Тренинг по оказанию первой психологической помощи людям в экстремальных и кризисных ситуациях.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Заставляют действовать! Один из самых простых и быстрых способов удовлетворения потребностей подростков. Пивной алкоголизм – основная проблема страны!
Advertisements

Как «слушать» и «слышать» подростка Практическое руководство для заинтересованных родителей.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ПОСТРАДАВШИМИ ОТ НАСИЛИЯ.
1 КАК СКАЗАТЬ «НЕТ» МОЛОДЁЖЬ В ДЕЙСТВИИ КИЕВ МАРТ 2002 Надежда Иванова.
Риски для здоровья молодых людей. Основные факты: Ежегодно умирает более 2,6 миллиона молодых людей в возрасте от 10 до 24 лет, в основном, от предотвратимых.
Вы замечали, что некоторым людям очень тяжело произнести слово «нет»? Они боятся, что это слово может разрушить их добрые отношения с собеседником, и.
1 Профилактика жестокого обращения и формирования навыков защиты от насилия.
Цели: Виды конфликтов. Формула конфликта. Какие существуют модели поведения в конфликте? Из-за чего возникают конфликты? Роль эмоций в конфликтах. Что.
Презентация к уроку по психологии (11 класс) на тему: Умение слушать. Виды слушания. Техника активного слушания.
Исследовательская работа: ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение 1 – Петропавловская средняя общеобразовательная школа.
Стресс Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое.
Адаптация учащихся 5-х классов в среднем звене школы.
УСИЛЕНИЕ РОЛИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕАГИРОВАНИИ НА ГЕНДЕРНОЕ НАСИЛИЕ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ. СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ 5. Выявление гендерного.
«Школа, семья и психическое здоровье старшеклассников» Родительское собрание.
ТЕМА : СТРЕССЫ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА. Стресс Реакция организма.
Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения.
1.Вы всегда стучите перед тем, как войти в комнату вашего ребенка? А) да -3; Б) иногда - 2; В) нет -1.
Депрессия - это психическое расстройство, которое может вывести человека из эмоционального равновесия на продолжительное время и значительно ухудшить качество.
Насилие как явление в сознании и жизни череповчан Алена Богомолова, ведущий социолог БФ «Дорога к дому» 26 ноября 2013 г.
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Транксрипт:

Тренинг по оказанию первой психологической помощи людям в экстремальных и кризисных ситуациях

Ведение Вступление. Порядок работы. Краткая самопрезентация участников. После завершения работы заполнение форм оценки тренинга и обратной связи. 2

Что нам предстоит узнать Какое влияние оказывают кризисные ситуации на поведение людей. Как стресс делает людей более конфликтными. Почему некоторые люди или группы людей нуждаются в большей помощи во время или после стрессогенных ситуаций. Как первая психологическая помощь помогает людям и снижает остроту переживаемого стресса. Как помочь детям, подросткам и тем, кто беспомощен. Как распознать, что кто-то нуждается в дополнительной помощи. Как позаботиться о себе в стрессовых ситуациях. 3

ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ! В трудные времена друзья, семья, соседи могут помочь друг другу. Понимание принципов первой психологической помощи и тренировки по ее оказанию позволят вам более эффективно помогать тем людям, которые вас окружают. 4

Важность получения поддержки со стороны других людей Кризисы, катастрофы, насилие приводят людей в состояние крайнего стресса. Стрессогенные события могут оказывать свое влияние на людей в течение длительного времени. Тем не менее, уровень переживаемого людьми стресса может быть уменьшен, если люди получат помощь и поддержку во время или сразу же после травмирующих событий. Это позволит людям: Поверить в себя. Поверить в других людей. Поверить в окружающий мир. 5

Реакция на катастрофы и кризисы Стрессовая реакция часто связана с такими характеристиками травмирующего события, как: – Его размер. – Его причины. – Было ли оно ожидаемым или произошло внезапно. – В какой период времени оно произошло. 6

Размеры кризиса/катастрофы Насколько масштабным было случившееся? – Например, сколько людей пострадало, сколько зданий было повреждено? Насколько тяжелым по последствиям было случившееся? – Например, сколько людей получили ранения, травмы или погибло? Как долго все происходило? – Продолжительность случившегося или то, как долго люди подвергались травмирующему воздействию случившегося. Людям крайне трудно начать восстановление после кризиса/катастрофы, если они не уверены в том, что опасность уже миновала. 7

Естественные причины (например, землетрясение) – В этом случае нет виноватых и не бывает возможности предотвратить случившееся событие. – Люди часто чувствуют себя беспомощными и напуганными. Причины, вызванные людьми (например, война) – Люди часто чувствуют гнев, страх и беспомощность. – Часто возникает желание наказать виновных, хотя зачастую обвинения предъявляются не тем, кому следует. Причины кризиса/катастрофы 8

Ожидаемые события: – Если люди получают предупреждения, есть возможность подготовиться и позаботиться о своей безопасности. – Если люди получают предупреждения, но игнорируют их, они часто испытывают чувство вины или стыда. Неожиданные события: -В этом случае нет возможности подготовиться и велик риск получения травм и ранений. -Люди могут испытывать больший стресс из-за неожиданности случившегося. Было ли случившееся событие ожидаемым или нет? 9

День и время – Где были люди во время случившегося? – Были ли члены семьи вместе или порознь? – Было ли это в светлое или темное время суток? – Спали ли люди в тот момент, когда все случилось? Время года и климат – Во время случившегося было очень жарко или очень холодно? – Была ли у людей возможность получить одежду по сезону или найти для себя кров/приют? С каким периодом времени был связан кризис/катастрофа 10

Некоторые люди или группы людей могут остро и болезненно реагировать на стресс и нуждаться в большей помощи. Реакция на стресс обычно зависит от: Возраста (это особенно важно по отношению к детям и пожилым людям) Пола (реакция женщин на стресс обычно носит более сильный характер) Родительской роли (матери могут более остро реагировать на стресс, что связано с их заботой о семье и детях) Итогового влияния события на человека (насколько близко он был к месту события, подвергался ли он опасности и как долго и др.) Потери членов семьи, наличия у них травм и ранений Потери дома или имущества Уже существующего стресса, связанного с другими проблемами, возникшими до наступления травмирующего события Нехватки ресурсов из-за недостаточной социальной, финансовой или индивидуальной поддержки Влияние стрессогенных событий 11

Реакции на травмирующее событие также зависят от того отношения к себе и своим нуждам, которое получают люди после кризиса/катастрофы: Получили ли люди помощь в соответствии со своими первоочередными потребностями (например, медицинские обслуживание или помощь в восстановлении разрушенного жилища)? Получили ли люди эмоциональную/психологическую помощь и поддержку со стороны семьи, друзей, специалистов, учитывалось ли то, что у некоторых людей была более острая и болезненная реакция на стресс? Были ли случаи, когда люди чувствовали, что их потребности игнорируются или не учитываются, сталкивались ли люди с обвинениями в свой адрес по поводу случившегося? Какую помощь получают люди? 12

Реакции на стресс Индивидуальная реакция на стресс определяется сочетанием трех факторов: характеристиками травмирующего события, индивидуальными характеристиками человека и характером его типичных ответных реакций на различные события Характеристики кризиса/катастрофы Типичные ответные реакции Индивидуальные характеристики Реакция на стресс 13

Типичные реакции на стресс Несмотря на то, что сильный стресс может вызывать у людей различные реакции, существует несколько классов наиболее общих реакций, типичных для большинства людей, оказавшихся в стрессовой ситуации. Такие реакции могут быть: Физическими (физиологическими) Эмоциональными Мыслительными Поведенческими Духовными Усиливающими конфликтность 14

Физические реакции Дрожь в теле, нервозность. Изменение аппетита (хочется есть больше или меньше, чем обычно). Большее, чем обычно, желание выпить, закурить, или взбодрить себя кофеином (кофе). Учащенное сердцебиение, частое и поверхностное (неглубокое) дыхание, головокружение. Желудочные/кишечные расстройства. Расстройства сна (усталость, изнеможение, бессонница). Напряжение в теле и мышцах, мышечные/телесные боли. Головная боль. Обострение имеющихся заболеваний. 15

Эмоциональные реакции Злость, гнев, враждебность. Негодование в отношении окружающих, в том числе тех, кто не виновен в случившемся. Депрессия, печаль, слезливость. Страх, тревога, паника. Вина, стыд, неуверенность в себе. Эмоциональное онемение – отсутствие каких-либо чувств. Переполненность чувствами, ощущение безнадежности и потери контроля над происходящим. Раздражительность и нетерпимость. Перепады настроения. 16

Мыслительные реакции Неверие и ощущение нереальности происходящего. Тревога. Неспособность перестать думать о случившемся. Проблемы с памятью и концентрацией внимания. Неспособность к сосредоточению, решению проблем и принятию решений. Путаница мыслей. Иррациональное мышление (несправедливые обвинения себя или других в случившемся, черно-белое восприятие происходящего по принципу «все или ничего»). 17

Поведенческие реакции Избегание всего, что способно напомнить о случившемся. Меньшая или большая чем обычно продолжительность сна Неспособность расслабиться. Отгораживание и уход от контактов с семьей и другими людьми. Возросшая конфликтность при общении с членами семьи или коллегами. Чрезмерное погружение в работу с тем, чтобы не думать о случившемся. «Глаза на мокром месте». Провоцирование других людей на конфликты. Изменение обычного сексуального поведения. 18

Духовные/религиозные реакции Изменение отношения к Б-гу и вере (усиление или ослабление своей веры, появление сомнений относительно веры). Изменение обычного религиозного поведение (увеличение или уменьшение длительности молитв, изменение частоты посещения религиозных служб). Появление вопросов по поводу того, существует ли в мире справедливость. Попытки отгонять от себя вопросы о смысле бытия, его честности и справедливости. 19

Повышенная конфликтность как реакция на стресс Когда мы в стрессе, мы обычно не в состоянии: Полностью осознавать свои чувства. По-настоящему осознать, чего мы хотим. Четко излагать свои потребности. Воспринимать без ошибок «язык тела» другого человека. Слушать другого и реально понимать, что он хочет сказать. Это приводят к увеличению числа наших конфликтов с другими людьми! 20

Реакции на потери Смерть близкого/любимого человека вследствие кризиса/катастрофы или насилия, вызывает у оставшихся в живых сильные чувства и переживания: Если смерть произошла по вине других людей: гнев, обвинения. Если смерть произошла вследствие игнорирования предупреждений о надвигающейся угрозе: самообвинения. Если оставшиеся в живых считают, что могли бы сделать больше для умершего: стыд. Если смерть была неожиданной и внезапной: сожаления о невозможности попрощаться, завершить начатые дела или решить нерешенные вопросы, а также подготовиться к возможной потере. 21

Первая Психологическая Помощь: Помочь людям в беде 22

Полезная помощь В трудные периоды нашей жизни, наверняка, были люди (члены семьи, друзья, соседи, коллеги), которые предлагали нам свою помощь. Не все из того, чем они готовы были нам помочь, подходило для нас. Вспомните и опишите какой-либо трудный период своей жизни и того человека, который вам помог в это время. Какими качествами обладал этот человек? Из того, что он (она) сказал или сделал, что помогло вам в наибольшей степени? 23

Принципы полезной помощи В случае оказания помощи другому человеку, мы должны сделать все, что в наших силах, для того, чтобы: Повысить его чувство безопасности и защищенности Повысить его уровень спокойствия Повысить его веру в себя и других людей, в свои силы и возможности Повысить уровень его связей с другими людьми Содействовать росту его надежды и веры (Hobfoll et al., 2007) 24

Определение первой психологической помощи Первая психологическая помощь (ППП) определяется как как гуманная, поддерживающая реакция на личность, страдающую от серьезного кризисного события и, возможно, нуждающуюся в поддержке. (World Health Organization, 2011) 25

Цель ППП Действия по оказанию первой психологической помощи направлены на комплексное удовлетворение потребностей оставшихся в живых после кризисных/катастрофических событий: Практических. Физических. Эмоциональных и социальных. 26

Слагаемые первой психологической помощи ППП представляет собой не процесс, но инструмент, который используется по мере необходимости и в той последовательности, которая наиболее подходит для сложившейся ситуации Будьте примером спокойствия. Будьте источником тепла и принятия. Слушайте. Будьте честным и заслуживающим доверия. Помогайте своим подопечным помочь самим себе. Проявляйте внимание к их потребностям в безопасности. Проявляйте внимание к их физическим потребностям. Предоставляйте достоверную информацию о случившемся и ресурсах по оказанию помощи. Разъясняйте то, что обычно происходит во время стресса и как с ним справиться. Помогайте выжившим вступать в контакты и общение. Помогайте им избегать негативных контактов. Помогайте им в ситуации переживания травмирующего горя. Помогайте им в разрешении конфликтов. 27

Вы как пример спокойствия Сохранение спокойствия во время контактов с теми, кто в большой беде, идет им на пользу. Катастрофы и насилие приводят к росту физического и эмоционального возбуждения или волнения. Одна из целей ППП – снижение у пострадавших высокого уровня возбуждения за счет демонстрации им «модели спокойствия» – если вы будете примером и источником спокойствия, они зачастую также становятся более спокойными и менее расстроенными. Оставаясь спокойным и уравновешенным, вы помогаете другим контролировать свои сильные чувства. 28

Будьте источником тепла и принятия Проявляйте уважение, заботу и беспокойство о пострадавших, будьте внимательным, разговаривайте с ними на «пониженных тонах», спокойным голосом с мягкими, успокаивающими интонациями. Не судите и не оценивайте мысли и чувства пострадавших. Не стремитесь преуменьшать размеры случившего бедствия и связанных с ним потерь: – Выжившие нуждаются в людях, которые видят, какой стресс они пережили, понимают и принимают их состояние и реакции. – Если стрессовое состояние пострадавших и серьезность полученных ими травм не будет признано и принято, а будет преуменьшаться, они не смогут взять необходимо время, требуемое им для отдыха и восстановления. 29

Слушайте Если выжившие хотят рассказать о том, что с ними случилось, будьте готовы их слушать. Если люди не хотят ничего рассказывать, не давите на них. Слушайте как их мысли, так и то, что люди говорят о своих чувствах. Будьте готовыми к выслушиванию эмоционально тяжелых рассказов о чувствах в связи с потерей близких людей, о боли, ярости или шоке, стараясь не перегружать себя и не меняя тему. Если пострадавших переполняют сильные чувства по поводу случившегося, не оставляйте их одних. Убедитесь, что рядом с ними есть кто-либо из членов семьи или других людей, способных оказать поддержку или просто побыть рядом. 30

Давайте понять своему собеседнику, что вы его слушаете Используйте эти фразы в общении: –Если я правильно понял, вы чувствуете… – Я слышал, вы сказали… – Я предполагаю, вы чувствуете… – Мне кажется, что вы… – Вам кажется… – Скажите мне, понимаю ли я это правильно? Вы, кажется, чувствуете, что… 31

Будьте честным и заслуживающим доверия При оказании ППП только честность, искренняя забота и слушание приносят пользу. Быть честным не означает быть жестким и нечувствительным. Знайте пределы собственных сил и возможностей, делайте перерывы, используйте необходимое время для отдыха и восстановления. Не пытайтесь заботиться о других, когда вы обессилены. Не распространяйте слухи и сплетни. 32

Помогите выжившим помочь самим себе Поддержите выживших в их мужестве и силе с тем, чтобы они снова могли ощутить чувство контроля над происходящим. Если они в состоянии, предложите им принять участие в оказании помощи другим. Спросите их о том, как они раньше преодолевали трудные времена в своей жизни или о том, каким опытом они обладают для того, чтобы преодолеть то, что случилось. Позвольте выжившим самостоятельно решать, в какого рода помощи они нуждаются и в каком объеме они хотят делиться тем, что с ними произошло. 33

Проявляйте внимание к потребностям в безопасности Старайтесь защитить выживших от угроз продолжающегося бедствия или насилия, особенно тех, кто настолько растерян и дезориентирован, что не в состоянии позаботиться о себе. Помогите людям найти укрытие или место, где они будут в максимальной безопасности. Поддерживайте безопасность и стабильность путем поощрения семей как можно лучше сохранять привычный семейный уклад и распорядок. 34

Проявляйте внимание к физическим потребностям Состояние стресса у людей, переживших травмирующее событие, может быть настолько сильным, что они могут не обращать внимание на полученные травмы и ранения. Проследите за тем, чтобы все нуждающиеся получили медицинскую помощь. Людям должна быть предложена вода, горячие напитки или одеяла, что поможет обеспечить им доступный уровень комфорта и удовлетворения их физических потребностей. Если чей-либо дом оказался разрушенным, ваша помощь может понадобиться в поисках крова, например, в установления контактов с друзьями или членами семьи. 35

Предоставляйте информацию о случившемся и путях получения помощи Выжившие нуждаются в различных видах информации (о том, что произошло, каковы масштабы бедствия, где и какую помощь можно получить и др.). По возможности, предоставьте людям списки имеющихся ресурсов. У людей в состоянии стресса могут быть проблемы с пониманием или восприятием информации. Во время общения с ними говорите простыми короткими предложениями и в случае необходимости повторяйте их несколько раз. Используйте только достоверную и проверенную информацию. В стрессовых ситуациях большое распространение получают слухи. Поощряйте людей не доверять слухам и не передавать их. 36

Обучение Помогите людям понять, что происходящее с ними является обычной реакцией на необычное событие. Распространяйте материалы о стрессе и борьбе с ним: – Обучите других людей эффективным способам совладания со стрессом (действиям, которые помогают людям лучше себя чувствовать и лучше функционировать) – Помогите людям понять, что некоторые популярные способы преодоления стрессовых ситуаций на самом деле не работают. Например, курение, употребление алкоголя или наркотиков может на время помочь почувствовать себя лучше, но не способствует лучшему функционированию 37

Помогайте оставшимся в живых в их контактах и общении Для того, чтобы снизить уровень стресса зачастую достаточно поддержки со стороны одного надежного и заслуживающего доверия человека. У выживших должны быть восстановлены контакты с теми, кто может предоставить им эмоциональную поддержку и ощущение своей безопасности: – Друзья, соседи, родственники могут предложить практическую помощь (например, деньги или кров), эмоциональную поддержку и полезные советы. – Духовные/религиозные лидеры, лидеры общин могут предложить наставления и утешение. 38

Помогите выжившим избегать негативных контактов Не все люди, с которыми пострадавшие могут вступать в контакт, являются источником помощи и поддержки. Отношения с некоторыми людьми могут стать источником дополнительного стресса и страданий. Контакты с людьми, склонными обвинять пострадавших в случившемся и даже готовыми их наказать за это, усиливают тревогу и не способствуют восстановлению после перенесенного стресса. Поощряйте выживших на контакты с теми людьми (членами семьи, друзьями), которым они доверяют. 39

Помощь пострадавшим от смерти близких Вы можете помочь в решении практических вопросов, например, в установлении контактов с членами семьи, идентификации останков или в организации похорон. Даже если нет проблем, требующих своего решения, ваше спокойствие и простое присутствие рядом может быть полезным и успокаивающим. Свяжите пострадавших с духовными/религиозными, общинными или семейными лидерами. Проявляйте доброту и терпение. 40

Помогите выжившим в предотвращении конфликтов Уровень конфликтности снижается когда люди могут: Управлять своим стрессом и сохранять спокойствие. Проявлять внимание к чувствам других людей. Важно уметь распознавать и реагировать на те вещи, которые значимы для других людей. Контролировать свои чувства, эмоции и поведение. Не держать свой гнев и обиду, не искать «козлов отпущения». Быть в курсе происходящего и уважительно относиться к различиям между людьми. 41

Уделяйте особое внимание и старайтесь оказать большую помощь тем, кто: Угрожает нанесением вреда себе или другим. Проявляет признаки помрачнения сознания или путанности в мыслях. Раз за разом повторяет одни и те же действия. Находится в истерике или панике. Кажется, утратил контакт с реальностью. Был среди тех, кто затем оказался убит, ранен или пропал без вести. Лишился своего жилища. Ранее имел какие-либо психиатрические расстройства. Имеет телесные повреждения/травмы/ранения. Подвергся сильному или длительному травмирующему воздействию случившегося события. 42

Помогайте пострадавшим с ограниченными возможностями Эти люди могут иметь проблемы, связанные с их мобильностью, восприятием происходящего, работой органов чувств (слух, зрение и др.), а также с общим состоянием их здоровья. Будьте в курсе их потребностей в лекарствах и дополнительных приспособлениях (например, в инвалидной коляске или слуховом аппарате), особенностей их питания, общего распорядка жизни и привычных форм социальной поддержки. К таким людям должно быть проявлено повышенное внимание и особое отношение, даже если их состояние не отличается от состояния других людей. Будьте понятным во время общения с ними. Осознавайте свои чувства во время работы с такими людьми. Будет нелишним составить и сохранить список адресов этих людей, на случай возможных запросов и проверок. 43

Помощь детям и подросткам Дети и подростки менее устойчивы к воздействию травмирующих событий и нуждаются в особом внимании и заботе. Их потребности меняются в зависимости от возраста и перед лицом катастрофы или насилия их поведение может вернуться на более раннюю и уже пройденную ступень развития. Так, подростки могут начать вести себя как маленькие дети, а дети потерять приобретенные ранее навыки, например, связанные с приучением к туалету. Желательно, чтобы предназначенная для них информация о случившемся носила самый общий характер и не содержала излишних пугающих деталей. Если у детей возникнет желание поделиться пережитым, предоставьте им такую возможность и станьте для них доброжелательным и внимательным слушателем. По возможности, создайте условия для общения детей между собой. Попробуйте восстановить привычный для детей и подростков режим их жизни, например, привычное время приема пищи или привычный распорядок учебной занятости. 44

Заботьтесь о себе Каждый из тех, кто помогает другим в экстремальных ситуациях, через некоторое время также начинает нуждаться в помощи. Вы должны чутко реагировать на признаки стресса и дистресса в себе и других людях, занятых оказанием помощи пострадавшим. Важно знать способы помощи и заботы о самом себе, которые следует использовать во время кризиса и, особенно, во время преодоления его последствий. Подробней о конкретных способах помощи себе во время оказания помощи другим см. на сайте aspx 45

Практикуйтесь в оказании ППП В группах по 3-5 человек (в зависимости от общего числа участников тренинга) прочитайте предлагаемые сценарии и обсудите, как можно было бы в описанной ситуации оказать первую психологическую помощь. После завершения работы в малых группах, поделитесь со всеми участниками тренинга теми результатами, которые было получены в каждой из групп. 46

Несколько итоговых рекомендаций для оказывающих помощь другим людям Будьте добрым Будьте спокойным Будьте информированным Будьте терпимым Будьте терпеливым Будьте гибким В случае необходимости обращайтесь за помощью Заботьтесь о себе и берегите себя 47

Спасибо за участие в тренинге Ваши вопросы и комментарии? Не забудьте заполнить лист обратной связи 48