Основные вопросы физического воспитания и физической культуры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация урока по методике физического воспитания Преподаватель методики физического воспитания Хусяинова Наталия Шавкятьевна.
Advertisements

Выполнила: Студентка 27 ф группы Кишмерешкина Л.ЛВыполнила: Студентка 27 ф группы Кишмерешкина Л.Л.
Слайд 1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
1. индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека; 2. врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 14 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ ДМИТРИЯ ШЕКТАЕВА ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Работу.
Теория и методика физического воспитания Методы физического воспитания.
Спортивная подготовка Спортивная подготовка – это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющих направленно воздействовать.
Использование метода круговой тренировки для развития физических качеств на учебных занятиях по физическому воспитанию Козлова Э.М. Преподаватель физкультуры.
Kefir, 9A Физические качества спортсмена Татьяна Голованова, 9 А.
Подготовила студентка: Ладыженская Арина Группы
Выполнила: Викулина Дарья ученица 9 класса МОУ СОШ 10 Руководитель: Мотовилова Жанна Юрьевна, учитель физической культуры МОУ СОШ
В.А Сухомлинский Цель: определение положительной динамики при проведении подвижных игр.
Физическое качество - Ловкость Выполнила: студентка группы ППО-11 Вахитова Гульназ Флюровна.
Теория и методика физического воспитания и спорта Доцент Степанова Т.А.
Подготовка к теоретико-методическому туру олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» МБОУ «СШ 14»
Тестирование по физической культуре.. 1.Под физической культурой понимается: A) часть культуры и общества; A) часть культуры и общества; Б) процесс развития.
Проектирование урока физической культуры. образовательно-инструктивные задачи 1. Вооружение учащихся знаниями, необходимыми для самостоятельного использования.
Физические упражнения – средство физического воспитания дошкольников.
Физические упражнения –средство физического воспитания детей.
Теория и методика физического воспитания Принципы системы физического воспитания.
Транксрипт:

Основные вопросы физического воспитания и физической культуры

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Физическое воспитание это педагогический процесс, направленный на совершенствование морфологических, функциональных, морально-волевых проявлений человека. Вооружение знаниями, умениями и навыками в воспи­тании физических качеств совокупность которых определяет физическую дееспособность человека. Две основные формы физического воспитания: государственная и общественно- самодеятельная. К государственной форме относится работа по физическому воспитанию в дошкольных детских учреждениях, в средних школах, средних и высших учеб­ных заведениях, а также в вооруженных силах. Общественно-самодеятельную форму осуществляет республиканский со­вет профсоюзов, республиканское добровольное спортивное общество, плат­ные секции - группы.

Исходя из специфических функций, присущих физическому воспитанию, в нем можно рассматривать две стороны: физическое образование и воспитание физических качеств. Физическое образование включает приобретение определенных знаний умений и навыков выполнение физических упражнений и умений, применение их в жизни. Воспитание физических качеств включает, повышение результативности в скоростных, силовых проявлениях, повышение выносливости, улучшение гиб­ кости и ловкости. Обеспечение физического воспитания служат следующие специализиро­ванные отрасли, история и организация физической культуры, теория и мето­дика физического воспитания, анатомия, физиология, биохимия, гигиена и медицина. Цель физического воспитания реализовать возможности оптимального физического развития людей, всестороннего совершенствования свойствен­ных каждому человеку физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, всестороннее и гармоничное развитие личности; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой деятельности.

ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Задачи в процессе физического воспитания можно подразделить на специфические и общепедагогические. Специфические задачи направлены на всестороннее развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков нужных в жизни, до­ ведения их до необходимой степени совершенства. К педагогическим задачам в процессе физического воспитания относят за­дачи по формированию личности, преданности идеалам общества и отстаи­вающих его интересы.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Физическое развитие это естественный процесс постепенного становления и изменения форм и функций организма человека. В ходе развития можно выделить три фазы - повышение уровня. Относительная стабилизация и постепенное снижение физических возможностей человека. Наиболее бурное развитие приходится на школьный период. Физиологическое развитие подчинено объективным биологическим закономерностям. Наиболее важным из этих законов является закон единства развития организма и среды. Предпосылкой физического развития являются природные задатки ребёнка. Эти задатки передаются по наследству, поэтому высоких спортивных результатов может достичь не каждый. Но каждый занимающийся может хорошо развивать себя при условии систематических, целенаправленных занятий.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Физическая культура это совокупность достижений общества в деле соз­ дания и рационального использования специальных средств, методов и усло­вий для целенаправленного физического совершенствования человека. Физическая культура это часть общей культуры, поэтому уровень ее раз­ вития зависит от уровня социального и экономического развития общества Физическая культура подразделяется на базовую физическую культуру, прикладную и оздо­ровительную.

Базовая физическая культура обеспечивает физическое образование и физическую подго­товленность, которые необходимы каждому человеку как первооснова физиче­ского совершенствования для углубленной специализации и активной жизне­деятельности в целом. Начальной базовой физической культуры условно можно назвать до­школьной и школьной физической культуры. Предмет является обязательным на протяжении всего обучения в общеобразовательных школах. Школьная физическая культура является в этом отношении фундаментальной частью базовой физической культуры. Ба­зовая физическая культура не ограничивается школьными нормативами. Она включает также дальнейшую физическую подготовку, обеспечивающую более высокий, чем в школе уровень физической подготовки. Спорт как компонент физической культуры обеспечивает наиболее значи­ тельную степень развития физических и других связанных с ним способностей человека. Массовый спорт входит в состав базовой физической культуры. Спорт высших до­стижений представляет собой особую сферу физической культуры.

Прикладная физическая культура Делится на профессионально-прикладную и военно-прикладную. Прикладные виды физической культуры самым тесным образом связаны с базой физической культуры. Их органическая связь заключается в том, что профес­сионально-прикладная и военно-прикладная физическая культура строится на базе общей физической подготовки.

Оздоровительная физическая культура К оздоровительной физической культуре относится лечебная физическая культура, цель которой состоит в содействии восстановлению временно утраченных функцио­нальных возможностей организма. Гигиеническая физическая культура, включенная в рамки рабочего дня, по­ вседневного быта и режима отдыха, служит улучшению текущего состояния организма. Уровень развития физической культуры в обществе оценивают по таким показателям; внедрение физическая культура в быт общества; уровень развития физической подготовленности членов общества; наличие и качества технического оснащения занятий физической куль­турой; квалификация работников, осуществляющих руководство физкультур­ными движениями; спортивного достижения членов общества.

СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Основным средством физического воспитания являются физические уп­ражнения, с помощью которых формируются жизненно важные умения и навыки, воспитываются физические качества, развиваются физические способности, вос­ станавливаются ранее утраченные его функции. Физические упражнения это вид двигательной деятельности, который направлен на реализацию задач физи­ческого воспитания. Важнейшим средством физического воспитания являются также есте­ственные силы природы и гигиенические факторы. Естественные силы природы это солнце, воздух и вода. Гигиенические факторы это режим питания, со­ блюдение правил личной гигиены.

Физические упражнения классифицируют по видам деятельности: 1. Гимнастические упражнения; 2. Легкоатлетические упражнения; 3. Плавательные упражнения; 4. Игровые упражнения. Физические упражнения разделяют по признаку влияния на развитие физи­ ческих качеств. 1. Скоростные упражнения на развитие быстроты (бег на коротких отрез­ках). 2. Упражнения на развитие выносливости (бег на длинные дистанции). 3. Силовые упражнения (поднятие тяжестей). 4. Координационные упражнения (гимнастика спортивная и художествен­ная). По структурным особенностям физические упражнения делятся на цикли­ческие бег, ходьба, плавание и ациклические метание, прыжки, борьба.

ДВИЖЕНИЕ И ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ К основным понятиям процесса обучения движениям относят двигательное действие, движение, умение, навык и техника движения. Двигательное действие это целенаправленное проявление человеком двигательной активности, с помощью которой решается двигательная задача. В педагогической структуре двигательного действия выделяют; побужде­ние (мотив) к совершению данного двигательного действия; осознание задачи, которую стремятся решить занимающиеся; построение плана решения задачи и его реализацию. Движение это перемещение тела и его звеньев в пространстве и време­ни. Выделяют произвольные (приобретенные) и непроизвольные (врожден­ные) движения. Для практики физического воспитания наибольшую ценность имеют произвольные движения.

Двигательное умение это такой уровень владения двигательным дей­ствием, при котором необходимо следить за выполнением каждого движения. Двигательный навык это способность, выполнять действие автоматиче­ски, акцентируя внимание на условия его выполнения. Техника это способ наиболее рационального и эффективного решения двигательной задачи.

СТРУКТУРА ОБУЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМ В практике выделяют три этапа формирования двигательных действий: этап ознакомления с двигательным действием; этап разучивания двигательного действия; этап совершенствования. Этап ознакомления с двигательным действием решает следующие задачи: создать у обучающихся представление о двигательном действии, заинтересо­вать их в сознательном и активном овладением упражнением. На этапе озна­ комления используются словесные и наглядные методы, а также разучиваются упражнения в целом или по частям. Занимающиеся должны вникнуть в основу техники, определить ведущее звено изучаемого упражнения. Детали техники познаются на последующих этапах обучения. На этапе разучивания двигательного действия ставятся задачи по форми­рованию двигательного умения и дальнейшего его совершенствования вплоть до перехода в навык. В основе формирования умения лежит процесс много­кратного повторения отдельных движений и двигательного действия в целом. В этом процессе выделяют стадию образования двигательного умения и ста­дию его совершенствования.

На стадии образования учатся: 1. Основам техники; 2. Устранению излишних мышечных напряжении; 3. Предупреждению возникновении лишних движений. На стадии совершенствования двигательного действия происходит фор­ мирование основного варианта выполнения упражнения и проявляются неко­ торые признаки двигательного навыка. К основным закономерностям формирования двигательного навыка отно­сят постепенность и неравномерность, стабилизацию и пластичность, разру­шение и перенос. Постепенность и неравномерность формирования навыка определяется тем, что в отдельные моменты его становления наблюдается, качественный прирост навыка. Формирование может происходить: а) с отрицательным уско­рением, когда в начале быстро овладевают двигательным действием, а затем качественный прирост навыка замедляется; б) с пониженным ускорением, когда в начале качественный прирост незначителен, а потом резко возрастает.

Стабилизация навыка характеризуется тем, что после того как навык сформировался, его развитие не заканчивается. Разрушение навыка выражается в том, что как и всякий успешный рефлекс, без постоянного подкрепления навык разрушается, координация нарушается. Перенос навыка. Ранее освоенный навык поможет освоить движение бо­лее сложное (хотя и похожее). Например, если метал мяч, то будешь метать гранату - быстрее усвоишь движение в метании копья.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В педагогике принципы называют дидактическими, но поскольку физиче­ское воспитание включает в себя обучение физическим упражнениям и воспи­тание физических качеств, правомерно называют принципы не дидактически­ми, а методическими. Принцип сознательности активности Формировать у воспитуемых осмысленное отношение и устойчивый интерес к общей цели и конкретным задачам, поставленным в занятии: объединять двигательную и умственную деятельность, нацеливать ученика на достижение положительного результата. Добиваться достижения самостоятельности в выполнении двигательных задач, обеспечивать новизну в содержании занятий, стимулировать анализ, самоконтроль и самокорректировку при выполнении физических упражнений.

Принцип наглядности. Реализуется посредством формирования пред­ставлений о разучиваемом двигательном действии. Возникновение образа разучиваемого действия происходит за счет сигналов, поступающих от органов чувств в первую очередь, зрения и слуха. Различают непосредственную и опосредственную наглядность. Непосредственная наглядность достигается образцовым показом упражне­ния, сопровождающимся подробным объяснением техники его выполнения. Объяснив упражнение, необходимо сконцентрировать внимание зани­мающихся на отдельных движениях (элементах). Опосредственная наглядность, дополняет непосредственную. Позволяет направленно воздействовать на различные анализаторы для прочувствования отдельных движений и элементов: например (регулирование длины шага, бег по разметке). Итак, упражнение надо показывать все или по частям, широко использо­вать имитационный показ с комментированием упражнений, сопровождением вопросами и демонстрацией ошибок.

Принцип постепенности предусматривает обеспечение физического воспи­тания на основе последовательной реализации все более сложных двига­тельных задач, планомерного повышения двигательной активности, увеличе­ния объема и интенсивности нагрузок. Такая тенденция в динамике воздей­ствий, осуществляемых на протяжении многократного физического воспитания, выражает его поступательный характер. Принцип развивающегося эффекта требует повторяемости и последова­ тельности при обучении. Под повторяемостью понимают многократное выпол­ нение нагрузки как на одном занятии, так в системе занятий, объединенные в недельные, месячные, годовые циклы. Начальное выполнение нагрузки в каком-либо занятии вызывает функциональную активность соответствующих органов и структур, создает условия для прогрессивных перестроек в организме. Повторная нагрузка усиливает функциональные сдвиги в организме. Изменения, происходящие в организме к концу занятия или цикла занятий, способствует углублению и закреплению достигнутых ранее перестроек.

Повторяемость воздействий предполагает чередование работы и отдыха, а следовательно предъявление нагрузок в разные фазы работоспособности. Таким образом, одна и та же по объему и интенсивности нагрузка, но приме­няемая в разных фазах, может вызывать различную функциональную актив­ность организма. Повышение нагрузки можно проводить за счет увеличения объема работы или интенсивности, либо одновременно изменяя первый и второй компоненты. Существуют три формы повышения нагрузок: прямолинейно восходящая, ступенчатая и волнообразная. Прямолинейная форма используется при невысоком уровне подготов­ленности, когда требуется постепенное втягивание организма в работу. Ступенчатая форма отвечает задаче резкого стимулирования развития способностей. Волнообразная форма решает задачи специальной подготовки или при обучении двигательному действию (например: начальные этапы обучения целесообразно проводить на затухании волны нагрузок). Между занятиями в физическом воспитании практикуются интервалы отдыха трех типов: ординарный (когда организм после работы восстанавли­вается до исходного); жесткий (когда очередная работа выполняется на недовостановленности) и суперкомпенсаторный (когда работа начинается на сверхвосстановлении).

Метод расчлененного обучения характеризуется тем что разучиваемое действие расчленяют на отдельные самостоятельные элементы без существенного изменения их характеристик. Метод избирательного обучения связан с воздействием на отдельные структуры двигательного действия при целостном выполнении. Например, при обучении прыжку в высоту способом перешагивание акцентирует вни­мание учеников на технике толчка с одновременным вынесением маховой ноги. Метод целостного обучения предусматривает изучение двигательного дей­ствия в том виде, в каком оно реализуется как конечная задача обучения. Мно­гие упражнения, заключенные в школьную программу, настолько просты, что расчленять их нет необходимости. Методы строго регламентированного упражнения включают стандартно- повторное и переменное выполнение упражнения, которое, в свою очередь, могут применяться в режимах непрерывной или интервальной нагрузок. Эти методы характеризуются многократным выполнением двигательного действия при строгой регламентации величины нагрузки и интервалов для отдыха.

Принцип цикличности. Различают малые циклы (микроциклы), которые охватывают несколько дней занятий или недельный цикл. Занятия в недельных циклах строятся по нарастанию нагрузок от первого дня до четырех, пяти дней и в течение по­следних дней снижение нагрузки. Средние циклы представляют собой серии микроциклов, состоящие из 3-4 микроциклов, которые чередуются в определенной после­довательности, образуя относительно завершенные этапы физического вос­питания. Занятия в мезоциклах строятся так же, как и в микроциклах: 2-3 микро­цикла повышения нагрузки в мезоцикле, затем снижение нагрузки. Большие циклы (макроциклы) охватывают крупные периоды процесса физического воспитания, каждый из которых может состоять из ряда средних циклов. Основной макроцикл характеризуется протеканием тренировочного процесса в рамках трех периодов подготовительного, соревновательного и переходного.

Метод стандартно-повторного выполнения упражнения заключается в том, что величина нагрузки и продолжительность отдыха постоянны. При режиме непрерывной нагрузки, связанное с длительной равномерной работой, регла­ ментируется мощность работы (бег с заданной скоростью выполняется до снижения ее). Данный метод рассчитан в первую очередь на развитие вынос­ ливости в зонах большой и умеренной интенсивности. В режиме интервальной нагрузки воспроизведение действий осуществляется через относительно по­ стоянные интервалы для отдыха (например, пробегание 60 - метровой дистан­ции с субмаксимальной скоростью и интервалом между повторениями в 5 мин.). Метод переменного выполнения упражнения позволяет направленно изме­нять воздействующие факторы по ходу выполнения двигательных действий. Суть этого метода состоит в том, чтобы посредством введения в процесс обу­чения новых, повышенных требований к организму стимулировать увеличение его функциональных возможностей. (Например, в беге на 3 км после каждых 500 метров скорость повышается или понижается). В режиме интер­вального выполнения происходит системное чередование величин нагрузки и отдыха, причем как нагрузка, так и отдых могут изменяться в разных соотно­шениях, что обеспечивает возможность направленного воздействия на раз­личные функциональные свойства организма.

Игровой метод является ведущим в физическом воспитании. Его специфи­ческая особенность состоит в возможности условного моделирования двига­тельных действий в реальной жизни. Игровой метод позволяет школьнику проявить свои физические способности в разнообразных смоделированных ви­дах двигательной деятельности и, что самое главное, проявить свои творче­ские способности, самостоятельность и взаимоотношения с коллективом. Соревновательный метод обладает многими признаками спортивных со­ стязаний, но имеет более широкую сферу приложения. Его определяющей чертой является сопоставление сил в условиях соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Он также характеризуется унификацией целей состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижений. Соревновательный метод, имея очень много общего с игровым, обычно исключает сюжетное содержание действий, ограничивает перечень возможного проявления физических способностей, вызывает максимальные психические и физические напряжения.

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Фронтальный метод организации учебной деятельности включает несколь­ко разновидностей, имеющих общий признак выполнение одного и того же задания всеми учениками под руководством преподавателя. Среди этих разновидностей выделяют временное и поточное (поочередное) выполнение заданий. Метод круговой тренировки характеризуется серийными выполнением упражнений, объединенных в комплекс в соответствии с решаемыми педагогическими задачами. Его специфической особенностью является то, что ученики выполняют разные двигательные задания посменно. Индивидуальный метод организации характеризуется определением дви­гательных заданий для каждого ученика отдельно. При этом индивидуализа­ция заданий может присутствовать и при фронтальном, и при круговом мето­дах. Например, в процессе пробегания дистанции на выносливость учитель дает отдельным ученикам соответствующие распоряжения, регулируя ско­рость передвижения и объем выполняемой нагрузки. Кроме этого индивиду­альные методы используют при определении домашних заданий проведение подвижных игр и соревнований.

Основы теории и методики воспитания физических качеств

Сила способность человека преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного напряжения В практике принято различать абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила определяется максимальными показателями мышечного напря­ жения, без учета массы тела человека, а относительная отношением вели­чины абсолютной силы к собственной массе тела. При развитии силовых спо­собностей мышечное напряжение проявляется в динамическом и статическом режимах сокращения мышц (обозначается терминами «динамическая сила" и "статическая сила»). В качестве примера статической силы можно привести удержание веса на вытянутых вперед руках, а динамической прыжок вверх. При выполнении силовых упражнений мышцы человека работают в трёх режимах: 1. Преодолевающий - мышца укорачивается. 2. Уступающий режим – мышца удлиняется. 3. Изометрический режим – без изменений длины мышц. СИЛА И МЕТОДИКА ЕЕ ВОСПИТАНИЯ

Силовые способности подразделяют главным образом на собственно-силовые, скоростно-силовые и силовую выносливость. Собственно-силовые способности характеризуются тем, что главную роль в их проявлении играет активизация процессов мышечного напряжения, стимулируемого внешними отягощениями. Силовые способности проявляются при мышечном напряжении без изменения длины мышц или с относительно медленным сокращением мышц, пре­ одолевающих отягощение, или, несмотря на предельное напряжение мышц, происходит их удлинение под воздействием сверхпредельного отягощения (например, вынужденное приседание под воздействием запредельного отягощения). Собственно-силовые способности определяются такими факторами, как, объем (физиологический поперечник) мышц и функ­циональные возможности нервно- мышечного аппарата.

Скоростно-силовые способности являются своего рода соединением сило­вых и скоростных способностей. В основе их лежат функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющих совершать действия, и которых на­ряду со значительной силой требуется и значительная быстрота движений (прыжки, метания). Скоростно-силовые способности называются «взрывной» силой. Практически при выполнении скоростно-силовых действий, трудность со­стоит в том, чтобы совместить на достаточно высоком уровне проявление силовых и скоростных двигательных возможностей. Сила и скорость связаны обратно- пропорционально. Силовая выносливость представляет собой способность противостоять утомлению, вызванному относительно продолжительным мышечным напряже­ нием значительной величины. Силовая выносливость выражена в таких видах спорта, как гиревой, во всех разновидностях борьбы.

Основным средством развития силы являются упражнения с отягощениями, то есть силовые упражнения. Методика развития силовых способностей осуществляется 2 методами: метод экстенсивного воздействия и метод интенсивного воздействия. Метод экстенсивного воздействия- выполнение упражнения с непредельным, но значительным весом до 80% от максимального до отказа в количестве раз. Метод интенсивного воздействия является ведущим, когда необходимо га­ рантировать особенно высокую степень развития собственно-силовых способностей, ускорить их прогрессивное изменение.

Методика развития скоростно-силовых качеств. В качестве основных средств применяются упражнения, в которых сила проявляется в возможно меньшее время. При выполнении таких упражнений применяются незначительные отягоще­ния. При развитии этого качества применяются упражнения с самоотягощениями, всевозможные прыжки, скоростные перемещения в частности выпрыгивание и ускорение в играх. Особую группу составляют упражнения с мгновенным преодолением ударно- воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощ­ности усилий, например; прыжок в глубину с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх. В сложных упражнениях (метание копья, диска) вес снаряда увеличивают в два-три раза. Если снаряд будет очень тяжелым, может произойти нарушение техники выполнения упражнения. Скоростно-силовые упражнения рекомендуется выполнять следующим образом: число повторений в серии 6-8, число серий 2-4, интервал для отдыха между сериями 7-6 минут, число занятий в неделю до 3-х. При выполнении скоростно- силовых упражнений базой принято считать собственно-силовые возможности, и уже на базе силы необходимо развивать скоростные возможности.

БЫСТРОТА И МЕТОДИКА ЕЕ ВОСПИТАНИЯ Быстрота - способность человека совершать двигательное действие с ми­нимальной затратой времени. Основными факторами быстроты являются: быстрота двигательной реакции; быстрота одиночного движения; частота движений. Скоростные способности человека специфичны. Перенос быстроты происходит только в координационно исходных движениях. В младшем школьном возрасте быстрота развивается более интенсивно. Быстрота тесно связана с силой мышц, техникой движений, гибкостью и спо­собностью к расслаблению. Важное значение имеет воспитание быстрой, простой и сложной двига­тельной реакции. Простая двигательная реакция это вид реакции, при которой сигнал ожидается, например, выстрел стартера в беге. При сложной двигательной реакции атлет ищет решение и выбирает оптимальный путь его реализации (спортивные игры, борьба).

Средства и методы воспитания быстроты 1. Многократность выполнения упражнения. 2. Упражнения на быстроту реагирования (выстрел стартера). Во время развития скоростных качеств, длительность выполнения упражне­ния от 4- 5 сек. до 20 сек. Упражнение выполняется до начала затухания скорости, при затухании скорости следует прекратить выполнение Приблизительное количество по­вторений 4-5 раз (бег 40 м, скорость-мах ), интервалы отдыха между попытками 5-8 минут или полное восстановление, отдых между попытками актив­ный (ходьба, бег трусцой). Во время тренировки следует постоянно помнить, что развитие быстроты тесно связано с техникой выполнения упражнения; чем выше техника, тем больше эффект. При развитии быстроты очень часто возникает у занимающихся скоростной барьер (прирост скорости отсутствует). В этом случае необходимо использовать метод облегченного упражнения (бег по наклонной дороже, применение различных тяговых приспособле­ний).

При развитии сложных двигательных реакций очень, важны приобретенные ранее двигательные умения и навыки, техника движений, которые вырабаты­вают умение постоянно видеть объект, умение предусматривать наиболее вероятное перемещение объекта. При развитии скоростных качеств не обойтись без применения силовых и скоростно-силовых упражнений. Работа с отягощениями допускается в преде­лах 1/4 до 1/3 от мах. Кроме того рекомендуется работа с самоотягощениями. всевозможные прыжки и прыжковые упражнения разновидности многоскоков.

ВОСПИТАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ Выносливость способность человека выполнять длительную физическую работу вопреки наступающему утомлению или способность человека противостоять утомлению. Утомление это временное снижение работоспособности. Любая работа совершается при возрастающих трудностях с мобилизацией воли тогда сохраняется техника движений. Всякая физическая работа прекращается из-за переутомления. Факторы, влияющие на развитие выносливости: 1. Личностно-психические, проявляемые в работе волевыми качествами, целеустремленностью, настойчивостью, способностью терпеть; 2. Биоэнергетические, определяемые наличием в организме энергоресур­сов, обеспечивающих восстановление энергии во время работы; 3. Фактор функциональной устойчивости, позволяющий сохранить актив­ность и неблагоприятных условиях (нарастание кислородного долга, повыше­ние концентраций молочной кислоты); 4. Фактор экономичности в работе (экономичность выполнения работы, высокоэффективная техника).

ТИПЫ ВЫНОСЛИВОСТИ Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость проявляемая при длительном работе, которая со­вершается в аэробном режиме. Большинство двигательной деятельности в быту протекает в аэробном режиме. К специальной выносливости относятся все виды выносливости. Основным показателем скоростной выносливости является время, на про­тяжении которого удается поддержать заданную скорость. Основным показателем силовой выносливости является число повторений с внешним отягощением до отказа вес отягощения 30% от максимального и индивидуального. Показателем координационно-двигательной выносливости является вы­полнение большого количества сложных упражнений (гимнастическое много­борье). Кроме всего прочего, характер выносливости проявляется в двигательной деятельности, зависит от числа мышечных групп, принимающих активное уча­стие в работе.

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ При развитии общей выносливости в организме человека идет аэробный процесс. Работа циклического характера продолжается от десяти минут до нескольких часов, интенсивность умеренная, пульс при работе достигает ударов в минуту, основными средствами являются бег, ходьба на лыжах, плавание, езда на велосипеде, спортивная ходьба. К числу дополни­тельных средств относятся некоторые факторы внешней среды работа в среднегорье и высокогорье на высоте от 1000 до 3000 м над уровнем моря; на этой высоте работа идет при нехватке кислорода. После достижения некоторого уровня выносливости применяются методы повторного интервального упражнения, когда интенсивность при повторе ра­боты растет до 75-80% от максимальной, интервалы отдыха заполняются лег­кой работой (бег трусцой, быстрая ходьба). При развитии специальной выносливости применяются упражнения ана­эробного характера, когда отрезок работы повторяется многократно, интен­сивность очень высока, пульс в работе достигает 200 ударов в минуту, про­должительность одного отрезка составляет от 30 секунд до 2 минут, а количе­ство повторений 8-10; интервалы отдыха увеличиваются до 3-4 минут или до восстановления в пределах ударов в минуту.

Гибкость способность человека, определяющая пределы амплитуды движений звеньев тела. Амплитуда движений оценивается в угловых градусах или линейных вели­чинах. Гибкость определяют эластические свойства мышц и связок, строение су­ставов Размах движений лимитирован прежде всего напряжением мышц-антагонистов, в этом случае сочетание расслабления мышц-антагонистов с напряжением мышц, производящих движение. Различают активную и пассивную гибкость. Пассивная гибкость проявляется под воздействием внешних растяги­вающих сил, внешнего отягощения, усилий партнера. Активная гибкость проявляется в движениях, совершаемых благодаря мы­ шечным усилием выполняющих их. ГИБКОСТЬ И МЕТОДИКА ЕЕ ВОСПИТАНИЯ Показатели пассивной гибкости всегда выше. Разница между показателя­ми пассивной и активной гибкостью называют резервной растяжимостью.

Развитие гибкости тесно связано с развитием силы, но гипертрофия мышц, вызванная многократным применением силовых упражнений может привести к ограничению размаха движений. С другой стороны, сформированное разви­тие гибкости без укрепления мышечно-связочного аппарата может вызвать разболтанность в суставах. Только разумное сочетание развития силы и гибкости обеспечивает гармоническое развитие физических качеств. Резерв гибкости имеет большое значение в экономичности движений. Основным средством развития гибкости являются упражнения на растягивание мышц и связок. Очень важным фактором при развитии гибкости яв­ляется разминка. При развитии гибкости большой эффект достигается в случае применение развивающего режима, когда идет концентрация упражнении на растягива­ние, а также поддерживающего режима. Необходимо только поддерживать ту пли иную форму нагрузки.

ЛОВКОСТЬ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ЛОВКОСТИ Ловкость способность человека быстро и прочно овладевать новыми координационными действиями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапными изменениями обстановки. Существенное значение в воспитании ловкости имеет совершенствование функции двигательного анализатора. Чем выше способность человека к точному анализу движений, тем быстрее он сможет овладеть новыми движения­ми или перестроить их.

СРЕДСТВА И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ЛОВКОСТИ Богатым арсеналом разнообразных упражнений, способствующих развитию координационных способностей, располагают подвижные и спортивные игры гимнастика, акробатика. Вот почему они наиболее широко применяются в физическом воспитании школьников. Эти средства способствуют развитию ловкости вообще. Воспитание специальной ловкости достигается за счет применений подготовительных упражне­нии, близких по характеру к соревновательным упражнениям Ловкость поддается воспитанию с наибольшим успехом в младшем и сред­нем школьном возрасте в периоды, когда наблюдаются интенсивное развитие двигательного, зрительного и слухового анализаторов. В тренировочном занятии упражнения на ловкость должны выполняться в подготовительной и в начале основной части, в условиях утомления ловкость развивается менее эффективно.