Тема: Теория потребительского поведения.. Содержание Экономический интерес и потребительские предпочтения; Принцип рационального поведения; Аксиомы рационального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория поведения потребителя Тема 2 Микроэкономика – 2005.
Advertisements

ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА. 1.Кардиналисткая концепция теории потребительского выбора 2.Ординалистская концепция теории потребительского выбора 3.Оптимум.
2.1. Функции полезности и кривые безразличия Задача потребительского выбора Анализ сферы потребления на основе функций спроса Маршалла. 2.4.
Теория потребительского выбора. Сейчас уже практически не у кого не вызывает сомнений особая экономическая роль потребителя, являющегося одним из главных.
Тема 5. Потребительское поведение План лекции: 1. Теория предельной полезности. Кардинализм и ординализм. Бюджетная линия и оптимум потребителя. 2. Поведение.
Теория потребительского поведения Лекция 7. План лекции 1.Экономическая модель потребительского выбора 2. Кривые безразличия. Свойства кривых безразличия.
Тема 6: « Потребительское поведение » составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна.
ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности. Кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности и кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
2. Поведение потребителя при изменении цен и дохода. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление».
Теория поведения потребителей.. Потребительское поведение – это процесс формирования спроса отдельного потребителя (индивидуального спроса) на различные.
Кафедра математики и моделирования Старший преподаватель Е.Г. Гусев Курс «Высшая математика» Лекция 22. Тема: Моделирование потребительского поведения.
Экономика 10 класс. ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) - то удовлетворение, которое люди получают от потребления.
Экономика 10 класс. Проверка домашнего задания Дайте определение потребителя в соответствии с ФЗ РФ «О защите прав потребителя» Какие условия необходимы,
ТЕМА 5. Теория потребительского поведения. Цель изучения темы - изучить инструменты, при помощи которых можно учитывать поведение отдельных покупателей,
1. Потребительский выбор и факторы его определяющие. 2. Бюджетная линия и кривые безразличия. 3. Правила максимизации полезности. Содержание.
Рынок: поведение потребителей Лекция 6. План лекции Спрос, его виды и факторы Закон спроса. Спрос и величина спроса. Исключения из закона спроса Потребительские.
ТЕМА 7 Теория производства. Вопросы: 1. Основные категории анализа 2. Производство с одним переменным фактором 3. Выбор производственной технологии.
Теория спроса и предложения Исполнители: Кныш Е. В. Домнин А. В.
Транксрипт:

Тема: Теория потребительского поведения.

Содержание Экономический интерес и потребительские предпочтения; Принцип рационального поведения; Аксиомы рационального выбора; Полезность как экономическая категория; Общая и предельная полезность; Закон уменьшающейся предельной полезности; Кривые безразличия; Предельная норма замещения; Бюджетная линия; Оптимум потребителя; Эффект замещения и дохода по Е.Е.Слуцкому и Дж.Хиксу;

Экономический интерес и потребительские предпочтения. Экономический интерес - категория, используемая в экономике для обозначения стимулов деятельности субъектов экономических отношений, определяя их поведение. Ими выступают рост стоимости или получение дохода в результате осуществления финансовых операций, а также иного участия в хозяйственной деятельности. В процессе экономической деятельности люди взаимодействуют друг с другом, руководствуясь своими интересами. Их интересы представляют сложную систему, затрагивающую по существу, все отношения в обществе. Экономический интерес.doc

В системе экономических отношений существует большое многообразие экономических интересов. Каждый интерес имеет своего носителя субъекта. По субъектам экономические интересы могут быть индивидуальными (личные, частные), групповыми (коллективные), общественными и в конечном итоге общечеловеческими. В последних двух отражаются национальные, государственные, классовые и т. п. интересы. Классифицировать экономические интересы можно и по другим признакам (критериям). Например, по временному признаку можно выделить текущие и перспективные.

Принцип рационального поведения. Потребитель появляется на рынке с целью приобрести товары, необходимые для удовлетворения его многочисленных потребностей. Потребительское поведение это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений. На рынке потребитель сталкивается с бесчисленным количеством товаров и услуг, из которых он должен сформировать свою «потребительскую корзину», т.е. набор товаров, который обладает для него определенной полезностью. Это первое правило потребительского поведения. Принцип рационального поведения.doc

Записывается потребительская корзина как: Q=(Qt,Q2, Qi- Ся), где Q количество товара (Q, > 0); я число товаров в экономике (п > 0). Потребительская корзина является основой для расчета минимального потребительского бюджета, тогда под ней понимается не только набор товаров и услуг, объективно необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека, но и оценка этого набора в действующих ценах.

В этом случае формула потребительской корзины приобретает следующий вид: Q = б,Р, + Q2P2 + Qf, +... QnPn, где Р цена товара (Р} > 0) Полезность, являющаяся целью потребления, представляет собой свойство экономических благ удовлетворять потребности, приносить удовольствие, удовлетворение от потребления.

Аксиомы рационального выбора. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности. Потребитель способен упорядочить все возможные наборы товаров с помощью отношений предпочтения (у) и безразличия (~). Это означает, что для любой пары товарных наборов А и В потребитель может указать, что либо А > В (А предпочтительнее, чем В), либо В > А (В предпочтительнее, чем А), либо А ~ В (А и В равноценны). Обратим внимание на то, что символы А и В здесь обозначают не отдельные товары, а товарные наборы. Аксиомы рационального выбора.doc

Аксиома транзитивности содержит и еще одно утверждение, а именно: если А ~ В и В ~ С, то А ~ С. Однако интерпретация ее сопряжена с известными сложностями. Пусть, например, индивидууму безразлично, положить в стакан чая 6 или 7 г сахарного песку, 7 или 8 г и т.д. Но тогда в силу только что высказанного утверждения ему должно быть безразлично, положить ли в него 6 или, скажем, 100 г сахара, что маловероятно. Парадокс объясняется наличием определенного порога восприятия. Для устранения его может потребоваться привести единицу измерения в соответствие с порогом восприятия (например, измерять песок не граммами, а чайными ложечками).

Аксиома ненасыщения. Если набор А содержит не меньшее количество каждого товара, а одного из них больше, чем набор В, то А > В. Таким образом, предполагается, что увеличение потребления любого товара при фиксированных объемах потребления других товаров улучшает положение потребителя.

Аксиома независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими. Это прежде всего означает, что потребителю не знакомы чувства зависти и сострадания. В принципе и от этой аксиомы можно отказаться, что иногда и делается, в частности при анализе процессов потребления, сопровождающихся внешними эффектами и внешними затратами.

Полезность как экономическая категория. Полезность (или «Потребительная стоимость») блага или товара его способность удовлетворять какую- нибудь человеческую потребность. Полезность можно разделить на объективную и субъективную. Проблема измерения субъективной полезности в том, что у каждого человека может быть своя оценка полезности, существенно отличающаяся от средней. Полезность как экономическая категория.doc

Полезность блага тем выше, чем большему числу потребителей оно служит, чем настоятельнее и распространённее эти потребности и чем лучше и полнее оно их удовлетворяет. Полезность является необходимым условием для того, чтобы какой- нибудь предмет приобрёл меновую ценность. Некоторые экономисты пытались даже построить на полезности теорию меновой ценности.

Характеристики полезности: Полезность не имеет физического или материального существования, поскольку полезность существует в голове потребителя. Полезность не всегда полезна. Например, алкогольные напитки или сигареты считаются вредными для здоровья, но они могут иметь высокий уровень полезности для алкоголика или курильщика. Полезность не всегда приятна. Например, медицинские лекарства или инъекции не дают никакого удовольствия, но могут иметь высокий уровень полезности для пациентов. Полезность и удовлетворение разные вещи. Например, потребитель, думая о покупке какого-либо товара, имеет в своей голове представление о полезности этого товара. Но удовлетворение наступает только после приобретения этого товара. «Полезность» ожидаемое удовлетворение, в то время как, «удовлетворение» наступившее или реализованное удовлетворение.

Подвиды полезности. Различают субъективную (кардиналистская/количественная полезность, англ. cardinal utility) и объективную (ординалистская/порядковая полезность, англ. ordinal utility) полезности. Субъективная полезность это полезность, которая может измеряться, например деньгами, или сравниваться. Например, при потреблении потребителем первого яблока, оно даёт ему самый высокий уровень полезности, второе яблоко даёт меньший уровень полезности, нежели первое, третье и четвёртое яблоки не дают никакой полезности потребителю или никакого удовлетворения от их потребления, поскольку потребление третьего и четвёртого яблок сразу после первого и второго является чрезмерным для потребителя (см. Теория предельной полезности и Закон убывающей предельной полезности). Здесь наблюдается сравнение полезности яблок, что характерно для кардиналистской (субъективной) теории полезности. Объективная полезность это полезность, которая не может измеряться или сравниваться. Например, полезность воды в реке или песка в пустыне для потребителя не может быть измерена.

Общая и предельная полезность. Общая (совокупная) полезность - это удовлетворение, которое получают потребители от потребления конкретного набора благ. Предельная полезность - это приращение степени удовлетворения (полезности) при потреблении или использовании дополнительной единицы блага за определенный период времени. Предельной полезностью называют полезность, равную приращению, увеличению общей полезности вследствие покупки дополнительной единицы данного блага.

Между общей и предельной полезностью существуют зависимости. Общая полезность равна сумме всех предельных полезностей, добавленных с самого начала. Общая полезность увеличивается с ростом потребления, но уменьшающимся темпом, означающим убывание предельной полезности по мере насыщения потребности в данном благе. Например, если индивид, съев две порции мороженого, ест третью, то общая полезность увеличится, а если он съест и четвертую, то она будет продолжать расти. Однако предельная (приростная) полезность четвертой порции мороженого не будет столь же велика, как предельная полезность от потребления третьей порции.

Общая полезность.Предельная полезность.

Закон уменьшающейся предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности утверждает, что в непрерывном акте потребления предельная полезность блага начинает уменьшаться. Отсюда следует необходимость понижения цены для того, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта. Однако, закон убывающей предельной полезности не всегда действует при малых количествах товара. Например, если человек принимает одну таблетку он излечивается не полностью. Если две то он излечивается полностью, и предельная полезность возрастает по сравнению с одной таблеткой. Однако дальнейшее потребление антибиотиков только вредит организму и предельная полезность становится отрицательной. Закон уменьшающейся предельной полезности.doc

Кривые безразличия. Кривая безразличия кривая, изображающая все комбинации из двух благ, имеющих для экономического субъекта одинаковую полезность и по отношению к выбору которых он безразличен. Свойства кривых безразличия: 1. Кривые безразличия не могут пересекаться. 2. Каждая следующая кривая безразличия, проходящая дальше от начала координат, отражает большую величину полезности, чем предыдущая. 3. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. 4. Предельная норма замещения MRS одного блага другим уменьшается при движении вдоль кривой безразличия. Кривые безразличия.doc

Кривая безразличия изображает совокупность наборов, между которыми потребитель не делает различий. Любой набор на кривой обеспечит один и тот же уровень удовлетворения. Иными словами, кривая безразличия изображает альтернативные наборы благ, которые доставляют одинаковый уровень полезности.

Предельная норма замещения. Предельная норма замещения - норма такого замещения одного блага другим, при соблюдении которой сохраняется тот же уровень удовлетворения потребителя. Например, если при замещении одного литра сметаны пятью литрами молока потребитель получает то же удовлетворение потребности в молочных продуктах, то это соотношение и есть предельная норма замещения. Мерой взаимозаменяемости факторов производства служит предельная норма технического замещения MRTS (marginal rate of technical substitution), которая показывает, на сколько единиц можно уменьшить один из факторов при увеличении другого фактора на единицу, сохраняя выпуск неизменным. Предельная норма замещения.doc

Бюджетная линия Бюджетная линия – это геометрическое место точек, представляющих доступные потребителю при данном бюджете комбинации двух благ (товарные наборы). Бюджетная линия.doc

Для определения товарного набора, обеспечивающего потребителю максимальное удовлетворение при заданном бюджете, необходимо совместить карту безразличия потребителя с его бюджетной линией. Из всех доступных для потребителя товарных наборов он выберет тот, который принадлежит наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Именно этот набор обеспечит ему максимум удовлетворения. Такой набор определит точка касания бюджетной линии с наиболее отдаленной кривой безразличия.

Формальным признаком достижения потребителем максимального удовлетворения при заданном бюджете является равенство абсолютного значения предельной нормы замещения двух благ соотношению их цен:

Оптимум потребителя При повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении. Для человека, съевшего одно мороженое, по мере насыщения все больше теряется полезность каждого последующего мороженого до тех пор, пока мороженое есть уже не хочется. Оптимум потребителя.doc

Потребитель достигнет максимума удовлетворения, если он распределит свои средства на покупку различных товаров таким образом, что: Для всех реально покупаемых им товаров А, В, С... имеет место: где MUA MUB,..., MUC - предельные полезности товаров А, В,...,С; λ - коэффициент, который характеризует предельную полезность денег.

Эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход или покупательную способность, потребителя. Эффект замещения (замены) возникает в результате относительного изменения цен. Эффект замещения способствует росту потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным. Для того чтобы определить эффект замены, нужно элиминировать влияние эффекта дохода. Или наоборот, чтобы определить эффект дохода, нужно элиминировать эффект замены. Эффеты дохода и замещения по Слуцкому и Хиксу.doc

Графическая модель разложения общего эффекта изменения цены на эффект замены и эффект дохода по Слуцкому: На рисунке показаны нормальные (полноценные) блага, спрос на которые увеличивается при росте дохода. Исходя из этого при понижении реального дохода соответствующая компонента в уравнении Слуцкого отрицательна. Сумма двух отрицательных величин также отрицательна, поэтому общий итог повышения цены для нормальных благ состоит в уменьшении объема спроса на них. Влияние эффекта замены и эффекта дохода однонаправленно, что мы видим на рисунке.

Эффект замены и эффект дохода по Хиксу. Разложение общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по Хиксу показано на рис.1 Бюджетная линия KL соответствует денежному доходу I и ценам Рх и Ру. Ее касание с кривой безразличия U1 определяет оптимум потребителя Е2, которому соответствует объем потребления товара в количестве X1. В случае снижения цены X до Рх 1 и неизменном денежном доходе I бюджетная прямая займет положение KL1. Она касается более высокой кривой безразличия U2 в точке Е2, которой соответствует потребление товара X в объеме Х2. Таким образом, общий результат снижения цены товара X выражается в увеличении его потребления с X1 до Х2

Значение теории потребительского поведения для производителя и для разработки основ социальной политики. Теория потребительского поведения - теория, рассматривающая поведение потребителей на рынке, раскрывающая механизм взаимодействия потребностей и спроса. В основе формирования рыночного спроса лежат решения отдельных потребителей. Эти решения продиктованы желанием достичь наибольшей выгоды, или отдачи, или полезного эффекта, при имеющихся затратах или возможностях.

Свобода выбора может быть искажена в результате: следования потребителя за большинством покупателей (эффект присоединения к большинству или эффект подражания); стремления потребителя выделиться из общей среды (эффект сноба); настойчивой демонстрации престижного потребления (эффект Веблена или эффект демонстрации исключительности).

Анализ потребительского поведения (в математической интерпретации - функции полезности) требует знания критерия, который потребитель использует в своем свободном выборе. Таким критерием является полезность товара. Полезность - это степень удовлетворения, обеспечиваемая потреблением какого-либо блага. Причем в процессе потребления эта полезность снижается. Предельная полезность какого-либо товара - прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу. С этим понятием связаны два экономических закона Г. Госсена.

Первый закон Г. Госсена (закон убывающей предельной полезности): в одном непрерывном акте потребления полезность каждой последующей единицы потребляемого блага убывает. Второй закон Г. Госсена (правило максимизации полезности): чтобы получить максимум полезности от некоторого количества благ, нужно каждое из них потребить в таком количестве, при котором предельная полезность каждого из них будет равна одной и той же величине.

Выгода потребителя и её измерение. Потребительская корзина набор товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека за год, в среднем. Потребительская корзина используется для расчета прожиточного минимума, а также с целью сравнения интегральных цен на продовольствие в различных регионах. В 1992 по договорённости между Госкомстатом РФ и МВФ определено понятие «потребительская корзина», куда вошло 156 наименований товаров и услуг.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) установленный минимум оплаты труда в час, день или месяц, который работодатель может (должен) платить своему работнику, и за который работник может законно продать свой труд. МРОТ может устанавливаться законодательно и неформально, например, путём подписания отраслевого соглашения между профсоюзом и консолидированным работодателем (тарифное соглашение). Хотя МРОТ применяется во многих странах, не существует однозначного мнения относительно тех выгод и того вреда, которые приносит установление такого минимума.

Отрицательные эффекты: Аналогично протекционизму, МРОТ снижает конкуренцию на рынке труда, препятствует сокращению затрат фирмами во время экономических спадов, приводит к неэффективности экономики, безработице, бедности, росту цен и дисфункции в целом. Наносит ущерб малому бизнесу скорее чем крупному. Сокращает спрос рабочей силы либо путём сокращения рабочего дня либо путём сокращения рабочих мест.

Приводит к инфляции цен, поскольку бизнес стремиться компенсировать потери, заложив их в цену. Поощряет некоторых работников за счёт беднейших и наименее производительных. Может привести к исключению некоторых групп из рынка труда. МРОТ менее эффективен в борьбе с бедностью и наносит больше ущерба бизнесу, чем иные методы. Демотивирует беднейшие слои населения, в том числе и в получении дополнительного образования, гарантируя им возможность получить работу.

Положительные эффекты: Увеличивает стандарты уровня жизни для беднейших и наиболее уязвимых слоев населения и повышает средний уровень жизни. Мотивирует и вдохновляет работодателей усердней трудиться (в отличие от социальных программ и других подобных платежей). Стимулирует потребление путём увеличения денежной массы в руках бедных слоев населения. Стимулирует усердие у тех, кто получает мало, так как работодатель требует с них больше за большие деньги. Бизнес может тратить меньше на обучение своих сотрудников, из-за сокращения текучести кадров. Сокращает социальные расходы государства из-за увеличение доходов беднейших слоев населения.

В России минимальный размер оплаты труда или МРОТ законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. МРОТ также используется для определения величины налогов, сборов, штрафов и иных платежей, которые исчисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда. С 1 июня 2011 года размер МРОТ составляет рублей.

Тест 1.