Тема 3. Культура с психологической точки зрения 1. Психосоциокультурная проблема. Понятие культуры. Основные типы теорий культуры 2. Культура и взаимодействие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Advertisements

Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
План. 1.Общее понятие системы. 2.Характерные черты общества как системы. 3.Основные сферы общественной жизни. 4.Социальные институты.
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
Большие социальные группы К большим социальным группам относятся: 1)социальные классы 2)общественные страты, 3)социальные группы и слои населения.
Лекция 5. Тема: Основные потребности, интересы и ценности человека, его психофизические возможности и связь с социальной активностью. Преподаватель: Ильина.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.. Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки.
Выполнила: Курочкина Дарья. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Общество Общество Общество – это сложная динамическая система, которая может существовать, постоянно изменяясь, но сохранять при этом основные черты и.
МОРАЛЬ. 10 класс, базовый уровень. моральморальрелигиярелигия древнейшие регуляторы отношений.
PPTzone.ru Сознание Сознание – высшая форма биологического отражения окружающего мира в духовных (мысленных, идеальных) образах и его осмысление, основанное.
Тема 4. Проксемика. Символическая природа имиджа. С точки зрения семиотики (науки о знаках) символ представляет собой одну из разновидностей знака. Знаком.
Человек в системе социальных связей.. Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении - это сложное сплетение множества разнообразных.
1 Лекция «Политическая культура и политическое сознание»
Соотношение права и морали.. Мораль - это совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Вопросы: 1.Взаимодействие природного и антропогенного мира. Особенности социального познания. 2.Структура общества. Сферы общественной жизни. 3. Философские.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Транксрипт:

Тема 3. Культура с психологической точки зрения 1. Психосоциокультурная проблема. Понятие культуры. Основные типы теорий культуры 2. Культура и взаимодействие в системе «субъект – объект». Структура культуры 3. Культура как регулятивная система. Эволюционные корни культуры. 4. Культурное единство человечества и межкультурные различия. Причины культурного разнообразия Казанский университет

Психосоциокультурная проблема o Уже в начале XX в. в психологии в психологии начался спор, во-первых, о со- отношении материального и идеального; во-вторых, о соотношении биологического и социального в возникновении и функционировании психики и сознания. Первый из этих споров будет обсуждаться позже. o Что касается второго, то суть его состоит в следующем: если поведение и со- держание внутреннего мира человека обусловлено не только биологическими факторами, но и социокультурными, то каковы механизмы этого обусловливания? Очевидно, что ссылки на гены, обеспечивающие существование врожденных форм поведения и инстинктивных реакций в данном случае не помогают. o В генах действительно не может (?) содержаться информации культурного происхождения. Тогда как передается культурный опыт, и почему иногда он оказывается чрезвычайно устойчивым (одни и те же обычаи, представления и стереотипы иногда существуют внутри какой-то общности тысячи лет), а иногда изменяется очень быстро, в течение нескольких десятилетий? o Существует теория «мимов» (от слова «memory» – память). Этим словом обозначают единицы культурного опыта, которые якобы составляют основу коллективной памяти любой общности людей и бессознательно передаются в ней из поколения в поколение. Теория мимов активно развивается, но данное понятие по- ка нужно рассматривать только как удобный научный конструкт. o Как бы то ни было влияние культуры на психику и сознание человека, а также обратное влияние того и другого на культуру огромно и нуждается в глубоком изучении. Казанский университет

Можно ли дать определение сущности культуры? Когда произносят слово «культура» имеют в виду искусство и политику, экономику и бытовую жизнь, общение и труд, любовь и дружбу, мир и войну, мораль и язык, веру и науку, а также многое другое. Если так, то, как в нескольких строчках сказать, что это такое? Ученые утверждают, что существует более 100 определений сущности культуры. Уже это говорит о том, что среди них нет такого, которое охватывал бы все аспекты культуры, и с которой были бы согласны все специалисты. Любое из определений носит частичный характер. Но можно ли вообще дать общее определение? Возможно, – нет. Дело в том, что культура не есть реально существующее явление. Это, как и мамы, – научный конструкт, общая идея, указывающая на наличие единой основы во множестве разнородных объектов, явлений, связей между ними и т.д. Этот конструкт используется в философии, истории, антропологии, социологии, психологии и в других науках. В каждой из них он рассматривается под своим углом зрения. Отсюда – множество разных теорий культуры и определений ее сущности. Казанский университет

Культура и культуры Термин «культура» используется как обозначение фундаментального общего признака, атрибута человечества, который присущ разным группам и людям в разной степени. При таком его применении считается возможным говорить о более и менее культурно развитых общностях и людях. Термин «культура» используется как обозначение любой общности, обладающей культурными отличиями от других групп людей. Например, «культура маори», «русская культура» и т.д. В этом случае каждая культура понимается как нечто уникальное, ничем не лучшее и не худшее других. Оба варианта трактовки термина широко распространены. Первая возникла раньше, а вторая появилась в середине XIX в., когда английский антрополог Э.Тэйлор впервые заявил, что каждая культура уникальна и развивается в своем направлении. Поэтому нельзя считать западноевропейскую культуру более развитой по сравнению, например, с культурами африканских народов: она более развита лишь в технологическом отношении. Кросс-культурная психологии, как и современная антропология, в большей степени придерживается второго подхода. Казанский университет

Теории культуры Э.Б. Тэйлор В этих теориях даются определения, основанные на понимании культуры как суммы всех видов деятельности, обычаев, языка, верований, морали, быта и т.д. О. Шпеглер, Л. Гумилев В этих теориях культура пони- мается как нечто, доставшееся людям в наследство от их предков, про- должающее развиваться и влиять на их поведение Э. Кассирер Считают куль- туру системой символов и знаков (прежде всего, язык, но не только он), которые не всегда соответствуют чему-то реальному или значимому, но влияют на по- ведение людей Г. Риккерт, Н. Бердяев Определяют культуру как явление противоположное природе; считают ее «треть- ей» реальностью, которую невозможно изучать обычными методами Описательные Историко- генетические Символистские Трансценден- талистские Казанский университет

Теории культуры (продолжение) Б.Малиновский, К.Леви-Стросс Культура трактуется как базовые функциональные структуры, единые для всех сообществ, но по-разному в них проявляющие- ся. Например, в основе мифологии, систем родства и др. у разных народов обнаруживаются единые принципы. А.Флоренский, К.Клакхон Эти теории утверждают, что основу любой культуры образуют материальные и социальные ценности конкретной группы людей, на базе которых строятся соци- альные институты, формируются обычаи и традиции, развивается внутренний мир людей и т.д. К.Г.Юнг, Р.Бенедикт, Психологические аспекты содержатся во многих теориях культуры, но есть и чисто психологические. Они различны (фрейдистские, бихевиористские и др.) Культура в них понимается как процесс и результат приспособления людей к природному окружению Структурно- функциональные Аксиологические Психологические Казанский университет

КУЛЬТУРА КАК ОПЕРАЦИОННАЯ ОБОЛОЧКА Субъект КультураОбъект Культуру можно пред- ставить в качестве некоего посредника между человеком и окружающим миром, а также между самими людьми, обеспечивающего сравнительно единые цели (ценности), средства и правила взаимодействия. Можно также провести аналогию с широко используемым ныне понятиями «операционная оболочка» и «интерфейс». Действительно, культура очень похожа на общую для определенной группы людей операционную оболочку (систему), которая способствует достижению некоторого достаточного для сохранения группы уровня унификации образов реальности, целей жизнедеятельности и поведения в часто повторяющихся ситуациях. Поскольку эта «оболочка» охватывает большое количество людей, составляющих конкретную культуру, постольку между ними возникает взаимопонимание и чувство близости. В различных теориях культуры можно также встретить попытки описать культу- ру с помощью понятий «рамка» и «контекст». КУЛЬТУРА КАК К У Л Ь Т У Р А Субъект Объект Взаимодействие Казанский университет

Культура и преодоление неопределенности Такая «операционная оболочка» необходима, в первую очередь, по то- тому что человек живет во времени, и его жизнь устремлена в будущее. Но оно являет- ся неопределенным. Жить в условиях полной неопределенности невозможно. Она должна преодолеваться. Поэ- тому человек планирует и прогнозирует, старается что-то предусмотреть. Но как это сделать, если будущее зависит и от действий других? Нужно, чтобы существовали единые для всех людей правила и технологии действия, распространяющиеся на будущее. Это и есть ядро культуры. Следова- тельно, важнейшая ее функция – снижение общего уровня неопределенности и создание универсального инструмента (механизма) ее преодоления. Различные элементы культуры (язык, верования, нормы, обычаи, гадания, предсказания, логика) направлены на решение этой задачи. Теоретически возможно (и практически необходимо) наличие разных таких оболочек. Поэтому существует не одна-единственная культура. Но каждая куль- тура позволяет группам людей по-разному преодолевать неопределенность. в р е м я К У Л Ь Т У Р А Казанский университет

СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ Культуру давно принято разделять на материальную и духовную, но и та, и другая могут существовать, только если их связывает человеческая деятельность. Материальная культура (предметная «оболочка») образуется совокупностью вещей, созданных многими поколениями людей и чаще всего являющихся результатом преобразования естественных объектов. Духовная культура (ментальная «оболочка») представляет собой совокупность общих образов и смыслов (значений), наполняющих внутренний психический мир людей (субъектов). Культурная деятельность – это технологии взаимодействия субъекта с различны- ми объектами, но за каждой из них «стоят» определенные ценности, в том числе нравственные. В этом плане культура является, прежде всего, регулятивной системой. Объект СубъектВзаимодействие Структура ТехнологияОбраз Функция ЦенностьСмысл Материальная культура (МК) Культурная деятельность (КД) Духовная культура (ДК) Казанский университет

Материальная культура (МК) Естественные и искусственные, материальные и идеальные объекты, используемые и создаваемые человеком: например, дом, карандаш, государство, язык, научная теория и т.д. Любой объект обладает определенным строением, т.е. состоит из различных элементов, которые благодаря связям между собой образуют целостность. Любой объект «служит» реализации какой- то функции, т.е. прямо или косвенно обслуживает удовлетворение какой-либо потребности субъекта. Объект Структура Функция Казанский университет

Духовная культура (ДК) Индивиды, а также образуемые ими малые и большие группы, ведущие себя как единое целое. Лю- бой субъект может выступать как объект для других субъектов. Субъект воспринимает объекты в виде образов, а также способен конструировать образы не существующих и невозможных объектов. Многие образы складываются в целостный «образ мира». Любой образ, а следовательно и объект, может иметь для субъекта множественные и разнообразные значения, различающиеся, как по сте- пени, так и по у содержанию. Субъект Образ Смысл Казанский университет

Культурная деятельность (КД) Фундаментальное понятие всех наук, которому не- возможно дать определение. Все, что сущест- вует, может существовать только во взаимо- действии. Совокупности последовательных операций, с помощью которых создаются объекты и образы. В первом случае они носят предметный (в том числе, социальный) характер, во втором – психический. Все технологии могут использоваться в разных целях. Поэтому культура устанавливает, кем, когда, как и для чего их можно применять. В основе этих правил – ценности. Взаимодействие Технология Ценность Казанский университет

Культура «видимая» и «невидимая» структурытехнологииобразы функцииценностисмыслы МК КДДК объективное субъективное Здесь в слегка измененном и повернутом на 90° виде представлена та же схема, что и на слайде 9. Она позволяет выделить два «пласта» культуры. Первый – «поверхностный», доступный прямому наблюдению, второй – «глубинный», скрытый от непосредственного восприятия. Благодаря первому существует все, что можно назвать продуктами культуры, но второй определяет ее суть. Очевид- но, что интересы психологии смещаются в правую часть этой схемы, а левая часть больше интересует антропологию и социологию. Казанский университет

Культура как регулятивная система Выше (на слайде 7) было предложено понимание культуры как операцион- ной оболочки, обеспечивающей организацию взаимодействий в системе «субъ- ект – объект». Но эта «оболочка» не всегда была такой, как сейчас. В начале своего развития она была, прежде всего, регулятивной системой. Такая система есть у любого вида животных (и в их сообществах), т.к. он может обеспечить свое существование только, если отдельные особи будут: а) при- мерно одинаково реагировать на однотипные стимулы (при условии эффектив- ности реакции); б) способны к необходимому уровню сотрудничества. Для того, чтобы решать эти задачи, нужна общая система правил, соблюдаемых всеми. В животном мире такую роль выполняет система инстинктов. С появлением сознания у человека эта система перестала справляться со сво- ими функциями, т.к. сознание позволяет подавлять инстинкты. Механизмы ре- гуляции взаимодействия, основанные на инстинктах стали нарушаться, и воз- никла угроза хаоса. Необходимо было формирование новой регулятивной сис- темы. Это и есть культура в самом начале ее развития. Так, когда-то давно культура начала развиваться как система правил, которых должны придерживаться члены сообщества для выживания и взаимного понимания. Следовательно, у древнего человека (как и у его предков – прима- тов) не было материальной и духовной культуры в современном их понимании, но у него формировалась культура как система регуляции деятельности и пове- дения, включающая в себя принципы нравственности. Казанский университет

Природа и культура Противопоставление культуры и природы характерно для теорий, разрабо- танных философами (например, для трансцендента- листских и экзистенциалистских). Такое противопос- тавление связано со сложной структурой современной культуры, что создает иллю- зию ее полной независимо- сти от природной сущности человека. На самом деле культура не есть что-то оторванное от природы. Она развивает- ся эволюционно, начиная с древнейших времен. Это касается даже таких куль- турных феноменов, как нравственность и религия. Об этом начали писать еще в XIX в. Ч. Дарвин, Э.Дюркгейм и П.Кропоткин. Об этом пишут и современные ученые (Р.Докинз, Э.Уилсон и др.), утверждающие, что культура начинает за- рождаться еще в животном мире («культура приматов»). Если современный человек своими действиями начинает наносить все боль- ший вред окружающей природе, то виновата в этом не культура, а бескультурье. Дело в том, что материально-технологическая сторона культуры развивается более динамично, нежели ее духовно-ценностная сторона. В результате этого и возникают различные диспропорции в развитии человечества «Противоположностью природе… является культура, как то, что не- посредственно создано человеком…» (Г.Риккерт) «Человек не имеет при- роды, он имеет историю» ю» (Х.Ортега-и-Гассет) Казанский университет

Сознание и культура Эволюционное развитие сознания позволило человеку не ограничиваться ге- нетически заданными ответами на внешние стимулы, а выбирать ответ из мно- жества возможных. В результате, во-первых, резко расширилась вариативность поведения (и адаптивность), во-вторых, резко уменьшилась его предсказуемость. Его поведение стало трудно предсказуемым и для сородичей. Следствием дол- жны были стать неизбежные трудности в организации сотрудничества внутри сообщества: оно может быть эффективным лишь, если имеется некоторая мера единообразия реакций, а инстинкты этого обеспечить уже не могли. Так возникла культура как новая регулятивная система, обеспечивающая необходимую меру единообразия поведения и оценок древних людей в типич- ных ситуациях. Поэтому культуру и сознание нельзя от- рывать друг от друга; они развивались одновременно. Но культура не сводится к сознанию. Она содержит в себе значительную долю бессознательного, на что обратили внимание З. Фрейд и особенно К,Г.Юнг, который первым использовал понятие «культурное бессознательное». Оно образуется регуляторами, часть из которых (А) является продолжением биологических инстинктов (табу, некоторые уста- новки и нравственные запреты), а другая (Б) возникает в ходе со- циокультурного развития, становится привычной и перестает осо- знаваться (установки, правила коммуникации и др.). КУЛЬТУРА Бессозна- тельное А Б Созна- ние Казанский университет

Культура и нравственность Нравственность как система норм и правил, регулирующих взаимо- действия, является древнейшей составной частью культуры, которая ста- ла утверждаться многие сотни тысяч лет назад и не имеет ничего общего с религией, возникшей значительно позже. Русский биолог и философ П.А.Кропоткин еще в конце XIX в. на основе своих полевых исследова- ний в Забайкалье пришел к выводу, что в нравственности нужно выде- лять три составные части: 1) инстинкт, т.е. наследованную привычку общительности; 2) понятие разума – справедливость и, 3) чувство, которое можно назвать самоотвержением. социокультурные условия развития нравственности естественные корни формирования и развития нравственности «…нравственное чувство чело- века зависит от его природы в той же степени, как и его фи- зический организм;…и то и другое являются наследством от… процесса эволюции…» (П.А.Кропоткин). Человек и общество Казанский университет

Культурное единство человечества Кажется, что, если культура имеет естественное происхождение и яв- ляется регулятивной системой, возникшей в ходе эволюции на основе системы инстинктов, она должна быть одинаковой во всех группах людей, т.к. у них одинаковы инстинкты и потребности. Но на самом деле существует много разных культур (причины этого будут обсуждаться далее), порой очень не- похожих друг на друга. Значит ли это, что у человечества отсутствует культурное единство? Нет, не означает. Челове- чество едино в культурном отношении. В основе всех существующих культур ле- жат единые формы восприя- тия и эмоции, потребности и ценности, одни и те же базовые нормы нравственности и многое другое. демократы мужчины русские христиане китайцы мусульмане саами КУЛЬТУРА буддисты консерваторы суахили женщины гуарани гомосексуалисты Казанский университет

Культурное разнообразие Культурное многообразие в мире очень велико. Группы людей отличаются по полу, возрасту, расовому типу, религи- озной и этнической принадлежности, языку, особенностям общественного экономического и по- политического устройства, обра- зу жизни, бытовым традициям и обычаям, ритуалам об- общения и т.д. На схеме приведены лишь некото- рые виды культурных групп. Культурное разнообра- зие существует даже вну- три больших культурных групп (субкультуры). Культурное разнообра- зие создает проблемы, но на самом деле является благом, т.к. культурная гомогенность (однородность), ско- рее всего, привела бы к остановке развития. Культура Религия ЭтносЯзык Социаль- ный строй Гендер Казанский университет

Культурное разнообразие (языки) По разным классификациям в мире существует от 3 до 7 тысяч языков. Одно- значно определить это невозможно, т.к. между многими из них нет четких гра- ниц: иногда разные языки более похожи, чем диалекты одного языка. Чаще всего языки объединяют в «семьи», внутри которых выделяют группы и подгруппы. Языковых семей много. Самые крупные из них – индоевропей- ская и ханьская, но, если в первую входит очень много разных языков (англий- ский, русский, французский, фарси, таджикский, хинди, урду, осетинский и др.), то вторая представлена китайским и его диалектами. Кроме них есть семито-хамитская (арабы), алтайская (татары, турки, чуваши и др.), финно-угорская (венгры, марийцы, удмурты), кавказская (грузины, абха- зы, чеченцы). тайская (Тайланд), дравидийская (Южная Индия), бенуэ-конго, шари-нильская, кордофанская (в Африке) и многие другие языковые семьи. Есть также языки, которые не похожи ни на какой другой язык. Их называют «изолированными». Крупнейшим из них (по числу говорящих) является япон- ский. В Европе изолированным является язык басков («эускалдунак»). Есть та- кие языки и в России: языки нивхов, селькупов, ительменов и др. Во многих регионах мира существует сильная языковая чересполосица, а го- сударственные границы крайне редко совпадают с языковыми и этническими границами даже в Европе. Казанский университет

Культурное разнообразие (психология) Пример из книги Л.Н.Гумилева В трамвае хулиганит пьяный пассажир. Трое мужчин: русский, латыш и татарин, - реагируют по- разному. Русский пыта- ется его успокоить, ла- тыш ищет глазами мили- цию, татарин старается отойти в сторонку. Можно не согласиться с тем, что именно так будут вести себя представители названных этнокультур- ных групп. Но нельзя не согласить- ся с тем, что у каждой та- кой группы есть свои пси- хологические особеннос- ти. Психологические особенности предста- вителей разных культур можно свести в несколько групп, в том числе: Этос – совокупность устойчивых и одобряемых в данной группе форм поведения, тесно связанных с типичными чертами характера. Образ мира – совокупность устойчивых для дан- ной группы представлений о том, как устроена природная и социальная действительность. Менталитет – совокупность характерных для группы и слабо рефлексируемых в ней социаль- ных установок и ценностей. Эти и другие психологические парамет- ры могут быть разными даже у близких в других отношениях культурных групп и похожими у совершенно, казалось бы, далеких. Казанский университет

Причины культурного многообразия Главной причиной культурного разнообразия яв- ляется разнообразие условий жизни людей (тундра и пустыня, равнины и горы, джунгли и степи и т.д.), различие климата, растительного и животного мира. Люди, приспосабливаясь к разным условиям, по- разному одевались, питались, начинали вести раз- ный образ жизни. Другая причина состоит том, что с древнейших времен группы людей расселялись все дальше и дальше. Между ними терялись контакты и культур- ная эволюция начинала идти не одинаково. Мелкие отличия накапливались, превращались в большие, возникали противоположные формы культуры в группах, имеющих общее происхождение. Третья причина заключается в намеренном созда- нии некоторых различий. Это наблюдалось у близко живущих групп людей, которым было нужно отли- чать своих от чужих. С этой целью они постепенно вносили изменения в свой язык, предметы обихода, в ритуалы общения и т.д. Казанский университет