Т ЕМА 2. И СТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КРОСС - КУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ 1. Практическая необходимость и научные предпосылки формирования кросс-культурной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Advertisements

Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Российский психолог Выполнила студентка 221 группы Федосеева Наталия Андреевна.
Презентацию подготовила: Майрамбекова Мээрим, Чолпонбай кызы Айдана ФАЮ-1-13.
Лев Семенович Выготский ( ) Выполнила студентка 142 гр. 142 гр. Сергеева Дарья.
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития. Выполнила Самарина Светлана Юрьевна Воспитатель 1 категории.
Тема : Культурная антропология Выполнил : слушатель 832 уч. взвода Ряд. милиции Кадыржанов А. А.
Тема 1. Введение в кросс-культурную психологию. Цель: познакомить магистрантов с основными теоретико-методологическими аспектами современной кросс-культурной.
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» Специальность «Налоги и налогообложение» 2 курс.
Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
С 1924 работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии, затем в основанном им институте дефектологии; позднее читал курсы.
Ноам Хомский Генеративная лингвистика Подготовила студентка 5 курса филологического факультета (581 группы) Белякова Екатерина.
ЭТНО И КРОСС - КУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ( КУРС ЛЕКЦИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ) Б. С. Алишев Казанский университет.
Психология и культура Под ред. Д. Мацумото. Культура для поведения человека то же самое, что операционная система для программного обеспечения; оставаясь.
по специальности по специальности «Культурология» «Культурология» по специальности «Культурология»
Педология как наука
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Транксрипт:

Т ЕМА 2. И СТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КРОСС - КУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ 1. Практическая необходимость и научные предпосылки формирования кросс-культурной психологии. Ее междисциплинарные основы. 2. Становление кросс-культурной психологии после второй мировой войны. Вклад различных научных школ в ее развитие. 3. Современное состояние кросс-культурной психологии за рубежом. 4. Кросс-культурная психология в России и перспективы ее развития. Казанский университет

П РАКТИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ В КРОСС - КУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ XX век, несмотря на две мировые войны, стал веком все более и более расширяющейся интеграции различных культур и народов. Эко- номика человечества вышла за рамки отдельных территорий, и это стало основной причиной начавшихся процессов глобализации. Ми- ровые войны и множество локальных столкновений показали, одна- ко, что эти процессы не только несут перспективы, но и таят в себе серьезные опасности. Как их преодолеть? Как не допустить разрушительных столкновений Между огромными группами людей, говорящими на разных языках и верящими в разных богов? Как им научиться понимать друг друга? Это – непросто, что подтверждает начало XXI в., в котором сохраняется постоянная напряженность в Западной Азии, возросла угроза терроризма, происходят столкновения мигрантов с властями в европейских странах. Кросс-культурная психология и возникла в середине XX в. как по- пытка найти ответы на эти и многие другие вопросы. Иначе говоря, ее формирование было вызвано потребностями социальной практики людей. Казанский университет

НАУЧНЫЕ ИСТОКИ КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ НАУЧНЫЕ ИСТОКИ КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ АНТРОПОЛОГИЯ (Малиновски, Бенедикт, Мид, Клакхон) Исследование образа жизни, обычаев и верований, языка разных народов и поиск скрытых за существующим внешним многообразием универсальных культурных форм СОЦИОЛОГИЯ (Мосс, Знанецкий, Липман, Парсонс) Исследование социальных структур повседневности, которые характерны для разных сообществ людей, и которые отражают типичные для них, глубоко укорененные и неосознаваемые культурные паттерны ПСИХОЛОГИЯ (Юнг, Выготский, Пиаже, Кеттел) Исследование социальных установок, стереотипов, ценностей в разных культурах; поиск универсальных психологических факторов, позволяющих объяснить культурные различия Казанский университет

ВКЛАД АНТРОПОЛОГИИ В КРОСС-КУЛЬТУРНУЮ ПСИХОЛОГИЮ Бронислав Малиновский, (Польша-Англия) Малиновский считал, что культура неразрывно связана с психикой человека и выводил ее из потребностей и инстинктов. По его мнению, культура человечества универсальна, потому что одинаковы базовые потребности людей. Все ее внешнее разнообразие обусловлено лишь различия- ми в условиях жизни. Рут Бенедикт, (США) Бенедикт – один из наи- более близких к психологии антропологов. Считается основателем научной школы «Куль- тура и личность». Осо- бое внимание уделяла проблеме национально- го характера (Этос) и психологическим типам взаимодействий в культурных группах. Явля- ется одним из учителей А.Маслоу. Первая половина XX в. (функционализм) Казанский университет

ВКЛАД АНТРОПОЛОГИИ В КРОСС-КУЛЬТУРНУЮ ПСИХОЛОГИЮ Середина XX в. («культура и психология») Клайд Клакхон, (США) К.Клакхон тоже «при- надлежит к научной школе «культура и личность. Он занимался изучением структур ценностей в разных культурах и до сих пор остается одним из наиболее известных и ча- сто цитируемых специи- листов в этой сфере. В отличие от многих Других антропологов он больше интересовался изучением не примитивных, а развитых культур Маргарет Мид, (США) О М.Мид уже говори- лось в предыдущей теме. Она является последовательницей Р.Бенедикт, но основ- ное внимание удели- ла изучению особенностей развития ребенка в разных куль- турах. Полагала, что общие для всех людей биопсихические закономерности про- являют себя неодинаково под влиянием культурных различий. Казанский университет

ВКЛАД СОЦИОЛОГИИ В КРОСС-КУЛЬТУРНУЮ ПСИХОЛОГИЮ Флориан Знанецкий, (Польша-США) Провел совместно с У.Томасом знамени- тое исследование («Польский крестьянин в Европе и Америке»), которое является одним из первых кросс-культурных. Занимался проблемой ценностей и дал классическое для социоло- гии их определение. Первая половина XX в. Марсель Мосс, (Франция) Ученик одного из основоположников социологии Э.Дюр- кгейма занимался изучением древних обществ и был близок к антропологии. Пришел к выводу о том, что товарный обмен во всех куль- турах возник на основе обмена дара- ми и жертвоприношений. Казанский университет

ВКЛАД СОЦИОЛОГИИ В КРОСС-КУЛЬТУРНУЮ ПСИХОЛОГИЮ Уолтер Липман, (США) Не был профессиональным ученым, но внес огромный вклад в социоло- гию. Ввел понятия «общественное мнение» и стерео- тип». Последнее стало широко ис- пользоваться сна- чала в социальной психологии, а затем и в – кросс-культурной. Середина XX в. Талкотт Парсонс, (США) Один из крупнейших социологов за всю ее историю. Разработал теорию «социального действия». Огромное значение имела его идея о необходимости строго различать три системы; «систему общества», «систему культуры» и «систему личности». Они взаимосвязаны, но самостоятельны. Казанский университет

С ТАНОВЛЕНИЕ КРОСС - КУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ Кросс-культурной проблематикой интересовался еще В.Вундт, считающийся основателем научной психологии. Он в конце XIX в. издал десять томов под общим названием «Психология народов», в которых собраны различные материалы описательного характера. Первое экспериментально-психологическое кросс-культурное исследование было проведено тоже в конце XIX в. У.Х.Р.Риверсом в Индонезии и в Северной Европе (одним из его помощников был У. Мак-Дауголл, ставший позднее одним из основателей социальной психологии). В исследовании изучались особенности сенсорной сферы у разных народов и были получены противоречивые результаты. В дальнейшем вплоть до 60-ых г.г. XX в. кросс-культурные психологические исследования носили, во-первых эпизодический характер, во-вторых, чаще оказывались составной частью антропологических и культурологических изысканий в различных регионах Юго-Восточной Азии, Африки и Центральной Америки. Тем не менее, в первой половине XX в. в психологии сформировались научные школы, которые позднее дали мощный толчок взрывному развитию кросс-культурных исследований. Далее будут кратко рассмотрены только некоторые из них. Казанский университет

В КЛАД РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ ПСИХОЛОГИИ В КРОСС - КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФРЕЙДИЗМ Карл Густав Юнг, (Швейцария) К.Г.Юнг является одной из крупнейших величин не только во фрейдизме, но во всей мировой психологии. Для развития кросс-культурной психологии огромное значение имела его концепция «культурного бессознательного». Несмо- тря на общую расплывчатость и умозрительность, она позволила построить более конкретные теоретические мо- дели, объясняющие психологические различия между культурами. Особое значение имели те работы К.Г.Юнга, в которых анализировались различия между восточно- азиатским и западно-европейским типами мышления, о характерности для первой из этих культур интровертиро- ванного, а для второй – экстравертированного личностных типов. Позднее эти утверждения получили экспериментальное подтверждение. Казанский университет

В КЛАД РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ ПСИХОЛОГИИ В КРОСС - КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Лев Семенович Выготский, (Россия) Л.С.Выготский до сих пор недостаточно оценен в отечественной психологии. За рубежом он является самым известным российским психологом, а в США постоянно проводятся «выготскианские чтения» (научные конференции). По его работам читаются курсы лекций в целом ряде зарубежных университетов. Л.С.Выготский не только утверждал, что любая культура оказывает специифическое влияние на развитие личности, но и совместно с А.Р.Лу- рией блестяще подтвердил это в ставшем широко известном исследовании (Узбекистан – Центральная Россия). Особенно важно то, что он рассматривал культуру как не- прерывно, но очень медленно эволюционирующее явление. Поэтому для понимания сегодняшних психологических реалий нужно изучать историю становлений конкрет- ной культуры с древнейших времен. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Казанский университет

В КЛАД РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ ПСИХОЛОГИИ В КРОСС - КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Рэймонд Бернард Кеттелл, , (Англия – США) Р.Б.Кеттелл, возможно, является самым плодовитым ученым среди психологов. За свою жизнь он написал около 340 книг и 400 статей, разработал или принимал участие в разработке более 150 психологических тестов (в том числе знаменитый 16-PF), провел исследования в нескольких десятках стран с охватом нескольких десятков тысяч испытуемых. В течение всей своей научной карьеры он стремился создать два универсальных перечня: базовых свойств личности и мотивов ее действия. Универсальными же они могут считаться лишь тогда, когда одинаково наблюдаются в разных культурах. От- сюда – его интерес к исследованиям в разных странах. Сов- ременные кросс-культурные исследования подтвердили универсальность лишь некоторых из выделенных им 16 базовых свойств (big five). ФАКТОРНАЯ ШКОЛА Казанский университет

В КЛАД РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ ПСИХОЛОГИИ В КРОСС - КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Жан Пиаже, (Швейцария) Ж.Пиаже, - один из крупнейших психологов за всю историю этой науки. Отнесение его к представителям когнитивного направления условно, т.к. он стал известен раньше, чем оно сформировалось. Основной сферой интересов Ж.Пиаже было когнитивное развитие личности, прежде всего, в возрасте до лет. Первоначально он изучал формирование у де- тей нравственных представлений и отдельных компонентов самосознания. Затем разрабатывал теорию стадий развития интеллекта (по некоторым вопросам занимал позицию, противоположную идеям Л.С.Выготского). Для кросс-культурной психологии имеют наибольшее значение его работы в области генетической психологии (генетическая теория познания). Он полагал, что понять механизмы эволюционного развития интеллекта людей можно путем изучения развития мышления у ребенка в разных культурных условиях. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Казанский университет

Джером Брунер, (США) Дж.Брунер является, возможно, самым известным из ныне живущих психологов. Он внес огромный вклад в объедине- ние усилий психологов и представителей других наук для решения различных проблем. Во многом именно он способ- ствовал возникновению того, что сейчас называют когнитив- вной наукой, занимающейся изучением всего комплекса ин- формационных процессов. Для обозначения зависимости перцепции от прошлого опыта (в том числе культурного) ввел термины «социальное восприятие» и «категоризация». Дал определение интеллекта как результата усвоения ре- бенком выработанных в данной культуре средств, «усили- вающих» когнитивные возможности: разные культуры соз- дают разные «усилители». Благодаря своему огромному ав- торитету в 1972 г. был избран первым Президентом Между- народной ассоциации кросс-культурной психологии.. В КЛАД РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ ПСИХОЛОГИИ В КРОСС - КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Казанский университет

В ОЗНИКНОВЕНИЕ КРОСС - КУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ В XX В. И ЕЕ РАЗВИТИЕ Первый Международный симпозиум по кросс-культурной психологии со- стоялся в 1966 г. в Ибадане (Нигерия), и в нем участвовало лишь 100 ис- следователей из разных стран. Однако уже через 7 лет более 1200 пси- хологов публиковали научные статьи по кросс-культурной проблемати- ке. В 1972 г. была основана International Association for Cross-Cultural Psychology (IACCP ) и в Гонконгском университете состоялся первый ее съезд. С этого времени Международная ассоциация кросс-культурной психологии проводит такие съезды каждые 2 года в разных регионах мира. В этом же году было создано Society for Cross-Cultural Research (SCCP). Эти организации сегодня объединяют усилия специиалистов из разных стран. В 1974 г. Уолтером Лоннером и Джоном Берри было начато издание многотомной серии изданий по кросс-культурной психологии. Сегодня издано уже 26 томов, каждый из которых посвящен отдельным темам. В 1980 г. Гарри Триандис подготовил и опубликовал 6-ти томное Руководство по кросс-культурной психологии. Кросс-культурные исследования проводятся, в основном, по грантам, финансируемым различными фондами. Большая часть исследований на сегодняшний день проведена в США, Европе и Восточной Азии. Казанский университет

В АЖНЕЙШИЕ КРОСС - КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX В. В конце 40-ых – начале 50-ых г.г. Т.Адорно, Э.Френкель-Брунсвик, Дж. Ле- винсон и Р.Сэнфорд провели исследование в рамках проекта под названи- ем «Авторитарная личность» и разработали методику (F-scale) для измере- ния выраженности авторитарных установок. Позднее с помощью этой мето- дики были проведены исследования во многих странах, что позволило по- лучить сравнительные данные. Получило известность исследование особенностей запоминания и обработ- ки информации (память и мышление) в Европе и Африке, проведенное М.Коулом и Р.Скрибнером с коллегами в 70-ые г.г. Оно показало, что для европейской культуры характерна дискретность и аналитичность когнитив- ных процессов, а для африканских – непрерывность и синкретичность. Ре- зультаты и выводы этого исследования продолжают вызывать споры. В конце 70-ых г.г. нидерландский специиалист Г.Хофстеде (его трудно наз- вать ученым в прямом смысле слова, т.к. он работал в кадровой службе фирмы (IBM) провел масштабное изучение ценностей и установок работни- ков и служащих из 40 стран, в результате чего было выделено несколько социокультурных установок (dimensions) по-разному выраженные в разных культурах, но в том или ином виде присутствующие в каждой из них. Начиная с 80-ых г.г. проводилась целая серия кросс-культурных психолин- гвистических исследований, целью которых был поиск базовых элементов так называемой «универсальной грамматики» Н.Хомского (идея о том, что, несмотря на огромные различия между конкретными языками, в основе всех лежат единые принципы, которые обусловлены единством психики и являются у людей врожденными). Результаты оказались неоднозначными. В конце 40-ых – начале 50-ых г.г. Т.Адорно, Э.Френкель-Брунсвик, Дж. Ле- винсон и Р.Сэнфорд провели исследование в рамках проекта под названи- ем «Авторитарная личность» и разработали методику (F-scale) для измере- ния выраженности авторитарных установок. Позднее с помощью этой мето- дики были проведены исследования во многих странах, что позволило по- лучить сравнительные данные. Получило известность исследование особенностей запоминания и обработ- ки информации (память и мышление) в Европе и Африке, проведенное М.Коулом и Р.Скрибнером с коллегами в 70-ые г.г. Оно показало, что для европейской культуры характерна дискретность и аналитичность когнитив- ных процессов, а для африканских – непрерывность и синкретичность. Ре- зультаты и выводы этого исследования продолжают вызывать споры. В конце 70-ых г.г. нидерландский специиалист Г.Хофстеде (его трудно наз- вать ученым в прямом смысле слова, т.к. он работал в кадровой службе фирмы (IBM) провел масштабное изучение ценностей и установок работни- ков и служащих из 40 стран, в результате чего было выделено несколько социокультурных установок (dimensions) по-разному выраженные в разных культурах, но в том или ином виде присутствующие в каждой из них. Начиная с 80-ых г.г. проводилась целая серия кросс-культурных психолин- гвистических исследований, целью которых был поиск базовых элементов так называемой «универсальной грамматики» Н.Хомского (идея о том, что, несмотря на огромные различия между конкретными языками, в основе всех лежат единые принципы, которые обусловлены единством психики и являются у людей врожденными). Результаты оказались неоднозначными. Казанский университет

К РУПНЕЙШИЕ ЦЕНТРЫ КРОСС - КУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЗА РУБЕЖОМ Крупнейшими научными центрами кросс-культурной психологии сегодня являются: - Западный университет штата Вашингтон, - Иллинойский университет (Чикаго), - Университет Гонолулу (Гавайи), - Университет Гонконга, - Университет Осака (Япония) - Университет Тилбурга (Нидерланды). Кроме этого, в кросс-культурных исследованиях активно участвуют специиалисты еще из нескольких десятков университетов по всему миру. Результаты кросс-культурных исследований публикуются в следующих научных журналах на английском языке: - Сross-Cultural Psychology Bulletin (c 1965, Гарри Триандис) - International Journal of Psychology (c1966 г.); - Journal of Cross-Cultural Psychology (с 1970 г., Уолтер Лоннер); - Ethos (с 1972 г.) - International Journal of Intercultural Relations (с 1978 г.). Кроме них существует еще около 20 журналов, созданных в разное время (большинство в 90-ые г.г. прошлого века) и издающихся с разной периодичностью. Казанский университет

Н АИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ КРОСС - КУЛЬТУРНЫЕ ПСИХОЛОГИ (США) Джон Берри - считается одним из корифеев американской кросс-культур- ной психологии, работал в основном в канадских университетах (Га- мильтон, Торонто), недавно приезжал в Санкт-Петербург, автор и со- автор множества учебников и пособий для студентов. Майкл Коул - когнитивный психолог, работал в разных университетах, в том числе в Гарварде (Бостон), неоднократно приезжал в Россию, занимается изучением особенностей мышления (в частности, мате- матического) в разных культурах. Джон Лоннер - патриарх кросс-культурной психологии, основатель само- го известного научного журнала в этой области, большую часть карь- еры проработал в западном университете штата Вашингтон, специиа- лист в теоретических проблемах кросс-культурных исследований. Дэвид Мацумото - представитель «новой волны» в американской кросс-культурной психологии, работает в Сан-Франциско, неодно- кратный участник Олимпийских игр, занимается изучением особенностей эмоциональной экспрессии в разных культурах. Гарри Триандис - возможно, самый известный сегодня кросс-культур- турный психолог, работал в Гонконге, Чикаго и Гонолулу, занимается изучением индивидуалистических и коллективистических установок в разных культурах. Казанский университет

Н АИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ COВРЕМЕННЫЕ КРОСС - КУЛЬТУРНЫЕ ПСИХОЛОГИ (Е ВРОПА И А ЗИЯ ) Пьер Дасен (Швейцария) – работает в университете Женевы, ученик и последователь Ж.Пиаже, участник многих кросс-культурных ис- следований в разных регионах мира, интересуется вопросами личностного и когнитивного развития ребенка. Айпес Пууртинга (Нидерланды) – работает в университете Тилбурга, автор и соавтор многих книг и учебников, занимается изучением выраженности психологических свойств личности в разных культурах. Чигдем Кагытчыбаши (Турция) – крупнейший турецкий психолог, рабо- тает в одном из университетов Стамбула, известен своими кросс-культурными исследованиями семейных отношений (одно из них было проведено в 40 странах). Фрэнсис Хсю (Гонконг) – один из наиболее известных кросс-культурных психологов китайского происхождения, работал в университетах Гонконга и США (Иллинойс), занимается проблемами развития личности в западной и восточной культурах. Гарри Хуэ(Гонконг) – долго сотрудничал с Г.Триандисом, работает в уни- верситете Гонконга, занимается изучением социокультурных установок, автор наиболее известной методики измерения уста- новок в континууме «индивидуализм – коллективизм». Казанский университет

К РОСС - КУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В СССР Первое кросс-культурное психологическое исследование в СССР было проведено во второй половине 20-ые г.г. XX в. Л.С.Выготским и А.Р.Лурией. В нем была предпринята попытка сравнить некоторые особенности развития личности ребенка (в частности интеллектуального) в Центральной России и в Узбекистане и определить влияние на этот процесс культурных факторов. В исследовании эта задача была решена: его результаты были доложены Лу- рией на Международном конгрессе в Берлине, получили большой резонанс и повлияли на последующее развитие всей кросс-культурной психологии, - но в самом СССР продолжения не плолучили. В 30-ые г.г. XX в. кросс-культурные исследования в СССР, по-суще- ству, прекратились и не проводились более 40 лет (за исключением этнографических и социологических). Это было связано с укреплением коммунистической идеологии, утверж- давшей, что в СССР нет межкультурных проблем. В эти годы отсутствовали внутренние исследования, а власти отказывали зарубежным ученым в прове- дении совместных исследований. Кросс-культурные психологические различия интересовали одного из крупнейших отечественных ученых этого времени, Л.Н.Гумилева, но, во-первых, он не был психологом и не проводил конкретных исследований, а во-вторых, его труды долго оставались неизданными. Кросс-культурные исследования в стране возродились в 80-ые г.г. XX в., но проведено их было до распада СССР очень мало и большого научного и практического значения они не имели. Казанский университет

I. Внутрироссийские исследования С конца 80-ые г.г. стали активизироваться сначала этнопсихологические, а потом и кросс-культурные исследования. В этнопсихологических изучались те или иные особенности российских народов или особенности восприятия ими друг друга, в кросс- культурных сравнивались психологическим параметрам разные российские народы: Этнопсихологические исследования : - Гриценко В.В. (русские: отношения между «аборигенами» и мигрантами), - Лебедева Н.М. (русские: отношения между «аборигенами» и мигрантами), - Мухина В.С. (народы Севера: этническое самосознание), - Солдатова (Кцоева) Г.У. (русские и кавказские народы: стереотипы восприятия), - Юсупов И.М. (русские и татары, стереотипы восприятия). Кроме того, есть исследования С.К.Бондыревой, В.П.Левкович, А.П.Оконешнико- вой, Ю.П.Платонова, Л.Г.Почебут, Е.Н.Резникова, Т.Г.Стефаненко, А.В.Сухарева и др. Кросс-культурные исследования : - Алишев Б.С. (русские и татары: выраженность социокультурных установок), - Бендас Т.В. (русские и казахи: психология лидерства и гендерных различий), - Бызова В.М. (русские и коми: ценностные ориентации), - Воловикова М.И. (молдаване и цыгане: представления о справедливости). Есть другие исследования, а в работах Ю.Е. Алешиной, Т.В.Виноградовой, И.В.Грошева, И.С.Клециной, И.С.Кона и др. детально анализируется психология гендерных групп в российских условиях. К РОСС - КУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОЙ Р ОССИИ Казанский университет

2. «Внешние» исследования Такие исследования появились в середине 90-ых г.г. Их до сих пор немного. Они проводятся, как правило, по грантам международных фондов. Среди них можно отме- тить следующие: - Абалакина М. А. и Агеев В. С. (1990, русские и американцы: исследование выра- женности авторитарных установок и стереотипов), - Дьяконова Н.А. и Юртайкина В.В. (2000. русские и американцы: исследование выраженности авторитарных установок и стереотипов), - Митина О.В. и Петренко В.Ф. (2000, русские и американцы: исследование стерео- типов женского поведения), - Рукавишников В.О. (1998, россияне и нидерландцы: исследование моральных ценностей и психологии политического поведения), - Хвостов А.А. и Афонасенко Е.В. (2002, русские и китайцы: исследование особенностей морального сознания), - Шмелев А.Г. и др. (1993, россияне и американцы: психосемантическое исследова- ние особенностей национального характера). Есть другие исследования Одно из них было проведено мной и моими коллегами совместно с исследователями из Мексики и Ямайки в г.г. В нем изучались особенности восприятия справедливости наказания и распределения студентами из этих стран и России (Татарстан). К РОСС - КУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОЙ Р ОССИИ Казанский университет