ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ: подходы, классификация, циклы развития инноваций ПОНОМАРЕВА Е.А. АПК и ППРО по материалам Новиковой Т.Г., Сиденко А.С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогическая инноватика - особая сфера научного знания, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования. Инновация.
Advertisements

Педагогическая инноватика Кафедра педагогики и андрагогики.
Выполнил: студент 3 «V» курса Исмоилов Сарвар.. Управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.
С С Белгородский региональный институт ПКППС Кафедра управления образовательными системами Савина Н.М.
Инновационное образование. Основные понятия педагогической инноватики Инновация (лат. «in» - в, «novus» - новый) (нововведение) – целенаправленное изменение,
- по предмету изменений (цели, условия, формы организации образовательного и управленческого процессов в школе); - по глубине преобразований (модифицирующие.
Инновационное образование. Основные понятия педагогической инноватики Инновация (лат. «in» - в, «novus» - новый) (нововведение) – целенаправленное изменение,
Педагогические технологии Доклад подготовлен Малон Л.В.
Цель: проанализировать возможности введения инновационных форм организации учебного процесса для оптимизации учебного процесса, а также повышения его эффективности.
Анализ, обобщение, диссеминация инновационного педагогического опыта.
Урок и педагогическая инноватика «Инноватика и инновация в образовательном процессе»
Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов.
Образовательная инновация Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение. Инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо.
Инновации в образовании: Поиски и решения Ткачева С.В. Учитель английского языка ГОУ лицей
КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ
МОУ СО школа 35 города Костромы Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 35 г.Костромы Системный подход.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Тема 2. Формирование инновационных процессов Инновационный менеджмент Губин Евгений Петрович, доцент каф. Управления инновациями ТУСУР.
Управление инновационными процессами в ДОУ. «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед» Френсис Бэкон.
Психолого - педагогическое сопровождение процесса инноваций в образовательном учреждении Педагог – психолог Ковтун Марина Васильевна.
Транксрипт:

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ: подходы, классификация, циклы развития инноваций ПОНОМАРЕВА Е.А. АПК и ППРО по материалам Новиковой Т.Г., Сиденко А.С.

задачи 1) уточнить понятие инновация 2) освоить критерии (основания) классификации инноваций 3) познакомиться с уровнями сформированности инновационной деятельности учителя

Идеалом Дункан служили древнегреческие фрески, рисунки на вазах и скульптура. Актриса обладала большим талантом в области пантомимы и была прекрасным импровизатором. Традиционный балетный костюм она заменила легкой греческой туникой и танцевала без обуви. Отсюда и возникло название «танец босоножек». Пластика Дункан состояла из элементов ходьбы, бега на полупальцах, легких прыжков, выразительных жестов. Традиционный балетный костюм она заменила легкой греческой туникой и танцевала без обуви. Отсюда и возникло название «танец босоножек». Пластика Дункан состояла из элементов ходьбы, бега на полупальцах, легких прыжков, выразительных жестов. Критика писала о ней восторженно: «Дункан танцует естественно, просто, как танцевала бы на лугу, и всем своим танцем борется с обветшавшими формами старого балета… Именно Айседора Дункан «подсказала» классическому балету более свободные движения корпуса и рук, возможность сделать пластический рисунок более экспрессивным.

В начале века кинематограф предстает как обновленный тип площадного театрального зрелища. Он еще не воспринимается как новое искусство, но уже захватывает внимание больших аудиторий. Когда Мейерхольд обращается к балагану, к итальянской комедии масок dell'arte, то уже в этом виден шаг навстречу публике, уставшей от засилья «томительно-скучных пьес», заполонивших русскую сцену.

Кризис 1930-х и потрясения Второй мировой войны стали решающим фактором в появлении в 40-х годах художественного направления – «Абстрактный экспрессионизм» Представителями абстрактного экспрессионизма были Джексон Поллок ( ), Вильям де Кунинг ( ), Марко Ротко ( ). Джексон Поллок: Pollock Blue Moby Dick ca 1943 Ohara Museum of Art Kura Главной новаторской идеей этого направления был отказ от мольберта, от накопленных веками опыта искусства и его технологий. Единственная функция искусства - действие, которое выполняет сам художник.. Единственная функция искусства - действие, которое выполняет сам художник..

Строительство

Инновации в медицине Нанотехнологии, используемые для борьбы с раком. Разработка кровезаменителя на основе химически модифицированного гемоглобина. Преимущества лазерного лечения (без антибиотиков и операций), безвредность метода в сочетании с отсутствием побочных эффектов. Компьютерные томографы КТ Philips для получения новых клинических научных данных или проведения сканирования с помощью мультисрезового КТ. До последнего времени при проведении КТ слишком часто приходилось искать компромиссные решения и выбирать между высоким качеством изображений и низкой лучевой нагрузкой или между использованием итеративного алгоритма реконструкции и высокой скоростью сканирования. Отныне все это в прошлом. Оригинальность и полнота технических решений в новых компьютерных томографах Ingenuity КТ позволяют по-новому взглянуть на визуализацию с низкой дозой.

Устройство, которое избавит от головной боли и мигреней. Это устройство изобрели в клинике Кливленда (США) - по размерам оно приближается к миндальному ореху. Новинку специалисты собираются использовать следующим образом: имплантировать в рот пациента к верхней десне выше второго моляра. Кончик имплантата будет замыкать конкретные нервные окончания, которые ответственны за развитие приступа мигрени. Когда пациент чувствует головную боль, он включает языком устройство дистанционного управления, которое размещается на внутренней стороне щеки. Имплантат уже сейчас доступен в Европе, но пока что не разрешен к продаже в Соединенных Штатах. Требуется провести больше исследований, чтобы получить одобрение FDA. Инновации в медицине Ручной сканер, который поможет распознать рак кожи на ранних стадиях - меланому, одно из наиболее смертельных онкозаболеваний. Устройство сравнивает показатели кожи человека с информацией, которая хранится в базе данных, и выдает результат, в том числе - оценивает риски. Если меланому диагностировать на ранних стадиях, шансы на излечение близки к 100%. К тому же, это ноу-хау помогает пациенту избежать биопсии.

Основные понятия темы Педагогическая инноватика Инновация Новшество Нововведение Циклы развития инновационных процессов Классификация инноваций Инновации и традиции

12 Педагогическая инноватика – сфера науки, изучающая процессы развития школы, связанные с новой практикой образования

Инновация Термин "инновация" происходит от латинского "innovato", что означает "обновление" или "улучшение". Само понятие "innovation" впервые появилось в научных исследованиях Х1Х века по культурологии и лингвистике и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую

1) уточним понятие инновация Задание: проанализируйте, пожалуйста, определения. Цель анализа: выявление существенных признаков понятия инновация Определение - которая устанавливает содержание существенных признаков. Определение - важнейшая логическая операция, которая устанавливает содержание понятия, т.е. точное указание мыслимых в нем существенных признаков. Существенными признаками называется такая группа признаков предмета (явления), каждый из которых, отдельно взятый, необходим, а все вместе взятые, достаточны, чтобы отличить данный предмет от всех остальных. Существенными признаками называется такая группа признаков предмета (явления), каждый из которых, отдельно взятый, необходим, а все вместе взятые, достаточны, чтобы отличить данный предмет от всех остальных.

15 Управляемое развитие школы всегда предполагает выработку и реализацию решений об освоении и внедрении каких-то н о в ш е с т в Новшества- это такие компоненты или связи, которых раньше в педагогической системе школы не было. энциклопедический словарь Инновация - это такое содержание возможных изменений педагогической действительности, которые ведут к ранее неизвестному, ранее не встречавшемуся состоянию, результату, развивающих теорию и практику обучения и воспитания. ( Н.Р. Юсуфбекова) Инновация – это содержание и организация нового, тогда как нововведение – это только организация нового. (Третьяков П.И. Управление школой по результатам. М., 1998).

Инновация в образовании - это сложный процесс, представляющий собой "цепь" взаимосвязанных и сознательно инициируемых изменений, возникших в результате творческого акта, имеющий социальную значимость и воплощающийся в реальную образовательную практику для: удовлетворения уже существующих потребностей; или возникающих новых потребностей. Т.Г.Новикова

17 инновация компоненты или связи содержание изменений не было ранее результат содержание организация творческий акт процесс изменений социально- значимый реальная практика удовлетворение потребностей существующих возникающих Результаты анализа

Признаки инновации Новизна Праксиологический аспект Необходимость изменения в других составляющих системы Социальная значимость Экономическая целесообразность

Новшество Это конечный результат инновационного процесса в виде, например, изобретения, которое доведено до стадии распространения или коммерческого эффекта. Новшество, как правило, носит материальный или социальный характер.

Нововведение Процесс внедрения новшеств в ОС: новых технологий, приемов, методов организации и управления образованием Нововведение Инновация

21 Нововведения в цикле своего развития проходят определенные стадии: зарождение идеи разработка идеи нового реализация нового распространение нового рутинизация (отмирание)

Задание 1. Инновации в жизни Приведите известные Вам примеры инноваций из повседневной жизни. Обоснуйте, почему этот пример можно считать инновацией.

Стандарт как совокупность трех систем требований 23

Классификация инноваций Одна из задач педагогической инноватики – классификация нововведений. Это знание необходимо педагогу прежде всего для того, чтобы разбираться в общем процессе развития школы, видеть в нем свое место, видеть осваиваемое новшество в полном объеме, понимать его связи и различия с другими инновациями, разрабатывать технологию усвоения нового

Классификация инноваций В материалах ЮНЕСКО «Новшества в образовательной технологии» выделяют два вида новшеств : Глобальные Во всей системе образования и воспитания ЧастичныеВ отдельных типах школ или учебных предметов

Классификация инноваций по критериальным основаниям Критерии (основания) классификации Новшества 1. Сфера, в которой осуществляются новшества в содержании образования; в технологии; в организации; в системе управления; в экономических механизмах; 2. Способ возникновения новшества систематический, плановый; стихийный, случайный;

Классификация инноваций Критерии (основания) классификации Новшества 3. Широта и глубина охвата новшества глобальные крупные радикальные стратегические частичные (малые, мелкие); 4. Основа, на которой базируется новшество внешние (извне); внутренние 5. Масштаб инноваций системные модульные частные (локальные)

Типология новшеств (Лазарев В.С. Системное развитие школы. М., 2002) Новшества различаются по: Предмету изменений (тому, что преобразуется с помощью этого новшества) Глубине преобразований (степени радикальности изменения) Масштабу преобразований (объему охватываемой им части школьной системы, а также степени вовлеченности в его осуществление коллектива) Ресурсоемкости новшества (объему необходимых для его освоения материальных и человеческих ресурсов) Уровню разработанности (степени подготовленности новшества к внедрению)

по предмету изменений Предметом изменений могут быть цели, условия, содержание, средства и методы, формы организации учебно-воспитательного, управленческого и других процессов в школе. Одни новшества могут предусматривать изменения в одном - двух перечисленных выше компонентах, а другие – быть комплексными и предусматривать изменения во всех или большей части компонентов. Типология новшеств (Лазарев В.С. Системное развитие школы. М., 2002)

По глубине преобразований По глубине преобразований новшества делятся на модифицирующие и радикальные. Модифицирующие новшества обеспечивают усовершенствование, частичное изменение того, что уже используется (программы, методики, алгоритмы и т.д.) Радикальные новшества предполагают освоение принципиально новых идей Радикальность новшеств относительна: изменения, которые для одних школ имеют характер радикальных, для других могут и не быть таковыми (по Лазареву В.С.)

По уровню разработанности полностью подготовленные к использованию, т.е. прошедшие апробацию и имеющие положительный опыт их использования в других школах, и новшества, недостаточно подготовленные к использованию

Ресурсоёмкость новшества Ресурсоемкость новшества определяется объемом временных, материальных, трудовых, финансовых и иных затрат, необходимых для его освоения

Классификация инноваций Вывод: 1. Классификация инноваций может проводиться по различным основаниям 2. Нововведения – один из важнейших видов человеческой деятельности, которая не терпит строгих разграничений и делений, т.к., например, нововведения в содержании образования обязательно влияют на управление и т.д.

Резюме: Образование представляет собой очень сложную и комплексную деятельность, состоящую из ряда компонентов, которые диалектически связаны, обусловлены и зависимы. Поэтому очень трудно и нерезультативно внедрять новшества только в некоторые компоненты образования, т ак как обязательно возникает вопрос о совокупном эффекте от внедряемых новшеств.

Направления инновационной образовательной деятельности Направления инновационной образовательной деятельности – это не «приоритетные направления», которые можно рекомендовать авторским коллективам как наиболее актуальные и перспективные, а просто те направления, которые оказываются «по факту» ведущими в данный момент и в данных условиях.

Базисные инновации в образовании, начавшиеся в XX веке и определяющие качество образования в XXI веке : 1. Обновление содержания образования 2. Гуманизация и экологизация образования 3. Утверждение креативной педагогики 4. Информатизация процесса обучения 5. Формирование системы непрерывного образования 6. Переход от учебной предметности к проектной предметности в сфере «основного» образования. 7. Решение задач управления инновационными образовательными процессами 8. Организация внешкольного воспитательно- образовательного пространства 9. Организация различных форм сетевого взаимодействия образовательных проектов

Специфика педагогических инноваций заключается в том, что «предметом» инновации является личность ученика или педагога; инновации зависят от объективных условий в виде социального заказа; педагог должен быть психологически готов к принятию и реализации инноваций.

39 При этом надо помнить, что любой инновационный процесс носит вероятностный характер, и не все его последствия могут быть спрогнозированы. Неопределенность риск потеря