Основные тренды в области ВО. 2 Программные документы Указы Президента РФ от 07 мая 2012 Закон об образовании в РФ Программа «Развитие образования» на.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КЛЮЧЕВЫЕ ОБЛАСТИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Содержание образования Практикоорентированный (прикладной) бакалавриат Технологическая магистратура Модернизация.
Advertisements

О перспективах развития ведущих университетов Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки.
О программе развития электронного образования на годы Сентябрь 2013.
Е.Г. Федосова 22 мая 2013 года. Знать основные положения в 273-ФЗ, регламентирующие деятельность вузов Оценить перспективы формирования нормативной базы.
О развитии электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ Сентябрь 2013.
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
РОЛЬ УМО В ОБЕСПЕЧЕНИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ООП ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Л.А. Трубина, зам. председателя УМО по образованию в области подготовки педагогических.
Министерство образования и науки Российской Федерации Прикладной бакалавриат в образовательных учреждениях высшего образования Соболев А.Б. Директор Департамента.
Аспирантура (адъюнктура) как третий уровень высшего образования Соколова Марина Владиславовна референт Департамента государственной политики в сфере высшего.
О Концепции поддержки развития педагогического образования А.Б. Соболев, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования.
Ключевые приоритеты модернизации общего образования Апрель, 2011 год.
Всероссийская конференция работников дополнительного образования детей Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Общероссийским.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Об итогах Всероссийских олимпиад профессионального мастерства обучающихся по профессиям и специальностям СПО в 2014 году Черноскутова И.А., начальник отдела.
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
Модель профессионально-общественной аккредитации образовательных программ по направлению подготовки «Юриспруденция» и учёт её результатов И.С. Щепанский.
А.А. Свистунов. Специалитет по направлению подготовки (специальности) «Правоохранительная деятельность» (031001) Магистратура по направлению подготовки.
ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ МОСКВА, 2013.
Транксрипт:

Основные тренды в области ВО

2 Программные документы Указы Президента РФ от 07 мая 2012 Закон об образовании в РФ Программа «Развитие образования» на (ГПРО РФ) Программа развития науки и технологии (ГПРНТ) Дорожная карта развития в социальной сфере Распоряжение Правительства РФ 2620-р

Содержание Практикоорентированный (прикладной) бакалавриат Технологическая магистратура Модернизация Федеральных государственных образовательных стандартов/новый перечень Аспирантура как уровень высшего образования Технологии Академическая мобильность(сетевое обучение) Взаимодействие с предприятиями(базовые кафедры). Использование МООС(электронное обучение) Оценка Мониторинг, в том числе и негосударственных вузов Аккредитация образовательных программ Профессионально-общественная аккредитация Финансовое обеспечение Реализация новых подходов к формированию и распределению КЦП Повышение заработной платы профессорско-преподавательского состава Переход на нормативно-подушевое финансирование Структурные преобразования Особые программы для ведущих вузов(ФУ+НИУ) Поддержка региональных вузов Модернизация педобразования 3 Ключевые области-5 (задачи -16)

4 Новый перечень специальностей Области образования: всего 9 Укрупненные группы профессий, специальностей и направлений подготовки … … …всего 57 Направление подготовки или специальность …всего 471 (+55 Аспирантура +94 Ординатура +27 Ассистентура-стажировка) … … … … … …

5 Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г р Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» Пилотная апробация программ прикладного бакалавриата Разработка и утверждение ФГОС прикладного бакалавриата Реализация образовательных программ прикладного бакалавриата в штатном режиме –

6 Прикладной бакалавриат (технологические подходы) Бакалавриат прикладной академический 2 года Диплом ВПО Прикладной бакалавриат – высшее образование Абитуриенты Профессия или специальность СПО Дополнительные возможности: Рынок труда и магистратура

7 Новые инициативы университетов Академическая мобильность среди студентов ведущих университетов на основе сетевых технологий Подготовка кадров для регионов (базовые кафедры) Использование электронного обучения (МООСs)

8 Сетевое взаимодействие университетов Цель: повышение качества магистерской подготовки на основе академической мобильности Региональные вузы Задача: разработка и реализация сетевых магистратур Ведущие университеты

Сетевая форма реализации образовательных программ 9 Сетевая форма реализации образовательных программ представляет собой реализацию образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в том числе иностранными, посредством сетевого взаимодействия. Взаимозачет учебных модулей любой программы между организациями, проводящими обучение Сетевая форма – как инструмент вовлечения работодателей в процесс обучения Модули вариативной части образовательных программ, реализуемые корпоративными университетами и учебными центрами Роль вуза – системные требования к содержанию и методике обучения, признание результатов обучения по модулям Электронное обучения обеспечивает прозрачность процесса и формирование электронного портфолио, подтверждающего освоение результатов обучения

Базовые кафедры в организациях и на предприятиях 10 Организованны в тесном взаимодействии образовательных учреждений различного уровня и промышленных предприятий и профессиональных ассоциаций на основе частно-государственного партнерства; Обучение реализовано с использованием материально-технической базы и методического потенциала образовательных учреждений и промышленных предприятий.

11 Функциональная схема работы базовой кафедры на предприятии

12 Подходы к развитию электронного образования Модель открытой электронной образовательной среды Под электронной образовательной средой понимается набор стандартов/норм, обеспечивающих реализацию возможности использования электронных курсов (контента), размещаемого на разных платформах (в т.ч. международных), в системе образования с использованием сетевой формы реализации образовательных программ. В части формирования открытой электронной образовательной среды Минобрнауки России реализует ряд функций: обеспечение коммуникационной площадки для запуска проектов в области развития электронного обучения и формирования рекомендаций и стандартов обеспечивает совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей условия развития электронного образования реализует механизмы стимулирования спроса и востребованности электронного обучения, в том числе путем привлечения интереса инвесторов к проектам в этой области

13 Приоритеты развития электронного образования Повышения качества, востребованности российского образования за счет внедрения электронного обучения и сетевой формы реализации образовательных программ Обеспечение доступности российского образования на территории Российской Федерации и за ее пределами Интеграция российского образования в международное образовательное пространство с целью продвижения на формирующемся глобальном рынке электронного обучения Поиск и создание прорывных разработок в области электронного обучения и их распространение в российских образовательных организациях

Модернизация нормативной базы Проекты образовательных организаций Комплекс проектов, поддерживаемых в рамках ведомственных программ, или частными инвестициями, или инвестициями со стороны бизнеса 14 Механизмы реализации

Разработаны и находятся на этапе утверждения: Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ Макеты ФГОС и ФГОСы Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности Положение о лицензировании образовательной деятельности Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры 15 Нормативные документы

Переход от аккредитации по типу и виду ка аккредитации образовательных программ Аккредитация на основе ФГОС, в которых установлены общесистемные требования Изменение регламента работы аккредитационной коллегии 16 Аккредитация. Основные изменения

Синхронизация процедур мониторинга и аккредитации Процедура Содержание Формат оценки Принятие решения Результат МОНИТОРИНГ Критерии эффективности Количественная оценка выполнения показателей МВК эффективный/ не эффективный ГОСУДАРСТВЕНА Я АККРЕДИТАЦИЯ/ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ Соответствие ООП/ВУЗ требованиям ФГОС и законодательства Экспертные оценки Рособрнадзор Аккредитационная коллегия аккредитован/ не аккредитован приостановка деятельности Комментарии Введение общесистемных требований во ФГОС Введение аккредитационных показателей в мониторинг Единая информационно- аналитическая система поддержки принятия решений Согласованность сроков и составов Синхронизация результатов процедур МОН-РОН в публичной сфере

Общественная аккредитация (аккредитация вузов) Профессионально- общественная аккредитация (аккредитация ООП) 18 Федеральный закон от г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

«О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года 599 п.4 Правительству Российской Федерации совместно с общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами с привлечением учёных Российской академии наук и международных экспертов представить в декабре 2014 г. предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования, в первую очередь по направлениям подготовки (специальностям) в области экономики, юриспруденции, управления и социологии. 19 Указ Президента Российской Федерации

Задачи – Формирование профессионального сообщества, от имени которого проводится профессионально-общественная аккредитация образовательных программ – Формирование методики проведения оценки и аккредитации программ профессионального образования – Формирование процедуры учета ПОА при проведении государственных процедур 20

Структура ВПО 21 Федеральные университеты, МГУ, СПбГУ Национальные исследовательские университеты Вузы, реализующие программы стратегического развития Остальные вузы (государственный и муниципальные вузы)

Национальные исследовательские университеты (29): Федеральные университеты (9) «Группа 55» МГУ, СПбГУ победители 2010 года победители 2009 года Проекты развития региональных вузов

Существующие проекты: 55 вузов реализующих программы стратегического развития ПСР 15 вузов победителей конкурса Кадры для регионов планируемый проект на 2014 год – поддержка 15 вузов Кадры современной педагогики

Педагогическое образование в цифрах 24 Доля учителей пенсионного возраста составляет 17%, предпенсионного – 30% Около 200 вузов ведут подготовку по педагогическим направлениям Около 500 тыс. Студентов обучается по педагогическим направлениям 71,4% педагогических вузов и 78,3 % их филиалов по результатам мониторинга имеют признаки неэффективности

Проблемы 25

Основное мероприятие 1.10 «Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для системы образования» Подпрограммы 1 Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на годы: 26 Введение квалификационного экзамена на право работать в образовательных учреждениях начального, среднего и дополнительного образования Обеспечение многоканального получения педагогического образования Обновление содержания педагогического образования (прикладной бакалавриат) Обновление содержания педагогического образования (прикладной бакалавриат) Разработка и апробация новых форм практики (педагогическая интернатура

Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. 967 «О мерах по укреплению кадрового потенциала Российской Федерации» Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2014 г Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 июня 2014 г р (Перечень иностранных образовательных организаций) Официальные документы

Приоритетные направления: 5 Специальности и направления подготовки: 32 Иностранные образовательные организации: 225 из 27 стран Обучение не менее 1500 граждан РФ в ведущих иностранных образовательных организациях Участие в реализации Программы не менее 200 организаций-работодателей Ключевые цифры Программы

Магистратура Ординатура PhD - Аспирантура Уровни подготовки

Приоритетные направления Инженерия Наука Образование Медицина Управление в социальной сфере

Машиностроение Авиационная и ракетно-космическая техника Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта Техника и технологии строительства Фармация Химия Направления подготовки в сфере деятельности Минпромторга

Промышленная экология и биотехнологии Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия Электроника, радиотехника и системы связи Электро- и теплоэнергетика Техносферная безопасность и природообустройство Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии Информационная безопасность Направления подготовки в сфере деятельности Минпромторга

1Соединенные Штаты Америки 68 2 Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии 29 3Федеративная республика Германия 19 4Канада 14 5Королевство Нидерландов 10 6Австралия 9 7Французская Республика 9 8Королевство Швеция 8 9Япония 8 10Швейцарская Конфедерация 7 Страны с наибольшим количеством принимающих университетов

Аспирантура как третий уровень высшего образования

Реализация программ аспирантуры

Основные нормативные правовые акты, регулирующие реализацию программ аспирантуры ФГОС по направлению подготовки или ОС, самостоятельн о устанавли- ваемый организацией ПОРЯДОК организации и осуществления образова- тельной деятельности ПОРЯДОК приема на обучение ПОРЯДОК проведения государствен- ной итоговой аттестации Утвержденный перечень направлений подготовки

37 Структура классификаторов Отрасли науки (18) Группы специальностей (51) Специальности (428) Действующая Номенклатура специальностей научных работников Укрупненные группы направлений подготовки (46) Направления подготовки (240) Предлагаемый Классификатор специальностей по образованию (ОКСО-2014)

ФГОС по направлению подготовки Структура программы аспирантуры Наименование элемента программы Объем (в зачётных единицах) Блок 1 «Дисциплины (модули)»30 Базовая часть 9 Дисциплины (модули), направленные на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов Вариативная часть Дисциплины (модули), направленные на подготовку к сдаче кандидатского экзамена 21 Блок 2 «Практика» 141 Вариативная часть Блок 3 «Научно-исследовательская работа» Вариативная часть Блок 4 «Государственная итоговая аттестация (итоговая аттестация)» 9 Базовая часть ВСЕГО180

Возможные формы получения образования и формы обучения Сроки обучения для всех форм обучения Объем образовательной программы в зачетных единицах Возможности электронного обучения, возможности сетевой формы реализации программ Требования инклюзивного образования Основные нормы, заданные Федеральным законом во ФГОС

Блок-схема реализации основных образовательных программ аспирантуры