1 21. Московское государство в конце 15-го - начале 16-го веков. 21. Московское государство в конце 15-го - начале 16-го веков. Урок по истории России:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Гимназия 22 город Майкоп Иван III Государь всея Руси, самодержец
Advertisements

Проверка Д/з (тестирование) 1. Современником Ивана III был: а) хан Батый; б) хан Ахмат; в) Чингисхан. 2. Окончательное присоединение Новгорода к Москве.
Создание единого русского государства. Конец ордынского владычества.
Московское государство в конце XIV – начале XVI века Д/З: § 21, вопросы 2,4,5, пересказ, Р/Т 3-6.
Жители Российского государства во второй половине XV - начала XVI века. Жители Российского государства во второй половине XV - начала XVI века.
Учитель истории Руденко Надежда Михайловна Урок истории в 8 классе Тема: Система государственного управления при Иване III.
ИВАН III (1462 – 1505). НОВГОРОДСКОЕ БОЯРСТВО - группировка вокруг Марфы Борецкой и ее сыновей считала, что сохранить новгородские вольности можно только.
Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.
Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.
На Руси был один правитель Русь стала именоваться Россией Появился новый титул- государь всея Руси Увеличение численности войска Улучшилось положение крестьян.
Московское государство в конце XV – начале XVI века.
Образование единого Российского государства на рубеже XV – XVI вв.
Тема урока:. Найдите выход из лабиринта, соединив события в хронологическом порядке. Москва Присоединение Твери 1485 г. Присоединение Пскова 1510 г. Присоединение.
Учитель истории ЦО 1828 «Сабурово», Эсманская Алла Георгиевна.
Московское государство в конце 15- начале 16 века. Составила учитель школы 628 Сычева Л.С.
Иван III – государь всея Руси. Самодержец - не ограниченный в своей власти, самодержавный правитель; монарх. Софья Палеолог.
Личность ИванаΙΙΙ. Изменения в политическом, экономическом и социальном строе в x V - x VΙ вв. Фёдорова И.А. МАОУ «Лицей 36»
Образование единого государства 1462 г г. княжение Ивана III.
Становление центральных органов власти и управления. Учитель истории МБОУ «Лучовская СОШ» РТ Чистопольский район п.Луч Гараева Разина Рамисовна.
Иван III – государь всея Руси. Почему « всея Руси»? Надо найти доказательства!
Транксрипт:

1 21. Московское государство в конце 15-го - начале 16-го веков. 21. Московское государство в конце 15-го - начале 16-го веков. Урок по истории России: 6 класс. Монгуш Идегел Сарыг-ооловна – учитель истории, обществознания и права МБОУ СОШ с.Бай-Хаак Тандинского кожууна Республики Тыва первой категории.

2 Постановка проблемного вопроса урока: Московская Русь конца 15-го – начала 16-го – единое централизованное Российское государство? Московская Русь конца 15-го – начала 16-го – единое централизованное Российское государство?

3 Для решения проблемы ответим на вопросы. - Какие у вас предположения, версии решения проблемы? - Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

4 Для начала из курса Средних веков вспомним понятие и признаки централизованного государства. Централизованное государство – это такое государство, в котором система управления основывается на принципе подчинения всех местных органов самоуправления единому центральному, управляющему всей системой и координирующему ее. Централизованное государство – это такое государство, в котором система управления основывается на принципе подчинения всех местных органов самоуправления единому центральному, управляющему всей системой и координирующему ее. Признаки централизованного государства: 1. наличие аппарата власти и управления, аппарата принуждения; 2. разделение населения по территориальным единицам; 3. суверенитет, т.е. независимость во внешних и внутренних делах; 3. суверенитет, т.е. независимость во внешних и внутренних делах; 4. принятие ряда обязательств перед народом (защищать территорию, бороться с преступностью, осуществлять цели общего благополучия и др.); 5. существование ряда монопольных прав (право издавать законы, выпускать денежные знаки, собирать налоги, выпускать займы и т.д.). 5. существование ряда монопольных прав (право издавать законы, выпускать денежные знаки, собирать налоги, выпускать займы и т.д.).

5 Мозговой штурм: «Какие ассоциации вызывает у вас понятие «Символы государства»? Запищите на листе ватмана возникающие ассоциации. «Какие ассоциации вызывает у вас понятие «Символы государства»? Запищите на листе ватмана возникающие ассоциации.

6 Любое централизованное государство имеет свои отличительные символы. Такими они были при Иване Третьем. Символы государства Герб- Двуглавый орел Восточной Римской империи Держава Шапка Мономаха Скипетр

7 Группы, ответьте на вопрос: кто это, каким образом она связана с государственными символами Московской Руси.

8 Признаком централизованного государства является наличие аппарата власти и управления. Заполняя раздаточную таблицу 1 «Органы управления государством» при помощи учебника, ответим на вопрос – были ли они при Иване Третьем? Название органа. Понятие и его полномочия. Великий князь. ? Боярская Дума ? Дворец.? Казна.? Местничество.?

9 Сейчас проверим Ваши работы вместе! Функции царя: 1. издавал законы, 2. вел переговоры с другими государствами, 3. объявлял войну, 4. заключал мир, 5. чеканил монету. Совещательный орган – Боярская Дума. Общегосударственные учреждения Дворец Казна Государь всея Руси - царь

10 Название органа. Полномочия органа. Боярская Дума Великий князь «держал совет» с Боярской Думой, который состоял из представителей старинных боярских родов. Дворец Первоначально ведал землями великого князя. Затем стали рассматривать земельные споры, вершили суд. Казна Она контролировала взимание налогов и таможенных сборов. В казне хранились государственная печать, государственный архив. Занималась вопросами внешней политики. Местничество. система распределения должностей в зависимости от знатности рода, существовавшая в Русском государстве.

11 Другим признаком централизованного государства является разделение населения по территориальным единицам. Для решения проблемного вопроса, используя учебник и словари найдите, что обозначают данные слова и составьте кроссворд «Территориальное устройство Московской Руси конца 15- начала 16 веков». Для решения проблемного вопроса, используя учебник и словари найдите, что обозначают данные слова и составьте кроссворд «Территориальное устройство Московской Руси конца 15- начала 16 веков». Кроссворд должен состоять из следующих слов: уезд, волость, стан, наместник, волостель, кормление. Кроссворд должен состоять из следующих слов: уезд, волость, стан, наместник, волостель, кормление.

12 Проверим понятия и термины! 1. Уезд - территория земельного угодья. 2. Волость - нижняя единица административно- территориального деления в России в сельской местности. 3. Стан - административно-территориальная единица. Два три стана составляли уезд. 4. Наместник - историческая должность (чин, звание) в России, руководитель крупной административно-территориальной единицы. 5. Волостель - представитель великокняжеской власти на местах. 6. Кормление - вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы.

13 Рассмотрим другой признак централизованного государства – существование единых законов государства, поработаем с отрывком из Судебника 1497 г.. Судебник – сборник законов Прочитайте отрывок из Судебника и ответьте на вопрос: Прочитайте отрывок из Судебника и ответьте на вопрос: Как вы думаете, о чем свидетельствует тот факт, что появился общий для всей России закон – Судебник? Как вы думаете, о чем свидетельствует тот факт, что появился общий для всей России закон – Судебник?

14 Для более глубокого изучения темы поработаем с отрывком из «Курса русской истории» В.О. Ключевского. Прочитав отрывок, ответьте на вопрос: Прочитав отрывок, ответьте на вопрос: В.О. Ключевский утверждает, что при Иване Третьем «московская политика выходит на более широкую дорогу». Поясните это утверждение. Приведите не менее двух пояснений.

15 Физкультминутка. Выполняйте зарядку: Чтобы сильным стать и ловким Приступаем к тренировке (шагаем на месте), Круг почета пробежать (бег на месте) Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук) Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох), Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох). Будь, атлет, всегда готов (аплодисменты).

16 Поработаем с эпиграфом урока! «Наконец мы дожили до самого знаменитого из старинных государей наших – до великого князя Иоанна III. Он освободил нас от власти татар. Он возвратил отечеству нашему прежнюю славу его. Наконец, он воплотил великую мысль об объединении всех областей под властью одного государя». А.О.Ишимова – под властью одного государя». А.О.Ишимова – РУССКАЯ ДЕТСКАЯ ПИСАТЕЛЬНИЦА. Давайте вместе обсудим: как вы понимаете данное высказывание?

17 Как вы решили проблему нашего урока кратко и точно письменно напишите собственную позицию в ваших тетрадях. Прием «Незаконченные предложения - ПОПС»: П – позиция /Я считаю, что…/ О – обоснование /Потому что/ П – пример /Я могу это доказать тем, что / С – суждение /Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…/

18 Закрепим наши знания игрой «Мнемотехника», которая тренирует память. Учитель зачитывает 10 таких терминов по изучаемой теме, как приказы, уезд, Боярская дума, дворяне, наместник, Юрьев день, Судебник, местничество кормление. Учитель зачитывает 10 таких терминов по изучаемой теме, как приказы, уезд, Боярская дума, дворяне, наместник, Юрьев день, Судебник, местничество кормление. Затем дает 1-2 минуты, за которое ученики должны воспроизвести в тетради максимальное количество слов из ранее перечисленных.

19 Внимательно прослушайте термины и понятия, через 1-2 минуты напишите в тетради слова, которые вы запомнили. Затем обменяйтесь работами с соседями, проверьте друг друга и поставьте оценки. Внимательно прослушайте термины и понятия, через 1-2 минуты напишите в тетради слова, которые вы запомнили. Затем обменяйтесь работами с соседями, проверьте друг друга и поставьте оценки. Ваши критерии оценивания: Ваши критерии оценивания: «5» за 8-10 запомненных терминов и понятий, «4»- за 7-6, «4»- за 7-6, «3»- за 5-6. «3»- за 5-6.

20 Рефлексия по методике «Дерево творчества». Ученики самостоятельно оценивают тот материал, который изучили на уроке, прикрепляя на дереве листья, цветы, плоды: плоды - дело прошло полезно, плодотворно; цветок – довольно неплохо: зеленый листок – не совсем удовлетворен делом: желтый листок - «пропащий день», неудовлетворенность.

21 Домашнее задание. Вам дома предстоит написать эссе на тему « Понятие и историческое значение Юрьева дня». Вам дома предстоит написать эссе на тему « Понятие и историческое значение Юрьева дня». Структура домашней работы: Структура домашней работы: 1. Ваша позиция по данному вопросу, 2. ее аргументирование Вами, 3. примеры иллюстрирующие Вашу точку зрения, 4. Ваши выводы.

22