Система оценивания предметных и метапредметных результатов в основной школе (переход на ФГОС второго поколения) П.Г. Нежнов, кандидат психологических наук.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Advertisements

А.Б. Воронцов В.А. Львовский П.Г. Нежнов Мониторинг учебно-предметных компетенций школьников (SAM): потенциал и возможности инструментария Учебный курс.
Кандидат исторических наук Татьяна Владимировна Мжельская Мжельская.
Мониторинг учебной успешности в начальной школе. Исходное понятие компетенции – содержит несколько интуиций: социально релевантное (осмысленное) действие.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Содержание и структура коммуникативных учебных действий во ФГОС НОО Лекция Н.М. Горленко.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
А.Б. Воронцов В.А. Львовский П.Г. Нежнов Мониторинг учебно-предметных компетенций школьников SAM( School Achievements Monitoring) : потенциал и возможности.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Метапредметные результаты по ФГОС. Образование общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах.
Мониторинг учебно-предметных компетенций в начальной школе П.Г. Нежнов, кандидат психологических наук.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Что такое личностные компетенции и как их развивать в школе? Кривцова С.В.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Васильченкова Т.В., зав.кафедрой ТОВиДО РИРО, 2015.
Транксрипт:

Система оценивания предметных и метапредметных результатов в основной школе (переход на ФГОС второго поколения) П.Г. Нежнов, кандидат психологических наук В.А. Львовский, кандидат психологических наук, проректор ОИРО, руководитель НП «Авторский Клуб» НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «АВТОРСКИЙ КЛУБ»

Зачем оценивать результаты обучения? Целеполагание Контроль (внешний и внутренний) Управление по результатам Выход в режим развития Контроль и диагностика: ГИА, ЕГЭ, PISA, SAM, … Оценка качества обучения Мотивация учителя Мотивация ученика

Концепция модернизации: Основная цель (миссия) общего среднего образования – способствовать становлению личности 1) социально ответственной 2) критически мыслящей 3) поликультурной 4) члена гражданского общества 5) человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях непредсказуемо изменяющегося социально-культурного бытия 6) сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.

Самостоятельное (автономное) действие, установка на самообразование, выбор собственной образовательной траектории, инициативность Работа в группе, соорганизация, коммуникация «по делу», управление Работа в проблемном поле, способность держать «напряжение противоречия» Умение видеть и понимать другие точки зрения, «толерантность», критичность Цели образования

Ключевые компетентности: DeSeCo (The Definition and Selection of Key Competencies) Рефлексивно овладевать культурными средствами действия, чтобы участвовать в развитии общества и развивать свою идентичность. Образовательный процесс должен включать два момента: присвоение культурных орудий и опробование обретаемых возможностей в личностно-значимом социальном взаимодействии.

Три категории ключевых компетенций Использовать средства в контексте взаимодействий (язык, технологию) Взаимодействовать в гетерогенных группах Действовать автономно Рефлексивно овладевать культурными средствами действия, чтобы продуктивно участвовать в жизни общества и развивать свою идентичность

Интегративная характеристика компетентностных образовательных результатов 7 1 блок : Интерактивное использование средств (орудий) 1-1. Способность интерактивно использовать язык, символы и текст 1-2. Способность интерактивно использовать знания и информацию 1-3. Способность интерактивно использовать новые технологии (информационные, коммуникационные ) 2 блок: Взаимодействие в гетерогенных группах : Блок 3: Автономное действие 3-1. Способность действовать, удерживая крупный план (предельный контекст) 3-2. Способность намечать и реализовывать жизненные планы и личные проекты 3-3. Способность защищать и утверждать права, ограничения, интересы и потребности 2-1 Способность хорошо относиться к другим Способность действовать в кооперации 2-3. Способность регулировать и разрешать конфликты

Ключевые компетентности: DeSeCo Центр структуры компетенций образует моральная и социальная зрелость индивидов, которая позволяет им дистанцироваться от социальных давлений, удерживать отличную от других точку зрения, делать независимые суждения и принимать ответственность за свои действия. Стержневым моментом этой зрелости выступает рефлексивность – способность делать ценности, чувства, мысли, отношения и действия (как свои, так и чужие) объектом критического мышления; способность удерживать напряжение противоречия и действовать в изменяющейся действительности, учитывая широкий контекст и извлекая уроки из опыта.

Два условия перехода в режим развития:

PISA (читательская компетентность, матем.,ест.15 лет): Programme for International Student Assessment Россия в хвосте PIRLS (качество чтения и понимания текстов лет): Progress in International Reading Literacy Study Россия в лидерах Основные причины падения: Достижения начальной школы связаны с переходом от знаниевой к деятельностной парадигме в 90-е годы. Основная школа осталась традиционной «Обучение чтению» в начальной школе не обеспечивает «чтение для обучения», которое мало востребовано в основной школе

PISA (читательская компетентность, матем.,ест.15 лет): Programme for International Student Assessment Россия в хвосте TIMSS (качество математике ст. образование): Trends in Mathematics and Science Study Россия в первой десятке

Российское образование – 2020: риски «У России сегодня есть реальный риск – инвестировать большие средства в воспроизводство образования вчерашнего дня». Из материалов к IX Международной конференции «Модернизация экономики и глобализация». ВШЭ при участии Всемирного банка и Международного валютного фонда Этот риск – разворачивание трех типов результатов как трех разных процессов: «обучение» «предметные», «воспитание» «личностные», «развитие» «метапредметные».

ФГОС Результаты: Личностные – готовность и способность к саморазвитию, мотивированность к обучению и познанию Метапредметные – овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться Предметные – приобретение специфического для данной предметной области деятельности опыта по получению нового знания, его преобразованию и применению

Как исчезает метапредметность, или сизифов труд учителя

Надо постепенно избавляться от удвоения процессов! Урочные формы Внеурочные формы Предметные результаты Метапредметные результаты Правильное обучение культурным учебным предметам дает: Предметные РЕЗУЛЬТАТЫ И Метапредметные ЭФФЕКТЫ

Б.БлумВ.СимоновИ.ЛернерTIMSS Различение Знание Запоминание ЗнаниеЗнание фактов и процедур Применение Простейшие умения и навыки Применение Решение стандартных задач Синтез Творческое применение Анализ Перенос Рассуждения Понимание Применение понятий Таксономии целей и процесс обучения

Основные виды деятельностей Учебная деятельность Учебная деятельность Познавательная деятельность Учебно-исследовательская деятельность Познавательная деятельность Проектная деятельность

Управленческая компетентность Принимать и сохранять цели и задачи, выбирать средства, планировать, контролировать, оценивать Управлять урочной и внеурочной (в т.ч. внешкольной) деятельностью, действовать ресурсно, выбирать успешные стратегии в трудных ситуация Определять цели, ставить задачи, развивать мотивацию, выбирать эффективные способы действия

Познавательная и личностная рефлексия Понимать причины успеха/неуспеха, конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха Осознавать результаты и основания мышления и действия, границы своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения; определять стратегию поведения в ценностно- смысловом поле Оценивать собственные возможности, осуществлять сознательный выбор и принимать решения

Коммуникативная компетентность: начальная школа Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Определять общую цель и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Коммуникативная компетентность: основная и старшая школа Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.

Информационная и читательская компетентность Использовать речевые средства и средства ИКТ; сбор, обработка, анализ, передача и интерпретация информации; анализировать изображения, звуки, выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. Смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; строить речевое высказывание, составлять тексты в устной и письменной формах. Ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию из разных источников. Владеть языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Доминанты учебного процесса: начальная и основная школа Создаются условия освоения ребенком принципиально новых средств и способов действия смысловой стороны действия на освоение и принятие нового слоя культурных содержаний на поиск себя и своего места Ребенок нацелен в преодолении индивидуальности ребенка с тем, чтобы вписать ее в рамки культурных форм действия в преодолении формальной всеобщности в пользу вариативности, открывающей возможности культурной индивидуализации Педагогический смысл взаимодействия учителя и ребенка

К концу начальной школы наблюдается: высокая познавательная активность и устойчивый познавательный интерес; направленность на поиск общего способа решения широкого класса задач, а не попытки найти результат решения каждой конкретной задачи; способность к анализу и критической оценке собственных действий и точки зрения партнеров, действующих иначе; инициативность при столкновении с новой задачей, которая проявляется в поиске недостающей информации, в экспериментальной проверке собственных гипотез, в самостоятельной организации взаимодействия с учителем и другими учениками. Эти способности и составляют подлинное умение учиться! Результаты начальной школы

Подросток Самостоятельный: видит границу знания и незнания; владеет приемами и техниками контроля; анализирует и критически оценивает свои и чужие действия; понимает точки зрения «инакодействующих»; оценивает по разным критериям; планирует достижение цели; умеет презентировать свою работу; устремлен к самообразованию; готов к выбору индивидуальных образовательных траекторий Юноша

Подросток Инициативный: при столкновении с новой задачей организует поиск и взаимодействие; ищет причины затруднений; строит оценочные шкалы; запрашивает недостающую информацию; удерживает целостность и предвидит замысел учителя; отказывается от действия без понимания; целеполагает, управляет осуществляет профессион. и социальные пробы Юноша

Подросток Ответственный, устойчивый: достигает собственных целей; доводит работу до продуктивности; способен сделать усилие в «отчужденной» учебной работе; конструктивно относится к трудностям, противоречиям (держит «напряжение противоречия»); готов к фундаментальному обязательному образованию по узкому кругу дисциплин Юноша

Учитель – диагност Старая школа не предполагала диагностической позиции учителя (болезнь = симптом) Новая школа обязывает к диагностической позиции: за действиями детей надо увидеть специфику мышления (житейское, натуральное, наивное). Первая и главная проблема: путают «видимое» и «мыслимое» (внешнее и внутреннее/существенное)

Особенность SAM – сочетание качественно- количественных характеристик: а) интегральной характеристики предметной компетенции на основе определения ее места на единой метрической шкале; б) структурного представления компетенции на основе различения сформированности трех основных аспектов ее ориентировочной основы. Особенности SAM (School Achievements Monitoring ) Основание для разработки инструментария: представление об этапах присвоения предметных содержаний, опирающееся на модель «культурного развития» Л.С. Выготского

Новое поколение КИМов: SAM (рук. П.Г. Нежнов) Три уровня усвоения: 1. Формальный – овладение формой образца (правила, схемы, алгоритма) 2. Предметный – освоение модели, существенного отношения 3. Функциональный – присвоение культурного способа действия как своего ресурса

« В современных условиях обучения традиционная формула « знаю, но еще не умею » трансформируется в формулу « не умею, значит не знаю » В. В. Давыдов ЗНАНИЯ – УМЕНИЯ – НАВЫКИ ??? Знаю и умею, НО не понимаю, не осознаю, усвоил формально Знаю, умею, понимаю, НО не освоил, не сделал своим ресурсом, не включил в свою продуктивную или творческую деятельность, …

В.В. Давыдов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева, В.А. Львовский и др. Предметность знаний: ориентация на существенное, задачи с «ловушками»; конфликтное противопоставление двух способов действий учащихся Обобщенность знаний характеризуется широтой класса задач; возможность решать «с места» задачи общим способом, усвоенным в абстрактно- модельной форме Системность знаний связана с необходимостью трансформировать общий способ действия, выходить за границы освоенного способа при столкновении с новой задачей Предметное тестирование

Психологическая диагностика Исследовательские методики: Л.В. Берцфаи, А.З. Зак, В.Х. Магкаев, А.М. Медведев, П.Г. Нежнов, И.Е. Исаев, Г.А. Цукерман и др. Анализ (поиск существенного отношения в задаче) Планирование (поиск и построение возможных действий, оптимизация) Рефлексия (основания и границы собственного действия) Моделирование существенного отношения, контроль и оценка, умение учиться и др.

Псевдокультурное действие ЗАДАЧА СРЕДСТВО «Натуральное» действие Проблематизация «Культурное» действие

Учебная задача – поиск общего способа «Эмпирики» - решают КПЗ, постепенно накапливают опыт, нет моделирования и рефлексии «Теоретики» - решают УЗ, обобщают «с места», системные пробы, выделение существенного, моделирование, рефлексия (обращение к основаниям своих действий) Развивающее обучение нацелено на формирование теоретического рефлексивного мышления, работающего с научными понятиями и теориями, а не с частными способами решения набора задач. НЕ ПУТАТЬ «ЭМПИРИКОВ» И ПРАКТИКОВ, «ТЕОРЕТИКОВ» И ТЕОРЕТИКОВ!

Уровни присвоения культурных образцов действия Содержательно-рефлексивный Действие с пониманием – ориентация на существенное отношение, определяющее способ действия Формально-репродуктивный Действие по наличному образцу – ориентация на внешние его характеристики: правило, алгоритм Функциональный Свободное действие – ориентация на поле возможностей способа действия

Предполагает освоение образцов и алгоритмов, ученик опирается на внешние характеристики действия и не обязательно понимает те существенные отношения, которые лежат за этими образцами и алгоритмами. Первый уровень – формальный А В D C 1 см 2

Предполагает понимание оснований действий, осознание существенной связи, лежащей в основе способа действия. Второй уровень – предметный Рис. 1 Рис. 2

Предполагает удержание соответствующего смыслового поля, свободное владение способом действия и применение его в самых разнообразных контекстах Третий уровень – функциональный

1. Какое получится число, если разделить на 34? 2. Рассеянный Петя переписал из учебника пример на умножение двух чисел. Первый множитель – число 7 - он записал правильно, а во втором множителе по ошибке переставил местами цифры. В результате умножения у него получилось число 147. Какой ответ должен был получить Петя, если бы он правильно переписал пример? 3. Какой самый большой результат может получиться, если в выражении AB5 + BС2 буквы заменить цифрами? Примечание: разные буквы заменяются разными цифрами. Пример по математике

Задачная ситуация Схема действия Существенное отношение / Принцип действия Задачная ситуация Схема действия Существенное отношение / Принцип действия Задачная ситуация Схема действия

Волна (профиль) присвоения культурных образцов действия Содержательный Формальный Функциональный Пройденная часть учебной программы

При более высокой температуре вода испаряется быстрее. В четыре одинаковых стакана налили поровну воды разной температуры (температуру поддерживали постоянной).На рисунке показано, сколько воды осталось в двух стаканах через час Отметь примерный уровень воды в остальных стаканах. Пример по естествознанию (1-ый уровень) уровень воды

Три ученика выясняли, зависит ли скорость испарения воды от наличия или отсутствия ветра. Для опыта они взяли одинаковые блюдца и доверху наполнили водой при комнатной температуре. Одно блюдце оставили для сравнения. o Боря - около своего блюдца включил вентилятор. o Вера - включила фен и направила на свое блюдце поток горячего воздуха. o Галя - поставила свое блюдце на сквозняке. Отметь ДВУХ учеников, которые поставили опыт ПРАВИЛЬНО Пример по естествознанию (2-ой уровень)

Ученики написали отчет о своем исследовании испарения воды. Отметь ДВА утверждения, которые НЕЛЬЗЯ сделать на основании этого отчета? o При нагревании вода испаряется быстрее o При увеличении площади поверхности вода испаряется быстрее o Вода не испаряется при 20 градусах o При 50 градусах вода будет испаряться быстрее, чем при 30 Пример по естествознанию (3-ий уровень) Утром мы налили поровну воды в три одинаковых сосуда. Температуру в каждом сосуде поддерживали постоянной. Вечером воды оказалось не поровну: ОТЧЕТ

Структура тестовых заданий Способ действия (задача) Задание 1.1. Задание 1.2. Задание уровень - формальный 2 уровень - предметный 3 уровень - функциональный

Выделение субтестов

Распределение коэффициентов решаемости (математика)

Реш аем ост ь (%) 1 уров. 2 уров. 3 уров в 4 г Профили классов, получивших близкие средние баллы по математике

Оценка образовательной стратегии % 60% 40% 20% 0% 100%

Результаты выполнения теста по математике 1 уровень 2 уровень 3 уровень Реша емост ь (%) 10 классы 8 классы 6 классы 4 классы

РОТО III23%9% II30%23% I44%60% 04%8% Выход учащихся начальной школы на I, II и III уровни в РО и ТО (процентное распределение) Данные по школам Москвы, Красноярска и Шумерли I II III I II III классы РОклассы ТО

Сравнение школ по ступеням достижений

Выполнение теста по математике учащимися разных классов

Ступени освоения материала Первая ступень: освоен первый уровень. Учащиеся выполняют не менее 50% заданий 1-го уровня, небольшое количество заданий 2-го уровня и практически не справляются с 3-им. Вторая ступень : освоен второй уровень. Учащиеся выполняют не менее 50% заданий 2-го уровня, справляются с большинством заданий 1-го уровня (80 % ) и делают некоторые задания 3-го уровня. Третья ступень : освоен третий уровень. Учащиеся выполняют не менее 50% заданий 3-го уровня, справляются практически со всеми заданиями первого уровня и выполняют большинство заданий 2-го уровня (80 %). Пороги ступеней освоения материала на 1000-балльной шкале Ступень 1 – 430 баллов Ступень 2 – 500 баллов Ступень 3 – 570 баллов

Б. П.. С. М. Результаты тестирования учащихся, представленные на ступенчатой шкале Формальный Рефлексивный Функциональный У Р О В Н И ОСВОЕНИЯ 3 ступень 2 ступень 1 ступень 0 ступень

Distribution of students of four classes in one school

Distribution of students of different ages (mathematics)

Distribution of examinees on proficiency levels depending on educational program (mathematics)

Тренинги учительских компетенций, Детско- взрослые клубы Тестирование, создание региональных независимых центров оценки качества обучения Психологический института РАО – оценка метапредметных результатов