Былины Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. М. Горький Искусство народных мастеров стало легендой, его.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Понятие о былине. Былины и их исполнители. Былина«Вольга и Микула Селянович».
Advertisements

Понятие о былине. Былины и их исполнители. Былина«Вольга и Микула Селянович».
Былина «Вольга и Микула Селянинович». Абраменко Екатерина Васильевна, учитель русского языка и литературы МАОУ-СОШ 11 им. В.В. Рассохина г. Армавир.
Тема: Понятие о былине. « Вольга и Микула Селянинович»
Понятие о былине. Былины и их исполнители. Былина«Вольга и Микула Селянович».
Россия. Новосибирская область,Искитимский район МОУ «СОШ ст.Евсино» Работу выполнила Хребтова Татьяна Владимировна Учитель начальных классов.
Выполнили учителя русского языка и литературы СКОШ 7 вида 4 г. Амурска Абазаева Г.Ц., Заика Г.Ф. Выполнили учителя русского языка и литературы СКОШ 7 вида.
Устное народное творчество. 1. Что такое былина? 1. Что такое былина? 2. Где и когда возникли былины? 2. Где и когда возникли былины? 3. Где происходит.
Презентация учителя русского языка и литературы школы 71 Санкт-Петербурга Филипенко Нины Владимировны.
Следы во времени О русской былине. 1.Былина как жанр. Былина (старина, старинка) – жанр русского народного эпоса. Это песни- сказания о богатырях, народных.
Русские былины. Понятие о былине и былинном стихе. Воплощение в былинах нравственных критериев русского народа. Общенародное представление о героизме и.
Былины Былина как жанр фольклора Древнейший тип фольклорных произведений Ведут историю с 11 века Создание былин закончилось в 17 веке Активное их бытование.
СКАЗКА – короткая история о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. СКАЗКА – короткая история о необыкновенных, часто фантастических.
Презентация к уроку литературы в 6 классе по программе Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. (базовый уровень) Автор: Фастова С.О., учитель русского языка и литературы.
Выполнил ученик 7 класса «В» МОУ СОШ 44 г. Томска Фёдоров Максим Учитель литературы Панченко И.В. Томск 2011.
БЫЛИНЫ. Автор : Мамаева Марина, ученица 5 класса МОУ СОШ с. Урицкое Лысогорского района, Саратовской области. Руководитель – Ивановская Т. А.
Устное народное творчество. 1. Что такое былина? 1. Что такое былина? 2. Где и когда возникли былины? 2. Где и когда возникли былины? 3. Где происходит.
Выполнили: учащиеся 7Б класса гимназии МИИТ Кузьмин Антон Фёдоров Михаил Учитель: Смелова И.А. Москва 2014.
Былины - это эпические песни, в которых воспеты героические события или отдельные эпизоды древней русской истории. Образы богатырей, их необыкновенные.
Былины - это эпические песни, в которых воспеты героические события или отдельные эпизоды древней русской истории. Образы богатырей, их необыкновенные.
Транксрипт:

Былины Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. М. Горький Искусство народных мастеров стало легендой, его власть простёрлась и на наше время. В. Аникин

Термин «фольклор», который впервые в 1846 году ввёл в науку английский учёный У. Дж. Томс, в переводе означает «народная мудрость»

Жанры фольклора Фольклор – устное народное творчество Пословицы Поговорки Песни Скороговорки Считалки Сказки Былины Загадки Потешки Частушки

Эпические жанры в фольклоре былины сказания предания песни повествовательного характера

Термин былина закрепился за эпическими сказаниями и эпическими песнями в середине XIX столетия; ранее их называли старинами, реже старинками. Былина это своеобразный, чисто русский жанр народного эпоса, в котором рассказывается о богатырях, народных героях и реальных исторических событиях, сложенный в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом XI – XVI веков.

Былины - произведения искусства, а поэтому для них характерен вымысел. Для былин важна не правда отдельного факта, сколько правда жизни. Поэтому в былинах нет точности в воспроизведении исторических событий, дат, имён, географических названий.

Исполнять былины мог не каждый. Сказителями были особо талантливые люди с отличной памятью. Обычно почетное дело – сказывать былину – поручалось людям преклонного возраста, от лет, с большим жизненным опытом. В Древней Руси сказители пользовались почетом и уважением, их мастерство в исполнении былин часто передавалось от родителей к детям и было достоянием семьи. Перенять от отца дар рассказчика, запомнить сюжеты былин и придумать что-нибудь свое, новое было большим счастьем для молодых. Вокруг сказителей всегда собиралось много слушателей, которые с трепетом и большим вниманием переживали истории богатырей. Особенно часто исполнялись былины долгими зимними вечерами, когда в крестьянской жизни наступало затишье. Былины не пелись, а сказывались – произносились речитативом. Песня звучала медленно, плавно, нараспев. Речитатив – это напевная речь в вокально-музыкальном произведении, чтение нараспев

Сказители былин Т.Г. Рябинин Собиратель былин П.Н. Рыбников М.Д. Кривополенова Сёстры Крюковы

Заонежская поэтесса Ирина Андреевна Федосова гг. Возле озера сгнила оградка утесова. На горе – деревянных крестов разнобой. Спой, Ирина Андреевна, свет Федосова! Про крестьян олонецкой губернии спой. Р.Рождественский

Родился в Заонежье, в деревне Гарницы Сенногубского погоста, рано лишился родителей. Воспитал его крестьянский мир. От старого односельчанина Ивана Агапитова он перенял и всю жизнь берёг в памяти былины. Много былин узнал от Ильи Елустафьева. В 1860 году известный собиратель П.Н.Рыбников записал от сказителя первые былины. Всего им были записаны 23 текста. В 1871 году другой учёный- А.Ф.Гильфердинг – Записал 19 сюжетов (21 текст). Рябинин был приглашён для выступления в Петербург, награждён серебряной медалью.

Композиция былины Зачин (начальная, вводная часть произведения) - здесь указываются время и место действия, называются герои, о которых идет речь в былине Основная часть - дается описание героя показывается его необычное поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему дается Заключение - подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя былины

Периоды развития былин Киевский века Алёша Попович и Добрыня Никитич Владимиро- Суздальский Илья Муромец Новгородский Садко, Микула Селянинович

Классификация былин по содержанию Былины героического содержания (былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и др.) Социально-бытовые былины (былины о Садко, о Василии Буслаеве и др.) Былины волшебно-сказочного содержания (их немного «Подсолнечное царство», «Нерассказанный сон») Былины, близкие к историческим песням Былины пародийного характера

В тексте былины находим приметы реальной русской старины. В былинах немного описаний, но они выполняют важные художественные функции: придают достоверность повествованию, выражают симпатии и антипатии автора, дополняют образ богатыря. Повествование в былинах перебивается диалогом, цель которого подчеркнуть, что выделяет и прославляет богатыря, раскрывает до конца его богатырскую суть. «Сказывание» (напевная интонация) Гиперболизация - преувеличение основных черт, качеств героев, явлений жизни, связанных с ними (палица богатыря весит сорок, а иногда и девяносто пудов, конь несет богатыря «выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего» и др.)

Повторы Постоянные эпитеты (красна девица, чисто поле, добрый конь и др.) Синонимы Сравнения Уменьшительные и увеличительные суффиксы Приемы контраста (богатырь и враг-чудовище) и антитеза (герой действует вопреки советам, предупреждениям). Использование речитативов Отсутствие рифмы

Былины рассказывают о непобедимых русских богатырях- и в этом тоже правда. Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу отечества, поднимали в тяжёлую годину испытаний дух народа. В былинах также рассказывается и о поражениях русских богатырей в схватке с врагами.

Богатыри «Старшие» воплощение стихий, титанических сил, которые получили очертания человеческого образа, но всё ещё остались силою мировою Святогор Волх Всеславьевич Михайло Потык «Младшие» богатыри ближе к людям Илья Муромец Добрыня Никитич Алёша Попович

Былина «Вольга и Микула Селянинович»

Из истории былины Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Исследователи относят её возникновение к XIV – XV векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Вс. Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в северных княжествах почва после расчистки от леса была усеяна кореньями, которые необходимо было корчевать.

Объясните значение устаревших слов: Гужики Петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой Булатный Из булата – старинной, твёрдой и упругой, с узорчатой поверхностью сталью Сафьян Тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет Соловый О масти лошадей; желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой)

Князь Вольга Святославович Князь Вольга необыкновенного происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные способности, «похотелося ему много мудрости». Эти возможности Вольга употребляет на добрые дела. Но пахарь превосходит мощью и доблестью даже такого человека.

Микула по-современному Николай, а Селянинович означает, что он селянин, т. е. живет в селе. Он это как раз и подчеркивает: де, я простой мужик-пахарь (оратай), не князь, не дружинник и не богатырь). Село от слова селиться на земле, определенной территории. Как вы думаете, откуда у богатыря такое имя – Микула Селянинович? Что оно обозначает?

Зачитайте описание внешности Микулы В портрете видно стремление авторов украсить облик любимого героя: он одет не как крестьянин на работу, а как боярин. «У оратая сапожки зелен сафьян» - это обувь очень богатых и знатных людей, как и кафтан чёрного бархата. «Вот шилом пяты, носы востры, Вот под пяту-пяту воробей пролетит, Около носа хоть яйцо прокати» - высокий и тонкий каблук – как шило; острый, высоко загнутый носок

Что подчеркивает безымянный автор былины в облике Микулы Селяниновича? (Физическую силу, молодецкую удаль, трудолюбие, долготерпение.) Каков портрет пока что неизвестного героя? (Идеализированный образ фольклорного «красна молодца».) Что вы можете сказать об одежде данного персонажа? Могли быть древнерусский пахарь так одет: «У оратая сапожки зелен сафьян... У оратая шляпа пуховая...»? Конечно же, нет. Откуда возник подобный облик героя произведения? (Возможно, более позднее преувеличение, желание показать как можно лучше внешнюю красоту героя.)

Зачитайте разговор князя с пахарем. Что мы можем сказать об уме и воспитании «простого крестьянина»? Похваляется ли оратай своей силой и значимостью? Как он демонстрирует князю и дружине, что его труд важнее «труда» сборщиков подати? Зачитайте данный отрывок. За что уважают Микулу Селяниновича простые селяне? (За трудолюбие, хлебосольство, чувство собственного достоинства и доброту.) За что уважает Микулу Селяниновича князь Вольга Святославич? (3 а физическую силу, мастерство, трудолюбие, чувство собственного достоинства и доброту.)

человек недюжинной силы идеал нравственности истинный патриот родины, живущий её интересами Какую характеристику вы могли бы дать русскому богатырю?

Эпический герой – герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает необыкновенной физической силой, воинской доблестью и мудростью.

Какова основная мысль былины? (Главная ценность на Земле человек-труженик, в переносном значении пахарь. Только человек, созидающий новое и нужное людям, заслуживает уважения. Государство и власть в лице князя и его дружины должны уважать, охранять и защищать человека-пахаря, так как без него не будет самого государства, не будет сел и городов, просто хлеб не родится.)

Домашнее задание Дома вам предстоит сочинить былину на современный лад (надо подумать, кто будет богатырём, какой подвиг может совершить ваш герой, с кем он будет сражаться, вы должны использовать языковые средства былин); выписать из текстов эпитеты, гиперболы, найти повторы; сделать иллюстрацию к былине