Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ Учебные вопросы 1. Основные понятия и определения 2. Представления о качестве программных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Жизненный цикл программного обеспечения Лекция 4.
Advertisements

Жизненный цикл программного обеспечения Подготовил студент 1 курса Лось Павел.
Прогнозирование сложности проектирования заказных программных продуктов Презентация на тему: Проверил: Б.М.МихайловВыполнил: Д.Ю.Ермилов 2017.
Информационный маркетинг Лекция 5 Основы формирования спроса и предложения на рынке ИПУ. Оценка конкурентоспособности ИПУ.
Ранжирование функциональных требований. Критерии ранжирования функциональных требований широта сферы применения; степень детализации; функциональный.
8. Федеральные критерии безопасности информационных технологий.
ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ. Технический уровень качества – это оценка технического уровня, которая заключается в установлении соответствия продукции.
ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ. Технический уровень качества – это оценка технического уровня, которая заключается в установлении соответствия продукции.
Разработка программного обеспечения (Software Engineering) Ian Sommervillle Часть 8. Управление качеством.
Канадские критерии безопасности Созданы в 1993г. Цель разработки Единая шкала критериев Единая шкала критериев Основа для разработки спецификаций безопасных.
Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий Тема:СТАНДАРТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ.
Лекция 5 Способы конструирования программ. Основы доказательства правильности.
ГОСТЕХКОМИССИЯ РОССИИ РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ Защита от несанкционированного доступа к информации.
Описания, базовые структуры и этапы анализа систем План I. Цель, структура, система, подсистема, задача, проблема. II. Основные признаки и топологии систем.
Информация и её свойства. Вопросы: 1.Информация: определение, свойства, особенности, разновидности. 2.Меры информации. 3.Показатели качества информации.
Дисциплина «Технология разработки программного обеспечения» Тема 1 « Основы разработки Тема 1 « Основы разработки программного продукта » программного.
Непрерывный рост требований к качеству ПС стимулирует создание и активное применение международных стандартов и регламентированных технологий, автоматизирующих.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ - ПОНЯТИЯ И ПРОЦЕССЫ Либерзон В.И.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ - ПОНЯТИЯ И ПРОЦЕССЫ Либерзон В.И.
Маркетинговые исследования. Маркетинговое исследование представляет собой вид исследовательской деятельности, который призванной удовлетворять информационные.
Транксрипт:

Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ Учебные вопросы 1. Основные понятия и определения 2. Представления о качестве программных средств в течение жизненного цикла

Вопрос 1

На процессы разработки и оценки качества ПС оказывают влияние следующие обобщенные показатели ПС : область применения и назначение ПС; тип решаемых функциональных задач; объем и сложность ПС; необходимый состав и требуемые значения характеристик качества ПС и величина допустимого ущерба из-за недостаточного их качества; степень связи решаемых задач с реальным масштабом времени или допустимой длительностью ожидания результатов решения задачи; прогнозируемые значения длительности эксплуатации и перспектива создания множества версий ПС; предполагаемый тираж производства и применения ПС; степень необходимой документированности ПС.

Программы - это данные, предназначенные для управления конкретными компонентами системы обработки информации в целях реализации определенного алгоритма. Программное средство - объект, состоящий из программ, процедур, правил и документов, относящихся к функционированию системы обработки информации Программный продукт - это программное средство, предназначенное для поставки, передачи, продажи пользователю Жизненный цикл (ЖЦ) программного средства или системы – это совокупность процессов, работ и задач, включающая в себя разработку, эксплуатацию и сопровождение ПС или системы, охватывающая жизнь ПС или системы от установления требований к ним до прекращения их использования

Под качеством любого изделия понимается совокупность свойств и характеристик изделия, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Качество программного средства определяется как совокупность свойств программного средства, обуславливающая его пригодность удовлетворять заданные или подразумеваемые потребности в соответствии с его назначением. качество функционирования ПС - множество свойств, обусловливающих пригодность ПС обеспечивать надежное и своевременное представление требуемой информации потребителю для ее дальнейшего использования по назначению. Атрибут - измеримое физическое или абстрактное свойство ПС. Атрибуты могут быть внутренними и внешними.

Критерий оценки - это совокупность принятых в установленном порядке правил и условий, с помощью которых устанавливается приемлемость в целом качества программного средства Характеристика качества ПС - набор свойств программного средства, посредством которых описывается и оценивается его качество Подхарактеристика качества ПС - это характеристика качества программного средства, входящая в состав другой характеристики качества Метрика - определенные метод и шкала измерения под характеристики качества [18]. Метрики качества ПС базируются на внутренних атрибутах ПС и внешнем поведении вычислительной системы (ВС), в состав которой входит ПС.

Показатель качества ПС -характеристика качества программного средства, обладающая количественным значением Уровень пригодности ПС (уровень качества функционирования ПС) - это степень удовлетворения потребности, представленная посредством конкретного набора значений характеристик качества программного средства Мера (measure) - это число или категория, присвоенная атрибуту объекта путем измерения Измерение (measurement) - это использование метрики для присвоения атрибуту значения (числа или категории) из шкалы Каждый показатель качества может использоваться, если определена его метрика, способы измерения и сопоставления с требующимся значением. Шкала - набор значений с определенными свойствами

При оценке качества используются следующие типы шкал номинальная - соответствует набору категорий; упорядоченная - соответствует упорядоченному набору делений шкалы; интервальная - соответствует упорядоченной шкале с равноудаленными делениями; относительная - соответствует упорядоченной шкале с равноудаленными делениями, оцененными в относительных единицах (относительно некоторой абсолютной величины). Метрики, использующие номинальную и упорядоченную шкалы, применяются для оценки качественных показателей, которые нельзя измерить количественно. Метрики, использующие интервальную и относительную шкалы, применяются для оценки количественных показателей.

Вопрос 2

Для различных стадий ЖЦ стандартами определены следующие представления о качестве ПС [ISO Информационная технология. Качество программных средств. Ч.1. Модель качества.]: целевое качество (ЦК) - необходимое и достаточное качество, отражающее реальные потребности заказчика или пользователя; ЦК не может быть полностью определено в начале проектирования ПС, поскольку заказчик не всегда может его четко определить, однако разработчики должны стремиться к достижению ЦК;

требуемое качество продукта (ТКП) - значения характеристик, фактически установленные в спецификации требований к качеству; ТКП используется как цель для начального утверждения в спецификации; должны фиксироваться оптимальные и допустимые минимальные требования; качество проекта (КП) - характеристики, представленные в основных компонентах проекта ПС (архитектуре, структуре программ, проектировании пользовательских интерфейсов); КП отражает концепцию и стратегию проекта; оценочное (или прогнозируемое) качество продукта (ОКП) - оцененное или предсказанное качество для конечного ПС на каждой стадии ЖЦ; ОКП основано на качестве процессов и технологии его обеспечения; ОКП может оцениваться и предсказываться в процессе разработки для каждой характеристики качества, определенной в требованиях к ПС;

качество поставленного продукта (КПП) - набор характеристик качества поставленного заказчику и готового к применению ПП, прошедшего испытания в моделированной среде с имитированными или реальными данными; качество в использовании (КВИ) - качество системы, содержащей ПП, с точки зрения пользователя; КВИ измеряется в терминах результата использования программ, а не внутренних свойств ПС.

Качество ПС отражается тремя группами показателей, характеризующими: внутреннее качество, проявляющееся в процессе разработки; внешнее качество, заданное требованиями заказчика; качество при использовании в процессе нормальной эксплуатации и результативность достижения потребностей пользователей с учетом затрат.

Особым показателем качества ПС является стоимость (затраты на приобретение, создание, модификацию, эксплуатацию ПС). Данный показатель качества непосредственно влияет на все остальные показатели качества и определяет выбор пользователя в пользу покупки или разработки ПС. При этом потенциальный потребитель должен иметь механизм сравнения предлагаемых показателей качества и стоимости ПП для выбора поставщика или разработчика

Вопрос 3

На качество программных средств существенно влияют ошибки (fault), выражающиеся в дефектах, погрешностях или неумышленных искажениях объекта или процесса. Определение ошибки основано на предположении, что известно правильное эталонное состояние объекта, по отношению к которому определяется наличие ошибки.

Схема угроз качеству программных средств и методов их предотвращения

Степень влияния на качество ПС всех внутренних и некоторых внешних дестабилизирующих факторов определяется качеством технологий проектирования, разработки, сопровождения и документирования ПС.