Компетентностный подход в образовании. Современные требования к профессиональной компетенции педагогов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Системно- деятельностный и компетентностный подходы в образовании.
Advertisements

Цель педсовета рассмотреть вопросы компетентности в контексте профессиональной деятельности учителя, необходимые для реализации образовательных стандартов.
Компетентностный подход в преподавании истории и обществознания МОУ СОШ 8 учитель истории Галкина А.Б.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Выполнила Ковач З.Ю., учитель начальных классов, МБОУ «Центр образования с. Мейныпильгыно» РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
Новые стандарты как средство формирования ключевых компетенций учащихся.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ Достаточно проводить хотя бы каждый десятый или каждый двадцатый урок в логике компетентностного подхода, чтобы учебная.
ПЕДСОВЕТ 2 1. Вопросы: 1. Анализ целей образования «старых» и «новых» стандартов образования (Камалова О.Г.) 2. Сравнение учебного плана ФГОС ООО с ныне.
Стандарты нового поколения Реализация ФГОС НОО и ООО на занятиях по английскому языку Ибятова Л.З.
Как работать учителю в ситуации компетентного подхода в условиях реализации ФГОС.
Стандарты второго поколения МОУ ООШ 6 г.Фурманова 2010 г.
Дифференцированное обучение. дифференцированное обучение. Мы такие разные и Неповторимые.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
«Повышение профессиональной компетентности педагогов – необходимое условие качественной реализации ФГОС НОО» Педагогический совет МБОУ «НОШ 43» 11 января.
ФГОС: I. Общие положения. п. 7 В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся в средней школе.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения МО учителей начальных классов МОУ СОШ.
«Системно - деятельностный подход как главное условие реализации требований ФГОС нового поколения» Познакомить учителей с системно-деятельностным подходом.
Транксрипт:

Компетентностный подход в образовании. Современные требования к профессиональной компетенции педагогов

Входящая диагностика Анкета для педагогов 1. Как вы понимаете термин «компетентностный подход»? 2. Чем вызвано появление компетентностного подхода? 3. Какие преимущества он несёт для педагога и ученика?

«Главной сегодняшней задачей образования является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и …чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни». «Главной сегодняшней задачей образования является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и …чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни». М.Ноулз М.Ноулз Модернизация системы образования предполагает переход в компетентностное образование, и здесь большую роль играет учитель. Модернизация системы образования предполагает переход в компетентностное образование, и здесь большую роль играет учитель.

Сегодня постараемся выяснить, какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать в учащихся умения, навыки, которые он сможет применить в различных жизненных ситуациях. Сегодня постараемся выяснить, какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать в учащихся умения, навыки, которые он сможет применить в различных жизненных ситуациях. Также мы будем вести разговор о тех компетентностях, которыми должен обладать сам учитель, и которые должны развиваться у учащихся в школе. Также мы будем вести разговор о тех компетентностях, которыми должен обладать сам учитель, и которые должны развиваться у учащихся в школе.

Новые требования к системе образования закреплены в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), утверждённым Министерством образования и науки РФ Новые требования к системе образования закреплены в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), утверждённым Министерством образования и науки РФ в октябре 2009 года.

Федеральный государственный образовательный стандарт – система требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего ( полного ) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Ключевые особенности ФГОС Стандарты первого поколения предъявляли требования, прежде всего, к ученику. Стандарты первого поколения предъявляли требования, прежде всего, к ученику. ФГОС второго поколения предъявляют требования к системе образования в целом. ФГОС второго поколения предъявляют требования к системе образования в целом.

Цель образования: 1 поколение Усвоение знаний, умений, навыков. Усвоение знаний, умений, навыков. 2 поколение Общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся. Цель образования: Базируется на деятельностном подходе.

от содержания к ценности образования, обновлению средств обучения. от содержания к ценности образования, обновлению средств обучения. Смещение акцентов нового стандарта: Чему учить?Обновлениесодержанияобразования Как учить? Обновление технологий образования Ради чего учить??Ценностиобразования

Основу развития личности ребенка составляет умение учиться. Цель образования - развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Цель образования - развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Развитие личности в рамках деятельностного подхода обеспечивается формированием универсальных учебных действий.

Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию обучающихся – умение учиться

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно- политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. (Стратегия модернизации образования в РФ)

«Ученик – это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который должен гореть» Плутарх В новых стандартах речь идет не о формировании каких-либо качеств заранее заданных педагогом, не о преобразовании ребенка педагогом, а о помощи ребенку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально. В новых стандартах речь идет не о формировании каких-либо качеств заранее заданных педагогом, не о преобразовании ребенка педагогом, а о помощи ребенку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально.

Идеологической основой Идеологической основой новых образовательных стандартов является компетентностный подход

Компетентностный подход Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является её ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е. компетентностный подход. Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является её ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е. компетентностный подход. Инновационное развитие страны требует, чтобы к 2015 году все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием элементов компетентностного подхода. Инновационное развитие страны требует, чтобы к 2015 году все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием элементов компетентностного подхода.

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения: целей образования; целей образования; отбора содержания образования; отбора содержания образования; организации образовательного процесса; организации образовательного процесса; оценки образовательных результатов. оценки образовательных результатов.

Цель компетентностного подхода – обеспечение качества образования Компетентностный подход акцентирует внимание на результат образования, в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в разных ситуациях. Компетентностный подход акцентирует внимание на результат образования, в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в разных ситуациях.

Основной результат образовательной деятельности – формирование ключевых компетентностей Компетенция - то, на что претендуют или то, что необходимо достичь. Компетенция - то, на что претендуют или то, что необходимо достичь. Термин компетентность определяет, что из Термин компетентность определяет, что из желаемого достиг конкретный человек, т.е. носит личностный характер. желаемого достиг конкретный человек, т.е. носит личностный характер. Компетентность – это мера освоения компетенции. Компетентность – это мера освоения компетенции.

Компетентность - качество, приобретаемое учащимся в результате обучения, которое может быть продемонстрировано только на практике.

Ключевые особенности компетентностного подхода Цель образования. Что нового узнает ученик в школе? Чему учить ученика? Цель образования. Что нового узнает ученик в школе? Чему учить ученика? Цель образования. Чему научится за годы обучения? Для чего учиться ученику? ( ключевые компетенции) Цель образования. Чему научится за годы обучения? Для чего учиться ученику? ( ключевые компетенции)

21 Ключевые особенности компетентностного подхода Организация учебного процесса. Как учить ученика? Организация учебного процесса. Как учить ученика? Организация учебного процесса. Как научить ученика учиться? Организация учебного процесса. Как научить ученика учиться?

22 Ключевые особенности компетентностного подхода Позиция учителя:, информатор. Позиция учителя:, информатор. Позиция учителя: организатор, консультант. Позиция учителя: организатор, консультант.

23 Ключевые особенности компетентностного подхода Позиция ученика: объект педагогических воздействий. Позиция ученика: объект педагогических воздействий. Позиция ученика: субъект собственного развития. Позиция ученика: субъект собственного развития.

24 Ключевые особенности компетентностного подхода Результат образования. Знания, Умения, Навыки. Результат образования. Знания, Умения, Навыки. Результат образования. ЗУН + приобретённые учениками компетенции. Результат образования. ЗУН + приобретённые учениками компетенции.

25 Ключевые особенности компетентностного подхода Оценка результатов: 5-бальная шкала. Оценка результатов: 5-бальная шкала. Оценка результатов: самоконтроль, самооценка, рейтинговая оценка, создание портфолио. Оценка результатов: самоконтроль, самооценка, рейтинговая оценка, создание портфолио.

«Знать что-либо наизусть – все равно, что не знать ничего; это значит владеть тем, что дано лишь на хранение памяти». «Знать что-либо наизусть – все равно, что не знать ничего; это значит владеть тем, что дано лишь на хранение памяти». М.Монтень « Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». « Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л. Н. Толстой «Не для школы, для жизни учимся». (латинское изречение) «Не для школы, для жизни учимся». (латинское изречение)

Методы обучения некомпетентностные некомпетентностные компетентностные компетентностные

Учитель должен: осознавать, каждый ребёнок имеет свой индивидуальный и неповторимый образ и помогать ему в развитии; осознавать, каждый ребёнок имеет свой индивидуальный и неповторимый образ и помогать ему в развитии; уйти от репродуктивного способа обучения; уйти от репродуктивного способа обучения; перейти на другой тин отношений между участниками образовательного процесса; перейти на другой тин отношений между участниками образовательного процесса; сформировать доброжелательную обстановку в классе, повысить самооценку и коммуникативную компетентность школьников. сформировать доброжелательную обстановку в классе, повысить самооценку и коммуникативную компетентность школьников.

Новая роль учителя Его руководящая роль скрыта от ученика. Его руководящая роль скрыта от ученика. Учитель, прежде всего, – партнёр, консультант по учебному общению. Учитель, прежде всего, – партнёр, консультант по учебному общению. Ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. Ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. Учитель должен суметь перестроиться на данный принцип работы. Он не диктатор. Он лишь задаёт наводящие вопросы, ведёт дискуссию, предоставляя ученикам свободу выбора способов, средств и видов деятельности. Учитель должен суметь перестроиться на данный принцип работы. Он не диктатор. Он лишь задаёт наводящие вопросы, ведёт дискуссию, предоставляя ученикам свободу выбора способов, средств и видов деятельности.

« Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить» ( А. Дистервег) « Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить» ( А. Дистервег) Личность развивается только в процессе собственной деятельности. Личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить действовать (в том числе и совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить действовать (в том числе и совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности.

Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?» «А зачем мы это делаем?»

Ребёнок должен чувствовать, что учение – это радость маленьких открытий.

Что даёт компетентностный подход учителю и ученику? согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся; согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся; подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе и колледже; подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе и колледже; подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам

Компетентностный подход позволяет повысить степень мотивации учения за счет осознания его пользы для сегодняшней и дальнейшей жизни учащихся; повысить степень мотивации учения за счет осознания его пользы для сегодняшней и дальнейшей жизни учащихся; облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении: «учитель- рикша» должен превратиться в «учителя- вагоновожатого» (Л.С.Выготский) облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении: «учитель- рикша» должен превратиться в «учителя- вагоновожатого» (Л.С.Выготский)

К - О - М - П - Е - Т - Е - Н - Т - Н - О - С - Т - Ь - креативность, … организованность, … модернизация, … планирование, … единство, … толерантность, … единомышленники, … новизна, … творчество, … научность, … осведомленность, … сотрудничество, … терпимость, …

Рефлексивный экран Самым интересным для меня было… Самым интересным для меня было… Самым полезным для меня было… Самым полезным для меня было… Самым неожиданным для меня было… Самым неожиданным для меня было… Самым необычным для меня было… Самым необычным для меня было…