Системно-деятельностный подход в образовании: структура современного урока От цели – к результату… Битянова Марина Ростиславовна, специалист МЦКО, директор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Системно-деятельностный подход: Структура современного урока Ведущие: Порошинская Л.Г. Битянова М.Р., Московской центр качества образования.
Advertisements

Районный семинар заместителей директоров по учебно-воспитательной работе Системно-деятельностный подход на уроке Муниципальное общеобразовательное автономное.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОО. ФГОС????? ЦПСО "ТОЧКА ПСИ"
Современный урок КГИМО Шамтова Т.М. (по материалам Порошинской Л.Г. и Битяновой М.Р., Московской центр качества образования) 1.
Педагогический совет «Системно-деятельностный подход в контексте реализации ФГОС на ступени начального и основного общего образования». Повестка дня 1.
Методические рекомендации по преподаванию предмета в учебном году.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения МО учителей начальных классов МОУ СОШ.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения Учитель начальных классов МКОУ «СОШ 19»
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по её усвоению» В.Г. Белинский Гультяева Т.В. учитель начальных классов.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД. Новый Стандарт предполагает поворот от «знаниевой» парадигмы к «деятельностной»
ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОХОЖДЕНИЮ Г(И)А В 9,11 КЛАССАХ О.Б.Емельянова, зам.директора по УВР МОУ СОШ 2.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Системно - деятельностный подход в преподавании химии и биологии в условиях реализации стандартов второго поколения.
МБОУ «Парцинская средняя общеобразовательная школа» Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия Подготовила: учитель биологии Лебина.
Презентация к уроку по теме: Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД от информационной образовательной модели к деятельностной: признание роли активной познавательной деятельности на основе.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Транксрипт:

Системно-деятельностный подход в образовании: структура современного урока От цели – к результату… Битянова Марина Ростиславовна, специалист МЦКО, директор Центра «ТОЧКА ПСИ», главный редактор журнала «Классное руководство и воспитание школьников»

Образовательный результат: Универсальные учебные действия Образовательный процесс: Проектирование заданий Системно- деятельностный подход Цель Инструменты

Суть системно-деятельностного подхода Процесс обучения выстраивается как движение от цели к результату, при этом в качестве результата рассматривается развитие личности учащихся (сформированность УУД и системы представлений о мире) Движение от цели к результату совершает сам учащийся в процессе учебной деятельности, осознавая этапы продвижения, поскольку иначе личность развиваться не может Через технологии организации деятельности учитель обеспечивает движение обучающихся от цели к результату

Важные вопросы: В какой мере педагоги разделяют новые целевые установки российского образования? Насколько глубоко педагоги понимают методологию системно-деятельностного подхода к построению урока? В какой мере педагоги практически владеют технологией проектирования системно-деятельностного урока? Насколько широк их репертуар методических приемов для сценирования урока на основе данной технологии? В какой профессиональной помощи и поддержке они нуждаются?

ПРАКТИКУМ 1

МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Первое поколение государственных стандартов общего образования (2002 год) РАДИ ЧЕГО? РАДИ КОГО? НА ЧТО НАЦЕЛЕНО? ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ ДОСТИГНУТО? КАК и КАКИМ ОБРАЗОМ, КАКИМИ СПОСОБАМИ будут достигаться цели? При помощи КАКИХ РЕСУРСОВ? Ради (для) поступления в вуз Ради (для) успешной сдачи ЕГЭ Обучение нацелено на освоение необходимых ЗУНов Педагогические технологии передачи и оценки знаний и способов действий Программы, учебники, системы КИМов и т.д., реализующих технологии передачи знаний

З + У методика КТП по предметам Традиционный подход Структура урока определяется учебно- предметной темой и этапом ее изучения Цель урока = тема + действие с учебным знанием Цель: что изучаем?

РАДИ КОГО? РАДИ ЧЕГО? НА ЧТО НАЦЕЛЕНО? ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ ДОСТИГНУТО? КАК и КАКИМ ОБРАЗОМ, КАКИМИ СПОСОБАМИ будут достигаться цели? При помощи КАКИХ РЕСУРСОВ? ЦЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ и СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СМЕНА СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК ОБРАЗОВАНИЯ Развитие личности обучающегося, на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира- цель и основной результат образования.

З + У Развитие личности КТП по предметам ТКМ проектная исследовательская Французская мастерская МДО Системно-деятельностный подход Структура урока определяется структурой организуемой деятельности (исследование, проект, критическое мышление, ценностное отношение…) Цель урока = результат деятельности Цель: зачем изучаем?

Принципиальное различие: Традиционный подход Научные знания и способы действия с ними «переносятся» и закрепляются в сознании ученика с помощью методики преподавания предмета. Желательно – без искажения и потерь. За счет привлечения различных методов попутно идет развитие определенных качеств и умений. Системно-деятельностный подход Научные знания и способы действия с ними становятся предметом специально организованной деятельности ученика. В процессе деятельности у учащегося целенаправленно развиваются новые способности. В процессе развития способностей попутно усваиваются знания.

4 важных характеристики деятельностного урока: 1. По своей структуре современный урок совпадает со структурой деятельности. 2. Деятельностная структура урока всегда «прозрачна» и открыта учащимся. 3. Степень самостоятельности учащихся в осуществлении учебной деятельности постепенно нарастает. 4. Основной этап урока направлен на формирование УУД на основе освоения и применения предметных знаний/умений.

Что в результате? Опыт исследовательской деятельности (от предположения до его подтверждения или опровержения). Опыт информационно-познавательной деятельности (от понимания того, что не знаю, до ответа на свой вопрос). Опыт практической деятельности (от понимания того, что не умею, до освоения способа действия). Опыт творческой деятельности(от понимания того, что то, что я хочу не существует, до создания нового продукта или способа). Опыт репродуктивной деятельности (от освоения способа или нового знания до формирования устойчивых умений и навыков владения (применения)

Этапы учебной деятельности: Постановки или принятие цели Планирование Выполнение действий Контроль и коррекция Оценивание результата Рефлексия 1 2 3

Перспектива Структура урока: Реализация плана Актуализация Постановка проблемы Цель/критерии/план Результат Оценивание Рефлексия Начало Основная часть Итог

Проблема /интерес Цель / Предполагаемый результат/План Актуализация знаний и умений Реализация плана: учебные действия, направленные на достижение цели Результат/ Оценка Рефлексия Перспектива Деятельностные связи этапов урока:

Деятельностный урок – это система действий, направленных на достижение результата

ПРАКТИКУМ 2

Освоить системно-деятельностный подход – значит: Научиться выстраивать урок как учебную деятельность учащихся и насыщать его заданиями, направленными на развитие познавательных, информационных и коммуникативных УУД

В какой мере педагоги разделяют новые целевые установки российского образования? Насколько глубоко педагоги понимают методологию системно-деятельностного подхода к построению урока? В какой мере педагоги практически владеют технологией проектирования системно-деятельностного урока? Насколько широк их репертуар методических приемов для сценирования урока на основе данной технологии? В какой профессиональной помощи и поддержке нуждаются педагоги и психологи?