1 ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ образовательные технологии Организация здоровьесберегающего образовательного процесса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». Всемирная организация.
Advertisements

Заместитель директора по УВР Гаврилова И.А
Содержание Введение Принципы здоровьесбережения. Критерии здоровьесбережения. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности.
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
Выполнил: учитель физической культуры и ОБЖ Мутно- Материкская СОШ. Ануфриев В.В. Выполнил: учитель физической культуры и ОБЖ Мутно- Материкская СОШ. Ануфриев.
Пояснительная записка Программа здоровье представляет собой комплексную систему профилактических и оздоровительных технологий, реализация которых проводится.
По данным НИИ педиатрии - 14 % детей практически здоровы - 50% имеют отклонения в развитии опорно- двигательного аппарата % страдают хроническими.
Здоровьесберегающие технологии (для учителей начальных классов)
Здоровьесбережение школьников - это система мер, направленных на сохранение и укрепление их здоровья с использованием здоровьеразвивающих и здоровьесберегающих.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
Здоровьесберегающий аспект при развитии интеллектyальных и творческих способностей yчащихся.
Организация здоровьесберегающей деятельности в школе.
Здоровье обучающихся Выступление на педсовете по здоровьесберегающим технологиям.
Педагогический совет Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе Использование здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии в школе МОУ « СОШ 61» Дорогова Е. Н. ( по материалам программы Шкель В. Ф.)
Здоровьесберегающие технологии (для учителей начальных классов) Леднева Наталья Владимировна Зам. директора по УВР МОУ СОШ 8 Комсомольск-на-Амуре 2010.
«Создание здоровьесберегающего пространства в условиях сельской школы»
Здоровье школьников. Проблемы, пути решения Безруких Марьяна Михайловна д.б.н., профессор, академик РАО директор Института возрастной физиологии РАО Научно-практическая.
Учитывать возрастные особенности детей. Создать условия для формирования здорового образа жизни. Совершенствовать формы работы педагогов по формированию.
Здоровьесберегающие образовательные технологии Илющенко Татьяна Викторовна Педагог - организатор МОУД ЦПМСС « Вита »
Транксрипт:

1 ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ образовательные технологии Организация здоровьесберегающего образовательного процесса

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения. Задача - минимум Задача - оптимум Обеспечение таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся Включает не только Охрану здоровья учащихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья а также охрану здоровья педагогов и содействия им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье

Здоровье сберегающие технологии Организационные Педагогические или психолого-педагогические Создают условия безопасного для здоровья обучения МГТ Медико- гигиенические технологии ФОТ Физкультурно- оздоровительные технологии ЭЗТ Экологические здоровьесберегающ ие технологии ТОБЖ Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности ЗОТ Здоровьесберегающие образовательные технологии Включают все аспекты воздействия учителя на здоровье ученика на информационном, психологическом и биоэнергетическом уровнях Здоровьесберег ающая педагогика Педагогика сотрудничества Личностно- ориентированна я педагогика Адаптивная педагогика

Содержание Нормативно-правовые документы; Нормативно-правовые документы;ормативно-правовые документы;ормативно-правовые документы; Медико-гигиенические технологии; Медико-гигиенические технологии; Медико-гигиенические технологии; Медико-гигиенические технологии; Технологии охраны безопасности жизнедеятельности; Технологии охраны безопасности жизнедеятельности; Технологии охраны безопасности жизнедеятельности; Технологии охраны безопасности жизнедеятельности; Физкультурно-оздоровительные технологии Физкультурно-оздоровительные технологии Здоровьесберегающие образовательные технологии Здоровьесберегающие образовательные технологии

Нормативно-правовые документы (1) Санитарные правила и нормы СанПиН Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. 44 г. Москва; Санитарные правила и нормы СанПиН Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. 44 г. Москва; Приказ 186/272 от МЗ РФ и МО РФ «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»; Приказ 186/272 от МЗ РФ и МО РФ «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»;

Нормативно-правовые документы (2) Приказ 60 от МЗ и МО РФ «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико- экономических нормативов»; Приказ 60 от МЗ и МО РФ «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико- экономических нормативов»; Приказ 2715/227/166/19 от г. МО и МЗ, Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, РАО «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»; Приказ 2715/227/166/19 от г. МО и МЗ, Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, РАО «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»; Конвенция ООН о правах ребенка; Конвенция ООН о правах ребенка;

Нормативно-правовые документы (3) Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 – 2006 годы; Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 – 2006 годы; Постановление Правительства РФ от «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования»; Постановление Правительства РФ от «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования»; Приказ МО РФ N 619 от «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде». Приказ МО РФ N 619 от «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде».

Медико-гигиеническая технология Санитарно-гигиенические требования в общеобразовательных учреждениях Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» с 1 сентября 2003 года. В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» программы, методики, режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Общие положения и область применения Настоящие правила определяют санитарно-гигиенические требования к: Настоящие правила определяют санитарно-гигиенические требования к: участку общеобразовательного учреждения; участку общеобразовательного учреждения; зданию общеобразовательного учреждения; зданию общеобразовательного учреждения; оборудованию помещений общеобразовательного учреждения; оборудованию помещений общеобразовательного учреждения; воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения; воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения; естественному и искусственному освещению; естественному и искусственному освещению; водоснабжению и канализации; водоснабжению и канализации; помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях; помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях; режиму образовательного процесса; режиму образовательного процесса; организации медицинского обслуживания обучающихся; организации медицинского обслуживания обучающихся; санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения; санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения; организации питания обучающихся. организации питания обучающихся.

Технология охраны безопасности жизнедеятельности Главной целью управления охраной труда и в целом обеспечением безопасности жизнедеятельности в системе образования является сохранение жизни и здоровья воспитанников, обучающихся и работающих в процессе труда, обучения, воспитания и организованного отдыха.

Направления деятельности (1): обеспечение выполнения требований правовых актов и нормативно-технических документов; обеспечение выполнения требований правовых актов и нормативно-технических документов; организация и проведение профилактической работы по предупреждению травматизма, профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости среди работающих, обеспечение их средствами индивидуальной защиты; организация и проведение профилактической работы по предупреждению травматизма, профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости среди работающих, обеспечение их средствами индивидуальной защиты; предотвращение несчастных случаев с обучающимися во время проведения образовательного процесса, дорожно- транспортного, бытового травматизма и происшествий на воде; предотвращение несчастных случаев с обучающимися во время проведения образовательного процесса, дорожно- транспортного, бытового травматизма и происшествий на воде; соблюдение требований нормативных документов по радиационной и пожарной безопасности, защите окружающей среды и действиям в чрезвычайных ситуациях; соблюдение требований нормативных документов по радиационной и пожарной безопасности, защите окружающей среды и действиям в чрезвычайных ситуациях;

Направления деятельности (2): обеспечение безопасности эксплуатации учебных и бытовых зданий и сооружений, оборудования, приборов и технических средств обучения; обеспечение безопасности эксплуатации учебных и бытовых зданий и сооружений, оборудования, приборов и технических средств обучения; охрана и укрепление здоровья работающих, обучающихся, организация их лечебно- профилактического обслуживания, создание оптимального сочетания режимов труда, обучения, организованного отдыха; охрана и укрепление здоровья работающих, обучающихся, организация их лечебно- профилактического обслуживания, создание оптимального сочетания режимов труда, обучения, организованного отдыха; создание и совершенствование непрерывной системы образования в области обеспечения безопасности жизнедеятельности создание и совершенствование непрерывной системы образования в области обеспечения безопасности жизнедеятельности

Физкультурно-оздоровительные технологии Предварительная диагностика комплексная оценка состояния здоровья и физического развития с определением функциональных резервных возможностей комплексная оценка состояния здоровья и физического развития с определением функциональных резервных возможностей организма; организма;

Система оздоровительной работы физическое развитие; физическое развитие; система медицинского обслуживания; система медицинского обслуживания; комплекс закаливающих мероприятий; комплекс закаливающих мероприятий; организация рационального питания. организация рационального питания.

Основные направления оздоровительной работы фитолечение и витаминотерапия; фитолечение и витаминотерапия; физиолечение и аромотерапия; физиолечение и аромотерапия; минерализация пищи; минерализация пищи; массаж; массаж; медикаментозное и профилактическое лечение; медикаментозное и профилактическое лечение; санация очагов хронической инфекции; санация очагов хронической инфекции; контроль за питанием учащихся; контроль за питанием учащихся; оптимизация условий режима учебного процесса; оптимизация условий режима учебного процесса; осуществление мониторинга состояния здоровья учащихся; осуществление мониторинга состояния здоровья учащихся; состояние санитарно-гигиенической грамоты и культуры учащихся и педагогов. состояние санитарно-гигиенической грамоты и культуры учащихся и педагогов.

Здоровьесберегающие образовательные технологии Здоровьесберегающие образовательные технологии Здоровье сберегающая модель образовательного учреждения включает следующие компоненты: Здоровье сберегающая модель образовательного учреждения включает следующие компоненты: использование интегрированных бинарных, полинарных занятий; использование интегрированных бинарных, полинарных занятий; создание разнообразных стартовых условий для развития и обучения каждого ребенка; создание разнообразных стартовых условий для развития и обучения каждого ребенка; личностно-ориентированное образование школьников, в результате которого снижается закомплексованность детей; личностно-ориентированное образование школьников, в результате которого снижается закомплексованность детей;

педагогическое направление также включает организацию здоровье сберегающей развивающей среды ОУ; педагогическое направление также включает организацию здоровье сберегающей развивающей среды ОУ; установление благожелательных отношений с родителями; установление благожелательных отношений с родителями; изменение стиля работы педагога на основе альтруизма, эмпатии и адекватной здоровью и культуре рефлексии. изменение стиля работы педагога на основе альтруизма, эмпатии и адекватной здоровью и культуре рефлексии.

Социально-психологическое направление сохранение психофизического здоровья ребенка; сохранение психофизического здоровья ребенка; создание благоприятной социально- психологической среды. создание благоприятной социально- психологической среды.

Мероприятия по созданию здоровьесберегающих условий предварительная диагностика (проблемно- ориентированный анализ); предварительная диагностика (проблемно- ориентированный анализ); валеологическая организация учебно- воспитательного процесса; валеологическая организация учебно- воспитательного процесса; использование здоровьесберегающих технологий; использование здоровьесберегающих технологий; валеологическое обучение школьников; валеологическое обучение школьников; система воспитательной работы, направленная на формирование мотивации здорового образа жизни. система воспитательной работы, направленная на формирование мотивации здорового образа жизни.

Валеологическая организация учебно-воспитательного процесса психолого-педагогическую оценка готовности к обучению детей в школе; психолого-педагогическую оценка готовности к обучению детей в школе; изучение индивидуальных и личностных психофизиологических особенностей учащихся с целью дифференциации учебно-воспитательного процесса; изучение индивидуальных и личностных психофизиологических особенностей учащихся с целью дифференциации учебно-воспитательного процесса; развитие и тренировка психических функций учащихся; развитие и тренировка психических функций учащихся; личностно ориентированное обучение учащихся; личностно ориентированное обучение учащихся; валеологически целесообразная организация урока, его этапов, компонентов; валеологически целесообразная организация урока, его этапов, компонентов; анализ и оценка адаптации учащихся на разных этапах обучения в школе. анализ и оценка адаптации учащихся на разных этапах обучения в школе.

Здоровьесберегающие технологии : личностно ориентированная технология личностно ориентированная технология технология сотрудничества технология сотрудничества метод проектов метод проектов игровые технологии игровые технологии технология уровневой дифференциации; технология уровневой дифференциации; коллективный способ обучения КСО коллективный способ обучения КСО групповые технологии групповые технологии методика Базарного; методика Базарного; зачетная система; зачетная система; модульное обучение. модульное обучение. адаптивные технологии адаптивные технологии

Базарный Владимир Филиппович (1942г.р.) - учёный, врач, музыкант и педагог- новатор, доктор медицинских наук, профессор, академик Академии творческой педагогики. Основатель нового направления в науке- здоровьеразвивающей педагогики. - учёный, врач, музыкант и педагог- новатор, доктор медицинских наук, профессор, академик Академии творческой педагогики. Основатель нового направления в науке- здоровьеразвивающей педагогики.

Закрытые помещения, ограниченные пространства, неестественно напряженная поза во время урока.

Социально – психологические факторы риска стрессовая тактика педагогических воздействий; стрессовая тактика педагогических воздействий; стресс ограниченного времени; стресс ограниченного времени; несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям учащихся; несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям учащихся; интенсификация и нерациональная организация учебного процесса; интенсификация и нерациональная организация учебного процесса; отсутствие системной комплексной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; отсутствие системной комплексной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; низкая квалификация педагогов в вопросах возрастной физиологии, психологии, охраны здоровья школьников. низкая квалификация педагогов в вопросах возрастной физиологии, психологии, охраны здоровья школьников.

Использование офтальмотренажера

Картинки для офтальмотренажера

Прописи, применяемые в системе обучения "по Базарному".

Здоровьеразвивающая технология В.Базарного

Работа на уроке в режиме смены динамических поз.

Работа на уроке с экологическим панно.

Рациональная организация урока Плотность – 60 – 80% Плотность – 60 – 80% Количество видов учебной деятельности видов Количество видов учебной деятельности видов Продолжительность вида – до 10 минут Продолжительность вида – до 10 минут Смена видов деятельности – через 7 – 10 минут Смена видов деятельности – через 7 – 10 минут Количество видов преподавания – не менее 3-х Количество видов преподавания – не менее 3-х Чередование видов преподавания – через 10 – 15 минут Чередование видов преподавания – через 10 – 15 минут Эмоциональные разрядки – 2 – 3 Эмоциональные разрядки – 2 – 3 Использование ТСО в соответствии с нормами САНПиНа Использование ТСО в соответствии с нормами САНПиНа Чередование позы учащихся, наблюдение за посадкой Чередование позы учащихся, наблюдение за посадкой 2 физминутки из 3 упражнений с 4 повторениями 2 физминутки из 3 упражнений с 4 повторениями Положительная эмоциональная обстановка Положительная эмоциональная обстановка Наличие у учащихся мотивации Наличие у учащихся мотивации Темп и особенности окончания урока Темп и особенности окончания урока

Система воспитательной работы, направленной на формирование мотивации здорового образа жизни: Для учащихся: классные часы; классные часы; дни здоровья дни здоровья ежегодно отмечаемые международные дни; ежегодно отмечаемые международные дни; научно-практическая конференция «Мы выбираем здоровье»; научно-практическая конференция «Мы выбираем здоровье»; постоянно действующие стенды; постоянно действующие стенды; книжные выставки; книжные выставки; конкурсы рисунков, плакатов «За здоровый образ жизни» конкурсы рисунков, плакатов «За здоровый образ жизни» Для родителей: тематические родительские собрания; тематические родительские собрания; родительский лекторий; родительский лекторий; создание печатной продукции ; создание печатной продукции ; вовлечение в общешкольные мероприятия; вовлечение в общешкольные мероприятия; ролевые игры. ролевые игры.

Здоровье сберегающие технологии Организационные Педагогические или психолого-педагогические Создают условия безопасного для здоровья обучения МГТ Медико- гигиенические технологии ФОТ Физкультурно- оздоровительные технологии ЭЗТ Экологические здоровьесберегающ ие технологии ТОБЖ Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности ЗОТ Здоровьесберегающие образовательные технологии Включают все аспекты воздействия учителя на здоровье ученика на информационном, психологическом и биоэнергетическом уровнях Здоровьесберег ающая педагогика Педагогика сотрудничества Личностно- ориентированна я педагогика Адаптивная педагогика