Урок литературы Анализ поэтического текста Вступление Лучшее, чем обладает каждая нация, это ее язык. Лучшее в каждом языке - это созданная на нем литература.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Advertisements

Типичные вопросы по лирическим произведениям. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической.
Биография Творчество Стихотворные сборники Видео Фотографии.
Анализ лирического стихотворения Восприятие. Истолкование. Оценка.
Презентация к уроку литературы в 9 классе). Автор и читатель.
Петрова Елена Юрьевна, учитель МБОУ «Острожская СОШ» Оханского района Пермского края.
Урок литературы, 7 класс Ермак И.В., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с.Воскресенское, Воскресенского района, Саратовской области»
Художественный анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Обучение анализу поэтического текста Круглова И.В. к.п.н., методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ.
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Лирика Род литературы, в основе которого лежат человеческие переживания.
Киевская тетрадь Данная презентация требует тщательной доработки учителями – участниками проекта.
Обучение созданию рецензии на поэтический текст (презентация к уроку литературы в 9 классе)
Как рождается рождается художественный художественный образ образ.
Средство создания образа на примере стихотворения А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» Урок литературы в 9 классе Учитель МОУ - СОШ 16 Воловичева Н.П.
Анализ элегии - О чем размышляет поэт? - Какие слова помогают понять мироощущение лирического героя? - Что он чувствует? - К какому литературному направлению.
В. А. Жуковский Стихотворение «Море». Ответьте на вопросы Какие романтические образы-символы встречаются в стихотворении? Какими способами поэт рисует.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
Зима в изображении русских поэтов XIX века. ЗИМА.
1. Выявить ключевые образы ( обычно их два ), противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и борьба которых в произведении создают его динамику,
Транксрипт:

Урок литературы Анализ поэтического текста

Вступление Лучшее, чем обладает каждая нация, это ее язык. Лучшее в каждом языке - это созданная на нем литература. И лучшее в любой литературе - это поэзия. Иосиф Бродский.

Белла Ахмадулина. Стихотворение «По улице моей который год…»

По улице моей который год звучат шаги - мои друзья уходят. Друзей моих медлительный уход Той темноте за окнами угоден. Запущены моих друзей дела, нет в их домах ни музыки, ни пенья, и лишь, как прежде, девочки Дега голубенькие оправляют перья. Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх вас, беззащитных, среди этой ночи. К предательству таинственная страсть, Друзья мои, туманит ваши очи. О одиночество, как твой характер крут! Посверкивая циркулем железным, как холодно ты замыкаешь круг, не внемля увереньям бесполезным.

Дай стать на цыпочки в твоем лесу, на том конце замедленного жеста найти листву,и поднести к лицу, И ощутить сиротство, как блаженство. Даруй мне тишь твоих библиотек, твоих концертов строгие мотивы, и - мудрая - я позабуду тех, кто умерли или доселе живы. И я познаю мудрость и печаль, свой тайный смысл доверят мне предметы. Природа, прислонясь к моим плечам, Объявит свои детские секреты. Так призови меня и награди! Твой баловень, обласканный тобою, утешусь, прислонясь к твоей груди, умоюсь твоей стужей голубою. И вот тогда - из слез, из темноты, из бедного невежества былого друзей моих прекрасные черты Появятся и растворятся снова.

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ Каково ваше первое впечатление от стихотворения? Знакомо ли вам имя поэта? Какие чувства и мысли владеют автором? Как они развиваются от начала к концу стихотворения? Какова цветовая гамма стихотворения? Что вы можете сказать о звуковой организации стиха и о его мелодике?

Схема анализа поэтического текста текст Тема Мотивы Настроение Лексика Размер Ритм Композиция Синтаксис Ассоциации Образ лирического героя Художественные средства

ТЕМА МОТИВЫ НАСТРОЕНИЕ Что происходит в мире стихотворения? О чем оно? Какие мотивы и темы развиваются? Каким настроением проникнут текст?

ОБРАЗ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ Лирический герой-это лирическое Я поэта. Какие переживания, мысли, чувства владеют лирическим героем?

КОМПОЗИЦИЯ Композиция-это построение произведения. Из каких смысловых частей состоит данное стихотворение?

лексика Какова лексика стихотворения? Что она может подсказать о герое, о мире, который его окружает?

синтаксис Каков синтаксис стихотворения? Что придает он тексту?

художественные средства Какие тропы и фигуры речи встречаются в стихотворении? Какие образы возникают? Помогает ли это понять мироощущение поэта?

размер ритм Стихотворные размеры: хорей хорей ямб дактиль анапест амфибрахий Каким стихотворным размером написано стихотворение? Какое звучание придает этот размер тексту?

ассоциации Какие(литературные, музыкальные, художественные) ассоциации возникают при чтении стихотворения? ассоциации возникают при чтении стихотворения?

термин определение функции антитеза прием контраста, противопоставления усиливает выразительность речи, противопоставляя понятия инверсия прием нарушения прямого порядка слов в предложении служит для смыслового и эмоционального выделения слов метафора образное выражение со скрытым сравнением служит для создания яркого, образного описания олицетворение стилистический прием одушевления неодушевленных предметов усиливает выразительность художественных образов сравнение образное выражение, основанное на сопоставлении двух предметов служит для выделения важного признака и эмоционального воздействия эпитет художественное определение служит для яркого, образного описания

Задание Мы проанализировали стихотворение Б. Ахмадулиной «По улице моей который год…». Напишите сочинение об этом стихотворении, используя цитаты И. Бродского: «Ее стихотворения отличимы от чьих бы то ни было мгновенно. Ее стих размышляет, медитирует, отклоняется от темы... Синтаксис - вязкий и гипнотический. Развертывание ее стихотворения подобно розе, оно центростремительно и явственно отмечено напряженным женским вниманием к деталям - вниманием, которое иначе можно назвать любовью...»