Эффективность внедрения антитабачных политик в Российской Федерации Масленникова Г.Я. Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Табачная эпидемия: мифы или реальность? Профессор Краснова Ю.Н.
Advertisements

Законодательные основы и стратегические меры по борьбе против курения.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ ДО 2020 ГОДА РОССИЯ 2009.
Результаты исследования по анализу политики по борьбе против табака в Архангельской области Политика по противодействию распространению табака в Архангельской.
1 Актуальные задачи профилактической медицины в здравоохранении Рожнев Е.В. Заместитель министра здравоохранения Пермского края.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
«О результатах опроса взрослого населения Российской Федерации о потреблении табака»
Потребление табака и отношение к мерам по ограничению табакокурения среди жителей г.Екатеринбурга Авторы: Гончарова Анна Сергеевна, Попова Ольга Сергеевна,
« О возможности реализации в Иркутской области медицинских аспектов « Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
КУРЕНИЕ и ЗДОРОВЬЕ. 2 Последствия 10 летной экспансии транснациональных табачных компаний на Российский рынок 1991г. Появление на российском рынке «Бритиш.
1 2 Анализ здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения города Нягани в 2008 году.
Значение здоровья для общества Когда нет здоровья, - мудрость не может себя проявить, - искусство не может себя показать, - сила не может бороться, - богатство.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 4500 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
1 2 Анализ здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения города Нягани в 2007 году.
1 Формирование здорового образа жизни – приоритетное направление государственной политики в области здравоохранения Заместитель Министра здравоохранения.
КГБС(К)ОУ «Заринская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида» Законы надо выполнять (о ФЗ 15) Составила: Ибрагимова Е.Г.,
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Транксрипт:

Эффективность внедрения антитабачных политик в Российской Федерации Масленникова Г.Я. Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины Минздрава России За здоровую жизнь Екатеринбург 6-7 июня, 2013

КУРЕНИЕ КУРЕНИЕ оказывает токсическое и канцерогенное действие КУРЕНИЕ КУРЕНИЕ вызывает зависимость (МКБ -10, F 17,2 – психическое расстройство ) За здоровую жизнь Екатеринбург 6-7 июня, 2013

3 Доказанные факты Влияние курения на здоровье Влияние курения на здоровье Болезни & Преждевременная смерть Нарушение функций Обострения болезней Обострения болезней Репродуктивная ИммуннаяМинерализации Инфекции Б-ни орг. дыхания Ревматизм ДиабетБСК Злокачественные новообразования Б-ни орг. дыхания Внешние причины За здоровую жизнь Екатеринбург 6-7 июня, 2013

Warning: secondhand smoke is hazardous to your heart. The cardiovascular effects of secondhand smoke exposure: an overview of the evidence. GlobalSmokeFree partnership. World Heart Federation. CDC Пассивное курение увеличивает риск коронарной болезни сердца на 25-30% а также негативно влияет на: функцию эндотелия; стабильность атеросклеротической бляшки; тромбообразование; увеличивая число приступов и вероятность преждевременной смерти воспалительные процессы и т.д., увеличивая число приступов и вероятность преждевременной смерти Пассивное курение увеличивает риск коронарной болезни сердца на 25-30% а также негативно влияет на: функцию эндотелия; стабильность атеросклеротической бляшки; тромбообразование; увеличивая число приступов и вероятность преждевременной смерти воспалительные процессы и т.д., увеличивая число приступов и вероятность преждевременной смерти За здоровую жизнь Екатеринбург 6-7 июня, 2013

Структура смертности в мире, все возраста ( 57 млн. 57 млн. (64%) 36,7 млн. (64%) Инфекционные заболевания, Инфекционные заболевания, болезни матери и плода в перинатальном периоде, внешние причины Неинфекционные заболевания 20,3 млн. (36%) Болезни системы кровообращения, Злокачественные новообразования, Хронические респираторные заболевания, Диабет За здоровую жизнь Екатеринбург 6-7 июня, 2013

Динамика смертности в мире 36,7 млн. Неинфекционные заболевания 2008 г. Неинфекционные заболевания 2030 г. 55 млн. ( 50% 50% За здоровую жизнь Екатеринбург 6-7 июня, 2013

Глобальное бремя болезней обусловленных курением, ВИЧ-инфекцией и диареей в мире гг. Курение Диарея ВИЧ-инфекция Годы нетрудоспособной жизни (миллионы) Christopher JL, and Alan D. Lopez in Global Burden of Disease and injury series Reddy & Yusuf Circ 1998;97:598 За здоровую жизнь Екатеринбург 6-7 июня, 2013

Миллионы 7,1 7,1 4,9 4,4 4,4 2,6 2,6 Повышенное артериальное давление Повышенный холестерин КурениеИзбыточная масса тела или ожирение Каждый год миллионы людей умирают… WHO. Preventing chronic diseases: a vital investment млн. (2030 г.) За здоровую жизнь Екатеринбург 6-7 июня, 2013

Распространенность табакокурения в Российской Федерации Мужчины Женщины % ,2 60,2 9,7 21, (20 лет) - Шальнова С.А., Дисс. докт.мед. наук, 1998; 2001 (18 лет) - Gilmore A. et al., Am J Public Health, 2004; 94(12): (15 лет) - GATS (Russia) ,4 15,5 За здоровую жизнь Екатеринбург 6-7 июня, 2013

В России курят: GATS, RUSSIA (2009) (в тыс.) 74% 20% За здоровую жизнь Екатеринбург 6-7 июня, 2013

(в тыс.) Среди тех, кто курит, имеют никотиновую зависимость: GATS, RUSSIA (2009) 58% За здоровую жизнь Екатеринбург 6-7 июня, 2013

Мероприятия по снижению потребления табака и воздействия табачного дыма Законодательство Просвещение Специализированная помощь (немедикаментозная, медикаментозная) За здоровую жизнь Екатеринбург 6-7 июня, 2013

Только одно просвещение мало эффективно в борьбе с курением. Необходимы многосторонние законодательные меры, механизмы их реализации и создание сети структур для оказания помощи желающим бросить курить. За здоровую жизнь Екатеринбург 6-7 июня, 2013

Необходимость включения лечения в комплекс мероприятий по профилактике и снижению табакокурения Прогнозируемая динамика смерти обусловленной курением Эффект профилактики Эффект профилактики и лечения Количество смертей (миллионы) За здоровую жизнь Екатеринбург 6-7 июня, 2013

Вклад различных факторов в динамику смертности от коронарной болезни сердца в Англии и Уэльсе гг (54%) (42%) (43,6%) (11,6%) (11,4%) Смерти от КБС Лечение больных КБС Снижение курения на 35% Снижение холестерина на 4,2% Снижение АД на 7,7% 58% Unal B., Critchley J.A., Capewell S. BMJ. 2005;331:1–6.

Вклад первичной и вторичной профилактики факторов риска в динамику смертности от коронарной болезни сердца в Англии и Уэльсе гг. Диета - 38% Статины – 62% Первичная профилактика (население) Вторичная профилактика (больные КБС) курение курение ХС АД 81% 19% Unal B., Critchley J.A., Capewell S. BMJ. 2005;331:1–6. Диета - 97% Статины - 3% Лечение АГ 26% курение

Снижение потребления табака и Снижение потребления табака и табака обусловленной смертности табака обусловленной смертности Снижение потребления табака и Снижение потребления табака и табака обусловленной смертности табака обусловленной смертности Федеральный закон «Об ограничении курения табака» ( 87-ФЗ от 10 июля 2001 г.) Федеральный Закон «О рекламе» (2006 г.) Федеральный закон «О присоединении и ратификации Рамочной Конвенции по контролю табака ВОЗ в Российской Федерации» (51- ФЗ, от 2008 г.) «Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на годы» ( 1563-р от 23 сентября 2010 г.) Федеральный Закон «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» (Федеральный Закон 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года) Федеральный Закон «О защите здоровья населения от последствий потребления табака и воздействия табачного дыма» (Федеральный Закон 15-ФЗ от 23 февраля 2013 года) За здоровую жизнь Екатеринбург 6-7 июня, 2013

апреле 2008 г. (ФЗ-51 ратифицирован в июне 2008 г.) Россия присоединилась к Рамочной Конвенции ВОЗ по Борьбе против Табака в апреле 2008 г. (ФЗ-51 ратифицирован в июне 2008 г.), что подразумевает адаптацию и приведение федеральных законов, нормативно-правовых и административных актов, направленных на профилактику, снижение табакокурения и лечения табачной зависимости, в соответствие с таковыми, представленными в Конвенции (в теч. 5 лет). Необходимые мероприятия по реализации Рамочной Конвенции ВОЗ по Борьбе против Табака сформированы и опубликованы

Оценка влияния политики в области борьбы против табака в России на распространенность курения и смертность, связанную с употреблением табака, г.г. Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины, Москва, РФ. (Масленникова Г.Я., Оганов Р.Г., Бойцов С.А.) Университет Джорджтауна, Джорджтаун, США (Хуанг А-Т., Ниар А., Леви Д.) Американское онкологическое общество, Чикаго, США (Х. Росс) Международный Союз против туберкулеза и легочных заболеваний (Москва, РФ) (Котов А., Бережнова И.) Maslennikova G. et al. Russia SimSmoke: The Long-term Effects of Tobacco Control Policies on Smoking Prevalence and Smoking-Attributable Deaths in Russia Tobacco Control, 2013, June (in press)

Обзор Модель применялась в странах Европейского Союза (Албания, Чешская Республика, Финляндия, Франция, Германия, Соединенное Королевство, Ирландия, Италия, Нидерланды, Польша, Испания, Швеция, Турция), Южной Кореи, Бразилии, США и др. В качестве исходных использовали данные численности населения, смертности и рождаемости, распространенности курения, относительные риски смерти (курящих/некурящих, бывших курильщиков /некурящих), действующие и будущие политики и их эффективность

Политика ОписаниеПотенциальное влияние (%)* Налоговая политика Индекс цен на сигареты, налоги измеряются в абсолютных величинах На каждые 10% увеличения цены: 3% снижение в возрасте 15-17, 3% снижение в возрасте 18-24, 2% снижение в возрасте 25-34, 1% снижение в возрасте 35 и старше Политика в области создания среды, свободной от табачного дыма (первые 4 политики взаимодополняющие) Полный запрет на курение на рабочих местах Повсеместный запрет -Применяется только для тех, кто в настоящее время работает в помещении. Скорректированный с учетом сельскохозяйственных работников. 9.0% снижение Полный запрет на курение в ресторанах Повсеместный запрет на курение в ресторанах 3.0% снижение Запрет на курение в барах и пабах Запрет на курение во всех пабах и барах в помещении 1.5% снижение Запрет на курение в других общественных местах Запрет на курение в 3 из 4 мест (торговые центры, розничные магазины, общественный транспорт, лифты) 1.0% снижение Обеспечение соблюдения и публичное освещение Правительственный орган, ответственный за обеспечение соблюдения и информирование о законах Влияние ослабевает на 50% и более, при нулевом обеспечении соблюдения и освещении Политики, их описание и потенциальное влияние, согласно Russia SimSmoke

Кампания в СМИ (политики взаимно исключающие) Широко освещаемая кампания Кампания широко освещается на TV (по меньшей мере, два месяца в году) и, по меньшей мере, еще в одном СМИ 6.5% снижение Средне освещаемая кампания Кампания периодически освещается на TV и, по меньшей мере, еще в одном СМИ и в местной программе 3.5 % снижение Слабо освещаемая кампания Кампания периодически освещается в газетах, на рекламных щитах или в других СМИ 1.0% снижение Политики, их описание и потенциальное влияние, согласно Russia SimSmoke Политика ОписаниеПотенциальное влияние %)* Политики, их описание и потенциальное влияние, согласно Russia SimSmoke Политика ОписаниеПотенциальное влияние %)*

Политика оказания помощи в отказе от курения Полная доступность и широкое предложение медикаментозного и психотерапевтического лечения, горячей линии помощи в отказе от курения, краткосрочного вмешательства НЗТ в продаже без рецепта, «Варениклин» по рецепту, лечение предлагается во всех учреждениях здравоохранения, линии помощи в отказе от курения, краткосрочные вмешательства с последующим наблюдением 6.75% снижение распространенности, 55% повышение уровня отказа от курения. Не влияет на число начинающих курить. Доступность медикаментозного лечения (МЛ) МЛ доступно, НЗТ доступна без рецепта 1.0% снижение распространенности в первый год; 6% повышение уровня отказа от курения во все последующие годы. Политика информирования о лечении Сопровождается широкой кампанией в СМИ 2.25% снижение распространенности; 12% повышение уровня отказа от курения во все последующие годы. (Без кампании в СМИ влияние уменьшается на 25%) Горячая линия помощи в отказе от курения Действующая горячая линия 0.5% снижение распространенности в первый год; 5% повышение уровня отказа от курения во все последующие годы

Политика ограничения доступности для молодежи Эффективное обеспечение соблюдения и публичное освещение Проводятся регулярные проверки соблюдения, крупные штрафы, широкое публичное освещение; запрещены продажи в магазинах самообслуживания и в торговых автоматах. 30.0% снижение только распространенности и числа начинающих курить в возрасте < 16, 20.0% снижение только распространенности и числа начинающих курить в возрасте Среднее обеспечение соблюдения Проверки соблюдения проводятся периодически, достаточные штрафы, слабое публичное освещение 15.0% снижение только распространенности и числа начинающих курить в возрасте < 16, 10.0% снижение только распространенности и числа начинающих курить в возрасте Слабое обеспечение соблюдения Не проводятся проверки соблюдения, недостаточные штрафы, нет публичного освещения 3.0% снижение только распространенности и числа начинающих курить в возрасте < 16, 2.0% снижение только распространенности и числа начинающих курить в возрасте 16-17

Действующие и прогнозируемые антитабачные политики в России Статус «Quo»Прогноз Увеличение налогов * 20%28%40%60%70% 2. Свободная от табачного дыма среда Неполное ограничение Полное ограничение и осуществление 3. Коммуникационные кампании (информационные) Слабое освещение Среднее освещение Широко освещаемая кампания 4. Запрет рекламы и продвижения табака Запрет на ТВ, радио и печати Запрет всех видов продвижения и рекламы 5. Предупредительные надписи Слабые Средние (2010) Сильные графические изображения (2013) 6. Оказание помощи Слабое Горячая линия (2010) Горячая линия и оказание помощи терапевтами 7. Доступ детей и молодежи Слабое соблюдение Эффективное соблюдение * Увеличение акцизного налога от розничной цены

% - 24,6%- 31,1%- 37,1% - 42,6%- 46,8%- 49,4% Влияние антитабачных политик на распространенность курения Мужчины Статус «Quo» (действующие Политики) Прогнозируемые политики

Влияние антитабачных политик на распространенность курения. ПОЛИТИКА/ГОД Ситуация - статус «Quo»58.6%51.8%49.2%46.5%43.5%41.2%39.6% Влияние прогнозируемых политик (- 16,0%) Увеличение налогов % от розничной цены*--3.8%-8.6%-13.4% %-20.2%-22.7% Закон о создании среды, полностью свободной от табачного дыма--8.9%-9.5%-10.0% %-11.7%-12.1% Полный запрет рекламы и продвижения табачной продукции--6.4%-6.6%-7.0%-7.6%-8.2%-8.6% Интенсивная кампания по борьбе против табака--4.3%-4.6%-5.1%-5.6%-6.1%-6.3% Строгое обеспечение соблюдения запрета продажи детям и подросткам--0.1%-0.6%-1.0%-1.7%-2.2%-2.9% Помощь в отказе от курении--2.8%-4.5%-5.3%-6.0%-6.5%-6.4% Суммарное влияние политик--24.6%-31.1%-37.1% %-46.8%-49.4% Мужчины (- 32,0%)

% Влияние антитабачных политик на распространенность курения. Женщины

ПОЛИТИКА/ГОД Ситуация - статус «Quo»20.7%19.9% 19.8%20.2%19.9%19.5% Влияние прогнозируемых политик Увеличение налогов % от розничной цены*--4.0%-8.9%-13.5%-16.8%-19.8%-22.4% Закон о создании среды, полностью свободной от табачного дыма--8.9%-9.5%-10.0%-10.8%-11.6%-12.1% Полный запрет рекламы и продвижения табачной продукции--6.4%-6.6%-6.9%-7.4%-7.9%-8.3% Интенсивная кампания по борьбе против табака--4.4%-4.7%-5.1%-5.6%-6.1%-6.4% Строгое обеспечение соблюдения запрета продажи детям и подросткам--0.1%-0.5%-1.0%-1.7%-2.2%-2.9% Помощь в отказе от курении--2.8%-5.0%-6.0%-7.0%-7.9%-8.2% Суммарное влияние политик--24.8% %-37.6%-42.6%-47.0%-50.1% Влияние антитабачных политик на распространенность курения. Женщины (- 6,0%)(- 4,0%)

% Влияние антитабачных политик на распространенность курения. Мужчины и Женщины

ПОЛИТИКА/ГОД Ситуация - статус «Quo» 37,9%34,4%33,8%32,4%30,4%29,2%27,4%27,1% (-15,0) (-28,4) Увеличение налогов % от розничной цены* -11,6%-13,0%-15,3%-17,5%-19,6%-20,7% Закон о создании среды, полностью свободной от табачного дыма -9,0%-9,6%-10,4%-11,0%-11,6%-10,0% Полный запрет рекламы и продвижения табачной продукции -6,4%-6,6%-7,1%-7,5%-7,9%-6,8% Интенсивная кампания по борьбе против табака -4,5%-4,7%-5,4%-5,8%-6,1%-5,3% Строгое обеспечение соблюдения запрета продажи детям и подросткам -0,3%-0,8%-1,8%-2,4%-3,3% Помощь в отказе от курении -4,0%-5,7%-7,6%-8,9%-9,6%-8,1% Суммарное влияние политик -35,7%-39,6%-45,7%-50,1%-53,8%- 51,4% Влияние антитабачных политик на распространенность курения. Мужчины и Женщины

Влияние антитабачных политик на смертность обусловленную курением. Мужчины Статус «Quo» (действующие политики) Прогнозируемые политики

Женщины Влияние антитабачных политик на смертность обусловленную курением. Статус «Quo» (действующие политики) Прогнозируемые политики

3,7 млн. смертей Мужчины и Женщины Влияние антитабачных политик на смертность обусловленную курением. Статус «Quo» (действующие политики) Прогнозируемые политики

ПОЛИТИКА/ГОД Суммарно Ситуация - статус «Quo»417,7417,0419,1428,7425,4384,1333,516,547,739 Суммарное влияние политик 396,9381,4311,9260,8210,912,850,760 Влияние конкретной политики Увеличение налогов % от розничной цены*--2,58,127,540,245,731,062,927 Закон о создании среды, полностью свободной от табачного дыма--8,115,934,933,831,91,081,109 Полный запрет рекламы и продвижения табачной продукции--5,711,011,023,722,621,4733,330 Интенсивная кампания по борьбе против табака--4,07,917,717,616,8553,173 Строгое обеспечение соблюдения запрета продажи детям и подросткам ,0502,42024,318 Помощь в отказе от курении--3,48,120,623,723,0668,367 Суммарное влияние политик--22,147,2113,5123,3122,63,696,979 Мужчины и Женщины Влияние антитабачных политик на смертность обусловленную курением (тыс.)

Влияние антитабачных политик - уменьшение распространенности курения на 30% в 2020 и 50% в сохранение 3,7 миллионов жизней: у величение налогов: более 1 млн. с вободная от табачного дыма среда: более 1 млн. в ведение максимально полного запрета рекламы и продвижения табачной продукции: более, чем 730,000 э ффективные антитабачные компании в СМИ и всесторонняя медицинская помощь по отказу от курения: более 1.2 млн. Без внедрения и исполнения вышеперечисленных политик распространенность курения будет оставаться на стабильно высоком уровне у мужчин и расти у женщин, а обусловленная курением смертность у женщин будет увеличиваться.

% Влияние антитабачных политик на распространенность курения. Мужчины и Женщины

3,7 млн. смертей Мужчины и Женщины Влияние антитабачных политик на смертность обусловленную курением. Статус «Quo» (действующие политики) Прогнозируемые политики

Влияние антитабачных политик - уменьшение распространенности курения на 30% в 2020 и 50% в сохранение 3,7 миллионов жизней: у величение налогов: более 1 млн. с вободная от табачного дыма среда: более 1 млн. в ведение максимально полного запрета рекламы и продвижения табачной продукции: более, чем 730,000 э ффективные антитабачные компании в СМИ и всесторонняя медицинская помощь по отказу от курения: более 1.2 млн. Без внедрения и исполнения вышеперечисленных политик распространенность курения будет оставаться на стабильно высоком уровне у мужчин и расти у женщин, а обусловленная курением смертность у женщин будет увеличиваться. Russia SimSmoke: The Long-term Effects of Tobacco Control Policies on Smoking Prevalence and Smoking- Attributable Deaths in Russia. Maslennikova G. et al. TC, 2013, June (in press)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ