Концепция развития техносферы деятельности УДОД исследовательской, инженерной, технической и конструкторской направленности как механизма социализации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие техносферы учреждения дополнительного образования детей, адекватной требованиям современной инновационной экономики, запросу рынка труда и социальному.
Advertisements

Стратегия развития технического творчества в учреждении дополнительного образования детей.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Концепция выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь на этапах «школа – высшее образование.
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 21 Василеостровского района Санкт-Петербурга Проект опытно-экспериментальной.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Заседание методического объединения учителей математики, физики и информатики г.Череповец МОУ «СОШ 14»
Концепция развития дополнительного образования детей Утверждена распоряжением ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 4 сентября 2014 г р от 4 сентября.
Педагогический совет г. ТЕМА: «Инновационные образовательные модели – условие современного качества образования» 1.Некоторые аспекты модернизации.
Тимофеева А.Г. *, Фокичева А.А.**, Истомин Е.П.**, Подгайский Э.В**. *ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов.
Семинар «Метод проектов в деятельности ДОУ». ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы; представляет.
Информатизация системы образования Республики Беларусь, текущее состояние и перспективы развития Н.И. Листопад, Директор Главного информационно- аналитического.
Семинар «Создание условий для нового качества образования и воспитания» Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот,
Транксрипт:

Концепция развития техносферы деятельности УДОД исследовательской, инженерной, технической и конструкторской направленности как механизма социализации детей в рамках региональных систем дополнительного образования детей

Техносфера – это сфера, которая формируется в результате технического и технологического развития, субъектом которого является человек и человечество, и которая охватывает все материальные объекты и процессы (в том числе материальную инфраструктуру человеческой жизнедеятельности), которые появились в результате прямого или косвенного техногенного изменения человеком биосферы и геологических оболочек Земли.

Техносфера представляет собой совокупность объектов и процессов, созданных людьми для удовлетворения своих потребностей, рассматривается как средство прямого и косвенного воздействия на преобразование человеческой цивилизации. прямое воздействие может быть оказано через развитие техники и технологий, косвенное воздействие может быть оказано через развитие социальных отношений и навыков, качеств, способностей людей применять новую технику и новые технологии на благо преобразования современной цивилизации, как механизм социализации человека

В понятии «техносфера» образовательного учреждения можно выделить следующие составляющие: материальные орудия, техника, инфраструктура технического и технологического развития образовательного учреждения; совокупность технологий организации деятельности (информационных, коммуникационных, технологий социальных отношений); совокупность технологий формирования личностных качеств, профессиональных и социальных метазнаний, отвечающих современным требованиям технического и технологического развития современной цивилизации (технологий формирования идеациональных навыков, которое требуется и допускается со стороны общества в соответствии с современным уровнем его развития).

Нормативно-правовые документы, регламентирующие процесс развития техносферы УДОД Национальная стратегия действий в интересах детей на годы (утв. Указом Президента РФ от года 761); Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от года 2227-р); Поручение Председателя Правительства Российской федерации года ДМ-П8-5060; Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ от года); Федеральная целевая программа развития образования на годы (утв. Постановлением Правительства РФ от года 61), Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от г р) и др.

Направления развития техносферы деятельности УДОД исследовательской, инженерной, технической и конструкторской направленности медицина и фармацевтика; электроника; энергетика; новые материалы; информационно-коммуникационные технологии; радиационные технологии; ядерные технологии; биотехнологии; суперкомпьютерные технологии; лазерные технологии; нефтегазопереработка и нефтегазохимия; химическая промышленность; производство летательных и космических аппаратов; судостроение; приборостроение; автомобилестроение; двигателестроение.

Социальная функция образования - передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения Цели социального становления детей в условиях дополнительного образования: освоение ребенком системы социальных ролей; формирование социальной грамотности; формирование социальной активности; формирование социальной устойчивости; развитие индивидуальных качеств личности.

Идеационные знания, умения и навыки, адекватные современным требованиям инновационной экономики: способность образовывать и объяснять сущность технических понятий (прибор, инструмент, машина, модель и т.д.); интерпретировать систему технических образов и понятий на конкретные технические приемы; оперировать техническими терминами и применять их при решении профессиональных задач; осуществлять рефлексию технических представлений и идей; способность к критической оценке технических объектов и проблем на основе глубоких знаний в области фундаментальных и гуманитарных наук; проявлять контекстуальное понимание техносферы, то есть учитывать экономические, социальные и другие условия, в которых осуществляется техническая деятельность; владеть методами технического анализа с целью рационализации и гуманизации продуктов техносферы; понимать тенденции и основные направления развития техносферы в целом и в сочетании с духовными, ценностными, культурными процессами общества.

Метатехнические знания: о структуре техносферы, особенностях ее материальной и нематериальной составляющих; о факторах и закономерностях развития техносферы, этапах эволюции и революционных скачках, содержании и смене технических парадигм; об особенностях и сущности технического мышления и технического знания; о способах создания, ремонта, эксплуатации технических систем, систем ремесленного характера и т.д.

Цель развития техносферы учреждения дополнительного образования детей – создание условий для технического и технологического развития образовательного учреждения в соответствии с уровнем развития техники и научных методов преобразования современной цивилизации и запросами рынка труда, обеспечивающих формирование новых личностных качеств, профессиональных и социальных метазнаний, идеациональных навыков обучающихся, повышения качества образования детей, удовлетворяющего потребности личности, общества, государства.

Задачи развития техносферы: изучение требований современного рынка труда на подготовку работника в контексте развития техносферы современного общества; создание техносферой инфраструктуры образовательного учреждения, включающей в себя комплекс ресурсов, обеспечивающих качество дополнительного образования, соответствующее требованиям развития современной цивилизации, запросам рынка труда, потребностям личности, общества, государства; совершенствование материальной базы образовательного учреждения в соответствии с современным уровнем развития техники и технологий; развитие технологических процессов и технологий (информационных, коммуникационных, технологий социальных отношений) образовательной деятельности; обеспечение содержания образования, адекватного запросам рынка труда на формирование современных личностных качеств, профессиональных и социальных метазнаний, идеациональных навыков обучающихся; совершенствование нормативного обеспечения развития техносферы образовательного учреждения.

Содержание техносферы учреждения дополнительного образования детей предполагает техническое оснащение нового содержания образования в инвариантном и вариативном компонентах в соответствии с направленностями деятельности, новыми технологическими и информационными технологиями, новыми социальными отношениями в обществе, требованиями инновационной экономики и рынка труда.

Содержание образования в условиях развития техносферы Инвариантный компонент содержания образования определяется общими требованиями нормативной базы образования и рынка труда к современному специалисту, его личностным качествам, профессиональным и социальным метазнаниям, идеациональным навыкам. Вариативный компонент содержания образования определяется современными требованиями к направленности и специфике конкретной образовательной программы (по предмету, дополнительному образованию и др.).

Система ресурсного обеспечения техносферы - инфраструктура образовательного учреждения Технические ресурсы включают в себя: современное и налаженное оборудование и инструменты и требуемые для творчества учащихся материалы для обеспечения конструкторской и технической деятельности по соответствующему направлению; информационно-коммуникационное оборудование (для проведения презентаций (проектор, экран) и веб- конференций, интерактивные доски), постоянный и устойчивый доступ к интернету; компьютеры и программно-аппаратные комплексы, для осуществления численных экспериментов и моделирования реальных процессов, компьютерные системы интерактивного моделирования, исследования и анализ задач при изучении разных предметов («Живая Математика», «Мир физики», «Мир химии и биологии», «Живая природа и человек», «Мир информации и системотехники», «Основы робототехники» и др.); помещения, соответствующие требованиям использования техники, новых технологий.

Технологические ресурсы могут включать в себя программно-технологическое обеспечение: компьютерные технологии и программное обеспечение для автоматизированного проектирования (например, AutoCAD), управления проектами (например, Microsoft Project), для графического дизайна и обработки изображений (например, Adobe Photoshop и CorelDRAW), программы для обеспечения коммуникаций, различного моделирования и т.д.; технологии развития метапредметных компетенций, личностных качеств, идеациональных умений и навыков (коммуникативные технологии, технологии развития инновационного потенциала личности, предпринимательских компетенций и т.д.)

Научно-методические ресурсы предполагают наличие в программах и методических разработках использования различных техник, технологий, программного обеспечения и т.д. и описание их применения. Конкретно научно-методическое обеспечение включает в себя: создание условий для разработки нового научно-методического обеспечения современной лабораторной, учебной и научно- исследовательской базы, разработки учебно-методических комплексов, в том числе для компьютерных программ, мультимедийных материалов, средств дидактической поддержки образовательного процесса; создание выставочного центра, позволяющего педагогам и обучающимся ознакомиться с современной лабораторной базой и существующим и готовым к использованию методическим обеспечением; разработку нового учебно-методического обеспечения на базе оборудования, входящего в состав учебно-технологических модулей; разработку современных методик обучения инженерным и естественно-научным дисциплинам; а также коммуникативным, проектировочным, исследовательским, аналитическим, организаторским навыкам; создание авторских учебно-методических материалов и средств психолого-дидактического сопровождения занятий, учебных планов и программ; поиск, систематизацию и формирование банка данных об опыте дополнительного образования в сфере новых технологий; внедрение разработанного нового учебно-методического обеспечения.

Кадровые ресурсы должны обеспечивать функционирование техносферы и характеризоваться следующими параметрами: наличие формального образования у педагога (основного или дополнительного) по направлениям использования техносферы. При этом необходимо говорить не только о том, что педагог владеет определенным программным обеспечением или компьютером, но также и о том, что у него есть навыки работы со специализированным оборудованием, а также знания и умения о специфических техниках и технологиях образовательной деятельности; уровень реальных навыков, умений и способностей применять в практической деятельности разные техники и технологии образования, а также специализированное оборудование, информационно-коммуникационное и программное обеспечение; наличие потенциала для дальнейшего развития в направлении освоения современных требований к техносфере образовательного учреждения и ее использовании в образовательном процессе.

Информационные ресурсы могут включать в себя: подбор специальной литературы, создание возможности для получения консультаций и справок и т.д. разработка и создание просветительских и рекламных материалов о деятельности образовательного учреждения, направленных на различные слои общества – учащихся, преподавательского состава и представителей промышленных предприятий; создание интернет-портала образовательного учреждения; регулярная адресная рассылка новостей и информационных материалов о деятельности учреждения; обеспечение взаимодействия со службами занятости, подготовка аналитических материалов о перспективных рынках труда; организация тематических ознакомительных семинаров, конференций и «Дней открытых дверей», подготовка материалов для СМИ; подготовка информации о новых публикациях по различным профилям деятельности образовательного учреждения.

Условия развития техносферы УДОД ориентация на региональный рынок труда, инновационные территориальные кластеры исследовательской, инженерной, технической и конструкторской направленности; возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности; благоприятные условия для генерирования и реализации общественных как детских (подростковых), так и взрослых инициатив и проектов; нормативное закрепление трудовых практик учебного характера обучающихся на реальных производствах (промышленных и сельскохозяйственных), в организациях социальной сферы, культурной индустрии; создание современных центров интеллектуального развития и творчества детей и молодежи, интерактивных научных центров, технопарков и др.

Результатом формирования техносферы будет создание инфраструктуры учреждения дополнительного образования детей, содержащей: материально-техническую базу, соответствующую современному уровню развития науки и техники, запросам рынка труда; научно-методическую базу, соответствующую новым образовательным, информационным, коммуникативным технологиям; кадровый потенциал, способный реализовать в образовательном процессе современные технологии на базе современного оборудования и формировать компетенции обучающихся (в первую очередь, одаренных и талантливых детей) в соответствии с современным уровнем развития общества и требованиям современного рынка труда.

1. На уровне обучающихся: формирование мотивации и расширение возможностей для развития личности, ее творческого, интеллектуального потенциала; возможность получения практико-ориентированных знаний по предметам естественно-научного цикла; формирование умений быстро адаптироваться к новой технике и технологиям в различных отраслях народного хозяйства; развитие познавательных и профессиональных интересов, активизация творческого мышления учащихся, формирование определенного опыта творческой технической деятельности; выработка устойчивых навыков самостоятельной творческой работы, стремления к поиску самостоятельных решений; получение допрофессиональной подготовки по профессиям научно-технической, конструкторской, проектной направленности; формирование качеств современного человека: способности к нестандартным решениям, креативности, изобретательности, предприимчивости, способности работать в команде, инновационной активности, способности к созидательной активности, вовлеченности в общественную жизнь, нацеленности на достижения в социально- экономической, общественно-политической, творческой и других сферах.

2. На уровне педагогов: расширение возможностей профессионального роста и самообразования; возможность творческого и профессионального общения в рамках единой образовательной среды; расширение возможностей для постоянного творческого, культурного развития. освоение новых информационных, коммуникативных, инновационных и других технологий. 3. На уровне родителей: - получение детьми качественного образования, обеспечивающего индивидуально - личностное развитие в направлении научно-технического творчества и их социальную адаптацию в обществе.