Электронное пособие по предмету «обучение музыкальному инструменту» ( фортепиано) для студентов по специальности 050146 преподавание в начальных классах.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО- ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ Особенности обучения игре на фортепиано в младших классах ДМШ и ДШИ. Составили студенты V курса.
Advertisements

В мире музыки. Какая музыка без нот? Нотная грамота.
Презентация преподавателя музыки Губановой Ольги Ивановны ГБОУ СПО РО «Вёшенский педагогический колледж им. М. А. Шолохова» Ростовская область, Шолоховский.
Нотный дом Здравствуй, добрый нотный дом! - Кто живет здесь? - Мы живем! – Дружно ноты говорят, Собираясь в звукоряд. В дом нам хочется войти, Но преграда.
Начать тест Использован шаблон создания тестов в PowerPoint со страницы создания тестов в PowerPoint
Интегрированный урок музыки и математики 5 класс Учитель Осипова Г.В.
«Математика и музыка» Выполнила ученица 9 А класса ГБОУ СОШ 274 КОРЯГИНА АЛЕКСАНДРА.
Click to edit Master title style Тема урока: Что такое ритм.
Начать тест Использован шаблон создания тестов в PowerPoint со страницы создания тестов в PowerPoint
Как готовить домашние задания. 1.Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы. 2. Задавай вопросы, если что-то не понял или с чем-то.
Автор: Шишкина Людмила Викторовна Учитель музыки МОУ «Гимназия 10» Г.Железногорск Курской области.
Как готовить домашние задания Памятка для учащихся Педагог-психолог Апастовской средней школы Насырова А.Г.
МБОУ ДОД «ВОЙСКОВИЦКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» преподаватель по классу фортепиано Лыкова Ирина Александровна.
Учебный тренажёр и проверочный тест Использован шаблон создания тестов Захаровой Т.А., Байдаковой Т. Б. со страниц
Как готовить домашние задания Памятка для учащихся.
«Не существует знания, которое не являлось бы силой». Р. Эмерсон «Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума – в знании». Фалес «Разве ты не знаешь,
работай в группе (стоя) работай в группе (стоя) МОДУЛЬ Цель – научиться читать выразительно, пересказывать, вести диалог. Освоение модуля будет способствовать.
«Не существует знания, которое не являлось бы силой». Р. Эмерсон Р. Эмерсон «Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума – в знании». блаженство.
Открытый урок по музыке для 1 класса Тема: «Музыкальная азбука» Выполнила: Кислова О.С.
Обучение аудированию. Рекомендации по использованию эффективных стратегий аудирования 1. Что делать, если вы услышали новые слова, которые вам не знакомы.
Транксрипт:

электронное пособие по предмету «обучение музыкальному инструменту» ( фортепиано) для студентов по специальности преподавание в начальных классах дошкольное образование Автор : Помыткина Нина Юрьевна, преподаватель музыкальных дисциплин Вольск 2012

« Любите, изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вашу жизнь богаче, чище,совершеннее. Вы увидите жизнь в иных тонах и красках…» Д.Д. Шостакович

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данное пособие предназначено для преподавателей и студентов, начинающих работу по обучению игре на фортепиано. В пособии предлагается интенсивный практико – ориентированный курс освоения игры на музыкальном инструменте, построенный на основе теоретических знаний музыкальной грамоты и практических рекомендаций по обучению на музыкальном инструменте. Увлекательная форма подачи материала позволит разделить сложную задачу восприятия нотного текста музыкального произведения на ряд простых, и точно выполнимых задач. Каждое задание сопровождается графой для оценки, которую может поставить себе студент сам или оценен педагогом. Необходимым условием успешного применения материала пособия является его систематическое использование на каждом уроке (5-7 минут необходимо для выполнения одного задания)

Фортепиано Музыкальная речь Знание нот Знание трех видов знаков Длительности. Размер такта. Мелодия – душа музыки Строение мелодии Советы учащимся Литература Интернет – ресурсы

Фортепиано – инструмент, обладающий самым широким диапазоном: от рокочущих басов до звонких, ярких звуков верхнего регистра. Звучание инструмента может быть очень громким или настолько тихим и прозрачным, как родник. Вы должны научиться играть, чтобы исполнение было выразительным, поэтичным и обязательно художественно оправданным. Для этого необходимо проникнуть во все секреты и тайны музыкального искусства.

Приступая к непосредственным занятиям на фортепиано, надо приучить себя к правильной посадке за инструментом. Стул следует ставить против середины клавиатуры. Сидеть на стуле надо непринужденно, сохраняя стройную осанку. Опираться на спинку стула ни в коем случае не следует. Ноги (на первоначальной стадии обучения) должны плотно стоять на полу около педалей.

Как показывает рисунок, плечи пианиста сохраняют естественное положение; необходимо следить, чтобы они не поднимались во время игры.

Кисть пианиста всегда должна быть гибкой и живой. У начинающих иногда кисть «зажимается» и напрягается. За этим надо внимательно следить, устраняя излишние напряжения.

Положение пальцев н а клавиатуре может быть самым разнообразным; однако оно должно отвечать следующим основным требованиям: 1) форма пальцев должна быть несколько закругленная; 2) прикасаться к клавишам следует мягкой частью - «подушечкой» пальца, глубоко и мягко погружаясь «кончиком» пальца до дна клавиши, внимательно вслушиваясь в звучание.

- Умеете ли вы читать? - Да, удивленно ответите вы. Когда вы читаете, вам не надо разбирать каждую букву. Вы сразу видите целое слово, и не одно…, вы понимаете и слышите выразительные интонации фраз. Слова записываются буквами, а музыка - нотами. Начинающему музыканту необходимо изучить особенности музыкальной речи, такой сходной с разговорной, и начинать эту работу необходимо с освоения музыкальной грамоты.

Все необходимые для игры знания о нотной грамоте включают в себя три этапа: 1. Знание нот. Высота звука. 2. Знание трех видов знаков. 3. Знание длительностей нот и определение размера произведения. Все это необходимо знать начинающему пианисту для возможности расшифровки нотного текста.

Музыкальных звуков очень много, а их названий, как известно, всего семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Для определения высоты звука ноты размещают на нотном стане (нотоносце), состоящем из пяти параллельных линий (счёт линий ведётся снизу): Ноты располагаются на линейках и между ними, под и над нотным станом Рис 1. Рис 2.

Существует два вида ключа – скрипичный и басовый Рис 3. Скрипичный Басовый Рис 4. Рис 5.

Ноты в скрипичном ключе играются, как правило, правой рукой. Началом скрипичного ключа является нота до первой октавы, и далее все ноты располагаются вверх по нотоносцу (вправо по клавиатуре). Рис 6.

Используя клавиатуру и пользуясь подсказкой Рис 4., Рис 5., Рис 6.: 1. Определите ноты в скрипичном ключе. Найдите на клавиатуре Рис 7., где они находятся. Рис 6.

Предлагаю проверить, хорошо ли освоены ноты: Задание 2. Определите ноты. Отметьте свой результат в верхней строке таблицы, обведите цифру, соответствующую вашему результату - в нижней увидите свою оценку. Как только получишь «5», можно двигаться дальше

Знаки альтерации (изменения высоты тона): 1. Диез ( # ) - это нотный знак, проставляемый в начале такта, который показывает, что все ноты, тоже стоящие на одной линии (между линиями) с ним, сдвигаются по высоте на полтона вверх.

2. Бемоль ( b ) - это нотный знак, аналогичный диезу, но указывающий на смещение на полтона вниз. 3. Бекар ( ) - это нотный знак, отменяющий действие диезов и бемолей. Когда возле скрипичного и басового ключа стоит знак # или b, он ставится возле нот, которые нужно играть так, как они написаны (не надо сдвигать их по высоте) или ставится в начале такта.

Ключевые знаки альтерации - диезы, бемоли и бекары, расположенные сразу за скрипичным или басовым ключом, действуют на эту ноту во всех октавах до конца музыкального произведения или до новых ключевых знаков.

Случайные знаки альтерации - диезы, бемоли и бекары, расположенные непосредственно возле ноты. Действуют на эту ноту и на все такие же ноты ( той же октавы ) до конца текущего такта. Например:

Исполните мелодию на клавиатуре, пользуясь подсказкой:

Потренируемся на простых примерах. Сыграйте эту мелодию, но сначала внимательно посмотрите и найдите в них «опасные» такты со случайными знаками. Исполнение отрывка оцените. Прочтите ноты и определите свою оценку по количеству ошибок.

Прочитайте ноты (вы их уже легко определяете) со знаками альтерации, постарайтесь не допускать ошибок. Проверьте свой результат:

Звуки имеют разную продолжительность звучания и обозначаются в нотном тексте разными длительностями. Начало звучания ноты совпадает с началом доли. Нота длится несколько долей. Основная доля - это четверть. Она состоит из двух восьмых или четырех шестнадцатых.

Нотным письмом целые обозначаются так Половинные - так Четверти - Восьмые - так или так Шестнадцатые - так или так Просчитать их можно так:

Нота - это обозначение звука графически на нотном стане. Мелодия состоит не только из звуков, но и из тишины между ними ( пауз ). Длина пауз может длиться несколько долей. Нотным письмом целые паузы обозначаются так Половинные обозначаются так Четвертные - так Восьмые - Шестнадцатые -

Музыкальный размер проставляется после ключа и выглядит так., возможен и другой размер такта: Например: Задание 6. Попробуйте сыграть эту песенку любым пальцем.

Мелодия - это мысль, это движение, это душа музыкального произведения. - Как человеческая речь состоит из взаимосвязанных по смыслу слов, так и мелодия состоит из сопряженных по смыслу звуков. Как не всякое последование слов является речью, так и не всякое чередование звуков является мелодией.

Наиболее важный компонент мелодии - мелодическая линия. Чтобы быстро научиться читать музыкальный текст, необходимо знать особенности строения мелодии. Важнейшие виды мелодического рисунка следующие: Повторность звука, т. е. взятие его несколько раз подряд:

Повторение звуков, а также «раскачивание» мелодии на соседних звуках (секундах) встречается в музыке достаточно часто например, в колыбельных песнях. Загадка. Сыграйте правильно эту мелодию, и вы легко узнаете известную песню Евгения Крылатова. Секунды - это интервал (расстояние между двумя нотами)записываются так: одна ее нота на линейке, другая между линейками. Играют их соседними пальцами.

Посмотрите на музыкальные примеры. Сыграйте их, но будьте предельно внимательны к расставленным «ловушкам» (ключам, ключевым и случайным знакам, длительностям). За каждый правильно сыгранный пример получаете 1 балл. А когда сыграете все отрывки, сосчитайте «заработанную» сумму баллов. Это и будет вашей оценкой.

Движение по гамме это самое простое мелодическое движение. Оно часто встречается в музыке. Посмотрите : все звуки, словно бусинки, нанизаны на невидимую нитку : После ноты на линейке всегда следует нота, расположенная между линейками, ее сменяет опять нота на линейке и так далее. Видите? Зная этот секрет, можно не определять в такой мелодии каждую ноту! Чтобы сыграть пассаж из нот-бусин, достаточно определить первую ноту, а дальше лишь следить за рисунком мелодии. Давайте попробуем!

Определите только первую ноту, а во время игры следите глазами за рисунком и не высчитывайте высоту каждого звука (первая оценка). Вперед! Переверните ноты «вверх ногами» и сыграйте их «задом наперед» в басовом ключе (вторая оценка).

Теперь к гаммообразному пассажу добавим ритмический рисунок. Когда будете играть, обратите внимание не столько на ноты, сколько на длительности. За ноты и ритм вы получаете отдельные оценки.

Как вы заметили, если в пассаже больше пяти звуков, то для его исполнения нужна помощь. Нет, не «скорая», а пальцевая. Думаю, вы обращали внимание на аппликатуру. Так называется порядок чередования пальцев. Проставленные над и под нотами пальцы помогут вам с легкостью исполнить пассаж. Внимательно просмотрите следующий фрагмент и медленно сыграйте его, соблюдая при этом правильную аппликатуру.

«Кляксы»-секунды звучат всегда резко, поэтому их можно встретить в пьесах, где композитор хочет изобразить, к примеру, кваканье лягушек, игру на барабане, сигналы автомобиля и тому подобное. Давайте попробуем сыграть эти «кляксы»-секунды. Для начала легкая разминка:

Где здесь «выросла фасоль»? Отгадку обведите кружком. Переверните ноты и сыграйте секунды в басовом ключе. А в этом случае «фасоль выросла»? Не забудьте про оценки.

А теперь расставим для секунд всякие «ловушки»: ключи, ключевые и случайные знаки, размеры, паузы. Каждый сыгранный фрагмент оценивается отдельно.

Внимательно посмотрите на эти ноты. Какие новые знаки, о которых мы еще не говорили, вы заметили? Сыграйте пьесу. Если вы без подсказки педагога сыграли ноты с верными штрихами и динамикой, получите еще одну «5». Какое название можно дать этой пьесе и почему? Придумайте его и напишите над нотами.

Подумайте, как можно в музыке изобразить, например, чириканье воробья? Очень просто: опять же с помощью секунды. Только записана она будет по- другому форшлагом. Первый звук секунды записан маленькой нотой, и ее штиль перечеркнут это значит, что маленькая нота должна «проскочить» перед основной. Попробуйте сразу сыграть это чириканье!

Посмотрите на пример и догадайтесь : с каких пальцев удобнее начать играть правой руке? А левой? Проставьте аппликатуру. Обратите внимание : между нотами есть паузы. Не попадитесь в эти «ловушки»! Если вы сразу и без подсказки учителя увидели ключевой знак и не забыли его во время исполнения, то получите за это еще одну «5»!

Здесь расставлено сразу несколько «ловушек», поэтому прежде, чем начать игру, внимательно изучите глазами нотный текст. Оценка ставится только одна за безупречное «прохождение» маршрута!

Взгляните внимательно на следующую мелодию. В ней очень много случайных знаков. Медленно сыграйте ее и попытайтесь разгадать, как она устроена. Думаю, что ответ прозвучит примерно так: здесь часто звуки идут друг за другом по полутонам. Если вы сыграли мелодию и не забыли про ключевой знак, то вам полагается дополнительная «5» за внимательность!

Взгляните: движение мелодии по гамме может менять направление. А теперь правильно сыграйте каждый из этих мелодических рисунков сначала в скрипичном ключе, а затем в басовом.

Сыграйте мелодию, используя способ «игра вслепую»: Пример :

Одним из ведущих принципов строения музыкальной речи является повторность, возможно, с небольшим изменением, варьированием, как например в этом музыкальном примере. Проанализируйте строение мелодии. Какая известная русская народная песня зашифрована в нотном тексте?

Каждый учащийся должен стремиться овладеть основными навыками фортепианной игры, чтобы иметь возможность исполнять на фортепиано пьесы различного характера и детские песни. Для того чтобы достичь хороших результатов в занятиях, необходимо регулярно, желательно ежедневно, заниматься за фортепиано (продолжительность занятий должна быть не менее минут в день).

Для того чтобы человеческий мозг смог чему-то научиться, необходимо семь повторений. Поэтому выберите отрывок и повторите его семь раз. Если после семи раз вы его не выучили, то это потому что отрывок слишком большой. Человеческий мозг запоминает "блоками" и затем объединяет эти блоки в еще большие блоки. Если все пошло по плану, то к 8 дню вы овладеете произведением. Успехов!

1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано, Москва, 1978 г. 2. Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста, РМИ, 2008 г. 3. Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музыке. Л., Советский композитор, 1988 г. 4. Барсукова С.А Азбука игры на фортепиано., М.: «Феникс» г, 128 с. 5. Березовчук Л.Н. Самоучитель элементарной теории музыки. Композитор, Санкт – Петербург, 2008 г. 6. Боливода Б.А. Сластенко В.Е. Школа игры на фортепиано. М., Феникс-2010 г. 7. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста.- КЛАССИКА-XXI г. 8. Камаева Т. Камаев А. Чтение с листа на уроках фортепиано.- М.:КЛАССИКА – XXI г. 9. А.Николаев Школа игры на фортепиано. Москва Изд-во «Музыка» 2007 г. 10. Милич Б. Фортепиано – маленькому пианисту. Кифара ООО, 2008 г. 11. Шмидт-Шкловская А. А. О воспитании пианистических навыков. Л., «Музыка», 1985 г.

Справочники и учебники по музыкальной грамоте Фортепианная клавиатура в формате А