Доисторические религии
religio (лат.) совестливость, благочестие, святость religo связываю развязанное, воссоединяю. Блаженный Августин (354430) Религия это и есть способ или совокупность способов достижения человеком Бога, смертным бессмертного, временным вечного. Потому- то слово религия и восходит к слову связь.
Ученый XVI века, описывающий плавания в недавно открытую Америку, но уверенный при этом, что никакой Америки на самом деле не существует, все рассказы путешественников объяснит ошибкой, миражом, болезненными галлюцинациями, порожденными слишком горячим желанием ступить на землю Нового Света.
В случае с Америкой всегда можно поставить эксперимент отправиться в плавание и проверить на деле, есть ли за тридцатым градусом к западу от Гринвича новый материк, или нет. При всех трудностях и опасностях заморские путешествия стали делом вполне осуществимым с эпохи Колумба и Америго Веспуччи. Но Бог объект иного рода, чем новый континент. Чтобы Его познать, Его надо сначала полюбить, иначе говоря, поверить в Него. В сущности, все люди делятся не на тех, которые знают, что Бога нет, и на тех, которые знают, что Бог есть, но на любящих Бога, и потому знающих о Его существовании, и на нелюбящих Бога, и потому Его существование не признающих.
«Все мы, люди, имеем в богах благодетельных нужду» говорит как о само собой разумеющемся Гомер [Од. 3, 48] «Ты можешь видеть государства без стен, без законов, без монет, без письменности, но никто еще не видел народа без Бога, без молитвы, без религиозных упражнений и жертв» указывал другой великий эллин Плутарх (45127) «Из всего множества разнородных тварей нет ни одной, кроме человека, которая имела бы какое-либо понятие о Боге; между людьми нет ни одного народа такого дикого и грубого, который не сознавал бы, что он должен иметь Бога...» - пишет Цицерон (10643) [О законах. I, 8]
Наиболее фундаментальная современная «Энциклопедия Религии» (1987 год, под ред. Мирча Элиаде), феномену религии дается следующее определение: «Религия есть организация жизни вокруг глубочайших проникновении опыта, разнящихся по форме, полноте и ясности и созвучных с окружающей культурой»
Религия, «святое», трепет перед смертностью и надежда на ее преодоление все это суть «глубочайшие проникновения нашего опыта» в сферу Божественного бытия, являющегося не меньшей реальностью, чем Америка, для стремящихся к ней мореплавателей.
Современному религиоведу для работы достаточно знать, что Афина, Посейдон, Зевс были реальностями для Гомера, Гесиода, Пиндара, ему интересно, чем нимфы и дриады были для грека. Сомнения в их объективном существовании религиоведческий бесплодны и потому исключаются ныне как метод исследования.
Восточно-испанские наскальные изображения
В 1861 году Кинг описал обнаруженный скелет как особый вид человека Homo neanderthalensis
«Классический» неандерталец из грота Ля Шапель-о- Сен в реконструкции М. М. Герасимова (Государственный исторический музей, Москва)
Неандертальцы у костра под открытым небом (компьютерная графика)
а) тело умершего расположено в позе спящего; б) тело ориентировано по оси Восток-Запад; в) лицо обращено к Югу; г) под голову положена каменная подушка; д) куски жареного мяса, от которого остались обгоревшие кости; е) каменные орудия; ж) подстилка из лесного хвоща; з) цветы лекарственных растений в руке умершего
Неандерталец это действительно древний, ныне вымерший вид человека, имеющий существенные антропологические отличия от Homo sapiens, и в то же время это существо, обладавшее системой религиозных представлений.
Австралопитеки почти наверняка изготавливали каменные орудия, активно пользовались орудиями из кости и дерева, ходили на нижних конечностях, сохраняя вертикальное положение тела.
Большинство антропологов относят питекантропа к подсемейству людей (Homininae), но к иному, нежели современный человек и неандерталец роду.
Тщательный анализ стоянок синантропов позволил ряду видных ученых (Карл Нарр, Иоганн Марингер) поставить вопрос о религиозности китайских питекантропов. Вопрос этот не решен и поныне
Палеоантропология совершенно не знает, что заставило древнейшего гоминида пойти против закона всего живого мира и вместо приспосабливания под среду начать все более и более успешно приспосабливать среду для себя. В сущности, то что мы называем анатомическим и физиологическим развитием человека, является его деградацией, потому что с точки зрения естественной человек становится все менее приспособленным для жизни в дикой природе.
Альтамира (Altamira), пещера близ моря в Кантабрийских горах (провинция Сан-тандер, Испания), где исследовавший её с 1875 испанский археолог Марселино Саутуола открыл наскальные верхнепалеолитические изображения животных (зубров, кабанов и т. д.), выполненные чёрной, красной и жёлтой краской, а также гравировкой.