ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ В РАМКАХ ФГОС Доманина А.А. методист Комитета по образованию Декабрь 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация внеучебной (внеурочной) деятельности при введении ФГОС НОО второго поколения на первой ступени обучения МО начальных классов МОУ СОШ 4 имени.
Advertisements

Организация внеучебной (внеурочной) деятельности при введении ФГОС НОО второго поколения на первой ступени обучения Сердюкова Наталья Владимировна, заместитель.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального.
Организация внеучебной (внеурочной) деятельности при введении ФГОС НОО второго поколения на первой ступени обучения.
Организация внеучебной (внеурочной) деятельности при введении ФГОС НОО второго поколения на первой ступени обучения Федешова Любовь Николаевна, директор.
Внеурочная деятельность Особенности реализации при введении ФГОС НО Учитель начальных классов Ворона О.В.
2 Основная цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и.
Внеурочная деятельность образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов.
Организация внеучебной (внеурочной) деятельности на первой ступени обучения.
О.А. Зайцева, заместитель директора I ступени по учебно – воспитательной работе МОУ СОШ 15.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования второго поколения.
Универсальные учебные действия коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность, познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением.
Урок в соответствии с ФГОС Новосергиевский РМК. Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на.
1 Научная основа Идеологическая и методологическая основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания.
Система работы учителя 1 ступени обучения по реализации ФГОС начального общего образования второго поколения Автор: Смирнова Юлия Павловна., руководитель.
Организация внеурочной деятельности обучающихся на начальной ступени общего образования.
ФГОС:ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. План. «Организация внеурочной деятельности на I ступени М БОУ «Частинская средняя общеобразовательная школа», Л узина Н.А.
Приоритеты образовательной политики зафиксированы в: - Концепции долгосрочного социально- экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование»
«Федеральный государственный стандарт начального общего образования»
Образование в государстве должно готовить таких специалистов, которые возьмут на себя ответственность за устойчивое развитие страны В. Садовничий Родительское.
Транксрипт:

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ В РАМКАХ ФГОС Доманина А.А. методист Комитета по образованию Декабрь 2012

Государственная образовательная политика Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года (раздел III «4. Развитие образования») Приоритетный национальный проект «Образование» на 2011 – 2013 годы Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Направления: 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 4. Изменение школьной инфраструктуры 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Развитие самостоятельности школ

Одним из базовых документов, определяющих стратегию модернизации российской школы на современном этапе, является стандарт второго поколения, который представляет собой принципиально новый для отечественной школы документ, разработанный на основе глубокого анализа и синтеза ведущих научных психолого-педагогических, культурологических, социологических теорий и концепций, а также достижений современных перспективных тенденций в практике российского и зарубежного образования

Федеральные государственные образовательные стандарты Закон Российской Федерации от «Об образовании» (ст. 7): Требования к структуре основных образовательных программ; к условиям реализации основных образовательных программ; к результатам освоения основных образовательных программ.

Отличительной особенностью нового Стандарта является его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизнии в современных условиях на основе системно- деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.

Реализация и введение ФГОС общего образования ФГОС начального общего образования (утвержден): сентябрь 2010 года – в пилотном (апробационном) режиме; сентябрь 2011 года – в штатном режиме школьник (11,2%) ФГОС основного общего образования (утвержден): сентябрь 2012 … 2014 года – в пилотном (апробационном) режиме 71 общеобразовательное учреждение; сентябрь 2015 года – в штатном режиме. ФГОС среднего (полного) общего образования (в стадии доработки): сентябрь 2013 года – в пилотном (апробационном) режиме.

ФГОС Второго поколения 2 цель образования- Личность Гражданина России 3Результаты обучения -личностные -метапредметные -предметные 4Формирование Качеств личности 5 введение в УП Внеурочной деятельности 6 компоненты ГОС -результат -процесс -ресурс 7 система оценки ГОС -аттестация -мониторинг 1 общественный договор

Идеологической и методологической основой построения федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Концепция духовно- Нравственного развития и воспитания Личности гражданина России Методологическая Основа ГОС Второго поколения База для отбора Содержания и Воспитания по ГОС второго поколения Основа Образовательной Программы школы

Концепция духовно- Нравственного развития И воспитания личности Гражданина России Как база для отбора И содержания обучения И воспитания по ГОС второго поколения Фундаментальное Ядро содержания общего образования -примерные программы Поучебным предметам Программа Развития УУД Программа воспитания

Программа воспитания 1Цели и Задачи (портреты Выпускников По ступеням 2 Ценностные Установки и основные направления 3 содержание Духовно- нравственного Развития И воспитания 4 совместная Деятельность ОУ 5 Планируемые результаты

Цель духовно-нравственного развития и воспитания Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Базовые национальные ценности патриотизм социальная солидарность гражданственность семья труд и творчество наука традиционные российские религии искусство и литература природа человечество

Формирование социальной компетентности не выделяется как отдельное направление деятельности образовательного учреждения, а рассматривается как весь уклад школьной жизнии в единстве учебной и внеучебной деятельности образовательного учреждения

Основные принципы воспитания нравственного примера педагога социально-педагогического партнёрства индивидуально-личностного развития интегративности программ духовно- нравственного воспитания; социальной востребованности воспитания.

Содержательный раздел Программа воспитания и социализации: 1. Программа духовно-нравственного развития; 2. Программа профессиональной ориентации- формирование правовой культуры 3. Программа формирования экологической культуры; 4. Программа культуры здорового и безопасного образа жизни и

Современный национальный воспитательный идеал высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. личность, обладающая национальным самосознанием, способная к созидательному труду на благо семьи, общества и государства, развитая на основе ценностной системы отечественных традиций и готовая к служению Отечеству

Программа развития УУД ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знака- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

Организация внеучебной (внеурочной) деятельности при введении ФГОС НОО второго поколения на первой ступени обучения

Внеучебная (внеурочная) деятельность образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полно мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации

Задачи: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся

Направления спортивно- оздоровительное духовно- нравственное социальное общеинтеллектуальное общекультурное

Формы экскурсии кружки секции конференции диспуты школьные научные общества олимпиады соревнования поисковые и научные исследования социальные проекты общественно полезные практики и др.

Типы организационных моделей внеурочной деятельности модель дополнительного образования модель «школы полного дня»; оптимизационная модель инновационной- образовательная модель.

Модель дополнительного образования опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.

Модель «школы полного дня» реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня

Оптимизационная модель Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения: учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель- дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие.

Инновационно- образовательная модель опирается на деятельность инновационнойй (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.

Направления воспитательной работы Патриотическое Патриотическое Образовательное Образовательное Проектная деятельность Проектная деятельность Спортивно-оздоровительное Спортивно-оздоровительное Художественно-эстетическое Художественно-эстетическое Общественно-полезная деятельность Общественно-полезная деятельность

Патриотическое направление Ведущие формы деятельности: Образовательные и краеведческие экскурсии Классные часы на изучение правовых норм государства, законов КТД, праздники, викторины, познавательные игры Смотры-конкурсы, выставки Исследовательская деятельность Школьный музей Этические беседы, уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ

Образовательное направление Ведущие формы деятельности: Викторины, познавательные игры и беседы Викторины, познавательные игры и беседы Детские исследовательские проекты Детские исследовательские проекты Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны) Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны) Предметные недели, праздники, уроки Знаний, конкурсы… Предметные недели, праздники, уроки Знаний, конкурсы…

Спортивно-оздоровительное направление Ведущие формы деятельности: Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные общешкольные мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья Утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация активных оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе во время группы продленного дня Утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация активных оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе во время группы продленного дня Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований Оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажа с детьми Оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажа с детьми Тематические беседы со школьным фельдшером Тематические беседы со школьным фельдшером Интерактивные игры, спортивные конкурсы в классе, викторины, проекты «Здоровье - плюс», обсуждение газетных и журнальных публикаций по теме «Спорт» Интерактивные игры, спортивные конкурсы в классе, викторины, проекты «Здоровье - плюс», обсуждение газетных и журнальных публикаций по теме «Спорт» Поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, демонстрация спортивных достижений учащихся класса. Поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, демонстрация спортивных достижений учащихся класса. Агитация и запись учащихся класса в спортивные секции Агитация и запись учащихся класса в спортивные секции Организация походов выходного дня Организация походов выходного дня

Художественно-эстетические направление Ведущие формы деятельности: Культпоходы в театры, музеи, выставки Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы Кружки художественного творчества Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе Приглашение артистов театров города в школу Праздничное оформление школы и классных комнат

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО ( по Чураковой Р.Г.) 1. Цель посещения: 21. Цель посещения: 2. Дата: 3. Класс, учитель: 4. Количество учащихся в классе: 5. Присутствовали на уроке: 6. Тема урока: 7. Тип урока: 8. Дидактическая задача урока: 9. Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая): 10. Ведущие аспекты анализа урока, содержание наблюдения 11. Рекомендации.

Дата: 3. Класс, учитель: 4. Коли 1. Цель посещения: 2. Дата: 3. Класс, учитель: 4. Количество учащихся в классе: 5. Присутствовали на уроке: 6. Тема урока: 7. Тип урока: 8. Дидактическая задача урока: 9. Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая): 10. Ведущие аспекты анализа урока, содержание наблюдения 11. Рекомендации чество учащихся в классе: 5. Присутствовали на уроке: 6. Тема урока: 7. Тип урока:

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО Анализ урока Содержание наблюдения Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ) Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию, результативность решения. Содержание урока Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника. Методы обучения Соответствие приемов решению образовательной цели Формы обучения Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока. Целесообразность. Результативность урока Достижение цели, решение дидактической задачи урока. Практическая направленность урока Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий). Взаимопомощь. Формирование УУД поэтапно Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные. Формирование ИКТ-компетентности Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся. Структура урока Соответствие структуры урока основной дидактической задаче. Педагогический стиль Соблюдение норм педагогической этики. Гигиенические требования Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы.

Дидактические задачи урока Основные дидактические (обучающие) задачи урока Содержание наблюдения 1Усвоение = понимание + запоминание Правильное воспроизведение 1. Методы и приемы предъявления нового материала школьникам. 2. Формы организации учебной деятельности. 3. Методы и приемы оказания индивидуальной помощи учащимся, затрудняющимся в устном воспроизведении терминов, правил, алгоритмов и т.д. 2Формирований умений применения теоретических положений в условиях решения учебных задач Овладение = усвоение + применение ЗУНов в условиях решения учебных задач. 1. Методы и формы организации самостоятельной учебной деятельности школьников. 2. Методы и приемы оказания индивидуальной помощи учащимся, испытывающим трудности при решении учебных задач со стороны учителя и одноклассников. 3Контроль за степенью усвоения ЗУНов Результаты выполнения контрольных работ.

Дидактические задачи урока Основные дидактические задачи урока Содержание наблюдения 4Формирование УУД в условиях решения учебных задач (познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с источником информации, организационная деятельность) Овладение = усвоение + применение УУД в условиях решения учебных задач 1. Приемы обучения учащихся работе с источниками информации. 2. Формы организации учебной деятельности школьников (фронтальная, парная, парная, групповая). 3. Приемы индивидуальной помощи учащимся со стороны учителя и одноклассников (непосредственные и опосредованные). 5Формирование УУД в условиях решения практических задач Овладение = усвоение УУД + применение ЗУНов в условиях решения практических задач Приемы использования средств учебного предмета в целях изучения окружающего мира. 6Повторение (обобщение или систематизация) ЗУНов, УУД 1. Объем содержания обобщения и систематизации (отдельные темы, глава, и т.д.). 2. Методы повторения (обобщение, систематизация).

Типы урока при введении ФГОС НОО Тип урока Целевое назначение Результативность обучения 1Урок первичного предъявления новых знаний. Первичное усвоение новых предметных знаний, умений, навыков. Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму. 2 Урок формирования первоначальных предметных навыков. Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий). Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач. 3Урок применения предметных знаний, умений, навыков. Применение предметных знаний, умений, навыков в условиях решения учебных задач повышенной сложности. Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса. 4Урок обобщения и систематизаци и предметных знаний, умений, навыков. Систематизация предметных знаний, умений, навыков, универсальных учебных действий (решение предметных задач). Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности универсальных учебных действий.

Типы урока при введении ФГОС НОО Тип урока Целевое назначение Результативность обучения 5Урок повторения Закрепление предметных знаний, умений, навыков, формирование универсальных учебных действий. Безошибочное выполнение упражнений, решение задач учеником, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь. 6Контрольный урок.Проверка предметных знаний, умений, навыков, умений решать практические задачи. Результаты контрольной или самостоятельной работы. 7Коррекционный урок.Индивидуальная работа над допущенными ошибками. Самостоятельное нахождение и исправление ошибок. 8Комбинированный урок. Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока. Запланированный результат. 9Учебная экскурсия.Непосредственное изучение явлений окружающего мира. Применение знаний, умений, навыков при изучении явлений окружающего мира в реальных жизниенных ситуациях; творческое оформление отчетов. 10Урок решения практических, проектных задач. Практическая направленность изучения теоретических положений. Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира.

Основные этапы урока в рамках введения ФГОС НОО С Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс Наблюдаемые приемы обучения и учения 1Организационный момент Приветствие учителя, подготовка рабочих мест 2Постановка цели урока в начале или в процессе урока Формулировка цели учителем или детьми и способы фиксации цели урока. Приемы обучения, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний, несформированность УУД. Приемы формирования УУД, ИКТ - компетентности. 3Актуализация знаний УУД в начале урока или в процессе его по мере необходимости Приемы повторения системы опорных понятий или ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала школьниками. Приемы формирования УУД, ИКТ - компетентности. 4Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…) Приемы привлечения внимания детей к принципиально новым сведениям, приемы первичного закрепления (выражаются в речи детей). Приемы формирования УУД, ИКТ - компетентности. 5Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач Воспроизведение учащимися способов решений задач, выполнение упражнений по образцу, применение грамматических правил при написании слов, предложений. Приемы формирования УУД, ИКТ - компетентности.

Основные этапы урока в рамках введения ФГОС НОО Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс Наблюдаемые приемы обучения и учения 6Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков Решение учебных задач повышенной трудности или практических задач. Приемы формирования УУД, ИКТ - компетентности. 7Динамическая пауза Основные приемы динамической паузы. 8Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН ов и УУД Использование нового содержания совместно с ранее изученным материалом в условиях фронтального опроса, беседы, при решении задач и выполнении упражнений. Приемы формирования УУД, ИКТ - компетентности. 9Рефлексия деятельности Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели. Приемы формирования УУД, ИКТ - компетентности. 10Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников Обучение способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности. Проявляется в устных высказываниях детей и в результатах письменных работ. Приемы формирования УУД, ИКТ - компетентности.

Анализ занятия по внеурочной деятельности 1. Тема занятия _________________________________________ Дата ___________________________________________________ Преподаватель/руководитель ______________________________ Место проведения ________________________________________ Количество уч-ся _________________________________________ 2. Направление внеурочной деятельности ___________________________________ 3. Название программы, в рамках которой проводится занятие _______________________________________________________________________ 4. Место занятия в рамках раздела программы ______________________________ 5. Виды деятельности учащихся на занятии _________________________________ 6. Форма проведения занятия _____________________________________________ 7. Уровень воспитательного результата _____________________________________ 8. Соответствие цели занятия содержанию и результатам деятельности _________ 9. Формируемые на занятии универсальные учебные действия: Действия По плану Фактически Личностные (не) сформированы (не) сформированы Познавательные (не) сформированы (не) сформированы Регулятивные (не) сформированы (не) сформированы Коммуникативные (не) сформированы (не) сформированы 10. Общая оценка занятия (достигнута ли цель, воспитательная ценность): 11. Замечания, рекомендации.

Спасибо за внимание