УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ... ЗАЧЕМ? О ЧЁМ? КАК?. Сегодня мы поговорим о таком типе речи, как рассуждение. Есть даже в детских книгах герои, любящие порассуждать.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Advertisements

Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Аргументация в рассуждении Презентация к уроку русского языка в 10 классе.
Сочинение- рассуждение по исходному тексту учебный год.
Как сохранить в себе человека. Подготовка к сочинению – рассуждению на морально – этическую тему в 8 классе.
Что такое сочинение-рассуждение
Заходер - детям Урок литературного чтения.
«Отзыв о книге. Дневник чтения.» Библиотечный урок для учащихся 3-4 классов Автор: вед. библиотекарь МОУ СОШ 9 Капустина Людмила Николаевна.
Презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему: Презентация к произведению А.Милна "Винни Пух и все-все-все"
Сочинение – порождение текста, письменное выражение собственных мыслей, чувств, суждений. Сочинение – порождение текста, письменное выражение собственных.
ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ- РАССУЖДЕНИЕ ЗАДАНИЯ 15.1, 15.2, 15.3.
Сочинение-рассуждение Методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения.
Сочинение- рассуждение на дискуссионную тему. ОПИСАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ ТИПЫ РЕЧИ Тип текста, в котором описываются события в определённой хронологической.
Учитель – Учитель – Кузюнкина Л.Н. Кузюнкина Л.Н. Презентация открытого урока. Урок русского языка в 8 классе. Подготовка к написанию сочинения - рассуждения.
Сочинение-рассуждение Учитель: Соколова Е. И. 7 класс.
Готовимся к ГИА. Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста. Основным содержанием такого сочинения.
Библиотека гимназии Выполнила: Глухих Т.Г.. Сегодня мы с вами поговорим о том, как и для чего нужно вести дневник чтения. Для этого обратим внимание на.
«Жизнь людей не проста, и если мы хотим изучать жизнь,- а язык есть кусочек жизни людей,- то это не может быть просто и схематично… Важно не то, чтобы.
Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции? 1. С помощью слов и словосочетаний обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным.
Подготовка к выполнению части С на ЕГЭ. Алгоритм работы над сочинением 1) Читаю текст. 2) Вникаю в содержание (интерпретирую). 3) Задаю себе вопросы по.
Транксрипт:

УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ... ЗАЧЕМ? О ЧЁМ? КАК?

Сегодня мы поговорим о таком типе речи, как рассуждение. Есть даже в детских книгах герои, любящие порассуждать. Помните ослика Иа-Иа из сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все- все»? «Старый серый ослик Иа-Иа стоял один- одинёшенек в заросшем чертополохом уголке Леса, широко расставив передние ноги и свесив голову набок, и думал о Серьёзных Вещах.

Иногда он грустно думал: «Почему?», а иногда: «По какой причине?», а иногда он думал даже так: «Какой же отсюда следует вывод?» И неудивительно, что порой он вообще переставал понимать, о чём же он, собственно, думает». Бедный ослик пропускает очень важную часть в своих рассуждениях – тезис.

Сначала решите, какова будет цель сочинения- рассуждения. Кому оно адресовано? Что вы хотите доказать? Сформулируйте эту мысль и запишите её – это и будет тезис. Например: Я считаю, что чтение – полезное и увлекательное занятие. Или: Из всех школьных уроков мне больше всего нравится математика. Или: Мой любимый день недели – суббота.

Теперь подумаем, какие доказательства этой мысли можно привести. Это называется подбором аргументов. Тезис и аргументы обычно связываются союзами потому что, так как. Аргументы могут вводиться при помощи особых слов: во-первых, во-вторых… Иногда удобно использовать риторические вопросы.

Риторические вопросы не требуют ответа от собеседника. Зачем же они тогда? Чтобы привлечь внимание и оживить собственную речь. Например: По-моему, читать полезно, потому что человек, который много читает, много знает. Или: Во-первых, на уроках математики мне всегда интересно и никогда не бывает скучно. Во-вторых, как говорит мой папа, «математика – гимнастика для ума». А кто же не хочет быть умным? Или: Почему я люблю субботу? Во-первых, я чувствую, что уроки заканчиваются, и с ними заканчивается учебная неделя. А завтра меня ждёт отдых!

Факты Если вы сможете привести факты из собственной жизни, из художественных произведений, из исторических источников, статистические данные, это сделает рассуждение более убедительным. Например: Некоторые мои подруги считают, что девочкам математика не может нравиться. Тогда я привожу им в пример Софью Ковалевскую, которая была талантливым математиком, а в школе очень любила этот предмет.

Теперь перечитайте сочинение и подумайте: доказали ли вы свою мысль? Если да, можно смело писать: Итак, я доказал, почему суббота – мой любимый день недели. Или: Словом, теперь вы поняли, почему математика мне нравится больше других предметов. Это будет вывод.

Если же вы чувствуете, что мысль ещё не доказана, подберите новые аргументы и факты. Или (если это удобно) посоветуйтесь с друзьями. Узнайте их мнение. Можно просто отложить на время сочинение и позаниматься чем-нибудь другим, а потом вернуться к работе. Вывод чаще всего присоединяется словами итак, таким образом, следовательно, поэтому.

А как вы думаете, можно ли назвать рассуждением монолог Пуха? Почему? – Предположим, – сказал Пух Пятачку, – ты бы хотел поймать меня. Как бы ты за это взялся? – Ну, – сказал Пятачок, – я бы вот как сделал: я бы сделал западню, и я бы поставил туда приманку – горшок мёду. Ты бы его учуял и полез бы за ним, и… – Да, я бы полез за ним туда, – взволнованно сказал Пух, – только очень осторожно, чтобы не ушибиться, и я бы взял этот горшок с мёдом, и сперва я бы облизал только края, как будто там больше мёда нет, понимаешь, а там отошёл бы в сторону и подумал о нём немножко, а потом я бы вернулся и начал бы лизать с самой середины горшка, а потом…

План к сочинению 1. Вспомните, что и кому вы хотели доказать. 2. Все ли аргументы соответствуют цели? 3. Или некоторые больше подошли бы к сочинению на другую тему? 4. Нет ли примеров, которые уводят рассуждения далеко в сторону?

План должен удовлетворять следующим требованиям: 1. В пунктах плана должны быть выделены основные мысли. 2. Пункты плана должны быть краткими. 3. Они должны быть связаны между собой по смыслу.

Постарайтесь, чтобы ваше сочинение было увлекательно читать. Подумайте, как можно сделать его ярким и запоминающимся. Теперь остаётся только выбрать тему для рассуждения…

Успехов! Удачи!