Скопинова Раиса Васильевна, методист МБОУ ДПОС «Учебно- методический центр»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии 1 и 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по.
Advertisements

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования Крайник Ольга Михайловна Алтайский.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ Маслов Вячеслав Васильевич, заведующий кафедрой преподавания языков и литературы СИПКРО.
Организация и проведение итогового сочинения (изложения) в 2014 – 2015 учебном году Дубовицкая Л.Н., методист по русскому языку и литературе МКУ «Информационно-методический.
Написание итогового сочинения.. Участники итогового сочинения: Выпускники текущего года. Обучающие в форме самообразования Выпускники прошлых лет.
Итоговое сочинение (изложение) 2015 год Методические рекомендации.
11 класс Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
Проверка репетиционного сочинения (изложения) Видеоконференция г.
Организация проведения итогового сочинения ( изложения )
Критерии оценивания итогового сочинения по литературе
Выпускное сочинение. Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования Сочинение.
Итоговое сочинение мастер-класс часть 1 Белик Наталья Александровна, преподаватель ИФЖиМКК.
Выпускное сочинение в 11 классе 2015 ГОД. Сайт ФИПИ.
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В 11 КЛАССЕ по литературе 3 ДЕКАБРЯ 2014 ГОДА, ЧАСОВ.
Рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения.
З АДАЧИ ВВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 11 КЛАССЕ выявить уровень речевой культуры выпускника его начитанность личностную зрелость умение рассуждать с опорой.
МБОУ «Средняя школа 12». Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
Сочинение в 11 классе ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГАОУ ДПО СО «Институт.
Нормативно-правовая база проведения итогового сочинения Итоговое сочинение проводится в соответствии со статьей 59 Федерального закона от года.
Особенности формулировок тем итогового сочинения для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования Утвержденные.
Транксрипт:

Скопинова Раиса Васильевна, методист МБОУ ДПОС «Учебно- методический центр»

Нормативно-правовая база Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 1. Рекомендации по организации и проведении итогового сочинения (изложения) 2. Технический регламент проведения итогового сочинения (изложения) 3. Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования 4. Бланк регистрации

По желанию : освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования; граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях выпускники прошлых лет. (Выпускники прошлых лет при подаче заявления на прохождение итогового сочинения предъявляют оригиналы документов об образовании. Оригинал иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка. Указанное заявление подается лично).

Сроки написания итогового сочинения Итоговое сочинение проводится в первую среду декабря; при невыполнении работы итоговое сочинение проводится в первую среду февраля и первую рабочую среду мая.

Повторный допуск к сдаче итогового сочинения Повторно допускаются к сдаче итогового сочинения в текущем году: Обучающиеся, получившие по итоговому сочинению неудовлетворительный результат («незачет»); Обучающиеся, выпускники прошлых лет, не явившиеся на итоговое сочинение по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально); Обучающиеся, выпускники прошлых лет, не завершившие сдачу итогового сочинения по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).

Права участников образовательного процесса В целях обеспечения права на объективное оценивание итогового сочинения обучающимся предоставляется право подать в письменной форме заявление на повторную проверку сданного ими итогового сочинения комиссией из другой образовательной организации

Продолжительность написания итогового сочинения Продолжительность проведения итогового сочинения составляет 235 минут ( 3 часа 55 минут) В продолжительность проведения итогового сочинения не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж, заполнение обучающимися регистрационных полей и т.п.)

Продолжительность написания итогового сочинения для особой категории обучающихся Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выпускников прошлых лет, обучающихся детей-инвалидов продолжительность проведения итогового сочинения увеличивается на 1, 5 часа. При продолжительности экзамена 4 часа и более организуется питание.

Критерии оценивания итогового сочинения Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии 1 и 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям 1 и 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев ( 3 - 5). При выставлении отметки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет». Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Если сочинение списано из какого – либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет». Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.

Критерий 1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). « Незачет» ставится только при условии, если содержание сочинения не соответствует теме или в нем не прослеживается раскрытие цели, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях ставится «зачет»).

Критерий 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может высказать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий 3.«Композиция и логика рассуждения» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисами и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть ( во всех остальных случаях ставится «зачет»).

Критерий 4. «Качество письменной речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий 5. «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационный ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов, итого 18 ошибок на 350)

Направления, комментарии, рекомендуемые литературные произведения « Недаром помнит вся Россия…» Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю.Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю.Лермонтова, особенности проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах героя Лермонтова и т.п. Рекомендуются лирические произведения с различной тематикой, роман «Герой нашего времени», поэмы «Мцыри», «Демон».

Вопросы, заданные человечеству войной Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне ( с опорой на произведения отечественной и мировой литературы). Рассказы и повести о Великой Отечественной войне, в которых война раскрывается с разных сторон ( от рассказов, созданных в 40-е - 80-е годы)

Человек и природа в отечественной и мировой литературе Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над этическими, социальными, экологическими и др.аспектами взаимодействий человека и природы. И.А.Бунин. «Антоновские яблоки» А.И.Куприн. «Олеся» В.Астафьев. «Затеси», «Людочка» Н.Почивалин. «На природе»

Спор поколений: вместе и врозь Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о разных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы). Л.Н.Толстой «Война и мир» Д.Бикин «Третий сын» И.Крамшина «Сыновий долг», «Эквивалент счастья» К.Паустовский «Телеграмма» В.Токарева. «Самый счастливый день »

Чем люди живы? Темы данного направления предполагают размышление о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико- нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материала отечественной и мировой литературы). Произведения, в которых показано влияние музыки, литературы, живописи и т. п. на нравственность человека

Требования к содержанию и построению сочинения 1. Сочинение должно соответствовать теме, которая должна быть правильно понята, полно и глубоко раскрыта. На основе знаний и точной передачи фактов должно быть дано правильное объяснение событий и поведения героев, выявлены особенности авторской точки зрения. 2. Работа должна иметь внутреннюю продуманную организацию (композицию), в основе которой положены общая идея, концепция, понимание аспектов формы и содержания произведения (произведений), предусмотренных формулировкой темы. 3. Анализ требуется вести целенаправленно и последовательно. Композиционные части нужно связывать друг с другом, стремиться к логичности переходов, соразмерности основных композиционных частей сочинения. Последнее в общем приблизительном виде может быть определено так: 10 – 15% - вступление, 75% - основная часть, 5 – 10% - заключение.

4. Все положения, мысли, высказываемые идеи следует основательно аргументировать, привлекая художественный и литературно-критический материал, важный и существенный для раскрытия разрабатываемой темы. Цитирование должно быть уместным, точным, разнообразным по способам введения цитат в текст работы. 5. Язык сочинения должен быть выразительным, ясным, богатым в лексическом отношении, но не вычурным. Стиль работы следует соотносить с темой. Изобразительные средства языка, образность может быть использована для передачи отношения к описываемому, собственной точки зрения, эмоционального восприятия текста. 6. Следует стремиться к самостоятельности и оригинальности интерпретации, избегая субъективизма и бездоказательности

Содержательные, композиционные и стилистические аспекты сочинения ВСТУПЛЕНИЕ Всегда требуется перечислить задачи работы, дать оценку темы, объяснить, как вы ее понимаете. Здесь могут быть предварительно сформулированы важнейшие мысли, идеи сочинения. Указывается и обосновывается материал, на котором будет раскрываться тема, если этого требует формулировка. Почти всегда во вступлении уместно обращение к более общим вопросам: истории создания произведения, биографии писателя, оценке его творческого наследия, места в нем произведения. Можно разъяснить смысл теоретических понятий, использованных в формулировке темы.

Основная часть Важнейшее внимание уделяется тексту художественного произведения. Все прочие элементы основной части должны быть так или иначе связаны с наблюдениями над текстом, обоснованы ими, направлены на углубление понимания произведения. Историко-литературный аспект, привлечение знаний о творчестве писателя в целом, указание на связи рассматриваемого текста с произведениями и художественными особенностями иных авторов, литературных направлений и групп – это может быть необходимо во многих случаях. Самодостаточных теоретико-литературных наблюдений предлагаемые на экзаменах темы обычно не требуют. Поэтому теоретико-литературные понятия должны органично использоваться в ходе практической работы с произведением. Думайте о необходимости композиционной стройности, стремитесь к логичности изложения и полноте охвата материала. Стройность достигается соразмерностью, очевидными и необходимыми связями между частями сочинения. Логичность означает внутреннюю непротиворечивость положений, обоснованность переходов от одной мысли к другой.

Полнота охвата предполагает, что затронуты все необходимые аспекты темы, указаны достаточные для е обоснования качества героя, особенности формы произведения. Недопустимы неумеренный пафос, назойливое выпячивание собственной точки зрения, утверждение в качестве собственного мнения вполне очевидных, общепринятых идей, мыслей, положений (Я считаю, что Пушкин с симпатией относится к Татьяне Ларине). В то же время сочинение – это творческая, а не научная работа. Излишне сухая, вовсе без эмоций речь, не только неинтересна, но даже может противоречить теме, например, когда таким образом пишется сочинение о любимом лирическом стихотворении, рассказе, писателе. Стремитесь к убедительности вашей работы. Старайтесь использовать в ней разные типы речи: описание – перечисление наиболее важных сторон предмета или явления, повествование – рассказ о событиях, рассуждение – проведение определенной мысли, подготовка вывода через сопоставление предметов, понятий, явлений, идей.

Заключение Обобщаются высказанные идеи, сделанные наблюдения, подводятся итоги, делается вывод о справедливости, доказанности высказанного во вступлении положения, мысли. Эпиграф не обязателен. Если используется, то главное, чтобы он соответствовал теме. Задача эпиграфа подчеркнуть, сделать более весомой мысль, которую необходимо обосновать в сочинении, создать необходимый эмоциональный фон для его восприятия. Необходимо соблюдать хронологический принцип при употреблении в качестве эпиграфов слов известных исторических лиц. Лучше, когда в качестве эпиграфа используются слова современника писателя или человека, жившего раньше, чем тот, о котором вы пишите сочинение. Высказывания наших современников в качестве эпиграфа к сочинениям о классиках обычно нежелательны.