Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 4 «Росинка» комбинированного вида» Номинация конкурса: «Педагогические идеи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
* Методика использует методы, разработанные в дидактике. Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование.
Advertisements

Общение взрослых и детей Культурная языковая среда Обучение родной речи на занятиях Художественная литература Различные виды искусства.
общение взрослых и детей; культурная языковая среда; обучение родной речи на занятиях; художественная литература; различные виды искусства.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Подготовила заместитель заведующей по УВР Шадрина Наталья Геннадьевна МКДОУ «Детский сад 1 общеразвивающего.
© Фокина Лидия Петровна. МБДОУ «Солнышко» с. Ароматное.
* Разучивание стихотворений детьми старшего дошкольного возраста.
Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Ресурсный центр по речевому развитию дошкольников Семинар-практикум для воспитателей «Методы и приемы развития связной речи дошкольников» февраль 2014.
ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
«Использование малых форм фольклора в группе раннего возраста». Подготовила: Шевченко С.Н., воспитатель раннего возраста 2-3 лет группа «Капитошка» Шевченко.
Требования к литературному тексту для пересказа каждое произведение должно учить чему-то хорошему развивать в ребенке нужные в обществе черты личности.
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ « ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
1. Наглядный, словесный, практический методы. Проблемные методы. Развивающий характер обучения. 2. Специфика методов и приемов музыкального воспитания.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида «Детский сад «Брусничка» г. Томмот.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 19 «Чебурашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-
Наглядный, словесный, практический методы. Проблемные методы. Развивающий характер обучения. Специфика методов и приемов музыкального воспитания и обучения.
Сагитова Заира Рауфовна Учитель – логопед высшей категории.
Актуальность знакомства дошкольников с художественной литературой в свете ФГОС ДО РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ включает … знакомство с книжной культурой, детской.
«Развитие у детей связанной речи в старшей группе через художественную литературу» Выступающий: Воспитатель : 1 квалификационной категории Быкова Мария.
Транксрипт:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 4 «Росинка» комбинированного вида» Номинация конкурса: «Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование» Подготовила: воспитатель высшей категории Генрих Ирина Владимировна

Выделяют три группы методов: - наглядные; - словесные; - практические.

Наглядные методы: 1. Непосредственные методы - наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. 2. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности (рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам). Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методы: - это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы: - направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование (дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры). Они используются для решения всех речевых задач. Выделяют репродуктивные и продуктивные практические методы. Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов (наблюдение и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, дидактические игры, т.е. методы, при которых дети усваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, грамматические явления (управление слов), овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога).

Продуктивные методы: - предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом заключается творческий характер речевой деятельности. Продуктивные методы используются при обучении связной речи (обобщающая беседа, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания). В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др. Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное).

Прием – это элемент метода. Методические приёмы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые. Словесные приемы: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос. Речевой образец правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах.

Повторное проговаривание преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности. Объяснение раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов. Указания разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.

Оценка детской речи мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы она повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов. Вопрос словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями «почему? зачем? чем похожи?». Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.

Наглядные приёмы показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению. Игровые приёмы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.

Методы и приёмы работы по развитию речи. 1. Анализ ответа ребенка (выполняется для ребенка, чтобы он знал свои недостатки и мог их устранить). 2. Беседа обобщающая (после того как дети накопят какой-то объем знаний. Например, после экскурсии). 3. Беседа. Подготавливается воспитателем заранее, как занятие. 4. Воображаемая ситуация. 5. Вопросы проблемные, более сложные начинаются со слов почему, из- за чего, как, сравнить и др. то есть требуют размышлений, умозаключений. 6. Вопросы репродуктивные = простые начинаются со слов какой, что, когда. Эти вопросы не требуют мышления, ребенку не надо догадываться, соображать. 7. Демонстрация движений, артикуляционных позиций. 8. Дидактические игры («Чей домик», «Чудесный мешочек», «Домино») – имеют несколько игровых правил или действий. 9. Дидактические рассказы с включением учебных заданий. 10. Дидактические упражнения – проще, чем дидактические игры имеют одно правило или действие (скажи наоборот).

11. Замечание. 12. Заучивания. 13. Звукоподражания (при освоении звуков). 14. Имитация действия, движения (на физминутках). 15. Инсценировки. 16. Исправление. 17. Интонационное выделение слова. 18. Интригующая интонация (загадочная, таинственная, испуганная, удивленная, восторженная и др.) 19. Конструирование (букв и др.). 20. Моделирование (структуры текста, строения слова). 21. Мотивация заданий (поможем Дюймовочке, подготовим Незнайку к школе, исправим ошибки у Карлсона, сделаем подарок маме, узнаем кто в группе самый быстрый и др.) 22. Наблюдение. 23. Напоминание. 24. Образец правильного произношения. 25. Образная физкультурная пауза.

26. Образное называние звука (ЗЗЗ – звенит комарик). Обследование предметов. Обязательно проговаривать все действия обследования (поглаживание, ощупывание, сжимание, взвешивание, приподнимание и пр.), и называть получаемые ощущения (прохладный, шершавый, гладкий, тяжелый, округлый, др.) 27. Объяснение (например, правил поведения, игры). 28. Отраженная речь – повтор за воспитателем речевого образца. 29. Оценка (мотивированная). 30. Пересказ. 31. Повторы индивидуальные ребенком. 32. Повторы хоровые. 33. Подбор обобщающих понятий (стол + стул + табурет = мебель) 34. Подвижные игры с речевым сопровождением, хороводные игры. (каравай) 35. Подсказ (начала слова). 36. Показ артикуляционных движений. 37. Пояснение (самосвал – сам сваливает). 38. Прослушивание пластинок, магнитофонных записей (собственная речь, речь с дефектами, образцы речи).

39. Разговор – не подготовленная «беседа», возникшая случайно, по ходу дела. 40. Рассказ (о чем либо, об авторе, явлении природы и др.). 41. Рассматривание рисунков, картин, макетов, диафильмов. 42. Речевой образец. 43. Речевые поручения – поручение, при выполнении которого ребенку необходимо будет обязательно использовать речь. Например: «Пойди к Тамаре Ивановне и попроси подточить карандаши. Так и скажи: «Тамара Ивановна, подточите мне, пожалуйста, карандаши». Это образец речевого поручения для ребенка с неразвитой речью или для детей в возрасте до старшей группы. Начиная со старшей группы можно давать детям поручения без образца речи, то есть вот так: «Пойди к Тамаре Ивановне и попроси подточить карандаши». 44. Речевые ситуации – специально придуманные ситуации, в которых дети отрабатывают речевые умения. Например: «У Тани завтра день рождения, как мы её будем поздравлять?» Дети придумывают свои поздравления, а воспитатель подсказывает им те слова, которые необходимо активизировать в речи и хвалит детей, если они используют, именно, эти слова. 45. Ролевые игры. 46. Совет.

47. Сопряженная речь – повтор вместе с педагогом. 48. Составление плана высказывания – чаще устное, про что сказать вначале, про что потом и так далее. 49. Схема ответа (моделирование) – про что сказать вначале, про что потом и так далее на наглядной основе, например с помощью схем. 50. Толкование слов (значения слов аквариум – стеклянный ящик) 51. Указание. 52. Утрированное произношение (усиленное). 53. Утрированное артикулирование (усиленный показ, где находятся губы, зубы, язык в момент произнесения различных звуков, слов) 54.Чтение.

Методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой. Словесный метод. Приемы: Чтение произведений. Вопросы к детям по содержанию произведений. Пересказ произведения. Заучивание наизусть. Выразительное чтение. Беседа по произведению. Прослушивание аудиозаписи. Практический метод. Приемы: Элементы инсценировки. Игры- драматизации. Дидактические игры. Театрализованные игры. Использование разных видов театров. Игровая деятельность.

Наглядный метод. Приемы: Показ иллюстраций, картинок, игрушек. Элементы инсценировки. Движения пальцами, руками. Схемы. Алгоритмы. Просмотр мультфильмов, видеокниг. Оформление книжной выставки.

Методика художественного чтения и рассказывания детям. Основными методами являются следующие: 1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства. 2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). 3. Инсценирование - средство вторичного ознакомления с произведением. 4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей. Выделяются две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы, заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений, произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

Методические требования к заучиванию стихов. 1. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума. 2. Стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам), что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. 3. Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего запоминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах. 4. В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. 5. Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать.

Приёмы и методы работы по коррекции коммуникативных навыков у дошкольников. Приёмы мелотерапии. Мелотерапия - воздействие музыки на ребенка в коррекционных целях. С ее помощью можно создать жизнерадостное, бодрое или спокойное настроение, необходимое для пользования речью, научить пользоваться речевым дыханием, синхронно двигаться, координировать речь и движение, сочетать ритм музыки с ритмом движения, темп музыки с темпом движения. - Музыкальные этюды, способствующие нормализации настроения. -Музыкальные релаксационные упражнения для мимических мышц. -Музыкальные упражнения для коррекции жестов. -Музыкальные упражнения, регулирующие мышечный тонус. -Упражнения для развития координации речи и движения с постепенным усложнением темпа и ритма (попевки, потешки). -Упражнения для развития чувства темпа и ритма (прохлопать руками и протопать ногами ритмический рисунок песни). -Упражнения на формирование речевого дыхания (пропевание звуков, слоговых рядов, фраз).

Приёмы арт-терапии. Особую ценность арт-терапевтическая работа может иметь для детей, испытывающих определенные затруднения в вербализации (проговаривании) своих переживаний, например, из-за речевых нарушений или малоконтактности, а также сложности этих переживаний и их "невыразимости". Рисование не только развивает мелкую моторику. Очень важно, что ребенок в процессе рисования формирует образное мышление, чувство цвета, ритма и композиции. Это важный элемент работы по гармоничному развитию обеих полушарий головного мозга. Через рисование малыш учится концентрации внимания и расслаблению. Приёмы музыкотерапии. Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изодеятельности.

Приёмы библиотерапии. Библиотерапия в дословном переводе означает "лечение книгой". Библиотерапия основана на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния ребёнка. Особенно эффективна библиотерапия при работе с детьми. Необходимо подобрать подбирает для детей литературу, ориентированную на круг их жизненных проблем. От обычного чтения библиотерапия отличается своей направленностью на те или иные эмоциональные состояния, свойства личности. Одной из разновидности библиотерапии является сказкотерапия. Сказкотерапия - направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет детям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Приёмы игровой психокоррекции. Ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом - особой связи, характерной для детского возраста. Ролевая игра служит важным источником формирования социального сознания ребенка, ибо в ней ребенок отождествляет себя со взрослым, воспроизводит функции, копирует отношения в специально создаваемых им самим же условиях. Это игры направленные на сплочение и организацию группы, на подготовку детей к более серьезным комбинированным играм более сложной драматизации, творческим сюжетно-ролевым играм, играм-импровизации с правилами.