Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 21 октября 2010 г. 03 – 248 (направлено в Органы исполнительной власти субъектов Российской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Advertisements

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО МАСТЕР - КЛАСС.
Федина Нина Владимировна, к.п.н., руководитель Центра дошкольного образования ИСИО РАО, советник генерального директора ОАО «Издательство «Просвещение»,
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных.
Разработка основной общеобразовательной программы дошкольного образования Федина Нина Владимировна, к.п.н., заместитель директора по дошкольному образованию.
О БРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ДОУ Методист МОУ «МИМЦ» Моисеенко Т.Н.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ( утвержденные приказом МИНОБРНАУКИ России.
Пути и средства реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ 25 августа 2011г.
Проектирование основной образовательной программы дошкольного учреждения 3 декабря 2010г.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Утверждены Приказом Министерства образования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.
Принципы и подходы ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования как основа создания преемственной образовательной среды.
Перспективы развития системы дошкольного образования в условиях введения федеральных государственных требований.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ КАК НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Михеева Елена Владимировна, к.п.н., доцент кафедры.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида !2 г. Сердобска Выступление – презентация для педагогов ДОУ Ф Г Т.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ФГТ к структуре основной образовательной программы ДОУ.
Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований С.Ю.Максимова инспектор управления образования Череповецкого.
Транксрипт:

Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 21 октября 2010 г. 03 – 248 (направлено в Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования)

* Целесообразно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие управление в сфере образования: установить определенный переходный период для внедрения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ФГТ); разработать план поэтапного перехода дошкольных образовательных учреждений к реализации ФГТ.

* В течение данного переходного периода: образовательным учреждениям предоставляется возможность разработать (либо скорректировать) основные общеобразовательные программы дошкольного образования, реализуемые в дошкольных учреждениях; региональным институтам повышения квалификации работников образования, кафедрам дошкольного образования педагогических университетов, муниципальным методическим службам поручить методическое руководство процессом разработки (коррекции) образовательных программ дошкольных учреждений.

* Cложности внедрения ФГТ должны учитываться при планировании и проведении проверок деятельности дошкольных образовательных учреждений со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих контроль и надзор в сфере образования. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 4 августа 2000 г. 236/23–16 «Об организации контроля за деятельностью дошкольных образовательных учреждений»

* Методические рекомендации Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно (пункт 5 статьи 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»). Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее – Образовательная программа, Программа) разрабатывается и утверждается каждым дошкольным образовательным учреждением самостоятельно на основе соответствующих примерных основных образовательных программ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования– это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса. Образовательная программа разрабатывается дошкольным учреждением в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. (пункт 21 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении; утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года 666).

* Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования утверждены (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. 655 зарегистрирован в Минюсте России 8 февраля 2010 г., регистрационный 16299) * Примерные программы находятся в стадии разработки и апробации. Важно определить единые подходы к разработке основных образовательных программ дошкольных образовательных учреждений.

* Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на: 1. формирование общей культуры, 2. развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, 3. формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, 4. сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, 5. коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. ФГТ

* Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения определяет организацию воспитательно- образовательного процесса (содержание, формы) в ДОУ. * Она должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально- личностное, познавательно-речевое, художественно- эстетическое – во взаимосвязи. * Образовательная программа должна реализовываться не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.

* Программа должна показать: 1. как, с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников, в дошкольном образовательном учреждении любого вида создается собственная модель организации воспитания, обучения и развития дошкольников; 2. какие педагогические технологии применяются в работе с детьми; 3. как учитываются индивидуальные особенности, интересы и возможности воспитанников. Образовательная программа должна быть сугубо индивидуальной для каждого конкретного дошкольного образовательного учреждения, учитывать потребности воспитанников, их родителей, общественности и социума.

* В соответствии с ФГТ Программа должна опираться на научные принципы ее построения: соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка (деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития); сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (разумный «минимум»); обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста (формирование таких знаний, умений и навыков, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей);

строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми («Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра»). ФГТ

* При разработке и реализации Образовательной программы должны учитываться принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования. Принцип гуманизации признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка

индивидуальные возможности развития склонности интересы Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения

Ранний возраст Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст Младший школьный возраст Реализация принципа непрерывности (преемственности) образования Достижение уровня развития, который позволит ребенку быть успешным при обучении по программам начальной школы.

* Соблюдение принципа преемственности Формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др. * Соблюдение принципа системности Образовательная программа должна представлять собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы.

* Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» и другие комплексные программы дошкольного образования, авторские коллективы которых в настоящее время корректируют свои программы, дорабатывают их на предмет соответствия ФГТ («Радуга», «Из детства в отрочество», «Детский сад – дом радости» и др.) для включения в Перечень примерных основных образовательных программ, будут обязаны пройти экспертизу. * Таким образом, любое дошкольное учреждение для разработки своей основной образовательной программы дошкольного образования сможет выбрать примерную основную образовательную программу дошкольного образования только из числа тех, которые включены в указанный перечень, утвержденный приказом Министерства образования и науки России.

* В отсутствии примерных основных общеобразовательных программ образовательному учреждению весьма сложно сделать выбор образовательных программ (комплексных и парциальных), а также методических пособий и технологий, необходимых для разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГТ. * Одновременно с предоставленным ему правом выбора программ дошкольное образовательное учреждение несет ответственность за реализацию образовательных программ не в полном объеме, за качество образования своих выпускников (пп.2 п. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании»). * Дошкольным учреждениям рекомендуется разработать (скорректировать) свои Образовательные программы в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и данными рекомендациями.

пояснительная записка организация режима пребывания детей в образовательном учреждении содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей (10 !) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы ФГТ

Вид образовательного учреждения и связанную с ним специфику воспитательно-образовательного процесса, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно- гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей. Специфику национально культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. ФГТ

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении Приоритетные направления деятельности ОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и др.) Принципы и подходы к формированию Программы ФГТ

* Цели и задачи тесно взаимосвязаны с направлениями деятельности дошкольного образовательного учреждения, указанными в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. 666). * Или Типовым положении об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 года 1204) – для соответствующего типа учреждений. * Содержание этого раздела также созвучно с Уставом дошкольного образовательного учреждения и его Программой развития. * Однако приоритетность задач может меняться и корректироваться в зависимости от итогов выполнения программы за прошедший учебный год, а также потребностей родителей, социума, в котором работает дошкольное учреждение.

* Среди целей дошкольного образовательного учреждения также может быть внедрение (апробация) новых образовательных программ, технологий, методик; * экспериментальная деятельность по внедрению в практику работы новых вариативных форм дошкольного образования: группы кратковременного пребывания, различных моделей дошкольного образования (дошкольное образование в модели семейного воспитания, центра игровой поддержки ребенка, лекотеки и др.)

Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей. Личностно- ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности Проектирование воспитательно- образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями. ФГТ

* Программа должна: предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; * а также предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной из которых и ведущим видом деятельности для них является игра.

* Целесообразно представить проектирование воспитательно- образовательного процесса в табличных формах. * В данных приложениях должны быть проиллюстрированы способы реализации комплексно-тематического принципа построения воспитательно-образовательного процесса, который предусматривает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы». * При этом в качестве видов тем могут выступать: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции» и др.

Задачи психолого- педагогической работы по формированию физических, личностных и интеллектуальных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. Содержание психолого- педагогической работы по освоению детьми следующих образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. ФГТ

* При формировании в Образовательной программе раздела «Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей» важно показать: * содержание воспитательно-образовательной работы по каждой из образовательных областей, включая * цель (цели); задачи, ведущие к реализации цели, – для каждой возрастной группы; * принципы; * основные направления образовательной работы с детьми; * формы организации образовательной деятельности, осуществляемой как в процессе организации различных видов детской деятельности, так и в ходе режимных моментов; средства, методы и приемы работы с детьми; * возможные пути интеграции различных образовательных областей.

* В соответствии с ФГТ в данном разделе образовательной программы указывается перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методических пособий, согласующихся с ФГТ и примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по концептуальным основам, целям, задачам и принципам. * В переходный период (до утверждения перечня примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования) необходимые для осуществления воспитательно-образовательного процесса программы, технологии, методические пособия по концептуальным основам, целям, задачам и принципам должны быть согласованы с ФГТ. * Важно, чтобы выбранные программы определяли содержание воспитательно-образовательной работы по всем образовательным областям.

Линии развития Образовательные области Разделы программы 1. Физическое развитие Физическая культура Физкультурно-оздоровительная работа Физическая культура Здоровье (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни !) Физкультурно-оздоровительная работа Воспитание культурно-гигиенических навыков 2.Познавательно-речевое развитие Коммуникация (развитие свободного общения со взрослыми и детьми !) Развитие речи Познание Сенсорное воспитание Ребенок и окружающий мир Развитие элементарных математических преставлений Конструирование Чтение художественной литературы Художественная литература Сравнительная таблица образовательных областей ФГТ и соответствующих разделов Программы воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой/

Линии развития Образовательные области Разделы программы 3.Социально- личностное развитие Социализация (формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу) Ребенок и окружающий мир Нравственное воспитание Игра Труд Трудовое воспитание Безопасность 4.Художественно- эстетическое развитие Музыка Музыкальное воспитание Культурно-досуговая деятельность Художественное творчество Знакомство с искусством Изобразительная деятельность Ручной труд Сравнительная таблица образовательных областей ФГТ и соответствующих разделов Программы воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой/

* Раздел программы «Содержание коррекционной работы» разрабатывается при воспитании в образовательном учреждении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы. промежуточныеитоговые ФГТ

Сформированы основные физические качества Сформирована потребность в двигательной активности Соблюдает элементарные правила здорового образа жизни Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры И др. – см. ФГТ

* Для определения уровня развитости таких качеств подбираются описанные в психолого-педагогической литературе диагностические методики. Они вносятся в шестой раздел обязательной части образовательной программы.

* Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка. Периодичность мониторинга устанавливается ОУ и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. Должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы. Позволит осуществлять оценку динамики достижений детей. Включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. ФГТ

* В переходный период (до утверждения перечня примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования) предлагается использовать те комплексные и парциальные программы, которые содержат описание методов определения уровня развития детей на каждом этапе реализации программы с описанием промежуточных и итоговых результатов ее освоения.