Творчество М.М.Пришвина («Кладовая солнца»), К.Г.Паустовского – задушевное отношение к природе, доскональное знание природной жизни, в теме природы оба писателя поднимали философские проблемы. В.П.Астафьев («Царь-рыба»). Природа как носитель древней мудрости. Хищническое отношение к природе – духовное обеднение людей, отход от вековечной правды. В.В.Распутин («Прощание с Матёрой»). Уничтожение природы – это ступень нравственного падения человека и человечества.

Рекомендации по направлению «Чем люди живы?» 1 шаг Прочитать и обсудить с выпускниками рассказ Л.Н.Толстого «Чем люди живы»? 2 шаг Определить круг вопросов по следующим направлениям аксиологии: Что есть истина? (Ценности познавательные) Что есть добро? (Ценности нравственные) Что есть красота? (Ценности эстетические) 3 шаг Определить круг произведений, ориентируясь на Кодификатор ЕГЭ по литературе, списки книг внеклассного чтения…