Электронное пособие о языковых средствах выразительности «изобразительно-выразительные средства языка» Разработала Понакшина Татьяна Николаевна, учитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Advertisements

Изобразительно- выразительные средства Подготовка к ЕГЭ.
Художественно – выразительные средства текста. Работу выполнили учащиеся 10 класса МОУ СОШ п. Красная Кудрявка Баннов Артем, Соседова Татьяна.
Фигуры речи и тропы Справочные материалы. Фигура речи Фигура речи – оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности.
Средства художественной выразительности эпитет повтор сравнение аллегория антитеза метафора синекдоха гипербола Порядок слов инверсия Риторический вопрос.
Презентация по русскому языку по теме: Интерактивная таблица. Языковые средства выразительности
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
Презентация к мастер - классу «Выразительные средства языка» урок литературы в 11 классе Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы.
Тропы Выполнила:Курбатова Е Группа 102 фл. Троп – использование слов и выражений в переносном значении.
Изобразительные художественные средства Фонетический (фоника) Лексические (тропы) Синтаксический (стилистические фигуры)
ТРОПЫ Эпитет Метафора Гипербола Олицетво-рение Перифраз Сравнение В переводе с греч. языка – приложение, прилагаемое. Эпитет – это особое, образное определение,
Изобразительно- выразительные средства русского языка
11 класс 1.Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данном предложении: «И слышно было до рассвета, как ликовал француз». А)Сравнение.
Басырова А. Гаранина Ю.. Звуковые средства Благозвучие – стройность, согласованность, гармоничность в сочетании или чередовании звуков в речи. Аллитерация-повторение.
***** Найди ИВС ****** Игра в технологии «Кто хочет стать миллионером?» Горбатенко Е.Н., учитель русского языка и литературы МОУ Балахтонская СОШ.
Художественный стиль речи Особенности: Образность Образность Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных.
Тропы. Стилистические фигуры Дата: г. Класс: 11 Предмет: русский язык Учитель: Тимкова Татьяна Степановна.
Готовимся к ЕГЭ Задание В8. Дома новы, да предрассудки стары (А. Грибоедов). 1. Какое средство языковой выразительности встречается в предложении? Дома.
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа 14 Тест по теме: «Изобразительно- выразительные средства языка» Учитель.
Анализ выразительности речи Задание В8. Компетенции выпускников: Языковая - знание и соблюдение всех норм литературного русского языка; Лингвистическая.
Транксрипт:

Электронное пособие о языковых средствах выразительности «изобразительно-выразительные средства языка» Разработала Понакшина Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с.Чёрный Ключ

Языковые средства выразительности Тропы - это слова или выражения в переносном значении, используемые для характеристики какого-либо явления. Фигуры - это слова или выражения в переносном значении, используемые для характеристики какого-либо явления.

тропы Эпитет Сравнение Аллегория Олицетворени Метафора Метонимия Синекдоха Гипербола Литота

фигуры Инверсия Повтор Антитеза Параллелизм Оксюморон Риторический вопрос и риторическое восклицание

сравнение – это изображение одного предмета (предмета сравнения ) путём сопоставления его с другим (образом сравнения). В отличие от метафоры есть объект сравнения. Пример: Нашу речку, словно в сказке, за ночь вымостил мороз(С.Маршак) Лежал закат костром багровым (М.Шолохов) Роль в языке: придает тексту образность, эмоциональность, выразительность, формирует новое осмысление, помогает живо, образно представить предмет.

эпитет -это художественное определение предмета или явления, ярко и образно рисующее наиболее существенный признак предмета или явления. Пример: Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня. Роль в языке: дают образную характеристику предмета.

аллегория - это иносказательное изображение явления. Близок локоть, да не укусишь. Отколе, умная, бредёшь ты, голова?. Соловья баснями не кормят.

олицетворение -это изображение неодушевлённых предметов и животных в виде живых существ, способных действовать, чувствовать, мыслить. Пример: Море дышит полной грудью. Лес настороженно молчит.

метафора - это употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями. Пример: Вьюга злится, вьюга плачет Свирепеет мороз ненавистный. На каждом дереве горит Румяный, пышный плод. Роль в языке: придает речи особую выразительность,эмоциональность. Используется для выражения личностной оценки автора, его неповторимой индивидуальности.

метонимия -это употребление слова в переносном значении на основе связи, существующей между явлениями (скрытое сравнение). Пример: Не то на серебре – на золоте едал. (Грибоедов). Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С.Пушкин) Я три тарелки съел. Его перо любовью дышит. Роль в языке: позволяет кратко выразить мысль,служит источником образности

синекдоха -это употребление слова в переносном значении на основе количественной связи между явлениями(единственное-множественное, часть- целое, определённое-неопределённое количество. Пример: И слышно было до рассвета, Как ликовал француз.

гипербола -это художественное преувеличение. Пример: Дай мне только волю – горы сворочу. Море по колено.

литота - Определение предмета путем отрицания противоположного. Пример: Мальчик с пальчик. Мужичок с ноготок. Избушка на курьих ножках. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.

инверсия -это необычный порядок слов в предложении. Пример: Степью лазурною, цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную.

повтор в художественном произведении помогают изобразить явление и придать тексту эмоциональную окраску. Пример: «Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто!» И сейчас же щётки, щётки затрещали, как трещотки…

антитеза -это изобразительное средство языка: резкое противопоставление слов, предложений, героев, картин, эпизодов. Пример: Вблизи- вдали, вверху- внизу, белое- чёрное, толстый- тонкий.

параллелизм -это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Пример: Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почет. В синем море волны хлещут, В синем небе звезды блещут

оксюморон -это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Пример: Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почет. В синем море волны хлещут, В синем небе звезды блещут

Риторический вопрос, риторическое восклицание изобразительные средства языка, которое служат для выражения сильного чувства. Пример: Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!

Русская речь делает нашу жизнь прекрасной