Общество как социокультурная система. Понятие «культура» Под культурой понимается: Под культурой понимается: совокупность духовных и материальных ценностей,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Advertisements

Большие социальные группы К большим социальным группам относятся: 1)социальные классы 2)общественные страты, 3)социальные группы и слои населения.
План. 1.Общее понятие системы. 2.Характерные черты общества как системы. 3.Основные сферы общественной жизни. 4.Социальные институты.
Специальность «Налоги и налогообложение» Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» 2 курс.
Новое смысловое поле, позволяющее увидеть: КУЛЬТУРОЛОГИЮ как науку, изучающую культуру целостно, как специфическую функцию человеческого бытия ОБРАЗОВАНИЕ.
Урок обществознания 10 класс Учитель Мельникова Т.В. г. Торжок.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Какие сферы жизни общества вам известны? экономическая политическая социальная духовная.
Общество Общество Общество – это сложная динамическая система, которая может существовать, постоянно изменяясь, но сохранять при этом основные черты и.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Традиции Духовная составляющая традиции - элементы познавательной, нравственной, правовой, художественной, педагогической, религиозной и других культур.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
МОРАЛЬ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ВЫПОЛНИЛ ГОЛОВАНОВ П.А., 101гр.
История. Предмет истории. История. Предмет истории. Связь истории с другими гуманитарными науками. Связь истории с другими гуманитарными науками. Функции.
Общественное сознание 11 класс. Сознание – высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
Культура Культура Культура – это мир человека, способ его бытия. Там, где есть человек, его деятельность, взаимоотношения между людьми, – там и есть культура.
Духовная культура. Духовная сфера жизни общества Д.жизнь общества – отношения людей опосредуются нематериальными ценностями. Знания, вера, чувства, переживания,
БОЛЬШИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. Признаки больших социальных групп: специфические регуляторы социального поведения: нравы, обычаи и традиции; специфическая.
Сфера духовной культуры и ее особенности Культура в широком смысле в узком смысле Культура в широком смысле – всё, что создано обществом на протяжении.
Транксрипт:

Общество как социокультурная система

Понятие «культура» Под культурой понимается: Под культурой понимается: совокупность духовных и материальных ценностей, созданных большой социальной группой – народом, нацией, общностью; совокупность духовных и материальных ценностей, созданных большой социальной группой – народом, нацией, общностью; определенная сфера деятельности по производству и распространению духовных ценностей, возникшая в результате разделения труда – наука, искусство, образование; определенная сфера деятельности по производству и распространению духовных ценностей, возникшая в результате разделения труда – наука, искусство, образование; высокий уровень развития чего-либо; высокий уровень развития чего-либо; система убеждений, ценностей и выразительных средств, применяемых в искусстве и литературе, которые являются общими для какой-то группы и которые служат основой упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы; система убеждений, ценностей и выразительных средств, применяемых в искусстве и литературе, которые являются общими для какой-то группы и которые служат основой упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы; чувство меры во всем. чувство меры во всем.

Индивидуально-психологический аспект Индивидуально-психологический аспект Социально-психологический аспект: Социально-психологический аспект: Этноцентризм – пренебрежение, презрение к чуждой культуре; Этноцентризм – пренебрежение, презрение к чуждой культуре; Культурный релятивизм, толерантность – терпимость, уважение, признание значимости чуждой культуры; Культурный релятивизм, толерантность – терпимость, уважение, признание значимости чуждой культуры; Аномия – нарушение единства культуры, вызванное отсутствием четко сформулированных культурных норм; Аномия – нарушение единства культуры, вызванное отсутствием четко сформулированных культурных норм; Культурное запаздывание – ситуация, когда перемены в материальной жизни общества опережают изменения в нематериальной культуре Культурное запаздывание – ситуация, когда перемены в материальной жизни общества опережают изменения в нематериальной культуре Чуждое влияние Чуждое влияние

Аспекты культуры смысловой технологический регулятивный

Элементы культуры Материальная культура – совокупность созданных человеком материальных объектов, вещей (памятники, храмы, книги, автомобили и прочее) Материальная культура – совокупность созданных человеком материальных объектов, вещей (памятники, храмы, книги, автомобили и прочее) Нематериальная духовная культура – совокупность объектов интеллектуальной деятельности человека (знания, мораль, законы, мифы, образцы поведения, обычаи, традиции, умения и прочее) Нематериальная духовная культура – совокупность объектов интеллектуальной деятельности человека (знания, мораль, законы, мифы, образцы поведения, обычаи, традиции, умения и прочее)

Элементы культуры Понятия (язык); Понятия (язык); Отношения; Отношения; Ценности (уважение старших, патриотизм) Ценности (уважение старших, патриотизм) Культурные нормы и правила. Культурные нормы и правила.

Ценности культуры Любой объект способный удовлетворить общественную или индивидуальную потребность Любой объект способный удовлетворить общественную или индивидуальную потребность по субстрату – идеальные, материальные по субстрату – идеальные, материальные по субъекту – общества (законопослушность), партии (идейность), индивида (деньги) по субъекту – общества (законопослушность), партии (идейность), индивида (деньги) по характеру потребности – моральные (честность), экономические (дисциплинированность), политические (карьеризм) по характеру потребности – моральные (честность), экономические (дисциплинированность), политические (карьеризм)

Культурная норма Правило, образец, стандарт должного поведения в соответствии с общепринятыми ценностями Правило, образец, стандарт должного поведения в соответствии с общепринятыми ценностями Обычай, обряд, нравы, традиции Обычай, обряд, нравы, традиции Мораль (нравственность) Мораль (нравственность) Право Право Религия Религия

Фундаментальные характеристики культуры (Дж.Мердок) 1. Культура передается посредством научения; 2. Культура прививается воспитанием; 3. Культура социальна – культура – это всегда культура определенной общности; 4. Культура идеационна – коллективный опыт может быть выражен в словах и понятиях; 5. Культура обеспечивает удовлетворение потребностей; 6. Культура адаптивна; 7. Культура интегративна.

Т.Парсонс об элементах культуры 1. Системы идей и верований – интерес когнитивный, познавательский; 2. Системы экспрессивных символов, художественные формы – интерес в получении удовлетворения; 3. Системы ценностных ориентаций – интерес оценки альтернатив, выбор наиболее приемлемой стратегии поведения

Георг Зиммель о культуре Культура - это особая форма жизни, связанная с деятельностью человека, творческим разумом, духовностью и стремлением к идеалам. Культура - это особая форма жизни, связанная с деятельностью человека, творческим разумом, духовностью и стремлением к идеалам. Ключевыми характеристиками культуры являются динамизм и заложенная в ней внутренняя противоречивость между принципами формы и творчества Ключевыми характеристиками культуры являются динамизм и заложенная в ней внутренняя противоречивость между принципами формы и творчества Для «зрелых», «высоких» культур характерен разрыв между «объективным» и «субъективным» аспектами культуры. Объективный аспект культуры – это все богатство и разнообразие культурных форм, которыми обладает общество. Объективная культура как бы противостоит индивиду в качестве внешней для него реальности. Субъективный аспект культуры – это та часть культуры, которую осваивает индивид Для «зрелых», «высоких» культур характерен разрыв между «объективным» и «субъективным» аспектами культуры. Объективный аспект культуры – это все богатство и разнообразие культурных форм, которыми обладает общество. Объективная культура как бы противостоит индивиду в качестве внешней для него реальности. Субъективный аспект культуры – это та часть культуры, которую осваивает индивид «Объективная культура» западных обществ – это мужская культура; культура, созданная мужчинами и особым – специфически мужским – отношением к миру «Объективная культура» западных обществ – это мужская культура; культура, созданная мужчинами и особым – специфически мужским – отношением к миру

М.Вебер социология как «наука о культуре» Культура играет определяющую роль в жизни общества, ибо она единственно обеспечивает его целостность и развитие, оказывают существенное влияние на все сферы общественной жизни и, прежде всего, на экономику – «Протестантская этика и дух капитализма» Культура играет определяющую роль в жизни общества, ибо она единственно обеспечивает его целостность и развитие, оказывают существенное влияние на все сферы общественной жизни и, прежде всего, на экономику – «Протестантская этика и дух капитализма» Социальные явления – это, прежде всего, культурные, "смысловые", наделенные значениями явления Социальные явления – это, прежде всего, культурные, "смысловые", наделенные значениями явления Понять – значить соотнести культурное явление, исторический факт с ценностями, определяющими его значение. Понять – значить соотнести культурное явление, исторический факт с ценностями, определяющими его значение. Рационализация общества, формирование крупных сложных социальных структур Рационализация общества, формирование крупных сложных социальных структур

К.Манхейм Раскрытие закономерностей функционирования и развития культурных феноменов в обществе, выявлении социальных функций культуры. Раскрытие закономерностей функционирования и развития культурных феноменов в обществе, выявлении социальных функций культуры. Социологический анализ самого феномена культурно- социологического познания Социологический анализ самого феномена культурно- социологического познания Факторы, способствовавшие формированию современного представления о культуре. Факторы, способствовавшие формированию современного представления о культуре. релятивизация отдельных сфер культуры по отношению друг к другу, причем ценностный аспект делается на … их совокупности; релятивизация отдельных сфер культуры по отношению друг к другу, причем ценностный аспект делается на … их совокупности; понимание относительности и преходящего характера любой исторической формы феномена культуры; понимание относительности и преходящего характера любой исторической формы феномена культуры; осознание принципиально процессуального характера культуры; осознание принципиально процессуального характера культуры; соответствующее образованию переживание феномена культуры как такового, идеал образования; соответствующее образованию переживание феномена культуры как такового, идеал образования; антагонистическое размежевание понятия культуры и понятия природы; антагонистическое размежевание понятия культуры и понятия природы; осознание общественного характера феномена культуры. осознание общественного характера феномена культуры.

«Теорема Томаса» Если люди определяют ситуации как реальные, то они реальны по своим последствиям процесс приписывания значений, осмысления мира имеет решающую роль для созидания человеком социальной реальности

Социальные функции культуры 1. Адаптация – приспособление к среде 2. Социализация – включение индивида в общественные отношения 3. Мировоззренческая функция 4. Легитимация – К.поддерживает сложившийся социальный порядок 5. Интеграция – объединение 6. Идентификация – отождествление индивида с той или иной общностью 7. Функция социальных изменений 8. Регуляция поведения человека

Формы трансляции культуры Традиции, обычаи Традиции, обычаи Образование Образование

Культура как объект изучения социологии раскрытие закономерностей функционирования и развития культурных феноменов в обществе, в выявлении социальных функций культуры раскрытие закономерностей функционирования и развития культурных феноменов в обществе, в выявлении социальных функций культуры

Факторы культурного разнообразия общества Выделение функциональных сфер, связанных с социальной дифференциацией и разделением труда Выделение функциональных сфер, связанных с социальной дифференциацией и разделением труда Социальное неравенство Социальное неравенство Различия в уровне образования Различия в уровне образования Личные предпочтения людей Личные предпочтения людей Этнический состав общества Этнический состав общества Различия в образе жизни людей Различия в образе жизни людей Открытость инокультурным влияниям, межкультурным контактам Открытость инокультурным влияниям, межкультурным контактам

Типы культуры Высокая культура / элитарная Высокая культура / элитарная Народная культура Народная культура Массовая культура Массовая культура Субкультура Субкультура Культура /антикультура /бескультурье Культура /антикультура /бескультурье

Типология культуры П.Сорокина Основным принципом культуры в концепции является отношение к миру. Основным принципом культуры в концепции является отношение к миру. К. идеациональная (Европа до 12 века), Земная жизнь человека не имеет самостоятельной ценности и осмысливается лишь посредством соотнесения со сверхчувственной сферой бытия К. идеациональная (Европа до 12 века), Земная жизнь человека не имеет самостоятельной ценности и осмысливается лишь посредством соотнесения со сверхчувственной сферой бытия К. идеалистическая (Европа веков) К. идеалистическая (Европа веков) К. чувственная (Европа веков) К. чувственная (Европа веков) земное бытие обладает ценностью само по себе Последовательные этапы культурной динамики Последовательные этапы культурной динамики

Типология культуры Л.Г.Ионина моностилистический тип моностилистический тип Иерархия Иерархия Устоявшиеся формы культурной практики Устоявшиеся формы культурной практики Упорядоченность Упорядоченность Исключение Исключение Тотализация Тотализация полистилистический типы полистилистический типы

Глобализация и особенности западной культуры сейчас Наиболее динамичный элемент цивилизации (превосходит идеологию) Наиболее динамичный элемент цивилизации (превосходит идеологию) Неудержимое стремление к поиску новых и оригинальных форм Неудержимое стремление к поиску новых и оригинальных форм Изменения культуры беспорядочны (в отличие от социальной структуры) Изменения культуры беспорядочны (в отличие от социальной структуры) Культура массовая, общедоступная Культура массовая, общедоступная Разрушение творческого ядра культуры Разрушение творческого ядра культуры Критерием ценности продуктов культуры стало отношение спроса и предложения Критерием ценности продуктов культуры стало отношение спроса и предложения

Различия между культурой традиционного и современного обществ Традиционная культура Современная культура Более или менее выраженное согласование культуры и социальной структуры Наметившаяся тенденция к рассогла- сованию культуры и социальной структуры Безраздельное господство религии в духовной сфере Рационалистическое, секулярное мировоззрение преобладает Ценности и нормы религиозные; "сословные". Ценности преимущественно светские, четкая связь между ценностными ориентациями индивида и его социальной принадлежностью может и не прослеживаться. Религиозная легитимация социального порядка Отсутствие прочной легитимации социального порядка Преобладание мировоззренческого, религиозного знания - "спасительного знания" (Шелер). Преобладание и постоянный рост практического, научного знания, "знания ради господства" (Шелер).

Различия между культурой традиционного и современного обществ Традиционная культура Современная культура Ориентация на прошлое, традиционализм Ориентация на будущее, прошлое не является источником образцов для подражания Ярко выраженные культурные различия между социальными слоями Тенденция к сглаживанию культурных различий между слоями и классами и повышение значимости культурных различий, возникших на других основаниях. Феномен "массовой культуры" Технологии ручного труда, крайне медленное их совершенствование «Технологизация» среды обитания и образа жизни. Нетерпимость к "иному", низкий уровень толерантности, базирующиеся на культурной гомогенности Толерантность, признание права на "инаковость" и "свободомыслие", обусловленные дифференцированностью культуры