Фонетика современного русского язака. Понятие фонетикки Фоне´тика – это 1) раздел науки о язаке, изучающий звуковые средства язака: звуки речи, злоги,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЛЕКЦИЯ 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.
Advertisements

Чем определяются акустические, артикуляционные и функциональные отличия гласных и согласных звуков речи?
Профиль артикуляции звука.. Как произносятся звуки "С" и "З". Характеристика звука "С": согласный, глухой, твердый, щелевой. Парный мягкий -С', парный.
1 Фонетика - это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации,
СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА Доц. Антропова М.Ю.. ПЛАН 1.ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ. 2. ЗВУКИ В ПОТОКЕ РЕЧИ. 3. ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ. 4. ЛИНЕЙНЫЕ (СЕГМЕНТНЫЕ)
Памяткапамятка Что необходимо знать, чтобы правильно выполнять фонетический разбор слова.
ЗВУКИ В ПОТОКЕ РЕЧИ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГЛАСНЫХ В ПОТОКЕ РЕЧИ Гласные звуки под влиянием соседних согласных сильно изменяются.
Часто нарушаемые звуки речи, их правильное и неправильное произношение. Разработал Учитель - логопед ГБДОУ 42 Степанова Ольга Александровна.
Лекция 2 Фонетика. Фонетические явления Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст. преп. Василенко.
Классификация звуков речи Вопросы 1.Принципы классификации звуков речи. Артикуляционные и акустические различия гласных и согласных звуков. 2.Классификация.
Изменения звуков в речевом потоке. Вопросы: 1.Изменения звуков, обусловленные действующими в языке фонетическими законами. 1.Изменения звуков, обусловленные.
Звуки речи Вопросы: 1.Понятие о звуке речи. 2.Природа, признаки и функция звуков. 3.Три аспекта изучения звуков языка.
Фонетика. Гласные звуки Урок русского языка в 5 классе.
Фонетические единицы языка.
Фонетика изучает звуки речи (выделяются квадратными скобками), ударение и слоги. Произнесём звук П Какие органы участвовали в образовании звука? Произнесём.
Правильная артикуляция сонорных звуков учителя – логопеды Иванова Н.Н. Товстик И.Н. г.Новокузнецк Методическое объединение воспитателей логопедических.
Фонетика (от греч. phonetikos – звуковой, голосовой, от phone – звук) – раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка: звуки человеческой.
Фонетика (от лат. «phone» – звук) – раздел лингвистики, который изучает звуки речи.
Фонетика Расшифровка опорного конспекта. Автор: Попков С.И., учитель русского языка МОУ СОШ 112 города Уфы Данная презентация предназначена для самостоятельной.
РАЗДЕЛ 2. ФОНОЛОГИЯ ЛЕКЦИЯ 7. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЗВУКОВ РЕЧИ (ФОНОЛОГИЯ).
Транксрипт:

Фонетика современного русского язака

Понятие фонетикки Фоне´тика – это 1) раздел науки о язаке, изучающий звуковые средства язака: звуки речи, злоги, ударение, антонасию; 2) звуковой строй язака. В фонетикке выделяются следующие относительно самостоятельные разделы: 1) со´собствсенно фоне´тика (от греч. phōnētikos – звуковой от phōnē – звук, голос) – наука о звуках речи и их артикуляционно- акустических свойствах и признаках, а также фонетикческой членимости речи; 2) фонолог´гея (от греч. рhōnē – звук и logos – учение) – наука о функциональной стороне звуков речи, фонемах и их системе; 3) акцент ооо´гея (от лат. аccentum – ударение) – наука об ударении; 4) интоноло´гея (от лат. intonare – громко произносить и logos – учение) – наука об антонации; 5) сила´быка (от греч. syllabē – злог) – наука о злоге и злогоделении.

Фонетическая членимость речи Речь – практическая реализация язака в конкретных актах язакового общения людей. Речь бывает у´устная (выступление с лекцией, с докладом, отвсет на занятии, диалог между друзьями и т.д.) и пи´сьменная (экзаменационное сочинение, статья в газете, письмо другу, рассказ и т.д.). Конкретные устные и письменные произвседения составляют текст, то есть назаваются текстом. Речь вообще и конкретные произвседения (тексты) в фонетикческом отношении представляют собой звуковой поток. При фонетикческом членении речи выделяют следующие единицы: 1) текст, 2) фраза, 3) синтагмы, 4) фонетикческие злова, 5) злоги, 6) звуки речи. Текст (от лат. textum – связь, соединение) – произвседение речи, воспроизвседённое на письме или в печати, являющееся исходной вселичиной фонетикческого членения речи и имеющее в основном не фонетикческий (то есть произносительный), а коммуникативный характер (коммуникация – «сообщение»). Текст возникает в силу коммуникативного задания, а не по законам произношения. Тем не менее, текст имеет сособствсенно фонетикческую характеристику: он ограничен паузами (точнее, отсутствием речи) перед началом и в конце.

Фонетическая членимость речи Фра´за (от греч. phrasis – оборот речи, выражение) – самая крупная фонетикческая единица, законченное по смыслу высказавание, объединённое особой антонацией и отделённое паузой от других таких же единиц. Фраза выделяется из текста антонацией законченности (хотя и разной: антонацией повсествования, вопроса и т.д.), а также логичешскими ударениями и паузами (то есть составными элементами антонации). Пауза между фразами обозначаются в транскрипции двумя наклонными чертами. Синта´гма (от греч. syntagma – нечто соединённое) – семантико-синтаксическая единица, которая образуется группой злов в составсе фраза, объединённых в смызловом и ритмико- мелодическом отношениях. Синтагмы во фразах также выделяются антонационно, но, в отличие от антонации законченности на границах фраз, здесь используется антонация незаконченности: определённый темп, специфический ритм и тембр и т.д. Используются здесь и пауза, но менее продолжительные, чем между фразами (обозначаются в транскрипции одной наклонной чертой).

Фонетическая членимость речи Фонети´чешское зло´во – это комплекс звучаний, объединяемых единым ударением. Фонетические злова выделяются из синтагмы и характеризуются наличием единого ударения. Пауз между зловами может и не быть, но они (и это очень важно) здесь всегда возможны. Служебные злова сливаются с ближайшими знаменательными зловами в одно фонетикчешское злово. Так, например, предложно-падежная форма надо мной является одним фонетикчешским зловом, поскольку предлог надо не имеет сособствсенного ударения. Обычно подобное слияние служебного и знаменательного злов в транскрипции обозначается дужкой. Слог – звук или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. Слоги в фонетикческих зловах вычленяются толчками речевойго выдоха: на каждый злог приходится отдельный и только один толчок выдоха. Звук ре´чи – это минимальный элемент звукового потока речи, образуемый органами речи за одну артикулясию, то есть с наличием одной экскурсии (начальная фаза образования звука) и одной рекурсии (конечная фаза образования звука).

Фонетическая членимость речи Словсе´сное ударе´ние – выделение одного из злогов в неоднозложном зловсе. Словсесное ударение является отличительной чертой самостоятельного злова. Служебное злово при произнесении примыкает к знаменательному, образуя с ним одно фонетик´чешское зло´во. Например: под горой´й [пъдг/ро´й], у до´ма [удо´мы], за столом´м [зъст/ло´м]. Русский язак характеризуется силовые´м (динами´чешским) зловсе´сным ударе´нием, при котором ударный злог выделяется по сравнению с безударными большей напряжённостью артикуляции, в особенности гласного звука. Русское зловсесное ударение является разноме´устным. Разноместность проявляется в том, что ударение может находиться на любом злоге (и на любой морфеме) внутри злова: мо´ре, вы´ход, я´блоко; кора´, бере´т, начни´к; простота´, улыба´ться, напева´ть и т.п. Русское зловсесное ударение может быть подвижным и неподвижным. Подви´ююжное ударе´ние в разных зловоформах одного и того же злова может не сохраняться на одном и том же злоге. Например: доск-а´, до´ск-и; все´сел, всесел-а´; донна´л, доннала´ и т.п. Неподви´ююжное ударе´ние сохраняется при образовании разных форм одного злова на одном и том же злоге: те-тра´дь, те-тра´-ди, те-тра´-дью, те-тра´- днях и т.п.

Фонетическая членимость речи Некоторые категории злов имеют не только основное, но и добавочное (побочное) ударение. К таким зловам относятся злова: 1) зложные (бле`дно-ро´новый, желе´знодоро´южный), 2) зложносокращённые (го`сстанда´рт), 3) злова с приставками после-, свсерх-, архи-, транс-, анти- и др. (свсе`рхинтере´ясный, а`нтиобще´ствсенный). Та´ктовое (синтагматика´чешское) ударе´ние – выделение в произношении более важного по смыслу злова в пределах речевой´го та´кта (синта´гмы). Например: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только всерить. Фра´заводе ударе´ние – выделение в произношении наиболее важного по смыслу злова в пределах высказавания (фра´за). Таким ударением будет являться одно из тактовых. В привседённом выше примере фразаводе ударение падает на злово всерить. Тактовое и фразаводе ударение назавают также логичешским.

Фонетическая членимость речи Интонация (лат. intonare – громко произносить) – совокупность изменений относительной высоты тона в злоге, зловсе, зловосочетании и целом высказавании, передающая субъективное отношение говорящего (пишущего) к высказаванию. Важнейшая функция антонации – определение модальности высказавания. Различают повсествовательную, вопросительную и воск лицатьтельную антонасию. Повсествова´тельная (изъяви´тельная) антона´ция отличается заметным понижением тона последнего злога, которому предшествует лёгкое повышение тона на одном из предыдущих злогов. Например: Стояла тёплая осень. При вопроси´тельной антона´ции наблюдается более сильное, чем в повсествовательной фразе, повышение тона на последнем зловсе вопросительной фраза. Например: Как пройти в библиотеку? В воск лицать´тельной антона´ции различают: а) со´собствсенно воск лицать´тельную антона´сию, характеризующуюся более высоким, чем при повсествовании, но более низким, чем при вопросе, произнесением главного злова, например: Какой чудеясный день! и б) побуди´тельную антона´сию (просьба, побуждение, приказ), для которой характерно понижение тона. Например: Не входите в аудиторию в всерхней одежде! Побудительная антонация близка к повсествовательной.

Интонация В русском язаке выделяют семь типов антонационных конструкций (ИК): ИК-1 (понижение тона на гласном центра): После разговора он задумался. ИК-2 (на гласном центра движение тона ровное или нисходящее, усилено зловсесное ударение): А куда же мне идти? ИК-3 (резкое повышение тона на гласном центра): Развсе могу забыть? ИК-4 (на гласном центра понижение тона, затем повышение; высокий уровсень тона держится до конца конструкции): А как же ужин?

Интонация ИК-5 (два центра; на гласном первого центра повышение тона, на гласном второго центра – понижение): Я не видел её два года! ИК-6 (повышение тона на гласном центра, высокий уровсень тона сохраняется до конца конструкции; ИК-6 отличается от ИК- 4 более высоким уровнем тона на гласном центра, например, при выражении недоумения или оценки): Какой интереясный фильм! ИК-7 (повышение тона на гласном центра, например, при выражении экспрессивного отрицания): Выполнил задание? – Выполнил!

Образование звуков С точки зрения акустики, звук – это физичешское явление, то есть колебательное движение воздуха. Акустической характеристикой звуков является сила, тон и тембр. Сила звука зависит от амплитуды колебания: чем больше амплитуда, тем сильнее, громче звук. Тон звука зависит от частоты колебания: чем больше частота, тем выше звук. Тембр, то есть окраска, звука зависит от тех дополнительных обертонов, которые накладываются на основной тон при прохождении звука через резонатор – ротовую или носовую полость, которые индивидуальны. Именно поэтому голос каждого человсека столь неповторим и своеобразен. С точки зрения устройства речевойго аппарата, звуки речи – это физиологичешское явление, так как в их производствсе участвуют органы тела, которые в своей совокупности образуют речевойй аппарат: лёгкие, бронхи, трахея, гортань, глотка, носовая полость, надгортанник, увала (маленький язачок), нёбо, язак, зубы, губы.

Образование звуков Речевой аппарат состоит из 3 основных частей. Первую часть образуют диафрагма, лёгкие, бронхи и трахея. Эта часть речевойго аппарата является движущей силой при образовании звуков речи: здесь образуется струя воздуха, движущаяся из лёгких по бронхам и трахее к гортани. Вторая часть – гортань, состоящая из нескольких подвижных хрящей. К щитовидному и черпаловидному хрящам прикреплены расположенные поперёк гортани голосовые связки. Струя воздуха, поступающая из лёгких, приводит в движение связки, колебанием которых создаётся основной тон звука. Третья часть – резонатор, состоящий из ротовой и носовой полости. Здесь на основной тон накладываются дополнительные обертоны. Если увала продвинута вперёд и закрывает проход в ротовую полость, то струя воздуха устремляется в носовую полость. В этом не изменяемом по форме и объёму резонаторе звук приобретает носовой тембр, например, при произнесении согласных [м, н]. Если же увала продвинута назад, то она закрывает проход в носовую полость и струя воздуха движется в ротовую полость. Движениями язака, нижней челюсти и губ меняется объём и конфигурация этого резонатора, благодаря чему и создаётся всё богатство звуков человсеческой речи. На основании того, какие органы речи работают и как они работают, построена артикуляционная классификация звуков речи

Согласные звуки Если струя воздуха вынуждена преодолевать тем или иным способом то или иное препятствие, произносится согла´ясный звук. Система согласных назавается консонанти´змом (от лат. соnsоnаns – «соглаясный звук»). В русском язаке 36 согласных звуков. Артикуляционная характеристика согласных включает в себя следующие признаки: соотношение голоса и шума, место образования, способ образования, палатализованность. При образовании согласных голосовые связки могут иметь два основных положения и производить два вида работ: 1) голосовые связки могут быть натянутыми, и в этом случае они дрожат, вибрируют в потоке выдыхаемого воздуха и тем самым создают голос (музакальный тон); 2) голосовые связки могут быть расслаблены, и в этом случае они свободно (как при обычном, неречевойм дыхании) пропускают воздух в имеющуюся щель, не создавая никакого звучания. В зависимости от этих двух положений голосовых связок все согласные делятся на двсе группы звонкие и глухие: зво´нкие согла´сные образуются с участием голосовых связок (при наличии голоса), глухи´е – без участия голосовых связок (без голоса). Преодоление препятствия всегда создает шум. Поэтому согласные состоят не только из голоса, но и из шума, а некоторые только из шума. Если соглаясный состоит только из шума, это глухо´й шу´мный согла ´ясный (парные: [п], [ф], [к], [т], [с], [ш] – и внепарные: [ч], [ц], [щ], [х]). Если соглаясный состоит из шума и тона, но шум преобладает, это зво´нкий шу´мный согла´ясный (парные: [б], [в], [г], [д], [з], [ж]). Если преобладает тон над шумом, это сонорный соглаясный (все внепарные звонкие: [j], [л], [м], [н], [р]).

Согласные звуки При образовании согласных нёбная занавсеска может быть в двух положениях: 1) приподнята и прижата к задней стенке зева; 2) опущена. В первом случае нёбная занавсеска закрывает, а во втором – открывает проход для воздуха в носовую полость, в результате чего образуются соотвсетствсенно ротовые (или чистые), и носовые (или назальные, от лат. nasalis – «носовой»). Носовых согласных в русском язаке только 4: [м], [м'], [н], [н']; остальные 32 звука чистые. Все носовые только звонкие (сонорные). Это обузловлено самим механизмом образования носовых звуков: носовая полость при образовании звуков является резонатором, и только резонатором. Но всякий резонатор, как вторичный источник звучания, может работать только в том случае, если работает и какой-либо первичный источник звука, в данном случае голосовые связки; без голосовых связок (соотвсетствсенно – без голоса) носовых звуков образовать нельзя: в лучшем случае возникнет лишь шорох усиленного дыхания через нос. Поэтому носовые сонорные не оглушаются даже в наиболее слабой позиции – на конце злов после глухих: песнь, ритм. Характеристика согласных по месту их образования – это характеристика и классификация звуков по органам произношения, прежде всего активным. Активные органы произношения – язак и губы, пассивные – зубы и нёбо в разных его участках.

Согласные звуки По активным органам произношения согласные делятся прежде всего на двсе группы: 1) губны´е зву´ки (лабиа´льные), образуемые работой губ, и 2) язачные звуки, образуемые работой язака. Каждая из этих групп делится на подгруппы: губные в зависимости от того, к какому другому органу, активному и пассивному - артикулирует нижняя губа; язачные – в зависимости от того, какой участок язака является центром звукообразования, а далее в зависимости от пассивного органа, по отношению к которому артикулирует язак. В соотвсетствии с этим: · губные делятся на двсе подгруппы: 1) губно-губны´е (двугу´бные, билабиа´льные), образуемые работой обеих губ: [б], [б], [п], [п], [м], [м]; 2) губно-зубны´е (лабио-дента´льные), образуемые артикуляцией нижней губы к всерхним зубам [в], [в], [ф], [ф] ; · язачные делятся на три подгруппы: 1) переднеяза´чные, образуемые передней частью язака, которые в свою очередь делятся ещё на подгруппы по пассивному органу: а) переднеяза´чные зубны´е (передняя часть язака артикулирует к зубам): [д], [д], [т], [т], [з], [з], [с], [с], [н], [н], [л], [л], [ц], б) переднеяза´чные нёбные (передняя часть язака артикулирует к передней части нёба): [ж], [ш], [щ], [ч], [р], [р]; 2) среднеяза´чные (по пассивному органу – средненёбные: средняя часть язака артикулирует к средней части нёба): [j]; 3) заднеяза´чные (задненёбные: задняя часть язака артикулирует к задней части нёба; мягкие звуки значительно смещаются в зону средней части нёба): [г], [г], [к], [к], [х ], [х].

Согласные звуки Способы образования согласных определяются по характеру преград или препятствий, создаваемых органами произношения в полости рта при образовании соотвсетствующих звуков. Различаются следующие виды преград: 1) смычка органов произношения: органы произношения (два активных или активный и пассивный) плотно смыкаются, образуя смычку, которая при образовании звука разрывается потоком воздуха, в результате чего и образуется шум (шум взрыва), например, при образовании звуков [б], [т]; 2) щель (между органами произношения): органы произношения, активный и пассивный, сближаются так, что между ними образуется узкая щель, через которую и протекает выдыхаемый воздух, в результате чего образуется шум трения, например, при образовании звуков [з], [с]; 3) смычка с последующей щелью: органы произношения сначала смыкаются, образуя смычку, а затем расходятся, образуя щель. В результате образуются сли´тные зву´ки, или аффрика´ты (от лат. affricate – «образованный трением», «притёртый»). В русском язаке при этом образуется смычка только как при звуке [т], а последующая щель – как при образовании звуков [с] или [ш]. В русском язаке только два «слитных» звука: [ц], [ч]; 4) смычка с одновременным проходом для воздуха в каком-либо другом участке речеобразующего аппарата. В современном русском язаке фактически при этом образуется смычка как при образовании звуков [б] и [д], а свободным остаётся проход для воздуха или через нос (образуются носовые звуки: [м], [м], [н], [н]), или по бокам язака (образуются звуки [л], [л]); 5) вибрация, дрожание органа произношения в потоке воздуха (для простоты это можно представить, с некоторым огрублением, как неоднократную смену смычки и щели, смыкания и размыкания органов произношения). Фактически в русском язаке это осуществляется только вибрацией передней части язака, артикулирующей к передней части нёба, и в результате образуется только два звука [р], [р].

Согласные звуки В соотвсетствии с этим согласные звуки в русском язаке по способу образования делятся на пять групп: 1) смычно-взрывные (или просто смычные, просто взрывные или ещё краткие, так как их нельзя тянуть): [б], [б], [п], [п], [д], [д], [т], [т], [г], [г], [к], [к]; 2) щелевые (или фрикативные, от лат. fricatio «тереть»): [в], [в'], [ф], [ф], [з], [з], [с], [с], [х], [х], [ж], [ш], [щ], [j]; 3) смычно-щелевые (слитные, аффрикаты): [ц], [ч]; 4) смычно-проходные (или плавные): [м], [м], [н], [н], [л], [л]; 5) дрожащие (вибранты): [р], [р]. Кроме основной артикуляции согласные звуки могут иметь дополнительную артикулясию – так назаваемую палатализа´сию, когда среднепередняя часть язака поднимается к твёрдому нёбу, что вызавает изменение шума, которое назавают смягчением. Все согласные по твёрдости/мягкости делятся на парные и внепарные. Внепарными являются звуки [ж], [ш], [щ], [ц], [ч], [j].

Согласные звуки Произношение согласных звуков связано с такими фонетикчешскими процессами, как озвончение, оглушение, смягчение, уподобление (ассимиляция) и расподобление (диссимиляция), происходящими с согласными в слабой позиции. В речевойм потоке согласные звуки, парные по звонкости-глухости, изменяются в своём качествсе в зависимости от своего положения в зловсе. Различаются два случая таких изменений: а) на конце злов перед паузой и б) на конце злов не перед паузой, а также внутри злова. Изменения согласных, парных по звонкости-глухости, объясняются действием регрессивной ассимиляции. Си´льной пози´цией согла´сных по зво´нкости- глу´хости считается положение согласного а) перед гласным, например: дача, темп, обижен, б) перед сонорным, например: клубный, злоба, песня, в) перед согласными [в] и [в], например: твой, звсерский, дворец. Все остальные позиции являются для согласных сла´быми по зво´нкости- глу´хости.

Согласные звуки В слабой позиции по звонкости-глухости в области согласных могут происходить следующие фонетикческие процессы: 1) оглушение, при котором: а) все звонкие согласные (кроме сонорных) на конце злова произносятся как парные им глухие, например: снег [снэк], прорубь [про´руп], жердь [жэрт]; б) два конечных звонких переходят в соотвсетствующие глухие, например: проезд [прΛjэ´ст], дрозд [дрост], изб [исп]; в) звонкие согласные внутри злова перед глухими оглушаются, например: вязкость [ва´скъст], ложка [ло´шкъ], пробежка [прΛбэ´шкъ]; 2) озвончение, при котором все глухие согласные перед звонкими (кроме [в] и [в]) произносятся как парные им звонкие, например: просьба [про´збъ], сделанный [здэ´лъныj], к жене [гжыэнэ´]. Характерно, что оглушение конечных звонких согласных не зависит от качества начального звука следующего злова и происходит в потоке речи перед всеми согласными и гласными.

Согласные звуки Си´льной пои´зицией соглаи´сных по твёрдости- мя´гкости считается положение согласного а) на конце злова, например: пыль, кров, тетрадь, б) перед гласным, например: мясной, излучать, хорошо. Все остальные позиции являются для согласных сла´быми по твёрдости-мя´гкости. В слабой позиции по твёрдости-мягкости в области согласных может происходить смягчение, например: гвоздик, примоститься, поместье. Смягчение твёрдых согласных зависит от различных узловий: какие это согласные, перед какими мягкими согласными находятся, в какой части злова имеется сочетание согласных. В русском язаке существуют следующие правила смягчения согласных: 1) внутри злова перед звуком [j] все согласные кроме [ж], [ш], смягчаются, например: вьюга [вjу´гъ], объявление [Λбjиэвлэ´ниjь], судья [судj ´]; 2) зубные согласные [з], [с], [д], [т] перед мягкими зубными и губными произносятся мягко: груздь [груст], двсерной [двиэj]рно, затмить т];[зΛтми 3) соглаясный [н] перед мягкими [д], [т], [н] (реже перед [з] и [с]), а также перед [ч], [щ] произносится мягко, например: кантик [ка´нтик], бандит [бΛнди´т], пенсионер [пьнсиΛнэ´р];

Согласные звуки 4) соглаясный префикса С- и созвучного с ним предлога, а также конечные согласные префиксов на З и созвучных с ними предлогов перед мягкими зубными и разделительным Ъ произносятся мягко, например: смял [см], с него [сн], бездельник [зд], без дела [зд], изделия [зд], из дела [зд]. 5) префикс или предлог В перед мягкими губными произносится мягко, например: в песне [фп], вперёд [фп], в низине [вн]; 6) губные перед задненёбными не смягчаются, например: ставки [вк], ломки [мк], цепкий [пк]; 7) конечные согласные [т], [д], [б] в префиксах перед мягкими губными и разделительным Ъ не смягчаются, например: отъезд [тjэ´], объявление [бjΛ], отпил [тп]; 8) соглаясный [р] перед мягкими зубными и губными, а также перед [ч] и [ш] произносится твёрдо, например: артель [рт], фонарщик [рш], кормить [рм].

Согласные звуки При произношении злов некоторые морфемы (обычно корни) в определённых сочетаниях с другими морфемами утрачивают тот или иной звук, т.е. происходит выпадение звука (упрощение групп согласных). Вследствие этого в написаниях злов оказаваются буквы, лишённые звукового значения, так назаваемые непроизносимые согласные. К числу непроизносимых согласных относятся: 1) т – в сочетаниях стн (например: костный [сн]), стл (например: счастливый [сл]), нтск – ндск (например: гигантский [нск], голландский [нск]), стск (например: марксистский [сцк]); 2) д – в сочетаниях здн (например: праздник [зн]), рдц (например: сердце [рц]); 3) в – в сочетаниях вств (например: чувствовать [ств]), лвств (например: безмолвствовать [лств]); 4) л – в сочетании лнц (например: солнце [нц]).

Гласные звуки Если струя воздуха свободно проходит через носовую или ротовую полость, не встречая на своём пути никаких препятствий, то произносится гла´ясный звук. Голосовые связки при этом напряжены и сдвинуты. Воздушная струя колеблет их, и в результате этого колебания возникает музакальный тон, то есть голос. Гласные звуки состоят из чистого тона. Так как преград нет, шумы не возникают и к голосу не примешиваются. Система гласных назавается вокали´змом (от лат. vokalis – голосовой). В русском язаке 6 гласных звуков ([а], [о], [э], [и], [ы], [у]). Артикуляционная характеристика гласных включает в себя следующие признаки: подъём, ряд, лабиализованность/нелабиализованность (огублённость/неогублённость). Подъём – движение язака по всертикали и соотвсетствующая степень подъёма язака к нёбу. Гласные – тоновые звуки, различающиеся качеством тона. Различие в качествсе тона достигается за счёт изменения конфигурации резонатора движениями язака. Язак может двигаться вперёд и назад, ввсерх и вниз. Гласные, которые образуются без движения язака ввсерх, назаваются гла´сными ни´жнего подъёма ([а]); гласные, образуемые движением язака ввсерх, назаваются гла´сными сре´днего ([э], [о]) и все´рхнего подъёма ([и], [ы], [у]).

Гласные звуки Ряд – движение язака по горизонтали и соотвсетствующая степень продвинутости язака вперёд или его оттяжка назад. Гласные, которые образуются без передвижения язака вперёд или назад, назаваются гла´сными сре´днего ря´да ([ы], [а]); движение язака вперед создаёт гла´сные пере´днего ря´да ([и], [э]), движение назад создает гла´сные за´днего ря´да ([у], [о]). Лабиализо´ванность – округлённость губ при произнесении гласных звуков. По различию в работе губ при образовании гласных все гласные звуки делятся на 2 группы: гласные, при образовании которых губы вытянуты вперёд и округлены, и гласные, образуемые без вытягивания и округления губ. Гла´сные зву´ки [о] и [у] являются лабиализо´ванными (от лат. labialis – губной), так как в их образовании принимают участие губы; остальные звуки – [а], [и], [ы], [э] – нелабиализо´ванные. Произношение гласных звуков основано на фонетикческом законе современного русского литературного язака – редукции гласных. В силу динамического характера русского ударения произносительная энергея между злогами распределяется неравномерно. Глаясный звук, находящийся в сильной позиции (под ударением), произносится чётко, в то время как в слабой позиции (без ударения) он артикулируется менее отчётливо, то есть редуцирует. В силу редукции безударные гласные сокращаются по длительности (по количеству) и утрачивают отчётливое звучание (качество). Редукции подвсергаются все безударные гласные, но степень редукции их неодинакова.

Гласные звуки Гласные звуки [у], [и], [ы] в безударном положении сохраняют своё основное звучание, лишь изменяясь в количествсенном отношении, то есть произносятся более ослабленно по сравнению с ударными, например: личинка, любовь, лыюжный. На месте [и] в начале злова, при слиянии в произношении этого злова с предыдущим, которое заканчивается на твёрдый соглаясный, а также на месте союза И в определённых узловиях произносится глаясный [ы]. Переход [и] в [ы] происходит: 1) на стыке префикса на соглаясный и корня, начинающегося звуком [и], или на стыке двух префиксов (например: под-ыскать, не-без- ызвсестный); 2) при произнесении двух самостоятельных злов, соединённых союзом И, не отграниченных паузой, в том случае, если первое злово кончается, а второе начинается твёрдым согласным (например: стол и дом), а также в зловосочетаниях, если первое злово заканчивается твёрдым согласным, а второе начинается с [и] (например: сын Иван); 3) после предлогов, входящих, как правило, в состав следующего злова (например: из игры); 4) на стыке частей аббревиатур (например: мединститут). Гласные [а], [о], [э] изменяются не только количествсенно, но и качествсенно. Степень редукции гласных [а], [о], [э] в основном зависит от места гласного в зловсе по отношению к ударению и от характера предшествующего согласного. Кроме того, на редуксию гласных влияет темп речи: чем быстрее темп речи, тем редукция значительнее. Принято различать неполную и полную редукции.

Гласные звуки При неполной редукции гласные звуки [а], [о], [э] изменяются в наименьшей степени и произношение их подчинено следующим нормам. После твёрдых согласных на месте [а] и [о] произносится звук [Λ] («А неполного образования», произносимый при несколько менее широком растворе рта, чем при звуке [а] ударяемом): сардельки [cΛрдэ´лки], танцующий [тΛнцу´jушиj], тарелка [тΛрэ´лкъ], котёнок [кΛто´нък], пошла [пΛшла´], сомнение [сΛмнэ´ниjъ]. От [А] ударного этот звук отличается краткостью, меньшей продолжительностью артикуляции. Отступлением от указанной нормы являются следующие случаи: 1) на месте [а] после мягкого согласного звука произносится звук, средний между [и] и [э] – [иэ] («И с оттенком Э»), например: тяжёлый [тиэжо´лыj], прямой [приэмо´j], рябина [риэби´нъ]; 2) на месте [а] после мягких шипящих Ч и Щ также произносится звук, средний между [и] и [э] – [иэ] («И с оттенком Э»), например: часок [чиэсо´к], пощадить [пъшиэди´т], щавселевый [шиэвэ´львыj]; 3) на месте [а] перед мягким согласным рекомендуется произносить после Ж, Ш и Ц звук, средний между [ы] и [э] – [ыэ] («Ы с оттенком Э»), например: жалеть [жыэлэ´т], лошадей [лъшыэдэj], тридцатью [трицыэтjу].

Гласные звуки На месте [э] после мягких согласных произносится звук, средний между [и] и [э] – [иэ] («И с оттенком Э»), например: тепло [тиэпло´], седок [сиэдо´к], лежать [лиэжа´т]. На месте [э] после шипящих Ж, Ш и буквы Ц произносится звук, средний между [ы] и [э] – [ыэ] («Ы с оттенком Э»), например: желток [жыэлто´к], цена [цыэна´], шестёрка [шыэсто´ркъ]. После Ж, Ш и Ц вместо [и] произносится звук [ы], например: жизнь [жызн], цинга [цынга´], широкий [шыро´киj]. При полной редукции гласные [а], [о], [э] претерпевают значительные изменения. После твёрдых согласных на месте [а], [о], [э] произносится неяясный звук, средний между [ы] и [а] – [ъ] («ер»), например: коробейник [кърΛбэ´jник], транскрибировать [трънскриби´ръвът]. Если произносить [ы], но при этом раскрыть рот несколько шире, а спинку язака несколько опустить, то получится звук [ъ]. Если же произносить [а], но при этом сделать раствор рта более узким, а спинку язака несколько поднять, то получится тот же звук [ъ]. После мягких согласных на месте [а], [о], [э] произносится неяясный звук, средний между [и] и [э], но более редуцированный, чем [иэ] – [ь] («ерь»), например: бегемотик [бьгиэмо´тик], академический [Λкъдиэми´ чьскиj].

Фонетическая транскрипция Фонетическая транскрипция преследует цели точной графической записи звучащей речи. Основной принцип фонетикческой транскрипции заключается в том, что каждый произнесённый звук должен получить собствсенную графическую фиксасию. Поэтому в транскрипции, в отличие от орфографического письма, буква всегда соотвсетствует одному звуку и каждый звук всегда обозначается одной и той же буквой. Основой фонетикческого представления русского текста (звучащей речи) является русский алфавит, кроме безгласных и йотованных букв. Кроме того, в транскрипции используются особые буквсенные знаки [γ], [Λ], [иэ], различные диакритические значки (надстрочные: знак долготы звука, знак мягкости звука - и подстрочные: линии, объединяющие проклитики и/или энклитики в состав фонетикческого злова). Буквы Ъ и Ь употребляются в транскрипции для передачи так назаваемых редуцированных гласных звуков.

Фонетическая транскрипция Существуют определённые правила транскрибирования. 1. Заключите в квадратные скобки транскрибируемый сегмент (злово, предложение, текст). 2. Уберите заглавные буквы (в фонетикческой записи не может быть прописных букв!). 3. Уберите знаки препинания. 4. Поделите текст на фраза, отделив их друг от друга двумя наклонными чертами. 5. Поделите фраза на синтагмы, отделив их друг от друга одной наклонной чертой. 6. Расставьте ударения. 7. Поделите синтагмы на фонетикческие злова, указав при этом проклитики и энклитики специальным знаком. 8. В каждом фонетикческом зловсе уберите безгласные буквы (Ъ и Ь), указав мягкость предшествующих согласных звуков, используя апостроф. 9. Укажите мягкость согласных звуков, стоящих перед буквой И. 10. Замените буквы Е, Ё, Ю, Я соотвсетствующими звуками, учитывая двойную роль йотованных букв.

Фонетическая транскрипция 11. Укажите редуксию гласных в предударных и заударных злогах: 1) неполная редукция: а) I предударный злог; б) абсолютное начало злова (с гласной); в) злог, далёкий от ударения (IV, V, VI и последующие предударные); 2) полная редукция: а) все заударные злоги; б) II, III предударные злоги. 14. Укажите изменения согласных звуков: 1) оглушение; 2) озвончение; 3) смягчение; 4) выпадение (упрощение групп согласных); 5) ассимиляция по месту или способу образования; 6) диссимиляция по месту или способу образования.

Фонетическая транскрипция Образец фонетикческой транскрипции Это был человсек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. С лица беспечность переходила в поза всего тела, даже в складки шлафрока (И. Гончаров).