ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛАХ ОРТ. РОБОТОТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ Сергей Горинский Калининград октября 2014 г. Конференция «Инновационные модели развития техносферы: робототехника в образовании»
Проблемы 2 Массовое школьное образование слабо связано с современной экономикой. Неопределенный статус Робототехники в школе. Слабость системы НТТМ.
ЧТО ТАКОЕ ОРТ 3
1880 г., Санкт- Петербург: Общество Ремесленного Труда 1921 г., Берлин: Всемирный союз ОРТ (ныне: World ORT) 1938 г., прекращение работы в СССР 1991 г., возвращение ОРТ: в образовании с 1880 г. 4
World ОРТ сегодня Технологическое образование > учащихся в год Опыт работы: > 100 стран 5
ОРТ в странах бывшего СССР 10 стран: –Армения –Беларусь –Грузия –Киргизстан –Латвия –Литва –Молдова –Россия –Украина –Эстония > учащихся ежегодно Технологические школы/центры Технология как предмет Технологии в образовании Повышение квалификации 6
СИСТЕМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОРТ 7
ОРТ в технологическом образовании: концепция Вариативная компонента Инвариантная компонента. Технологическая грамотность Специализация 8
Инвариантная компонента Дизайн как методология процесса проектирования Технологические системы Технологическая грамотность 1. Проблема 2. Идея 4. Изделие 3. Выбор решения 5. Оценка 6. Презен- тация 9
ОСОБЕННОСТИ ПОДХОДА ОРТ К ШКОЛЬНОМУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ 10
1. Ориентация на современные технологии ИКТ: программирование, компьютерная графика, дизайн, цифровые видео технологии и пр. Компьютерное проектирование и изготовление деталей. Робототехника. Цифровая электроника, автоматика. 3D прототипирование. 11
2. Интеграция материальных технологий и ИКТ Технологическая обусловленность Учебная целесообразность Привлекательность 12
3. Женщины в технологическом обществе: вызов современной школе Причины для беспокойства: –Социальные –Экономические –Образовательные 13
Женщины в технологическом обществе: опрос 39 преподавателей и экспертов в технологическом образовании (2005 год): –Страны бывшего СССР (33 человека) –Австралия –Англия –Израиль –Нидерланды –Шотландия –Южная Африка 14
Опрос школьников и анализ успеваемости Интерес к предмету Хобби Использование компьютера дома Будущая профессия Успеваемость Олимпиады и соревнования 15
Выводы Успеваемость девочек по технологии, ИКТ, естественным наукам и математике выше, чем у мальчиков, но... они уделяют меньше внимания технологии вне школы и не видят связи с профессией. Мотивация - оценки. Как изменить отношение девочек к технологии? 1.«Очеловечить» программу технологии. 2. Изменить систему оценивания и мотивации. 3. Развитие технологических компетенций. 4. Внеклассная работа, связанная с технологией. Как изменить отношение девочек к технологии? 1.«Очеловечить» программу технологии. 2. Изменить систему оценивания и мотивации. 3. Развитие технологических компетенций. 4. Внеклассная работа, связанная с технологией. 16
10 лет спустя 17 Соревнования Роботраффик, Технион, Израиль, 2014
4. Технология для детей со особыми потребностями 1. Аутичные дети, дети с ДЦП и другими неврологическими проблемами 18
Технология для детей со особыми потребностями Школа-интернат в Москве Профессиональное училище в Туле Колледжи и техникумы в Москве, Тамбове и Саранске Мастер по обработке цифровой информации Информационные системы Реклама Компьютерная графика и видео HP LIFE/GET-IT Cisco essentials 2. Дети с проблемами слуха (школы, НПО/СПО) 19
5. Сотрудничество с высоко- технологическим бизнесом HP (Хьюлет-Паккард) Microsoft Cisco IBS Luxoft Kaspersky Lab 20
6. Комбинация с предпринимательским образованием Производство Продажа Обслуживание Утилизация Технология Изделие Технология и предпринимательство Товар 21
Место робототехники в модели технологической грамотности 22
Программа по технологии. Новая Зеландия,
Программа по технологии. Новая Зеландия,
Преподавание технологии в Российских школах 25 ФГОС Примерная программа Программа школы Программа школы Примерная программа Программа школы
Примерная программам для 5-9 классов (проект ФИРО) 26 Цели 1. Понимание сущности современных технологий и перспектив их развития… 2. Формирование технологической культуры и проектно- технологического мышления… 3.Профессио- анальная ориентация…
Примерная программа для 5-9 классов (проект ФИРО) 27 Блоки содержания обучения 1. Содержание, вводящее в контекст современных технологий и показывающее их эволюцию… 2. Изучение способов технологической деятельности на информационной основе блока 1… 3. Изучение производств и профессий региона на основе технологий блока 1…
Учебно-тематическое планирование: 5 класс 1. Потребности и технологии 2. Простые механизмы и конструкции в технологиях (с использованием конструкторов как образовательной среды) 3. Технологии организации быта 28 Блок 1Блок 2Блок 3
Учебно-тематическое планирование: 6 класс 1. Технологические системы 2. Технологии преобразования материалов 3.Дом, в котором я живу 4. Анализ и разработка/модификация технологической системы 5. Простые механизмы 29 Блок 1Блок 2Блок 3
Учебно-тематическое планирование: 7 класс 1. Энергия 2. Процессы и устройства в технологических системах 3. Управление в технологических системах 30 Блок 1Блок 2Блок 3
Учебно-тематическое планирование: 8 класс 1. Материалы и технологии их получения и обработки 2. Социальные технологии 3. Транспорт 4. Технологическая документация 5. Современный рынок труда 31 Блок 1Блок 2Блок 3
Спорные особенности проекта программы 32 Излишне академический характер изложения. Только 1/5 часть занятий включает работу «руками». Особенно теоретизированы темы, связанные с изучением современных технологий. Отзыв профессора Хотунцева Ю.Л
Как интегрировать робототехнику в эту модель образовательной программы? 33
34
Робототехника как содержание (Блок 1) Примеры тем, которые могут изучаться, в том числе, на базе робототехники Потребности и технологии Простые механизмы и конструкции в технологиях Технологические системы Энергия Управление в технологических системах Транспорт Технологическая эпоха … 35
Робототехника для изучения способов … (Блок 2) Примеры тем, которые могут изучаться, в том числе, на базе робототехники Потребности и технологии Простые механизмы и конструкции Технологии организации быта Технологические системы Анализ и разработка/модификация технологической системы Энергия Процессы и устройства в технологических системах Управление в технологических системах Транспорт Технологическая документация … 36
Роботы: изучение профессий (Блок 3) Примеры тем, которые могут изучаться, в том числе, на базе робототехники Потребности и технологии Технологические системы Анализ и разработка/модификация технологической системы Управление в технологических системах Транспорт Технологическая документация Современный рынок труда Технологическая эпоха Предпрофильная подготовка … 37
Выводы Робототехника, может стать одной из предметных основ для программы «Технология» в 5-9 классах. Достоинства такого подхода: –Мультипредметность –Системность –Современность –Привлекательность –Профессиоанальная направленность на инженерные профессии 38
Выводы 39
Спасибо! Facebook.com/ort.ru 40