Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО с учетом поликультурности социума © Захарова Т.Н., доцент КДО ГОАУ ЯО ИРО, 2014.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование у старших дошкольников толерантного отношения к представителям других национальностей Подготовила воспитатель группы10 Лопатина Н.В. МБДОУ.
Advertisements

СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИЗУЧЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ГБДОУ д/с уч.год.
Основы положений ФГОС Дошкольного образования «Брейн-ринг» Поборская Е.А. Старший воспитатель.
Толерантность Толерантность - (от латинского терпение) проявляется в терпимости к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувством, мнениям, идеям, верованиям.
Частное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 1 открытого акционерного обществаРоссийские железные дороги Санкт - Петербург.
Программа социальной деятельности обучающихся должна быть направлена на овладение обучающимися принципов сотрудничества и диалога. Необходимо обеспечить:
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной.
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
(в рамках муниципального проекта «Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним»)
Организация патриотического уголка в условиях группы.
Презентация Образовательная программа дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 103 комбинированноговида.
«Создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в группе 1 в условиях реализации ФГОС ДО»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
« ФГОС дошкольного образования. Особенности построения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации» Муниципальное бюджетное дошкольное.
ПРОЕКТ «ИЗУЧЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО)» Выполнила: старший воспитатель.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. КРАСНОДАР «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 206» ПРОЕКТ ПО КУБАНОВЕДЕНИЮ «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ.
Формирование толерантности у дошкольников 2012 год.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Тисульский детский сад 4 ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия ; - обеспечение равных возможностей полноценного.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Транксрипт:

Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО с учетом поликультурности социума © Захарова Т.Н., доцент КДО ГОАУ ЯО ИРО, 2014

«Человек – это уникальный мир культур, вступающий во взаимодействие с другими личностями культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других» М.М.Бахтин «Народ, который не знает своей культуры, истории, - презрение и легкомысленен» Н.М. Карамзин

ФГОС ДО: становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Поликультурное воспитание – содействует полноценной социализации личности в полиэтническом мире, создает основу для понимания, уважительного отношения к культуре своего народа в сочетании с аналогичным отношением к культурам других народов

В дошкольном возрасте происходит формирование основ мировоззрения, нравственных устоев, характера и привычек человека, закладываются основы миролюбивости и созидательности человека

Развивающая предметно- пространственная среда Первый пласт - вещественный, материализованный, а второй - духовный, личностный, оценочный, построенный на диалоге общения педагога с ребенком, ребенка с искусством, культурой, историей

Поликультурная среда – эта часть педагогической среды, которая окружает личность и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях, обрядах

Результаты исследования (Фадеева Т.В., к.пс.н.) Низкий уровень психологической адаптации детей- мигрантов старшего дошкольного возраста к поликультурной среде. Выявлены нарушения психоэмоционального состояния, в частности, высокий уровень тревожности, заниженная самооценка, негативное эмоциональное состояние в группе детского сада и неудовлетворённость своим статусным положением в коллективе; низкий уровень сформированности толерантных отношений, что подтверждается преобладанием препятственно-доминантного типа и направленности поведения, высоким процентом ин толерантных детей с преобладанием нетерпимого отношения; нарушениями этнической идентичности (низкий уровень этнической осведомлённости и затруднения с этнической самоидентификацией); предпочтение других этнических групп, повышение агрессивного типа поведения по отношению к сверстникам

Актуально согласование деятельности педагогов и родителей по вопросам: сохранения и укрепления позитивного психоэмоционального состояния дошкольников, повышения этнокультурной компетентности, обучения приёмам эффективного межкультурного диалога (как со взрослыми, так и со сверстниками), формирования этнической, российской, планетарной идентичности

Развивающая предметно- пространственная среда (РППС) в поликультурном контексте позволяет: удовлетворить познавательные потребности детей, создавать ситуацию их эмоционального комфорта, обеспечить ощущение социальной защищенности, помогает в нравственном становлении и в гражданском самоопределении

Ведущие направления поликультурного воспитания этнической российской планетарной Формирование идентичности

В детском саду может быть приобретен дидактический материал (подборки книг и открыток, игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом и бытом разных народов), оформлены фотоальбомы; созданы презентации для ознакомления дошкольников с символикой, обычаями, традициями разных народов; создана аудиотека фольклора народов России (стихи, песни, сказки); составлен каталог (картотека) народных игр; для проведения фольклорных праздников и развлечений сшиты детские национальные костюмы народов России оформлены центры краеведения, центры дружбы и понимания (название варьируется)

Большое значение имеет обращение к народному искусству во всех его проявлениях – это песни, танцы, пословицы и поговорки, сказки, различные виды декоративно- прикладного искусства

Важно помнить, что личность ребенка формируется под воздействием не только специально созданных условий, но и окружающей среды, ее традиций, обычаев. Необходимо целенаправленно использовать возможности естественной поликультурной среды, в том числе при создании предметно-пространственной среды жизни в дошкольном учреждении

Педагог как элемент поликультурной среды Для приобщения детей к культуре народа педагогу самому необходимо обладать знаниями, которые можно представить в виде следующих информационных блоков: историко-этнографического, социально- политического, культурологического, лингвистического. Каждый блок предполагает наличие не только определенных знаний, но и умений. 1. «Историко-этнографический блок» включает в себя знания истории, географии, религии, традиций, обычаев, особенностей жизнедеятельности народа и предполагает наличие умений пополнения, углубления и совершенствования знаний по истории, географии, этнографии страны и творческого использования этих знаний в процессе общения; подбор и систематизация материала по традициям и обычаям и т.д. 2. «Социально-политический блок» включает в себя знание государственного устройства, структуры государственной власти, системы социальных институтов (образование, здравоохранение), развитие науки, техники, производства и социальной защиты. Для его реализации необходимы накопление и систематизация знаний по социально-политическому устройству страны, умение ориентироваться в системе социальных институтов, достижений науки, техники, производства для осуществления социокультурного общения. 3. «Культурологический блок» включает в себя знание культуры, речи, литературы, музыки, архитектуры, изобразительного искусства, этикета, а также спортивных достижений страны. К нему относятся умение ориентироваться в продуктах художественной, изобразительной, музыкальной культуры, умение соотносить знания культуры другого народа со знаниями о своей культуре, умение вести себя в соответствии с этикетом страны. 4. «Лингвистический блок» включает в себя знание языка, его строение (фонетика, фонология, грамматика, лексикология, фразеология), а также аспекты языка, непосредственно связанные с функционированием говорящего человека в обществе. В ДОУ необходима организация поликультурной образовательной среды, которая создает благоприятные условия для полной личностной самореализации представителя любой культуры и национальности.

Предметная среда ДОУ в поликультурном контексте

Дерево держится корнями, а человек друзьями… (Пословица)

Социокультурные связи краеведческие и художественные музеи, детско-юношеские библиотеки, филармония, центры народных ремесел, мероприятий этнической направленности на основе идеи социального партнер­ства

Все мы разные нужны, все мы разные важны!