Особенности детей с аутизмом препятствующие обучению.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программы раннего вмешательства для детей с РАС. Что мы знаем о программах помощи: 1.Детям с аутизмом необходимы программы помощи т.к у нас нет лекарств,
Advertisements

Синдром Аспергера. Бельгийский учёный Карл Гилберт (1989) опубликовал диагностические критерии синдрома Аспергера, которые основывались на клиническом.
Особенности психолого- педагогического сопровождения обучения детей с аутизмом Педагог-психолог ЦПМПК Ляш Л.И.
Особенности развития речи и языка у детей с синдромом Дауна и пути преодоления трудностей. Оксана Кондратюк, логопед ВБО «Даун Синдром»
Речь детей с РДА Горбачева Л.И.. Этапы становления речи детей по А.Н. Леонтьеву 1-й – подготовительный – до 1 года; 2-й – преддошкольный – от 1 года до.
Коррекционные методики в работе с аутичными детьми Лощеных В.П. – воспитатель – методист КДОУ КТ 168 «Особлива дитина»
Организация коррекционной работы с детьми раннего возраста с нарушениями зрения в условиях детского сада компенсирующего вида.
Ранний детский аутизм. Детский аутизм – это искажённое развитие всех психических процессов - Синдром Каннера - Синдром Аспергера - Синдром Ретта.
Технологии работы с детьми с РАС в начальной школе Беспалова А.Н. учитель начальных классов ГБОУ СОШ1447.
Психологическая характеристика умственно отсталых детей.
ПРОГРАММА СЕМИНАРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОБЛЕМЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-АУТИСТАМИ ПОРТРЕТ АУТИСТА.
Структурированное обучение Педагог - психолог ГОБОУ ЦПМСС Джаврук А. Д.
Аутизм. ИРООРДИ «Солнечный круг» в рамках проекта «Особое детство Иркутска» 2014 год.
Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
Легкая у мственная о тсталость F -70 Составила учитель трудового обучения Иванова Т.Г.
Лекция «Аутизм: что это?» Яковлева Вера Петровна – детский психиатр высшей врачебной категории, врач кабинета для детей с РАС детского отделения ГБУЗ АО "АПНД"
В переводе с латыни «сенсорика» означает «восприятие», осуществляющееся посредством органов чувств.
Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
Особые дети – особое общение. Понятие – «АУТИЗМ» Термин аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженности.
Подходы к планированию и организации работы в контексте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного.
Транксрипт:

Особенности детей с аутизмом препятствующие обучению

Каждые 15 минут в мире кто-то получает диагноз аутизм

У каждого 54 мальчика диагностируют аутизм

Аутизм это самое быстро растущее заболевание по количеству заболевших

Нет четких критериев, которые могли бы предсказать развитие в будущем у ребенка аутизма

Как излечить аутизм современной медицине до сих пор непонятно

Аутизм эпидемия аутизма (данные 2012) частота встречаемости 1:88,мальчики 1 к 54, девочки 1 к 252 (центр по контролю и профилактики заболеваний США) Риск рождения второго ребенка с РАС 5-6%, третьего 65-68% Предрасполагающий фактор – возраст Диагноз устанавливается по поведенческим маркерам в первые 24 месяца надежно и стабильно и не меняется не менее чем в 80%

Аутизм нарушение всех сфер деятельности (восприятия, мышления, эмоций, речевого развития, контакта с людьми и с миром в целом) Первазивное расстройство – неоднородно и индивидуально (8 вариантов в МКБ-10) Спектральное расстройство

Диагностика аутизма ADOS диагностическое наблюдение ADI-R диагностическое интервью с родителями M-CHAT скрининг для детей месяцев Слабо изучен женский профиль при аутизме CARS

Триада аутистических нарушений: нарушение социального взаимодействия, нарушения речи/коммуникации ограниченное и повторяющееся поведение DSM-V предлагается свести к двум критериям: нарушение социальной коммуникации; ограниченное и повторяющееся поведение.

Расстройство аутического спектра (DSM-V) A. Устойчивые дефициты в социальной коммуникации и социальном взаимодействии в разных контекстах, которые не описываются общей задержкой развития и проявляются во всех 3 пунктах из следующих 3: 1. Дефициты в социально-эмоциональной взаимности; в диапазоне от аномалий в социальном сближении и неудач с нормальным поддержанием диалога через снижение разделения интересов, эмоций, а также воздействия и реагирования до полного отсутствия инициирования социальных взаимодействий. 2. Дефициты в невербальном коммуникативном поведении, используемом в социальном взаимодействии; в диапазоне от плохой интегрированности вербальной и невербальной коммуникации через аномалии глазного контакта и языка тела или дефициты в понимании и использовании невербальной коммуникации до полного отсутствия мимики или жестов. 3. Дефициты в установлении и поддержании взаимоотношений, соответствующих уровню развития (кроме как с лицами, осуществляющими уход); в диапазоне от трудностей с подстройкой поведения к различным социальным контекстам через трудности с участием в играх, за действующих воображение, и с заведением друзей до видимого отсутствия интереса к людям. B. Ограниченность, повторяемость в структуре поведения, интересах или деятельности, что проявляется по меньшей мере в 2 из следующих 4: 1. Стереотипные или повторяющиеся речь, моторные движения или использование объектов (как, например, простые моторные стереотипии, эхолалия, повторяющееся использование объектов или идиосинкразические фразы). 2. Чрезмерная приверженность к распорядку, ритуализованным формам вербального или невербального поведения, либо чрезмерное сопротивление изменениям (как, например, моторные ритуалы, настаивание на неизменном маршруте или еде, повторяющиеся вопросы или крайний стресс при небольших изменениях). 3. Сильно ограниченные, фиксированные интересы, которые аномальны по интенсивности или направленности (как, например, сильная заинтересованность или занятия необычными объектами, чрезмерно ограниченные или устойчивые интересы). 4. Избыточная или недостаточная реакция на входную сенсорную информацию или необычный интерес к сенсорным аспектам окружающей среды (как, например, видимое безразличие к боли/теплу/холоду, негативная реакция на определённые звуки или текстуры, излишнее обнюхивание или трогание предметов, зачарованность источниками света или вращающимися объектами). C. Симптомы должны присутствовать в раннем детстве (однако могут не проявиться в полной мере, пока социальные требования не превысят ограниченные возможности). D. Симптомы совместно ограничивают и нарушают повседневное функционирование.

Планирование обучения: через диагностику и составление индивидуального плана обучения индивидуально, Уровню интеллекта (около 60% имеют IQ

Необычные сенсорные реакции

Признаки сенсорной дезинтеграции Зрительное восприятие – включает и выключает свет, повторяющиеся движения (листает книгу, рассматривает руки), смотрит на предметы скосив глаза Слуховое восприятие – любит музыкальные игрушки, избегает шума домашних приборов Вестибулярные ощущения – прыгает, вращается, бегает взад-вперед Тактильные ощущения – не любит липкое на руках (пластилин), самоагрессия Запах и вкус – обнюхивает и облизывает предметы, любит пищу определенной консистенции Проприоцептивные ощущения – любит сильные объятия, давление

Планирование обучения Целенаправленные и активный поиск сенсорной стимуляции одного или нескольких видов – при сенсорном поиске обучение затруднено Нахождение социально приемливых способов для сенсорной стимуляции Обучение новым навыкам, расширение спектра умений при сенсорной стимуляции и стереотипиях происходит уменьшение стресса Возможность использования в качестве дозированных поощрений (И.Ловаас) Адекватная организация обучающей среды (дозированные раздражители, доступность только одного материала) В качестве терапии – сенсорная интеграция, нейрокоррекция, эрготерапия

Особенности восприятия Интерес к деталям Сложности выделение фигуры и фона Трудности при анализе абстрактной информации Сложности в понимании метафор, символизма

Планирование обучения Визуализация и визуальная поддержка Индивидуальный подбор предметов и карточек для визуализации предварительная работа по выделению фигуры и фона, соотнесению предмета и изображения Ограничение в использовании «шумовых» визуальных опор Использование цвета в выделении главного Визуальные опоры дают возможность для индивидуального темпа обучения, а вербальная инструкция действует ограниченное время Ограничивать вербальную инструкцию, разбивая ее на короткие предложения

Поэтапный выбор визуальных опор Реальный объект Цветная фотография Черно- белая фотография Контурная картинка Символнадпись

Стереотипное поведение (ритуальность)

Планирование обучения Создание учебных стереотипов и позитивных рутин Через создание структуры и повторение - техника «расписания» Понятное начало и конец

Генерализация Трудности с обобщением навыков Сложности переноса в новую ситуацию Трудности с категоризацией

Планирование обучения: 1. с разными людьми 2. в разных местах 3. варьирование инструкции 4. варьирование стимульного материала и поощрения

Мотивация использование системы поощрений (переход от безусловных к условным/жетонам/социальной похвале) Использовать индивидуально значимые поощрения, ограничить доступ к поощрениям вне занятий Использование поощрений в схеме стимул-реакция Планировать занятия на подходящем уровне сложности (фрустрация понижает мотивацию, безошибочное обучение через систему подсказок) использование таймера и визуальных расписаний помогает понять, что мы не будет заниматься вечно Предоставлять свободу выбора учебных занятий