Планирование урока в соответствии с ФГОС ООО МРЦ «Модель и алгоритм деятельности ОУ в условиях реализации ФГОС ООО», МОУ гимназия 3 Табунова Татьяна Александровна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Осипченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32 Грачёва Ольга Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32.
Advertisements

1 Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся. С. Паперт СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Современный урок в начальной школе Составила Баранова А.Ю. МОУСОШ 21.
Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль.
Урок развивающего контроля. Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль.
Уроки рефлексии имеют следующую структуру: этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности; этап актуализации и пробного учебного действия;
Педагогические требования технологичности урока ОНЗ Москва, 2008 г. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Дидактическая система деятельностного метода обучения.
Урок в соответствии с ФГОС ООО Типология уроков на основе системно-деятельностного подхода А М. Трещёв, проректор по учебной работе.
Стажировочная площадка «Механизмы реализации ФГОС ООО на основе деятельностного подхода» зам. директора по УВР МБОУ СОШ 24 Н.А.Анфёрова Стажировочная площадка.
Урок открытия нового знания (ОНЗ).. 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2–3 мин) 1) актуализируются требования к ученику со стороны.
1. Мотивирование к учебной деятельности. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 3. Выявление места и причины.
Формирование регулятивных, личностных, коммуникативных и познавательных УУД на уроке ОНЗ в технологии деятельностного метода обучения.
Структура урока отработки умений и рефлексии Выступление подготовил: учитель истории и обществознания МАОУ "Куровская гимназия" Узбекова Юлия Харисовна.
1. педагогическая единица процесса обучения и воспитания. 2.это процесс передачи знаний, в котором участвует учитель и ученик. 3. форма, используемая при.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Пример технологической карты урока открытия нового знания Этап урока Время Деятельность учеников Деятельность учителя Планируемые результаты ПредметныеУУД.
Типы уроков по ФГОС урок «открытия» нового знания; урок рефлексии; урок общеметодологической направленности; урок развивающего контроля.
Транксрипт:

Планирование урока в соответствии с ФГОС ООО МРЦ «Модель и алгоритм деятельности ОУ в условиях реализации ФГОС ООО», МОУ гимназия 3 Табунова Татьяна Александровна

Урок Управляемый (целенаправленный, мотивированный, планируемый, организационно обеспеченный, корректируемый), ресурснообеспеченный системный процесс совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного диагностируемого образовательного результата, определённого образовательной программой.

Этапы урока : 1. МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩИЙ ЭТАП Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объём изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом. Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приёмов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видео обсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д. Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из неё только отдельные приёмы.

Основная педагогическая задача : организация условий, инициирующих деятельность учащихся Основная педагогическая задача : организация условий, инициирующих деятельность учащихся Системно-деятельностный подход Чему учить? обновление содержания образования Как учить? Обновление технологий образования Ради чего учить?Ценностиобразования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Структура урока (общая) 1. Этап мотивации 2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии 3. Этап закрепления ( с проговариванием во внешней речи) 4. Этап включения изученного в систему знаний 5. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Требования ФГОС ООО к современному уроку Целеполагание (технология SMART) Specific – конкретная; Measurable – измеримая; Achievable – достижимая; Realistiс – реалистичная; Timed – определённая по времени. Учащиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке(левополушарные); Они должны знать и план (способы) достижения поставленных задач (правополушарные) Мотивация Учитель формирует интерес как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективные мотивы – решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания

Практическая значимость знаний и способов деятельности Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности. Отбор содержания.Качественно отработаны планируемые результаты урока, определенные программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности.

Построение каждого этапа урока по схеме Постановка учебного задания – деятельность обучающихся по его выполнению – подведение итога деятельности – контроль процесса и степени выполнения - рефлексия Использование разнообразных эффективных приёмов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная задача учителя – создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий: - характеристика задания; - мотивационная часть - содержание (условия, вопрос) - инструкция по выполнению - время выполнения - образец или описание ответа - критерии оценки - методический комментарий

Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока Выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя в целях обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого ученика Наличие блоков самостоятельного получения знаний Работа с различными источниками информации Организация парной или групповой работы Развитие коммуникативной компетенции и освоение нормы работы в коллективе Использование системы контроля и взаимоконтроля Средство рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности

рефлексия Осознание себя в процессе деятельности Качественная положительная оценка Деятельности обучающихся Формирование положительной учебной мотивации Психологический комфорт и условия здоровьесбережения

3. ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ И ФИКСИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ (В ПРОБНОМ ДЕЙСТВИИ) Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)

4. ЭТАП ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ Основная цель этапа – организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения) соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения)

5. ЭТАП ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться) предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить

6. ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА. Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. Для реализации этой цели учащиеся должны: на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами

7. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТРЕИАЛА Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства

8. ЭТАП САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. Для этого необходимо: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия

9. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Для реализации этой цели: организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке

Структура урока рефлексии 1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности 1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. Основной целью мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности. Для реализации этой цели требуется: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

2. Этап актуализации и пробного учебного действия. Основной целью является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. Для этого необходимо: организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, – определений, алгоритмов, свойств и т.д. активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)

3. Этап локализации индивидуальных затруднений 3. Этап локализации индивидуальных затруднений. Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. Для этого необходимо, чтобы учащиеся уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке. Далее учащиеся, которые допустили ошибки: на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок – место затруднения выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, – причину затруднений

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений Основной целью этапа целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять)

5. Этап реализации построенного проекта Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен: самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) – с помощью предложенного эталона для самопроверки

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи 6. Этап обобщения затруднений во внешней речи. Основная цель – закрепление способов действий, вызвавших затруднения. Для реализации этой цели: организуется обсуждение типовых затруднений проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки: выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки

8. Этап включения в систему знаний и повторения Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа: выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.

9. Этап рефлексии деятельности на уроке 9. Этап рефлексии деятельности на уроке. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности. Для реализации этой цели учащиеся: уточняют алгоритм исправления ошибок называют способы действий, вызвавшие затруднение фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности оценивают собственную деятельность на уроке намечают цели последующей деятельности в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества)

28 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!