ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА ДЕЛОВОЙ СРЕДЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ: оценка бизнес сообщества Результаты социологического исследования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Влияние административной и регуляторной среды на развитие малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае Уполномоченный по защите прав предпринимателей.
Advertisements

Мониторинг деятельности малых и средних предприятий, II квартал 2012 года НП «Агентство городского развития»
Результаты социологического опроса по проблемам и перспективам развития предпринимательства в Ростовской области 2008 год.
Всероссийский форум промышленников и предпринимателей Краснодар, 31 января 2008 г. Состояние делового климата в России Президент Российского союза промышленников.
Мониторинг деятельности малых и средних предприятий, II квартал 2013 года НП «Агентство Городского Развития»
Research & Branding Group® по инициативе ГНС Украины ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА И УРОВНЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В УКРАИНЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ.
Мониторинг деятельности малых и средних предприятий, III квартал 2012 года НП «Агентство городского развития»
В сентябре текущего года АРГО профинансировала социологическое исследование «Бизнес-климат и инвестиционная привлекательность г. Ижевска» Объект исследования:
Национальный Исследовательский Университет – Высшая Школа Экономики Возможные риски при создании собственного малого бизнеса Преподаватель - Крылова Дина.
1 Малый и средний бизнес в условиях кризиса Данные регулярного мониторинга.
Государственный Университет – Высшая Школа Экономики Возможные риски при создании собственного малого бизнеса Преподаватель - Крылова Дина Владимировна,
Аналитика показателей развития малого и среднего бизнеса в СЗФО и его государственной поддержки в регионах в рамках проекта ТАСИС Баденко Александр Львович.
Съезд Российского союза промышленников и предпринимателей Предпринимательский климат в России: ключевые направления работы А.Н. Шохин Президент РСПП Москва,
Перспективы развития малого бизнеса в условиях ВТО Брялина Гульшат Ибрагимовна к.э.н., докторант экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.
Приходилось ли Вам встречаться с проявлениями коррупции в вашей повседневной жизни? На этот вопрос положительно ответили 29 человек (36,25%), отрицательно.
Анализ готовности молодежи к организации собственного бизнеса Октябрь 2014 г.
Результаты анкетирования жителей Кабардино- Балкарской Республики.
Перспективы развития г. Новошахтинска как приграничной территории.
Факторы стимулирующие/препятствующие развитию предпринимательства в России. Анализ экспертных интервью Агния Алесина (O+K Маркетинг + Консалтинг) Декабрь.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ГОРОДА МОСКВЫ «СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА ГГ.»
Транксрипт:

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА ДЕЛОВОЙ СРЕДЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ: оценка бизнес сообщества Результаты социологического исследования

ОБЩАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ДЛЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ. крайне неблагоприятные условия очень благоприятные условия 5 лет назад 10 лет назад через 5 лет на настоящий момент На настоящий момент оценки условий региона как места для ведения бизнеса смещены в стороны не благоприятных. Представители сельской бизнес среды оценивают нынешние условия для функционирования бизнеса как более благополучные, а также более оптимистично смотрят в будущее, нежели предприниматели Барнаула и городов края. Бизнес сообщество указывает на ухудшение условий деловой среды по сравнению с предыдущим десятилетием. В ближайшие 5 лет предприниматели не ожидают существенных улучшений бизнес среды.

УСЛОВИЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ В СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ РЕГИОНАМИ. компании из другого региона обосноваться на рынке АК компании АК выйти на рынок другого региона Лучше, либо не хуже, чем в других регионах: отношения внутри самого бизнес сообщества; уровень безопасности: защита от криминала, вымогательств и т.п.. Хуже, чем в других регионах: размер рынка, величина потребительского спроса; отношение к бизнесу со стороны органов власти; наличие ресурсов: площади, кадры и т.п. Уровень конкурентоспособности регионального бизнеса оценивается его представителями как более слабый по сравнению с другими регионами.

ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СОБСТВЕННОГО БИЗНЕСА ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СОБСТВЕННОГО БИЗНЕСА В БЛИЖАЙШИЕ 2-3 ГОДА

НАИБОЛЕЕ ОСТРЫЕ ПРОБЛЕМЫ, МЕШАЮЩИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ недостаток квалифицированных кадров избыточно высокие налоги несправедливая конкуренция рост цен низкая доступность к внешнему финансированию 34% 62% 33% 32% районы края 2. рост цен города края 5. Завышенные требования регулирующих органов Барнаул 2. Коррупция 4. Политика естественных монополий

РИСКИ, НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫЕ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 92% Повышение налогов производство Ужесточение контроля и увеличение штрафов Приход крупного российского или иностранного конкурента, в том числе торговых сетей 92% Повышение тарифов Резкое ухудшение общей ситуации в экономике 62% торговля

Экономические причины: неблагоприятная экономическая среда, низкий спрос, сильная конкуренция среди предпринимателей Барнаула встречается заметно реже Монополизация рынков крупными компаниями в большей степени актуально для торговли и сферы услуг Собственные ошибки предпринимателей, низкая квалификация руководителей бизнеса наиболее значимо для сельских предпринимателей Действия властей, недружественные по отношению к бизнесу: несовершенство законодательства, несоблюдение законодательства, коррупция и злоупотребления в большей степени актуально для городской бизнес среды ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ ЗАКРЫВАЮТСЯ МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ Алтайского края

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ БАРНАУЛА как к «кошельку» как к конкуренту в борьбе за влияние в обществе как к младшему партнеру ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ КРАЯ как к «кошельку» как к локомотиву развития экономики региона как к равноправному партнеру Как, с Вашей точки зрения, органы государственной власти относятся к бизнесу? ОЦЕНКА ОТНОШЕНИЙ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

В сельской бизнес среде ситуации, когда представители администрации создают особо благоприятные условия отдельным фирмам, либо нарушают законные права предпринимателей, встречаются в 2 раза реже, нежели в городской бизнес среде. Независимо от места нахождения компании половина бизнес структур края за последние 2-3 года сталкивалось с недобросовестной конкуренции со стороны других предпринимателей. При этом средняя оценка отношений между предпринимателями региона смещена в стороны партнерских ( «4,5» балла по 7-ми балльной шкале) Представители городской бизнес среды в качестве наиболее эффективной формы взаимодействия с органами государственной власти видят работу в составе постоянно действующих совещательных органов, в то время как сельские предприниматели склонны считать, что желаемых результатов быстрее достичь посредством личных контактов с представителями власти.

Как компания/предприятие, подобное Вашему, может сегодня защитить свои конкурентные права? Эффективных способов защитить свои права на настоящий момент нет Обратиться в суд Стратегии, характерные для деловой среды г. Барнаула Обратиться в общественные организации предпринимателей Действовать самостоятельно Стратегия, характерная для предпринимателей края Независимо от территории осуществления предпринимательской деятельности респонденты склонны считать, что шансы выиграть судебный процесс в ситуации, когда оппонентом являются власть, правоохранительные органы, либо контролирующие инстанции, у большинства бизнесменов края невелики. СТРАТЕГИИ ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНТНЫХ ПРАВ

ОЦЕНКА УРОВНЯ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА СО СТОРОНЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ низкий, неэффективный высокий, эффективный НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ, С ПОЗИЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ г. БАРНАУЛА, МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ: Компенсация части затрат 52% 30% Государственный и муниципальный заказ 48% мера поддержки осуществляется на территории края, и от нее есть реальная польза для бизнеса 5% Средняя оценка уровня поддержки малого и среднего бизнеса в регионе смещена в сторону низкой, малоэффективной.

НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ, С ПОЗИЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ РАЙОНОВ КРАЯ, МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ: Гранты, субсидии 70% 60% Помощь в получении кредитов 50% мера поддержки осуществляется на территории края, и от нее есть реальная польза для бизнеса 5% НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ, С ПОЗИЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ГОРОДОВ КРАЯ, МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ: Организация инфраструктуры поддержки предпринимательства 61% 17% Гранты, субсидии 50% мера поддержки осуществляется на территории края, и от нее есть реальная польза для бизнеса 44% Компенсация части затрат 50% 11%

РЕГИОНАЛЬНЫЕ/МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Принимали участие в программах поддержки малого и среднего бизнеса (гранты, конкурсы, компенсирование процентной ставки, субсидии) Узнаваемость продукции и предприятия, увеличение прибыли и количества рабочих мест Оценка деятельности региональных структур по поддержке и развитию предпринимательства

Самый «тяжелый» налог с точки зрения представителей бизнеса: Отчисления во внебюджетные фонды Самые «легкие» налоги с точки зрения представителей бизнеса: ЕНВД и единый налог при упрощенной системе налогообложения Для представителей региональной деловой среды характеры суждения о высокой налоговой нагрузке. Оценки степени тяжести ставок по большинству налогов смещены в сторону слишком высоких, мешающих вести бизнес. ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ

ВКЛЮЧЕННОСТЬ В РАБОТУ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Включенность в работу региональных индустриальных парков, бизнес- инкубатора и банковского союза «стремится к нулю». Наиболее эффективным объектом инфраструктуры, по мнению респондентов, является Алтайский союз предпринимателей, наименее эффективным – Алтайский бизнес-инкубатор

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КЛИМАТ В РЕГИОНЕ. «Если бы можно было вернуть время назад, стали бы Вы заниматься предпринимательской деятельностью?» да скорее да скорее нет Чувство «сожаления» преимущественно испытывают предпринимателей городов края «Насколько легко или сложно начать с нуля новый бизнес в Алтайском крае?»

«Можно ли сегодня в нашем регионе вести честный бизнес, ничего не скрывая и никого не обманывая?» «Можно ли сегодня успешно вести бизнес, соблюдая в полном объеме регулирующие предписания, контрольно- надзорные регламенты?» среди сельских предпринимателей в 2 раза больше тех, кто считает возможным вести честный бизнес и соблюдать все предписания и регламенты

«Существуют ли в регионе отрасли экономики, доступ в которые для малого и среднего бизнеса кем-либо искусственно затруднен?» затрудняюсь ответить да нет Энергетика, строительство, ЖКХ Предприятия –монополисты мешают предпринимательской деятельности 74% ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ВЛИЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ-МОНОПОЛИСТОВ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАЛЫХ И СРЕДНИХ Основные проблемы: завышенные тарифы и значительное время ожидания выдачи технических условий, разработки и согласование проекта.

«Как Вы считаете, во взаимоотношениях регионального бизнеса и власти присутствуют коррупционные механизмы?» сельские предприниматели в 3 раза реже указывают на наличие коррупционных механизмов по коррупционности лидируют: 1. доступ к государственному и муниципальному заказу; 2. прохождение проверок; 3. выделение земли ОЦЕНКА УРОВНЯ КОРРУМПИРОВАННОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ: Общее ухудшение ситуации в экономике, нехватка квалифицированных кадров, высокие налоги и тарифы, политика естественных монополий – основные слабые стороны предпринимательского климата в регионе. Большинство опрошенных предпринимателей края считают наш регион неблагоприятным местом для ведения бизнеса. Уровень конкурентоспособности регионального бизнеса оценивается его представителями как более слабый по сравнению с другими регионами. Большинство участников опроса (77%) оценивают текущее состояние своих компаний как неустойчивое, либо относительно устойчивое. В оценке дальнейших перспектив развития преобладает сдержанный оптимизм – около половины руководителей компаний надеются на некоторые улучшения в ближайшие 2-3 года. Большинство представителей малого и среднего предпринимательства (63%) не видят на данный момент возможности вести честный бизнес, 74% - считают проблематичным, либо не возможным соблюдение в полной мере всех требований и предписаний, предъявляемых к компаниям со стороны контролирующих органов.

«Закрытыми» для малого и среднего бизнеса отраслями экономики, по мнению их представителей, являются такие отрасли как энергетика, строительство и ЖКХ. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ: Такими образом, полученные данные в целом свидетельствуют о непривлекательности делового климата в регионе, а программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства требуют повышения эффективности. Половина участников опроса признают наличие коррупции в отношении бизнеса и власти, проблема неформальных выплат чиновникам особо остро стоит в городской среде. По коррупционности лидируют - доступ к государственному и муниципальному заказу, прохождение проверок и выделение земли. В региональные/муниципальные программы поддержки предпринимательства включено менее 20% участников исследования, а использование таких объектов инфраструктуры поддержки как бизнес- инкубаторы, индустриальные парки и банковские союзы «стремится к нулю». Отношение власти к бизнесу характеризуется большинством предпринимателей как «к кошельку», и лишь 15% опрошенных бизнесменов ощущают себя по отношению к власти равноправным партнером.