Лекция 5 ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Средневековые школы и университеты. . Проблема : Определить основные этапы образования. Понятия : Образование, Школа, Университет, « семь рыцарских добродетелей.
Advertisements

Тема 6 Школа и педагогика в Западной Европе и России в Средние века Доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, к.п.н. Семченко.
Школы в Средние века. После падения Римской империи в 476 году началось европейское Средневековье, надолго определившее пути развития образования. Границы.
ЦЕРКОВНЫЕ ШКОЛЫ монастырские школы епископальные (кафедральные) приходские школы.
«Система воспитания в Византии» Никифор Анастасия Васильевна, факультет Истории и права, 1003 гр.
Образование, наука и философия в средневековье
Образование и воспитание в исламском мире Период с VII-XIVвв. – рассвет науки и образования в исламской или мусульманской (от арабского «муслим» - послушный,
РЕБЁНОК В ШКОЛЕ. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ШКОЛЫ ПЕРВОБЫТНЫЕ ШКОЛЫ Ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых,
ЛЕКЦИЯ 4. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Педагогика древнего мира. Древняя Греция. Афинская школа.
Лекции по истории педагогики.. История педагогики Педагогические идеи древнего мира Средневековая педагогическая мысль Педагогические учения нового времени.
Культура раннего средневековья. Истоки культуры в Раннее средневековье Мир Римской Империи: города Высокая культура Европейская культура Мир варваров:
Когда и почему появились школы? Родители семья не может научить ребенка всем знаниям, которые требует современное общество Школа Хорошо оснащенные школы.
ОБРАЗОВАНИЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА. ПЛАН УРОКА 1.Школьное образование. 2.Средневековые университеты. 3.Развитие науки.
История школьного обучения Работа Лазарева Филиппа5Б.
Воспитание и школа в эпоху Средневековья Гр.7661 Воробьев Евгений Зайцева Татьяна Николаев Иван.
Контрольная работа по педагогике Вариант 1. Вопрос 1 Вариант 1 Назовите методы образовательной парадигмы Средних веков Вариант 2 Назовите методы образовательной.
Презентация к уроку Всеобщая история 6 класс автор Басов В.Ф. МБОУ СОШ 2 п.Добринка ТЕМА «В поисках знаний» г.
Влияние культуры Византии на культуру Древней Руси.
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ МУЗЫКА 11 класс Ткаченко М.Ю. Учитель мировой художественной культуры Ученики 11-в класса Коммунальное учреждение «Луганская специализированная.
Транксрипт:

Лекция 5 ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в средние века План 1. Воспитание и школа в Византии. 2. Религиозно-сословный характер обучения и воспитания в Западной Европе в средние века. 3. Типы средневековых школ в Западной Европе.

Литература для самостоятельного изучения

В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византийскую). Византия была прямой наследницей эллинско-римской культуры и образованности

Система образования в Византии 1-я ступень – элементарное образование Оно существовало фактически повсеместно, начиналось в 5–7- летнем возрасте и длилось 2–3 года. Такое образование давалось в школах грамоты.

Система образования в Византии 2-я ступень – образование выше элементарного. Его давали грамматические школы, которые могли быть церковными и светскими, частными и государственными. В школах обучались дети с 10–12 лет до 16–17-летнего возраста, т.е. 5–6 лет.

Система образования в Византии 3-я ступень обучения – высшая школа. Была открыта в Константинополе в 425 г. и называлась Аудиториум (от лат. audire – слушать). С IX в. Ее стали именовать Магнавра (Золотая палата), по названию одного из помещений императорского дворца. Школа находилась в полном подчинении императору. Ведущим направлением константинопольской высшей школы было освоение античного наследия. Занятия проводились в форме публичных диспутов.

Система образования в Византии Ступени образования – школы грамоты – начальные учебные заведения – высшие школы – кружки-салоны – монастырские высшие школы – грамматические школы – церковные, светские (частные, государственные) школы

Византийские мыслители и просветители Василий Кесарийский Максим Исповедник Кирилл и Мефодий Иоанн Дамаскин Иоанн Златоуст Михаил Пселл

Учебные книги в Западной Европе периода раннего средневековья Абецедарий – букварь, содержащий только буквы и слоги Псалтирь – книга псалмов

Педагогические сочинения по вопросам воспитания религиозных деятелей Пьер Абеляр (1079–1142 гг.) – французский философ-схоласт, теолог и поэт Основной труд «Да и нет» («Sic et non»)

Педагогические сочинения по вопросам воспитания религиозных деятелей Гуго Сен-Викторский (1096–1141 гг.) – французский философ, богослов, педагог Написал сочинение « Дидаскалион » («искусство читать», то есть, как учиться и как обучать), представляющее собой школьную программу (семь свободных искусств) и духовное руководство. Его педагогическое рвение распространялось также на послушников, которым он посвятил самоучитель, дававший им возможность получить элементарные знания в стенах монастырей. Оставил нам копии прочитанных им курсов, большую переписку, в частности, со святым Бернаром, и духовные трактаты.

Педагогические сочинения по вопросам воспитания религиозных деятелей Винсент де Бове (1190–1264 гг.) – доминиканский монах, богослов, энциклопедист, философ и педагог Винсенту де Бове принадлежит педагогический трактат « О наставлении детей знатных граждан » (ок.1246) из 51 главы, который рассматривает следующие вопросы: как найти хорошего учителя, что мешает и что содействует обучению, о способе обучения и преимуществах обучения в раннем возрасте и т.д. Трактат был написан в помощь придворным учителям по просьбе королевы.

Система рыцарского воспитания Рыцарское воспитание включало обучение семи рыцарским добродетелям: верховой езде; фехтованию; владению копьем и луком (арбалетом); плаванию; соколиной охоте; сложению стихов в честь дамы сердца; игре в шахматы; а также придворному этикету.

Система рыцарского воспитания В 21 год рыцарь принимал посвящение Слава требовала постоянного подтверждения, преодоления все новых и новых испытаний и подвигов: войн, охот, участий и побед в рыцарских турнирах.

Средневековые школы в Западной Европе Приходские школы Представляли собой небольшую группу мальчиков, которых за плату священник или причетник обучал закону божию (чтению богослужебных книг) на латинском языке, письму и церковному пению.

Средневековые школы в Западной Европе Монастырские школы Курс обучения в школах состоял из грамматики, риторики, начатков религиозной философии. Позже в него были включены арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Средневековые школы в Западной Европе Соборные школы Преподавался полный курс средневековых наук, который получил название, как и в римском образовании, семь свободных искусств (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Кроме всех этих предметов преподавалось богословие, которое считалось «венцом наук».

Средневековые школы в Западной Европе Обучение во всех типах средневековых школ было тяжелым испытанием для учеников. Виной этому была методика обучения, основанная на механической памяти, богослужебные книги на латинском, а не на родном языке, отсутствие коллективной работы в классе. Неуспешность учеников в обучении порождала многочисленные наказания. Школьную жизнь характеризовало выражение «sub virga degere» - «жить под розгой».

Средневековые школы в Западной Европе Цеховые школы Возникли в Западной Европе в XIII–XIV вв. для удовлетворения потребностей ремесленников в образовании. Давали начальное образование. Обучение ремеслу осуществлялось в семьях ремесленников или же в процессе цехового ученичества.

Средневековые школы в Западной Европе Гильдейские школы Создавались в Западной Европе в XIII–XIV вв. объединениями купцов (гильдиями). Школы были платные. Содержание образования носило практическую направленность.

Тестовые задания 1. Педагогическая мысль Византии была представлена именами известных христианских теологов: а) Эпикур, Зенон; б) Сократ, Платон; в) В. Кесарийский, И. Златоуст; г) Сенека, Квинтилиан. 2. Букварь в средневековой школе назывался: а) Хрестоматия;в) Псалтырь; б) Абецедарий;г) Дидаскалион. 3. Обучение в западноевропейской средневековой школе велось на: а) родном языке; в) древнегреческом языке; б) латинском языке;г) французском языке. 4. Направление в средневековой философии, считавшее основной задачей теоретическое обоснование догм христианской религии, называлось: а) софистика;в) схоластика; б) пансофия;г) майевтика.

Тестовые задания 5. Блестящей энциклопедией по вопросам воспитания и обучения называют средневековый трактат «Об обучении детей благородных особ», принадлежащий: а) Винценту де Бове; б) Гюго Сен-Викторскому; в) Витторино да Фельтре; г) Ансельму Кентерберийскому. 6. Воспитание семи добродетелей было характерно для системы воспитания: а) афинской; в) рыцарской; б) спартанской;г) римской. 7. В эпоху раннего средневековья существовали следующие типы школ: а) цеховые, гильдейские, городские; б) приходские, монастырские, соборные; в) элементарные, грамматические, риторические; г) палестра, гимнасий, эфебия. 8. Обучение в школах раннего средневековья строилось как работа ученика с учителем: а) индивидуальная;в) коллективная; б) групповая;г) классно-урочная.