ЭТНО И КРОСС - КУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ( КУРС ЛЕКЦИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ) Б. С. Алишев Казанский университет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 1. Введение в кросс-культурную психологию. Цель: познакомить магистрантов с основными теоретико-методологическими аспектами современной кросс-культурной.
Advertisements

Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Курс Этнопсихология Направление «Регионоведение России» Магистерская программа.
БОЛЬШИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. Признаки больших социальных групп: специфические регуляторы социального поведения: нравы, обычаи и традиции; специфическая.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни диктует необходимость сохранения и познания личностью своей культуры. В современной социокультурной.
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО» Кафедра психологии личности САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Лекция 7. Математизация научных исследований в политологии.
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Информационные технологии в деятельности психолога : Информационные технологии в деятельности психолога : Научно - исследовательская деятельность.
Системный подход в управлении Выполнил: студент группы ЭБС-502 Егорова Мария.
Выполнил: Доронин Алексей. Отрасль психологии, изучающая закономерности социально-психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
Социальная психология – это: Отрасль психологии, изучающая закономерности социально- психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Презентацию подготовила педагог дополнительного образования по изодеятельности Старухина Н.Н. IКК пгт Анна МКДОУ АДС 7 ОРВ «Педагогическое сопровождение.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ (ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ)
Транксрипт:

ЭТНО И КРОСС - КУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ( КУРС ЛЕКЦИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ) Б. С. Алишев Казанский университет

УЧЕБНЫЙ ПЛАН Тема 1. Введение в этно и кросс-культурную психологию 2 часа Тема 2. История формирования и современное состояние этно и кросс-культурной психологии 2 часа Тема 3. Культура с психологической точки зрения (семинар)4 часа Тема 4. Культура и личность (семинар)4 часа Тема 5. Культурные различия в познавательных процессах 2 часа Тема 6. Культура и эмоции 2 часа Тема 7. Этнокультурные ценности и установки (семинар)4 часа Тема 8. Культура и социальное познание 2 часа Тема 9. Развитие личности в разных культурах (семинар)4 часа Тема 10. Методы этнопсихологических исследований (практические занятия) 6 часов Форма контроля Текущие: на семинарах + контрольная работа. Итоговая: зачет. 4 часа Казанский университет

Учебная литература по курсу Берри Дж. В., Пуртинга А. Х., Сигал М. Х., Дасен П. Р. Кросс - культурная психология. Исследования и применение. Пер. с англ. Харьков : Изд - во Гуманитарный центр, – 560 с. Казанский университет

Учебная литература по курсу Коул М. Культурно - историческая психология. – М.: " Когито - Центр ", Изд - во « Институт психологии РАН », – 432 с. Казанский университет

Учебная литература по курсу Мацумото Д. Человек. Культура. Психология. Удивительные загадки, исследования и открытия. – СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, – 668 с. Казанский университет

Учебная литература по курсу Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото.– СПб.: Питер, – 718 с. Казанский университет

Учебная литература по курсу Триандис Г. С. Культура и социальное поведение : учебное пособие. – М.: ФОРУМ, – 384 с. Казанский университет

Тема 1. Введение в кросс - культурную психологию 1.Кросс-культурная психология как специфическая область современной науки. Объект и предмет исследования в кросс-культурной психологии. 2.Задачи, научное и прикладное значение кросс- культурных исследований в настоящее время. Область практического применения их результатов. 3. Основные направления кросс-культурных исследований в мире и в России. Их перспективы. Казанский университет

. Кросс- культ. иссл. Общая Ψ Этно Ψ Эволюц. Ψ Социал. Ψ Возраст. Ψ личности Кросс-культурная психология не является отдельной психологической наукой. Это – область сравнительных исследований в рамках разных психологических наук (общая, социальная, возрастная психологии и др.), сосредотачивающая свое внимание на особенностях проявления тех или иных психологических феноменов в отдельных культурных группах. Кросс-культурная психология занимается также поиском факторов, влияющих на эти особенности и различия, обращая особое внимание на эволюционно-культурные, и культурно-исторические причины их формирования и сохранения. Казанский университет

Кросс - культурная психология особенно тесно связана с этнопсихологией, но имеет два важных отличия от нее. Во - первых, понятия « культура » и « этнос » не совпадают, а тот или иной этнос может иметь психологические особенности, сближающие его с совершенно далекими в других отношениях культурами и народами. Во - вторых, очень разные по происхождению этносы могут быть частями одной большой культуры ( узбеки и арабы, англичане и венгры и др.). В то же время, есть народы, отдельные части которых принадлежат к разным культурам. В - третьих, кросс - культурная психология делает упор не на этнической специфике, а на универсальных моментах в психологии разных групп людей и на этой основе ищет способы и пути достижения взаимопонимания в современном мире. Россия Ислам Татары чеченцы сирийцы йеменцы иорданцы татары турки Казанский университет

Кросс - культурная психология изучает то, как проявляют себя различные психологические переменные в разных культурных условиях, в какой мере особенности культуры влияют на поведение и внутренний мир людей. Объектом кросс-культурного исследования могут быть любые феномены психики и поведения, изучаемые всеми без исключения психологическими науками Предметом кросс-культурного исследования является влияние культурных особенностей на проявление этих феноменов и формы проявления психических универсалий в разных культурах Казанский университет

Задачи и значение кросс - культурной психологии Научные задачи и значение кросс - культурной психологии : 1) проверка универсальности существующих в современной науке психологических знаний и теорий ; 2) обнаружение новых культурных и психологических феноменов, не выявленных в уже изученных культурах ; 3) определение роли культуры в формировании психологических характеристик личности и групп ; 4) разработка на основе решения первых трех задач « глобальной » общечеловеческой психологической науки. Казанский университет

Прикладные задачи и значение кросс - культурной психологии : 1) психологическое описание образа мира, установок и ценностей различных культур с целью определения их специфики и тенденций развития ; 2) определение особенностей психических процессов в разных культурах, например, с целью разработки эффективных методов обучения ; 3) определение особенностей развития и формирования личности в детском возрасте в разных культурах ; 4) выявление механизмов формирования культурной идентификации личности в современном мире ( поиск путей решения проблем маргинальности ); 5) выявление психологических закономерностей процесса аккультурации и адаптации личности в другой культуре ( поиск способов преодоления « культурного шока »); 6) поиск путей снижения межкультурной напряженности в современном мире и повышения межкультурной ( включая межэтнический аспект ) толерантности ; Казанский университет

Области практического применения результатов кросс - культурных исследований Экономика (инвестиции, реклама, маркетинг и др.) Исследование группы ЮНЕСКО в 70-ые г.г. XX в., посвященное выявлению склонности людей к разным типам производства: было установлено, что народы Юго-Восточной Азии наиболее способны к сборочным производствам, требующим высокой точности (электроника). Исследование, финансировавшееся группой европейских рекламных компаний в 80-ые г.г. XX в. и посвященное выявлению особенностей восприятия визуальной рекламы в разных культурах: были установлены различия, которые затем легли в основу разработки специальных рекламных продуктов для разных культур на одни и те же товары. Сфера Пример Казанский университет

Области практического применения результатов кросс - культурных исследований Глобальная политика ( решение конфликтов, прогнозирование событий ) Исследования Rand corporation, ведущиеся по заказам Государственного департамента США в развивающихся странах и направленные на отслеживание динамики общественного сознания, политического менталитета, соци- альных настроений (такие исследования, в частности, были проведены в Ираке). Исследования научных подразделений спецслужб, которые на основе разнообразной информации прогнозируют наиболее вероятную реакцию больших культурных и социальных групп на те или иные политические события и решения. Сфера Пример Казанский университет

Области практического применения результатов кросс - культурных исследований Внутренняя политика (межнациональные отношения, мигранты,) В странах ЕЭС на основе проведенных исследований в начале 90-ых г.г. XX в. приняты: социально-политические программы, направленные на поддержку этнических и культурных меньшинств, защиту их прав, развитие и расши-рение сфер использования их языков (особенно характерно для Бельгии и Нидерландов); социально-культурные программы адаптации и аккультурации мигрантов (особенно характерно для Швеции и Дании). Принят также ряд единых документов ЕЭС, однако, проблемы в этой сфере сохраняются, что подтверждается периодически обостряющими- ся в разных странах межкультурными и межэтническим и конфликтами. Сфера Пример Казанский университет

Области практического применения результатов кросс - культурных исследований Образование (принцип меж- культурности, развитие толерантности) В странах ЕЭС на основе проведенных ис- следований в начале 90-ых г.г. XX в. приняты: образовательные программы, направленные на утверждение принципа межкультурности в учеб-ных заведениях (общеевропейский документ называется «Межкультурное образование: подход Совета Европы»); известные и в России программы студенческих обменов, грантов на обучение для студентов из других стран и др. (Erasmus, Socrates и др.); программа создания единой системы образования в Европе ( Болонский процесс ). Сфера Пример Казанский университет

Основные направления кросс - культурных исследований I. Кросс-культурные исследования особенностей развития личности II. Кросс-культурные исследования особенностей когнитивных процессов Сравнительное исследование особенностей развития ребенка в России и Средней Азии, проведенное Л.С. Выготским и А.Р.Лурией в конце 20-ых г.г. XX в. Психолого-этнографические исследования М.Мид на островах Тихого океана и в Индонезии в ые г.г. XX в. Сравнительное исследование особенностей аналитического мышления европейцев и синкретического мышления некоторых африканских народов, проведенное М.Коулом и Р.Скрибнером в 70- ые г.г. XX в. Казанский университет

Основные направления кросс - культурных исследований ( продолжение ) III. Кросс-культурные исследования образа мира в разных культурах (когнитивные схемы и сценарии) IV. Кросс-культурные исследования социальных представлений В ые г.г. XX в. проведены исследования Д. Румельхарт, Дж. ДАндраде и др., продемонстрировавшие специфику образа мира в разных культурах и существование в них специфических моделей (схем) социального восприятия, интерпретации и поведения. Наибольшей известностью пользуются начатые в конце 70-ых г.г. XX в. и продолжающиеся исследования представлений о справедливости и об ответственности в разных культурах. Казанский университет

Основные направления кросс - культурных исследований ( продолжение ) 5. Кросс-культурные исследования социальных установок и ценностей 6. Гендерные кросс- культурные исследования В крупномасштабном исследовании Г.Хофстеде в 70-ые г.г. XX в., впервые были выделены социо- культурные установки (ценности) неодинаково выраженные в раз- ных культурах. В настоящее вре- мя – это одно из наиболее попу- лярных направлений кросс-куль- турной психологии, в том числе в России. Начавшаяся в ые г.г. «феми- нистическая революция» в соци- альных науках привела к резкому повышению интереса к кросс- культурным различиям в полоро- левом поведении. С начала 90-ых г.г. XX в. произошел «взрыв» интереса к проблеме в России. Казанский университет

ПЕРСПЕКТИВЫ И ТРУДНОСТИ КРОСС - КУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ Перспективы кросс-культурной психологии, по общему мнению психологов и специалистов в других областях знания, очень велики. Ее успехи, действительно могут и должны стать основой для постро- ения в будущем универсальных психологических теорий и общей мо- дели психики и сознания человека. Эти успехи помогут также понять природу существующих психологических различий между больши- ми культурными группами. Тем самым, люди и целые народы полу- чат возможность лучше понимать друг друга. Но сегодня есть одна чрезвычайно серьезная проблема, наличие которой делает кросс-культурные исследования весьма трудоемкими и заставляет постоянно думать о достоверности их результатов. Суть этой проблемы в том, что любые эксперименты (даже лабора- торные) проводятся в конкретной культурной среде, а любые опросы – на конкретном языке. Если так, нужно обеспечить тождественность экспериментов и стимульного материала тестовых методов в разных культурах. Однако добиться этого зачастую невозможно. Казанский университет