Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Меры по стимулированию «зеленой» экономики Начальник управления природопользования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Меры по совершенствованию бизнес-среды в Стратегии развития агропромышленного комплекса Кыргызской Республики до 2020 года» МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА.
Advertisements

Внедрение систем экологического управления – фактор устойчивого развития территории ЯНАО В соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14.
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Молдова Основные направления обеспечения экологической безопасности в Республике Молдова (Национальная.
1 Правовая база в сфере энергосбережения Основные нормативно-правовое акты Федерального уровня: Федеральный закон от ФЗ «Об энергосбережении.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Экологическая сертификация услуг. Экологическая сертификация является одним из важных элементов государственной политики в области охраны окружающей среды,
Стандарты и руководящие документы по мониторингу окружающей среды.
Внедрение экологического менеджмента. популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов; популяризация основных принципов.
Нормативно-правовая база, регулирующая использование в Беларуси местных топливно-энергетических ресурсов.
L/O/G/O В.В.Курилов, директор Государственного предприятия «Экологияинвест» Минск, В.В.Курилов, директор Государственного предприятия «Экологияинвест»
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
ДУМНОВА ТАТЬЯНА ГАВРИЛОВНА МИНИСТР ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ Система индикативного управления в Республике Бурятия.
Баллыев Батыр, начальник Управления охраны окружающей среды Министерства охраны природы Туркменистана Приоритеты и потребности в области изменения климата.
7-8 сентября 2017 г. г. Астана г. Астана Энергоэффективность как фактор повышения энергетической безопасности Союза Шенец Леонид Васильевич, директор Департамента.
Рыночные преобразования в экономике страны коренным образом изменили систему продовольственного обеспечения населения, вызвав необходимость формирования.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Преподаватель: м.т.н., ассист.проф. Джундубаева Аида Жамантаевна Алматы 2017 Дисциплина: Проектирование и строительство энергоэффективных зданий.
Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Р.М.Хазиев.
Белоус Марина Владимировна г. Минск, 27 апреля 2010 года.
Распоряжение Правительства РФ от Р МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственная программа РФ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ.
Транксрипт:

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Меры по стимулированию «зеленой» экономики Начальник управления природопользования и инновационного развития Ирина Комоско

институциональные и организационные предпосылки для реализации принципов устойчивого развития,включают: разработку и принятие долгосрочных и среднесрочных стратегических, программных и плановых документов; постоянно осуществляемые процессы совершенствования законодательства, приведения его в соответствие с принципами устойчивого развития; наличие управленческих возможностей комплексных решений в области экономики, экологии, социального развития, научно-технического прогресса и инноваций, изменений в структуре производства и потребления; достаточно развитую научно-исследовательскую и инновационную инфраструктуру, работающую на устойчивое развитие; хорошо развитую систему мониторинга за состоянием окружающей среды и экологическую статистику; развитие природоохранных неправительственных организаций.

Реализуется ряд программных документов, в которых в значительной мере нашли отражение принципы экологической «зеленой» экономики: прогнозы различного временного горизонта, государственные, целевые, научно-технические, социально-экономические, экологические, отраслевые и региональные программы; принцип «зеленой» экономики закреплен Директивой Президента Республики Беларусь от г. 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства», с учетом которых разработаны отраслевые программы на очередной пятилетний период; бизнес-планы предприятий и организаций, содержащие конкретные мероприятия по их практическому осуществлению.

ОВОС интегрирована в национальную регулятивную систему и используется в процессе принятия решений на регулярной основе в соответствии: с Законом Республики Беларусь от 9 ноября 2009 года "О государственной экологической экспертизе", Положением о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду, утвержденным постановлением Совета Министров от 19 мая 2010 г. 755, 16 мая 2011 г. Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств принят модельный закон "О стратегической экологической оценке», положения которого используются в национальном законодательстве.

В настоящее время НСМОС включает 11 организационно-самостоятельных и проводимых на общих принципах видов мониторинга окружающей среды

Структура и институциональные основы функционирования НСМОС Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республиканские органы государственного управления и Национальная академия наук Беларуси Межведомственный координационный совет Информационно- аналитические центры видов мониторинга Главный информационно- аналитический центр НСМОС Инфраструктура видов мониторинга (организации и учреждения, осуществляющие наблюдения, сети пунктов наблюдений, техническое оснащение, методическая база) ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ

Инновации Только в России и Беларуси есть запатентованы технологии, связанные с «зеленым» ростом Как % от ВВП, расходы на исследования и разработки очень низкие, находящие в стагнации или снижающиеся (за исключением России)

Расходы на исследования и разработки как % от ВВП

В рамках реализации Национальной стратегии внедрения комплексных природоохранных разрешений на годы: внедрены комплексные природоохранные разрешения в качестве неотъемлемого элемента системы государственного регулирования вредного воздействия на окружающую среду в целях упрощения административных процедур, стимулирования использования наилучших доступных технических методов для комплексного предотвращения и контроля загрязнения окружающей среды; предполагается внедрение дифференцированного подхода и применение упрощенных процедур учета воздействий на окружающую среду и выдачи разрешительных документов для малых, средних и микропредприятий.

На базе государственного предприятия «Экологияинвест» функционирует Центр по наилучшим доступным техническим методам, на официальном Интернет- сайте которого размещена и постоянно актуализируется информация о ходе разработке пособий в области охраны окружающей среды и природопользования, перечень справочных руководств Европейского Союза, нормативно-правовая основа выдачи комплексных природоохранных разрешений.

Разработана система мер по укреплению технологического потенциала национальной экономики, позволяющих обеспечить ее функционирование на экологических (зеленых) принципах: (утверждена Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь ) (утверждена Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь ) Планируется: внедрение в республике государственных «зеленых» закупок товаров, работ и услуг, приоритетное приобретение государственными энергоснабжающими организациями энергии, произведенной из возобновляемых источников, а также ее оплате по соответствующим тарифам; внедрение в республике государственных «зеленых» закупок товаров, работ и услуг, приоритетное приобретение государственными энергоснабжающими организациями энергии, произведенной из возобновляемых источников, а также ее оплате по соответствующим тарифам; реализация мер стимулирующего характера (финансовых, кредитных, амортизационных и т.п.) по внедрению новых технологий, направленных на сохранение и улучшение качества окружающей среды; реализация мер стимулирующего характера (финансовых, кредитных, амортизационных и т.п.) по внедрению новых технологий, направленных на сохранение и улучшение качества окружающей среды; привлечение внутренних и внешних инвестиций, международной технической помощи для укрепления технологического потенциала национальной экономики в целях обеспечения ее функционирования на «зеленых» принципах. привлечение внутренних и внешних инвестиций, международной технической помощи для укрепления технологического потенциала национальной экономики в целях обеспечения ее функционирования на «зеленых» принципах.

предполагает интеграцию научного и промышленного секторов экономики, модернизацию, экологизацию промышленности, повышение конкурентоспособности предприятий, расширение доступа к рынкам сбыта, усилению потоков ресурсов, включая инвестиции, технологии, системы управления и т.д. предусматривает реализацию мер технологического, организационно-правового и экономического характера на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды по основным видам деятельности

Производство электрической и тепловой энергии: Предусмотрены: меры по модернизации и развитию генерирующих источников энергосистемы, внедрению современных энергоэффективных технологий, энергосберегающих оборудования, материалов; увеличению использования местных, возобновляемых источников энергии: строительство гидроэлектростанций, биогазовых, ветроэнергетических установок, внедрение тепловых насосов для использования низкопотенциальных вторичных энергоресурсов и геотермальной энергии, гелио- водонагревателей и гелиоустановок; в долгосрочном периоде - использование атомной энергии. Реализуются: Республиканская программа энергосбережения, цель которой - снижение энергоемкости ВВП к 2015 году на 29 – 32% по отношению к 2010 году, достижение экономии топливно- энергетических ресурсов за счет использования современных технологий, оборудования и других энергосберегающих мероприятий, государственные программы: развития энергетической системы на период до 2016 года, строительства гидроэлектростанций, энергоисточников на местных видах топлива в годах, энергоисточников, работающих на биогазе и др.

Комплекс жилищно-коммунальных услуг: Предусмотрено: расширение и совершенствование раздельного сбора твердых коммунальных отходов, повышение эффективности извлечения из них вторичных материальных ресурсов, к 2025 году – извлечение не менее 70% ВМР, пригодных для повторного использования; внедрение энергосберегающих технологий и оборудования в системах централизованного водоснабжения и водоотведения; введение принципа расширенной ответственности производителей и поставщиков пластмассовой, стеклянной, бумажной тары, сложной бытовой техники, элементов питания (батареек), смазочных масел, осветительных устройств за сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров и тары. Реализуются: государственная и территориальные программы по водоснабжению и водоотведению «Чистая вода» на годы, Государственная программа сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья и др.

Производство промышленной продукции: Одной из основных целей Программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года является укрепление его технологического потенциала с целью обеспечения функционирования на экологических «зеленых» принципах, предотвращения (минимизации) вреда, наносимого производственной деятельностью окружающей среде и здоровью человека, за счет внедрения в производственный процесс прогрессивных технологий и современной техники, эффективного управления окружающей средой при обеспечении намеченного роста производства продукции. Предусмотрены: разработка перспективных планов по реализации политики сохранения и улучшения качества окружающей среды на период до 2025 г.; разработка и реализация плана действий по введению в Республике Беларусь экологической маркировки продукции; расширение сертификации систем управления окружающей средой в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО и др.

Программой развития промышленного комплекса и Системой мер по укреплению технологического потенциала предусмотрен широкий диапазон мероприятий, в том числе такие меры как: переход на технологию плавки в индукционных печах взамен ваграночной плавки; замена технологии окраски деталей жидкими лакокрасками на основе растворителей на технологию порошковой окраски; организация производства двигателей, соответствующих стандартам Европейского союза, выпуска автомобилей и других транспортных средств, соответствующих стандартам ЕС по экологическим параметрам; вывод из обращения озоноразрушающих веществ, замена оборудования, использующего озоноразрушающие вещества, на оборудование с безопасными хладагентами; внедрение автоматических гальванических линий с системой бессточной локальной очистки и возвратом воды в технологический цикл, разработка и внедрение в производство технологий и материалов, при использовании которых образуются без(мало)опасные отходы и др.

Строительство: Осуществляется разработка наилучших доступных технических методов производства продукции на местных видах сырья; разработка и освоение в производстве новых энергосберегающих и экологобезопасных строительных технологий, конструкций, материалов, инженерного оборудования, соответствующих требованиям энергоэффективных стандартов; разработка проектов и строительство экспериментальных «зеленых» жилых кварталов и микрорайонов. Реализуется Комплексная программа по проектированию, строительству и реконструкции энергоэффективных жилых домов в Республике Беларусь, основной целью которой является снижение потребления топливно-энергетических ресурсов на отопление на основе использования новых конструктивно-технологических решений и энергосберегающего инженерного оборудования. Запроектированы энергоэффективные жилые дома во всех регионах республики.

Сельское хозяйство: Предусмотрено: создание пилотных инновационных объектов по отработке новейших перспективных технологий, машин и оборудования для агро­промышленного комплекса; разработка и внедрение на животноводческих фермах и комплексах широкого спектра экологически безопасных технологий производства продукции животноводства, инновационных проектов, новых энерго - и ресурсосберегающих технологий возделывания сельскохозяйственных культур, формирование целевых региональных систем земледелия, реализация научно - обоснованных схем размещения по регионам республики экономически целесообразных видов производства сельскохозяйственной продукции; внедрение технологий беспривязного содержания животных на глубокой подстилке, новых методов компостирования навоза, внесения органики в почву методом щелевания; создание условий для внедрения органического агропроизводства. Реализуется Государственная программа устойчивого развития села на 2011–2015 гг.

Транспортная деятельность: Предусмотрено: реализация пилотных проектов использования видов топлив с повышенными экологическими характеристиками на городском общественном транспорте, регулярных грузовых перевозках в черте города, на транспорте коммунальных служб. В долгосрочном периоде планируется: поэтапное внедрение в крупных городах транспортных средств, работающих без использования традиционных видов топлива (бензин, дизельное топливо), сокращение зависимости транспорта от нефтепродуктов; сокращение доли выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных источников в общем объеме выбросов до 60%; оптимизация развития мультимодальных логистических цепей; развитие систем скоростного и внеуличного пассажирского транспорта, создание городских пассажирских терминалов и пересадочных комплексов.

Лесное хозяйство: Предусмотрено: развитие экономически и экологически эффективных технологий утилизации древесных отходов, образующихся в процессе лесосечных работ, лесопиления и деревообработки, предусматривающих создание безотходного производства, в том числе по выпуску топливных гранул (пеллет); совершенствование системы охраны лесов путем внедрения автоматизированной системы слежения и раннего обнаружения лесных пожаров дистанционными методами с использованием средств видеонаблюдения; проведение лесной сертификации, предусматривающей рациональное и соответствующее экологическим требованиям ведение лесного хозяйства; внедрение систем экологических требований при ведении лесного хозяйства. Реализуются: Комплекс мероприятий по совершенствованию работы лесного хозяйства, Государственная программа развития лесного хозяйства Республики Беларусь на годы. В долгосрочном периоде планируется широкое внедрение космических технологий при инвентаризации лесов и назначении хозяйственных мероприятий.

Спасибо за внимание Начальник управления природопользования и инновационного развития Комоско Ирина Викторовна