«МУЗЫКА как фактор формирования ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ » Автор: Журавская Е.П. учитель музыки высшей категории, педагог дополнительного образования,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Легкая мелодия – самый лучший утешитель для возбужденной фантазии и лекарство для мозга». В. Шекспир Музыкальный руководитель: Тимошенко Людмила Александровна.
Advertisements

Интенсивное развитие современного общество в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна.
Учитель музыки Бойко О.Н.. Д.Д.Шостакович МУЗЫКОТЕРАПИЯ ВОКАЛОТЕРАПИЯ РИТМОТЕРАПИЯ ФОЛЬКЛОРНАЯ АРТТЕРАПИЯ ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСТВОМ УЛЫБКОТЕРАПИЯ.
Как музыка воздействует на нас? Авторы : Волошин Д. Горожанцев к. Морозова А. Мухаметдинова Л. Олейниченко М.Панюшин Д. Рухлова К Хамроева Л.. Интегрированный.
Пение – это занятие не только приятное, но и очень полезное! Пение – это древнейшее искусство – улучшает самочувствие, снимает боль и даже продлевает жизнь.
ПЕНИЕ ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ. Многие целители древности знали о необыкновенных свойствах музыки. Авиценна более тысячи лет тому назад советовал укреплять дух.
«Роль музыкальной деятельности в повышение самооценки и самореализации учащихся»
Музыкально-оздоровительная работа в детском саду Музыкальный руководитель Шабашова Валентина Александровна МБДОУ детский сад 6 «Ягодка» г. Ворсма
Интенсивное развитие современного общество в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна.
МБДОУ ДС КВ 2 «Россияночка » «Условия оздоровительной работы с детьми».
Значение музыки в воспитании детей. Консультация для родителей
психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников» Марквальд М.Х. музыкальный руководитель МАДОУ комбинированного.
«Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе» Подготовила: преподаватель МБОУДОД «Урмарская ДШИ» Михайлова Маргарита Павловна.
Влияние классической музыки на психофизическое состояние человека.
Фирсова Илона Борисовна Психолог ДОУ 39 Центрального района.
Волшебный мир Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребенка.
Учитель Давыдовкого филиала Устьинской СОШ Хандожко Наталья Николаевна.
1. Формирование у обучающихся свободного владения певческим голосом, умение технически грамотно и художественно выразительно исполнять музыкальные произведения.
Организация здоровьесберегающей деятельности с обучающимися начальной школы Из опыта работы учителя начальных классов Завьяловой Валентины Александровны.
Транксрипт:

«МУЗЫКА как фактор формирования ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ » Автор: Журавская Е.П. учитель музыки высшей категории, педагог дополнительного образования, руководитель вокальной студии «Планета песен» МАУ КДК «МЕЧТА» Красногорского муниципального района Московской области

«К сердцу детскому хочу я ключик подобрать. Чудо-музыка поможет путь мне отыскать. Пусть из сердца льётся песня, с песней легче жить! Быть здоровым, умным, добрым, Родину любить!» - Е.Журавская В современной России много говорится о всестороннем, гармоничном воспитании подрастающего поколения. Но, к сожалению, из года в год количество детей с проблемами здоровья возрастает. Отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений в психо-эмоциональной сфере. В учреждения приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями, эмоциональной не стабильностью, проблемами в общении.

Как же помочь детям раскрыть свой интеллектуально-творческий потенциал, научить их беречь, сохранять и приумножать здоровье? Моё убеждение – призвать на помощь музыку!!! «Легкая мелодия – самый лучший утешитель для возбужденной фантазии и лекарство для мозга». В. Шекспир Оздоровлением с помощью разнообразных звуков и музыки, исследованием её влияния на здоровье и поведение занимались на протяжении многих тысячелетий. Установлены следующие факты: музыка оказывает заметное воздействие на минутный объём крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови, повышает и понижает мышечный тонус, стимулирует появление эмоций, улучшает вербальные и арифметические способности, стимулирует процессы восприятия и памяти, активизирует творческое мышление.

Проблемой оздоровления с помощью звуков и музыки, исследованием её влияния на здоровье и поведение занимались учёные на протяжении многих тысячелетий. О лечебно-оздоровительном эффекте звуков, музыки, пения, дыхания писали древние философы, к ним присоединяются и современные учёные-физики, медики, музыканты и педагоги из многих стран. Их научные труды и результаты экспериментов свидетельствуют об эффективности музыки, как средства сбережения здоровья. Лечебно- оздоровительные свойства музыки напрямую связаны с частотой звуковых колебаний и их влиянием на физиологические и психические процессы в организме. Этот метод восстановления, сбережения здоровья и оптимизации поведения с помощью различных музыкальных средств называется – МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ.

Музыкальная терапия – это метод восстановления здоровья и оптимизации поведения с помощью музыкальных средств комплексная музыка, классическая музыки разной направленности, звуки природы, колокольные звоны, вокальные тренинги, звуковые упражнения, дыхательная гимнастика, музыкально-ритмические игры, инсценировки, игра на шумовых музыкальных инструментах

Формы музыкотерапии Различают три основные формы музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную. Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что человек в процессе музыка терапевтического сеанса не принимает в нем активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья. Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение. Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально- подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.

ИННОВАЦИОННЫЕ Разработки В своей работе я использую эффективные и проверенные разработки в области здоровьесбережения. Вот некоторые их них: Программа комплексной музыки «Музыка для здоровья» Центра медицинской реабилитации центральной поликлиники МЧС России. Программа классической музыки «Классика для здоровья». Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой Теоретические и практические рекомендации музыкального терапевта, врача, певца, автора уникального научного труда по музыкальной терапии – С.В. Шушарджана. Методики вокальных и звуковых упражнений музыкального психолога В.И.Петрушина, педагогов-вокалистов В.Емельяненко, Д.Огороднова, Т.Кротовой, Г. Струве, О.Сафроновой. Рекомендации по развитию и охране детского певческого голоса В.Н.Шацкой, действительного члена Академии Педагогических Наук.

Музыка и физиология Опытным путем удалось установить, что человеческий организм в большинстве случаев «откликается» на музыку, подстраиваясь под ее темп, что сказывается на частоте пульса, дыхании, кровообращении, работе внутренних органов и желез секреции. Поэтому спокойное классическое произведение способно погрузить ребенка в состояние, близкое к медитации, во время которого его организм начинает работать в замедленном режиме

Думаю, что каждый замечал, что одни музыкальные произведения нас успокаивают, другие вызывают желание двигаться, третьи раздражают, четвёртые заставляют думать, мечтать, переживать… Однако, ученые уже разработали целый комплекс музыкальных средств и рекомендаций и для повседневной жизни, и для учебно- воспитательного процесса. Вот лишь некоторые из них. Хотите укрепить иммунитет себе и своим воспитанникам? Послушайте программу комплексной музыки «Музыка для здоровья» Центра медицинской реабилитации центральной поликлиники МЧС России. В её основе положена разработка российских учёных «Белый шум». Этот еле уловимый нашим слухом особый звук в комплексе со специально подобранной музыкой обладает способностью улучшать эмоциональное состояние. Данная разработка рекомендована министерством здравоохранения России, получила международный сертификат ЮНЕСКО при ООН, прошла серьёзную проверку в лечебных центрах, подтвердив уникальное позитивное воздействие на здоровье человека разных возрастных групп, в том числе детей и подростков разного возраста.

«Ухо предназначено не только для того, чтобы слышать, но и чтобы питать энергией разум и тело. Клетки мозга работают как маленькие батарейки- аккумуляторы. Они заряжаются не путем метаболизма тела, а с помощью энергии звуков». А.Томатис пришел к поразительному открытию:

Эффект Моцарта После многочисленных экспериментов ученые пришли к выводу, что при нервных расстройствах, повышенной возбудимости, склонности к истерикам и капризам наиболее благоприятное воздействие на ребенка оказывает музыка Моцарта. Если проводить сеансы музыкотерапии ежедневно по минут, то уже через 7-10 дней малыш начнет вести себя более взвешенно и адекватно..

Дыхательные и звуковые гимнастики, вокализы Дыхательная музыкотерапия, включающая игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения. Дыхательная музыкотерапия оказывает огромное влияние на эмоциональную сферу, позволяя проводить развивающий эмоциональный тренинг, приводящий к улучшению психофизиологического состояния ребенка. Кроме того, дыхательная музыкотерапия прекрасно снимает стрессы, развивает у детей внешний и внутренний слух

Рецепт КОМПЛЕКСНАЯ музыка и белый шум - укрепляет иммунитет КЛАССИЧЕСКАЯ музыка И. Брамс «Симфония 3» 3 ч., Скрипичный концерт - снимает усталость И. Брамс «Венгерские танцы» - заряд энергии П. Чайковский «Вариации на тему рококо», «Славянский марш»,увертюра-фантазия к «Ромео и Джульетте», симфония «Зимние грезы» - - помогает от неврозов Ф.Мендельсон «Весенняя песня», «Юморески» Дворжак, «Американец в Париже» Гершвин - помогает от мигрени М.Огинский «Полонез» - снимает головную боль Ф. Мендельсон «Свадебный марш» - нормализует давление и сердцебиение Массне«Медитация», Родриго«Адажио», Оффенбах «Баркарола» - гарантирует сладкий сон КОЛОКОЛЬНЫЕ звоны и молитвы – восстанавливают энергетику ПЕСНИ-НАСТРОЙКИ – правильно моделируют поведение

Л. Бетховен «Симфония 4» 4 ч. - улучшает физические показатели В. Моцарт «Соната Ре-мажор» К активизирует мозг И. Брамс «Венгерские танцы» - заряжает энергией Дж. Гершвин, джаз, блюз, - избавляет от депрессии Звуковая и дыхательная гимнастика – укрепляет организм, восстанавливает голос Вокальные упражнения - благотворное влияет на весь организм Звуки природы – гармонизирует, умиротворяет

. При прослушивании музыкальных упражнений важно отвлечь ребенка от травмирующих переживаний и помочь ему при помощи музыки увидеть всю красоту мира. 1. Для активизации жизненных сил для гипоактивных детей музыка М. Равеля «Болеро». 2. Для расслабления, снятия раздражительности (для гиперактивных детей) музыка Д. Шостаковича из фильма «Овод». 3. Снятие стресса,оптимизация настроения музыка Ж. Бизе «Юношеская симфония», танцевальная музыка из оперетт Р. Штрауса, И Кальмана.

РЕЗУЛЬТАТЫ Необходимо использовать различные формы контроля. В своей работе мы применяем следующие виды контроля промежуточных и конечных результатов: Формы контроля промежуточных и конечных результатов: наблюдение педагога в ходе занятий, анализ календаря настроений, диагностика уровня развития музыкально-творческих способностей, диагностика психологической атмосферы, диагностика уровня самооценки, анализ подготовки и участия в мероприятиях Подтверждается эффективность применения средств музыкальной терапии: Выросли показатели ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ, Повысился уровень развития музыкально-творческих способностей каждого обучающегося и показатели по классам: увеличился диапазон голоса, улучшилась чистота интонирования и чувство ритма, навыки певческого дыхания и звукообразования, пения в ансамбле, улучшилась дикция и артикуляция, движения под музыку стали синхронными исполнение произведений стало более эмоциональным, выразительным и осмысленным. Процент выполнения диагностических тестов и проверочных заданий увеличился на 65 %. Улучшилась психологическая атмосфера в коллективе с 44 до 72 баллов. Повысился уровень самооценки у каждого воспитанника и в коллективе в целом. В начале 2010 года уровень самооценки был средним – 51 балл, в 2011 – уменьшился до 40 баллов, в конце 2013 года уровень самооценки стал ВЫСОКИМ- 29 баллов.

Слушайте Музыку! Музыка – посредница между жизнью ума и жизнью чувств. Людвиг Ван Бетховен Музыка – высшее в мире искусство. Лев Толстой Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка - целитель здоровья. Владимир Бехтерев Будьте здоровы!

ВЫВОД: в сочетании с традиционными педагогическими технологиями, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ технологии и методы музыкальной терапии дают замечательные результаты: содействуют творческому развитию и создают отличное настроение нам и нашим воспитанникам! Слушайте музыку!!! Будьте здоровы!!!

ПРИЛОЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ диагностики эффективности работы по программе 1) психологическая атмосфера в коллективе; 1) психологическая атмосфера в коллективе; 2) уровень самооценки детей; 2) уровень самооценки детей; 3) психоэмоциональное состояние; 3) психоэмоциональное состояние; 4) уровень развития музыкально-творческих 4) уровень развития музыкально-творческих способностей. способностей.

1). Диагностика психологической атмосферы в группе 1). Диагностика психологической атмосферы в группе Методика (по А. Ф. Фидлеру) используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. Данная методика допускает анонимное обследование, что повышает её надежность. Методика (по А. Ф. Фидлеру) используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. Данная методика допускает анонимное обследование, что повышает её надежность. ДИАГНОСТИКА психологической атмосферы за 3 года Данные диаграммы свидетельствуют о ежегодном стабильном улучшении психологической атмосферы в коллективе с 44 до 72 баллов. Данные диаграммы свидетельствуют о ежегодном стабильном улучшении психологической атмосферы в коллективе с 44 до 72 баллов. Вывод: данные свидетельствуют об улучшении психологической атмосферы в коллективе в целом и у каждого обучающегося в частности. Если в начале 2009 учебного года атмосферу можно было охарактеризовать как не очень дружелюбную, а некоторые дети, особенно девочки, характеризуют настроение, как враждебное, то в конце 1 полугодия 2012 года ситуация значительно улучшилась. Атмосфера стала более дружелюбной, что явственно отражено в индивидуальных опросах. Вывод: данные свидетельствуют об улучшении психологической атмосферы в коллективе в целом и у каждого обучающегося в частности. Если в начале 2009 учебного года атмосферу можно было охарактеризовать как не очень дружелюбную, а некоторые дети, особенно девочки, характеризуют настроение, как враждебное, то в конце 1 полугодия 2012 года ситуация значительно улучшилась. Атмосфера стала более дружелюбной, что явственно отражено в индивидуальных опросах.

2). Уровень самооценки 2). Уровень самооценки (Анастази А., Урбина С. «Психологическое тестирование», изд. «Питер»,2006 г.) (Анастази А., Урбина С. «Психологическое тестирование», изд. «Питер»,2006 г.) Обучающиеся отвечают на 32 вопроса, им предложены 5 вариантов ответа на каждый из них. Каждый ответ оценивается определённым количеством баллов. По результатам ответов все баллы суммируются и подводится итог. Количество набранных баллов (от 0 до 128) свидетельствует об уровне самооценки: чем меньше число, тем выше самооценка, чем больше число, тем ниже уровень самооценки. Обучающиеся отвечают на 32 вопроса, им предложены 5 вариантов ответа на каждый из них. Каждый ответ оценивается определённым количеством баллов. По результатам ответов все баллы суммируются и подводится итог. Количество набранных баллов (от 0 до 128) свидетельствует об уровне самооценки: чем меньше число, тем выше самооценка, чем больше число, тем ниже уровень самооценки. Уровень САМООЦЕНКИ за 3 года Уровень САМООЦЕНКИ за 3 года Вывод: данные свидетельствуют о повышении уровня самооценки у каждого обучающегося и в коллективе в целом. Вывод: данные свидетельствуют о повышении уровня самооценки у каждого обучающегося и в коллективе в целом. В начале 2009 года уровень самооценки был средним – 51 балл, в 2011 – уменьшился до 40 баллов, в конце 1 полугодия 2012 года уровень самооценки стал ВЫСОКИМ- 29 баллов. В начале 2009 года уровень самооценки был средним – 51 балл, в 2011 – уменьшился до 40 баллов, в конце 1 полугодия 2012 года уровень самооценки стал ВЫСОКИМ- 29 баллов.

3). Исследование психоэмоционального состояния 3). Исследование психоэмоционального состояния Исследование психоэмоционального состояния осуществляется на основе анализа психологического рисуночного теста «Страна Музыкалия», проводимого в начале и в конце учебного года. Исследование психоэмоционального состояния осуществляется на основе анализа психологического рисуночного теста «Страна Музыкалия», проводимого в начале и в конце учебного года. Рисуночный тест «Страна Музыкалия» Рисуночный тест «Страна Музыкалия» Руководствуясь инструкцией, обучающимся предлагается раскрасить карту, напоминающую очертания человека. В результате мы узнаём, с каким из чувств ассоциируется каждый цвет, область раскрашивания позволяет выявить личностные характеристики и проблемы обучающихся. Руководствуясь инструкцией, обучающимся предлагается раскрасить карту, напоминающую очертания человека. В результате мы узнаём, с каким из чувств ассоциируется каждый цвет, область раскрашивания позволяет выявить личностные характеристики и проблемы обучающихся. Результаты исследований за 3 года Результаты исследований за 3 года В начале 2009 года: В конце 2011 года: В начале 2009 года: В конце 2011 года: у 48% - обучающихся доминировали настроения - у 45% - исчезли злость и обида, у 48% - обучающихся доминировали настроения - у 45% - исчезли злость и обида, грусти, злости, обиды, страха, вины, - у 51% - приумножились радостные грусти, злости, обиды, страха, вины, - у 51% - приумножились радостные мысли и настроения, мысли и настроения, у 53% - прослеживались проблемы в общении; - у 38% -большинство негативных у 53% - прослеживались проблемы в общении; - у 38% -большинство негативных у 47% - проблемы в самореализации, эмоций ушли, или деформировались в у 47% - проблемы в самореализации, эмоций ушли, или деформировались в более позитивные, более позитивные, у 29% - отсутствовали позитивные мысли. - у 74% - исчезли проблемы в общении, у 29% - отсутствовали позитивные мысли. - у 74% - исчезли проблемы в общении,

4). Динамика уровня развития музыкально-творческих способностей за 3 года (%) Данные диаграммы свидетельствуют о ежегодном ПОВЫШЕНИИ уровня развития способностей и освоения навыков: Данные диаграммы свидетельствуют о ежегодном ПОВЫШЕНИИ уровня развития способностей и освоения навыков: чувства ритма – с 35 % до 92 %; чувства ритма – с 35 % до 92 %; внутреннего слуха – с 27% до 90 %; внутреннего слуха – с 27% до 90 %; постановки дыхания – с 35 % до 92 %; постановки дыхания – с 35 % до 92 %; звукообразования – с 34 % до 94 %; звукообразования – с 34 % до 94 %; интонирования – с 37 % до 92 %; интонирования – с 37 % до 92 %; ансамбля – с 40 % до 96 %; ансамбля – с 40 % до 96 %; дикции и артикуляции – с 50 % до 94 %; дикции и артикуляции – с 50 % до 94 %; сценического движения – с 35 % до 92 %; сценического движения – с 35 % до 92 %; эмоциональности и выразительности – с 40 % до 96 %. эмоциональности и выразительности – с 40 % до 96 %. Процент выполнения диагностических тестов и проверочных заданий Процент выполнения диагностических тестов и проверочных заданий увеличился на 65%. увеличился на 65%.

Выступления на сцене -Дом Культуры ВВЦ -ДК «Подмосковье» -Колонный зал Дома Союзов -Администрация Красногорска -Администрация Нахабино -Совет ветеранов

Международные конкурсы: «Одарённые дети», «Ритмы Юности» «Юность Планеты», «Твой голос», «В гостях у сказки», «Мы вместе»,«Соловьи России», «Приятели Болгарии»

ВЫВОД: ВЫВОД: Исследования и разнообразная диагностика подтверждает эффективность и продуктивность музыки, как фактора формирования здоровьсберегающей среды. Исследования и разнообразная диагностика подтверждает эффективность и продуктивность музыки, как фактора формирования здоровьсберегающей среды. Улучшилась психологическая атмосфера в коллективе, в вокально-хоровых группах, повысился уровень самооценки, улучшилось психоэмоциональное состояние каждого воспитанника. Улучшилась психологическая атмосфера в коллективе, в вокально-хоровых группах, повысился уровень самооценки, улучшилось психоэмоциональное состояние каждого воспитанника. Подтверждением эффективности ДЕЯТЕЛЬНОСТИ являются успешные выступления воспитанников на городских, районных, областных, всероссийских и международных конкурсах и мероприятиях. Подтверждением эффективности ДЕЯТЕЛЬНОСТИ являются успешные выступления воспитанников на городских, районных, областных, всероссийских и международных конкурсах и мероприятиях.