Современные подходы к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе Кузнецова М.И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кандидат исторических наук Татьяна Владимировна Мжельская Мжельская.
Advertisements

Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Анализ результатов мониторинга оценки достижения планируемых результатов по русскому языку обучающимися 4-х классов пилотных школ в учебном.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК УСЛОВИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ШКОЛЕ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Итоговая оценка предметных результатов по русскому языку в системе оценки качества начального образования: итоги двух лет проекта и возможности внедрения.
Анализ результатов регионального мониторинга по русскому языку ( 4 класс, 2015 учебный год) Шило Татьяна Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
РАЗДЕЛ 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Районный ресурсный центр ГОУ 457.
1 Примерная основная образовательная программа НОО - основа основной образовательной программы НОО образовательного учреждения.
Школьный старт педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование Формирующая оценка: личностные и метапредметные результаты.
Москва, РАО, 2 февраля 2010 года Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования Г.С.
«Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения грамоте».
П РЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НОО КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО -
Транксрипт:

Современные подходы к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе Кузнецова М.И.

Актуальные проблемы контрольно-оценочной деятельности -изменения, произошедшие в системе образования, особенно в целеполагании, не нашли своего отражения в контрольно- оценочной деятельности: объектом контроля и оценки продолжают оставаться лишь знания, умения и навыки; -изменения в терминологии: «знания, умения, навыки» «учебные достижения» «образовательные достижения» не повлекли за собой существенных изменений в деятельности педагога, не привели к созданию значительного количества контрольно-измерительных материалов другого поколения;

Актуальные проблемы контрольно-оценочной деятельности -результаты контрольно-оценочной деятельности используются для констатации и не служат основой для изменений в системе образования и каждодневной деятельности учителя (для проведения дифференцированной работы, направленной на усиления развивающего потенциала обучения, на устранение проблем определенных групп учащихся); -контрольно-оценочная деятельность остается полем деятельности только педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, без активного участия младших школьников в контрольно-оценочной деятельности сложно говорить об успешном становлении у них учебной деятельности, т.к. контроль и оценка являются важнейшими компонентами этой деятельности;

Актуальные проблемы контрольно-оценочной деятельности - ориентация начального образования на овладение младшими школьниками основами учебной деятельности требует появления в качестве объектов контроля и оценки таких параметров, как овладение общими способами действия и способами учебного взаимодействия, появление в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования группы требований к метапредметным результатам обучения еще более обостряет эту проблему: у педагогов начальной школы практически нет инструментария для оценивания метапредметных результатов обучения и опыта его использования;

Актуальные проблемы контрольно-оценочной деятельности -Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нацеливает на учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, при наличии многоуровневых программ необходима и многоуровневость в оценивании образовательных достижений, на сегодняшний день отсутствует четкая и обоснованная методология использования разноуровневых работ, отсутствует система характеристик, которым должны удовлетворять задания повышенного уровня сложности;

Актуальные проблемы контрольно-оценочной деятельности -недостаточное внимание уделяется оцениванию индивидуального прогресса каждого учащегося; -у педагогов начальной школы пока нет достаточного уровня квалификации в области современных средств оценивания образовательных достижений, отсутствие необходимых знаний о новых подходах в педагогических измерениях приводит к трудностями в выборе конкретных способов, форм и методов контроля.

Изменения, которые должны произойти в контрольно-оценочной деятельности в связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 года

II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Пункт 9. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию. метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Пункт 13 Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования. В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие: результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.

Освоения основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний Способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач

Результаты обучения Метапредметные Познавательные УУД Регулятивные УУД Предметные Коммуникативные УУД Личностные Объекты индивидуальной оценки

III. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования должна: 1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; 2) ориентировать образовательный процесс на духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;

3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования; 4) предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения; 5) позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся. В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

Приоритетная цель создания и функционирования системы контроля и оценки – повышение качества образования в целом и уровня образовательных достижений каждого ученика. «Качество образования – характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям» (Концепция общероссийской системы оценки качества образования)

Основные особенности системы оценки образовательных результатов в соответствии с ФГОС Планируемые результаты – содержательная и критериальная основа обучения и оценки Индивидуальная оценка предметных и метапредметных результатов Индивидуальная оценка предметных и метапредметных результатов Оценка способности решать учебно-познавательные и учебно- практические задачи Оценка способности решать учебно-познавательные и учебно- практические задачи Использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.) Использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.) Проектная деятельность как элемент итоговой оценки Проектная деятельность как элемент итоговой оценки Оценка динамики учебных достижений Оценка динамики учебных достижений Введение мониторинговых исследований на разных уровнях (сбор контекстной информации, использование не персонифицированных данных и др. Введение мониторинговых исследований на разных уровнях (сбор контекстной информации, использование не персонифицированных данных и др.

Выпускник, педагог, ОУ; Чему учить система образования: система образования, ОУ Ради чего учить и научить

На итоговую оценку выносятся метапредметные и предметные результаты, представленные в блоках «Выпускник научится» Достижение этих результатов проверяется с помощью учебно-познавательных и учебно-практических задач базового и повышенного уровней, построенных на опорном учебном материале Задания повышенного уровня Задания базового уровня опорный учебный материал Особое место занимают: Русский язык Математика Чтение. УУД Выпускник научится

устные и письменные; устные и письменные для проектной деятельности;проектной деятельности для стандартизированных итоговых работ и для текущей (накопленной) оценки для индивидуального, парного или коллективного выполнения;парного коллективного комплексного характера, позволяющие оценить все умения характеризующие достижение данного результата; комплексного характера, позволяющие в зависимости от уровня выполнения оценить достижение планируемого результата как на базовом, так и на повышенном уровне; допускающие возможность адаптации к особенностям образовательной программы; региональным особенностям; к индивидуальным особенностям ребенка; допускающие возможность использования справочной литературы. Рекомендуется использовать задания

Основания для создания измерительных материалов для оценки образовательных достижений учащихся начальной школы по русскому языку 1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования Раздел II. «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» Пункт 12. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования Филология. Русский язык. Родной язык. 1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; 3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

Основания для создания измерительных материалов для оценки образовательных достижений учащихся начальной школы по русскому языку 1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования Раздел II. «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» Пункт 12. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования Филология. Русский язык. Родной язык. 4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; 5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Основания для создания измерительных материалов для оценки образовательных достижений учащихся начальной школы по русскому языку 2. Планируемые результаты начального общего образования по предмету «Русский язык» 1. Содержательная линия «Система языка» Раздел «Фонетика и графика» Раздел «Состав слова (морфемика)» Раздел «Лексика» Раздел «Морфология» Раздел «Синтаксис» 2. Содержательная линия «Орфография и пунктуация» 3. Содержательная линия «Развитие речи» 3. Примерная программа начального общего образования по предмету «Русский язык»

Первый этап работы над инструментарием: 2008 – 2009 г.г.

Итоговая работа по русскому языку состоит из двух частей: 1) диктант; 2) проверочная работа Пример итоговой проверочной работы Цель проверочной работы – оценить способность выпускников начальной школы решать учебные и практические задачи по русскому языку. Особенностью данной проверочной работы является её ориентация не только на предметные результаты, но и на уровень овладения учащимися способами действий, на определение того, как повлияло обучение на общее развитие учащихся.

Итоговая проверочная работа содержит две группы заданий. Первая группа – базовые задания, позволяющие проверить освоение базовых знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующей ступени.

Вторую группу составляют задания, проверяющие способность учащихся решать учебные или практические задачи по русскому языку, в которых нет явного указания на способ выполнения, основную сложность при выполнении этих заданий представляет выбор способа решения из тех, которыми они владеют.

1. В каком порядке данные слова встретятся тебе в словаре? Расставь цифры от 1 до 5. з яблик танец идея золото победа 2. Обведи номер верного утверждения о слове жизнь. 1) В этом слове все согласные мягкие. 2) В этом слове два слога. 3) В этом слове букв больше, чем звуков. 4) В этом слове нет звонких согласных. Примеры 1-ой группы заданий

Пример 2-ой группы заданий Запиши данные ниже слова в нужную часть таблицы. Обрати внимание: первое слово уже записано. маяк, тополь, якорь, ёж, взгляд, вишня, гриб, соль, яма В слове количество звуков и букв совпадает В слове количество звуков и букв НЕ совпадает В слове один слог В слове два слогамаяк

4. Обведи номер ряда, в котором записаны только родственные слова. 1) смола, смолистый, смолкнуть, просмолить 2) сосна, сосновый, сосняк, сосенка 3) трава, отравить, травка, травянистый 4) силач, сила, мощь, обессилеть 5. Какие еще части слова, кроме корня, есть в слове полоска? Обведи номер верного ответа. 1) приставка и суффикс 2) суффикс и окончание 3) приставка и окончание 4) приставка, суффикс и окончание Примеры 1-ой группы заданий

Сгруппируй слова, которые имеют одинаковый состав слова. Запиши каждую группу на отдельной строчке. лисица, нора, дятел, зимний, дерево, погрузка, горка, пришкольный, подснежники _______________________________________ Пример 2-ой группы заданий

osv.ruhttp:// osv.ru в разделе «Проекты» Программа для ввода и обработки результатов выполнения комплексно й работы для учащихся 4 класса подробнее подробнее

Второй этап работы над инструментарием: 2010 – 2013 г.г.

Актуальные направления оценки качества начального образования в РФ 1. Проведение внешней (независимой) оценки качества начального образования в образовательном учреждении с целью получения достоверной информации об индивидуальных достижениях выпускников начальной школы образовательного учреждения для широкого круга задач (аккредитации ОУ, аттестации педагогических кадров, получения информации об обеспечении гарантий граждан по обеспечению равного доступа всех обучающихся в данном образовательном учреждении к качественному образованию и др.). 2. Проведение внешней (независимой) оценки качества начального образования на различных уровнях (муниципальном, региональном, национальном) с целью получения достоверной информации о состоянии системы начального образования и тенденциях ее изменения, а также факторах, влияющих на качество начального образования для управления качеством образования (мониторинговые исследования).

Оценка индивидуальных достижений обучающихся планируемые результаты освоения образовательной программы начального образования (раздел «Выпускник научится»). Оценка состояния системы начального образования планируемые результаты освоения образовательной программы начального образования (разделы «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»), а также требования ФГОС к условиях реализации основной образовательной программы начального образования. Содержательная и критериальная основа оценки качества образования

Оценка индивидуальных достижений обучающихся (все выпускники ОУ) 1. КИМ для оценки предметных результатов (математика, русский язык, окружающий мир) 2. КИМ для оценки метапредметных результатов (учебные компетенции: работа с информацией, регулятивные и коммуникативные умения) 3. Инструктивно-методические материалы (Регламенты, Положения, Методические рекомендации по использованию результатов и др.) Оценка состояния системы начального образования (выборочная совокупность) 1. КИМ для оценки предметных результатов (математика, русский язык, окружающий мир) 2. КИМ для оценки метапредметных результатов (учебные компетенции: работа с информацией, регулятивные и коммуникативные умения) 3. КИМ для оценки личностных результатов (самоидентификация, смыслообразование, этические и моральные нормы) 4. Инструктивно-методические материалы (Регламенты, Положения, Методические рекомендации по использованию результатов и др.) 5. Инструментарий для сбора контекстной информации (анкеты для учащихся, учителей, родителей, администрации ОУ) Состав инструментария оценки качества начального образования

Оценка индивидуальных достижений обучающихся 1. Время выполнения: 45 мин. 2.Структура: псевдо-параллельная (за заданиями базового уровня следуют задания повышенного уровня) 3. Варианты независимые или связанные якорными заданиями 4. Теория измерения: классическая теория тестов (+IRT) 5. Преобладает критериально- ориентированная оценка 6. Возможность выделения уровней достижения планируемых результатов Оценка состояния системы начального образования 1. Время выполнения: 45 мин. 2.Структура: блочная (нет строгого правила расположения заданий базового и повышенного уровней ) 3. Варианты связаны повторяющимися блоками (возможность построения единой шкалы и выявления тенденций) 4. Теория измерения: классическая теория тестов и IRT 5. Преобладает нормативно-ориентированная оценка 6. Возможность выделения уровней достижения планируемых результатов, построения профилей овладения планируемыми результатами (по содержанию и видам деятельности) Особенности измерительных материалов

Особенность работы по русскому языку 1 1. В кодификатор включены планируемые результаты, которые относятся к блоку «Выпускник научится». 2. Полнота проверки обеспечивается за счет включения заданий, составленных на материале основных разделов курса русского языка в начальной школе: фонетика, состав слова, морфология, синтаксис, правописание, развитие речи. 3. Результаты выполнения учащимся работы дают возможность зафиксировать достижение четвероклассником планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне, что позволяет охарактеризовать состояние базовой подготовки учащегося и осуществить более тонкую дифференциацию учащихся по уровню подготовки.

Особенность работы по русскому языку 1 1. Большое количество заданий с развернутым открытым ответом. 2. Большое количество заданий, предполагающих работу с таблицей. 3. Наличие заданий, предполагающих работу с текстом. 4. Наличие заданий, оценивающих коммуникативную компетентность. 5. Наличие разнообразных по форме заданий.

Особенность работы по русскому языку 1 1. Обведи номер ряда, в котором фамилии стоят в алфавитном порядке. 1)Груздев, Дунаев, Редькин, Москвин 2)Клюев, Пирогов, Тихонов, Федин 3)Борисов, Рожков, Никулин, Щепкин 4)Аристов, Волгин, Журов, Дятлов 1.Определи, в каком порядке встретятся данные слова в словаре. Покажи этот порядок цифрами от 2 до 6. Цифра 1 уже поставлена. ___ дерево ___ лошадь ___надежда ___город _1_ветер ___медведь

Особенность работы по русскому языку 1 9. Прочитай предложение. Мы бродили весною в лесу и наблюдали жизнь дроздов, дятлов, кукушек. Найди два верных утверждения о выделенном слове. Обведи номера ответов. 1) Это имя существительное в предложении является подлежащим. 2) Это имя существительное в форме мн. числа, Р. п. 3) Это имя существительное в форме мн. числа, В. п. 4) Это имя существительное 2-го склонения. 9. Прочитай предложение. Найди и подчеркни имя прилагательное в форме мужского рода, единственного числа, творительного падежа. Из густой травы выглядывает беленьким глазком чудесная земляника, рядом качаются между длинными листьями маленькие серёжки душистого ландыша.

Особенность работы по русскому языку Обведи номер предложения, в котором есть глагол в форме настоящего времени, единственного числа, 3 лица. 1)Город улыбается тебе цветами на клумбах. 2)Летом на юге звёзды сияют очень ярко. 3)Ты идёшь сегодня на спектакль? 4)Рано утром вода в лужах замёрзла. 12. Обведи номера глаголов II спряжения. 1) охот…тся 2) спрашива…т 3) вер…шь 4) коп…т 5) слыш…м 6) рису…шь 7) полива…т 8) завтрака…м

Работы по русскому языку выполнили учащихся из 828 образовательных учреждений 20 регионов Российской Федерации. Результаты работы по русскому языку 1, направленной на оценку индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык». Уровни Процент учащихся, достигших данного уровня Недостаточный 3% 15% ниже базового уровня Пониженный 12% Базовый 27% Повышенный 41% 58% выше базового уровня Высокий 17%

Особенность работы по русскому языку 2 1. В кодификатор включены планируемые результаты, которые относятся как к блоку «Выпускник научится», так и к блоку «Выпускник получит возможность научиться». 2. Полнота проверки обеспечивается за счет включения заданий, составленных на материале основных разделов курса русского языка в начальной школе: фонетика, состав слова, лексика, морфология, синтаксис, правописание, развитие речи. 3. Результаты выполнения учащимся работы дают возможность охарактеризовать достижение четвероклассником планируемых результатов не только на базовом и повышенном, но и на высоком уровне.

Особенность работы по русскому языку 2 1. Большое количество заданий творческого характера. 2. Наличие заданий, предполагающих работу с текстом. 3. Наличие заданий, оценивающих коммуникативную компетентность. 4. Более тесная связь предметных заданий с проявлениями метапредметных результатов.

Максимально высокий процент выполнения зафиксирован по заданиям базового уровня сложности, направленным на оценивание планируемых результатов содержательной линии «Система языка» по разделам «Морфология» и «Синтаксис». Очень хорошо справились выпускники начальной школы с заданиями, направленными на оценивание следующих умений: умение находить в тексте имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги; умение заполнять таблицу, записывая по два примера (процент выполнения равен 85,4%); умение находить глаголы (процент выполнения равен 88,4%), умение находить в предложении подлежащее и сказуемое (процент выполнения равен 92,8%).

В содержательной линии «Орфография и пунктуация» высокий процент выполнения зафиксирован по заданиям базового уровня сложности, направленным на оценку такого планируемого результата, как: умение находить правильное объяснение написания слов с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова» (процент выполнения равен 85,1%). В содержательной линии «Развитие речи» высокий процент выполнения зафиксирован по заданиям базового уровня сложности, направленным на оценку такого планируемого результата, как: умение осуществлять выбор адекватных языковых средств в ситуации общения с людьми разного возраста (процент выполнения равен 87%).

В содержательной линии «Система языка» недостаточно высокий процент выполнения зафиксирован по заданиям базового уровня сложности, направленным на оценку следующих планируемых результатов: умение различать звуки и буквы (процент выполнения равен 63,2%); умение характеризовать звуки русского языка: согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие (процент выполнения равен 66,8%); умение различать формы слова и родственные слова (процент выполнения от 60,9%, до 64,1%); умение давать характеристику (указывать грамматические признаки) заданного имени прилагательного (процент выполнения равен 71,7%); умение находить в предложении однородные члены предложения (процент выполнения равен 63,8%); умение различать предложение, словосочетание, слово (процент выполнения равен 62,6%); умение выявлять слова, значение которых требует уточнения (процент выполнения равен 54,6%).

В содержательной линии «Орфография и пунктуация» недостаточно высокий процент выполнения зафиксирован по заданиям базового уровня сложности, направленным на оценку следующих планируемых результатов: умение определять наличие в словах изученных орфограмм, умение заполнять таблицу, записывая предложенные слова в нужную колонку таблицы (процент выполнения равен 67,5%); умение находить и исправлять орфографические ошибки (процент выполнения равен 72,3%).

В содержательной линии «Развитие речи» недостаточно высокий процент выполнения зафиксирован по заданиям базового уровня сложности, направленным на оценку следующих планируемых результатов: умение составлять небольшой связный текст - приглашение на день рождения (процент выполнения равен 64,3%), объявление о концерте (процент выполнения равен 53,7%); умение дополнять план текста, восстанавливая пропущенные пункты плана (процент выполнения равен 54,6%), умение составлять план текста (процент выполнения равен 71,9%).

Основные показатели, по которым представляются предметные результаты 1. Успешность освоения учебной программы (общий балл за выполнение всей работы по предмету по 100 балльной шкале). 2. Достижение базового уровня – балл за выполнение заданий базового уровня. Критерий 1 – критическое значение достижения базового уровня (выполнено 50% заданий базового уровня или более); Критерий 2 – перспективное значение достижения базового уровня, которое может использоваться после успешного введения стандартов второго поколения (выполнено 65% заданий базового уровня или более). - 50

Основные показатели, по которым представляются предметные результаты 3. Уровни достижений: базовый, повышенный, высокий, пониженный, недостаточный Базовый уровень достижений - точка отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися. 4. Успешность образовательной миссии учителя (условное название) - соотношение освоения раздела планируемых результатов начального образования «Выпускник научится» и раздела «Выпускник получит возможность научиться». Данный показатель дает возможность оценить степень освоения обязательной для всех учащихся части программы (раздел «Выпускник научится») по сравнению с частью программы (раздел «Выпускник получит возможность научиться»), обязательной для преподавания и направленной на расширение и развитие интереса к изучению данного предмета, пропедевтику обучения, углубленное изучение предмета для наиболее одаренных детей. - 51

Примеры статистических форм, полученных образовательными учреждениями. Пример

Примеры статистических форм, полученных образовательными учреждениями. Пример

Примеры статистических форм, полученных образовательными учреждениями. Пример 3. 54

Примеры статистических форм, полученных образовательными учреждениями. Пример

Примеры статистических форм, полученных образовательными учреждениями. Пример 5. 56

Распределение учащихся 4 класса по уровням достижения планируемых результатов по русскому языку в соответствии с ФГОС начальной школы

В Федеральном законе «Об образовании» в пункте 16 статьи 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» зафиксировано, что осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся осуществляется образовательным учреждением в соответствии со своим уставом и требованиями Закона об образовании. Таким образом, в соответствии с Законом об образовании все вопросы контроля и оценки образовательных достижений на ступени начального общего образования находятся в ведении образовательного учреждения.

Значительным стимулом совершенствования системы контроля и оценки стало введение Федеральным законом от N 293-ФЗ в статью 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» пункта 24: обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении.законом

В редакции Федерального закона от N 293-ФЗ вопрос о качестве образования и о его оценке отражен в пункте 2 статьи 38 «Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования. Государственный контроль качества образования», где зафиксировано, что «государственный контроль качества образования осуществляется посредством проводимых органами по контролю и надзору в сфере образования плановых и внеплановых проверок соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям».

С 1 сентября 2013 года вступает в силу Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ. В определении качества образования новый закон не вступает в противоречие с предыдущим законом об образовании, в статье 11 пункт 2 нового закона подтверждается, что «Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения».

Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения, а также индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по- прежнему остается компетенцией образовательной организации (статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации и статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся). Важно подчеркнуть, что итоговая аттестация после этапа начального общего образования не является обязательной, что следует из пункта 3 статьи 59, в котором указывается, что итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации пункт 13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;

Тестовые задания составлены таким образом, чтобы одновременно выяснялась и сформированность учебных умений – умения воспринимать учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания, использовать свои знания в новой, нестандартной ситуации.

Предлагаемая система диагностических работ позволит определить уровень сформированности предметных знаний и умений по русскому языку и математике, а также универсальных учебных действий; отследить динамику индивидуального продвижения учащегося. Результаты диагностики послужат основой для принятия обоснованных педагогических решений о дальнейшем ходе обучения.

1. Найди и отметь + правильные утверждения. Безударные окончания существительных первого склонения можно проверить окончаниями слова зима. Безударные окончания существительных третьего склонения можно проверить окончаниями слова сирень. Безударные окончания существительных второго склонения можно проверить окончаниями слова стол. Безударные окончания существительных первого склонения можно проверить окончаниями слова весна. 2. Найди и отметь + правильные рассуждения. о погоде, потому что о столе; к ветке, потому что к стене; о кровате, потому что о земле; на карнавале, потому что на столе; Пример из педагогической диагностики 3 класс конец года

3. Определи род приведенных ниже географических названий и запиши их в нужный столбик таблицы. Тебе поможет форма предложного падежа. Именительный падеж: Лебедянь, Мезень, Ивдель, Вымь, Коростень, Нежеголь Предложный падеж: о Лебедяни, о Мезени, об Ивделе, о Выми, о Коростене, о Нежеголи м.р.ж.р. Пример из педагогической диагностики 3 класс конец года

1. Выбери правильное утверждение и поставь рядом с ним +. У существительных 1 склонения в родительном падеже в единственном числе пишется окончание –и. Окончание –и никогда не пишется у существительных 3 склонения. У существительных 1 склонения в дательном падеже в единственном числе пишется окончание –е. У существительных 1 и 2 склонения во всех падежах пишется окончание -и. 2. Подчеркни слова, у которых в окончании пишется буква е. на станци….., на полян…., о молодёж…, на площад….., в рощ…., о сын…., о сынишк…., к двер…, на здани…., к кошк…., около мыш…., о столиц….. Пример из педагогической диагностики 4 класс конец года

3. В языке «Крокс», как и в русском языке, у имён существительных выделяют три типа склонения. В этом языке такая же система падежных окончаний, как и в русском языке. Из рассказа на языке «Крокс» исчезли все окончания имён существительных. Постарайся вставить их. Щгара трымчет о кряч____ и о скич____. Вищь зукает по магр____, по жадр____ и по тер____. От клущ___ и от рюн___ рыкует опащ. 1 скл.2 скл.3 скл. гува кряда магра щгара опащ жадро кряч рюнь терь скичь клущь вищь

Педагогическая диагностика позволяет выявить характер трудностей ученика и установить их причины Задания позволяют определить, связаны ли трудности с пробелами в знаниях, при этом выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику, определённо указывает, в чём ошибочность рассуждений ученика, или же трудности связаны с неумением учащегося применять имеющиеся знания, удерживать необходимую последовательность действий. Выявление причин устойчивых ошибок учеников путём конкретизации характера возникающих затруднений при выполнении заданий помогают наметить пути устранения вскрытых причин.

Найди и отметь + правильные рассуждения. о погоде, потому что о столе; к ветке, потому что к стене; о кровате, потому что о земле; на карнавале, потому что на столе; Поставь + в рядом со словами, в которых все согласные звуки мягкие. зелень дорога жить чаща цель гений Подчеркни слова, которые соответствуют схеме ¬ пригорок поход подруга мальчик кафеполяна Примеры из педагогической диагностики

Педагогическая диагностика позволяет установить уровень овладения учебной деятельностью Диагностические работы позволяет определить, какие компоненты учебной деятельности сформированы, а какие требуют дополнительной работы. Сформированная учебная деятельность проявляется в использовании наиболее эффективных учебных действий, в умении ставить перед собой вопросы в ходе выполнения того или иного задания, проверять и обосновывать каждый выполняемый шаг решения, выбирать данные, необходимые для выполнения действия, объяснять, на каком основании выполнено то или иное действие. Диагностические работы позволяют определить уровень самоконтроля (планирующего, пошагового, итогового) и самооценки.

Прочитай слова. Если звуки, из которых состоят эти слова, произнести в обратном порядке, получатся другие слова. Запиши их рядом с данными словами. ток - ____________________ лён - ____________________ ель - ____________________ ток - [ т о к ] [ к о т ] кот лён - [л о н ] [н о л] ноль ель - [ й э л ] [л э й] лей Пример из педагогической диагностики

Педагогическая диагностика позволяет оценить изменения, происходящие в развитии учащихся Выполнение заданий педагогической диагностики позволяет судить о шаблонности или оригинальности, о гибкости мышления учащихся. Часть заданий связана с определением уровня ряда мыслительных операций, таких как классификация, группировка, с проведением сравнения, обобщения, с поиском нескольких возможных способов решения, с распознаванием задачи, не имеющей решения. Задания позволяют увидеть, способствует ли обучение продвижению в общем развитии, происходят ли изменения в математическом и языковом развитии.

Установи закономерность расположения слов и продолжи ряд. 1) белый – чёрный, длинный - _________________________ 2) ласковый, приветливый, нежный, ____________________ 3) кенгуру, метро, пальто, ____________________________ 4) цветок, цветка, к цветку, ____________________________ Запиши к данным словам антонимы (слова, противоположные по значению). радостный - ___________, опасный - _______________ прекрасно - ____________, капустный - _____________ хвастливый - ___________, гигантский - _____________ Примеры из педагогической диагностики

В интерпретации результатов применяется сочетание качественного и количественного подходов. Подчеркни слова, которые соответствуют схеме ¬ пригорок поход подруга мальчик кафеполяна 0 баллов – выбрано одно и более слов, несоответствующих схеме, правильные слова не отмечены или кроме слова, соответствующего схеме, выбрано более двух неправильных. 1 балл – выбрано одно из слов, соответствующих схеме, и одно слово, Которое не соответствует схеме. 2 балла – отмечено только одно из двух слов, соответствующих схеме (поход или подруга), неправильных выборов нет. 3 балла – задание выполнено правильно: отмечены слова поход, подруга. Оценивание выполнения заданий педагогической диагностики

способствует ли обучение продвижению в общем развитии, происходят ли изменения в математическом и языковом развитии какие компоненты учебной деятельности сформированы, а какие требуют дополнительной работы уровень самоконтроля (планирующего, пошагового, итогового); уровень самооценки причины устойчивых ошибок учеников и характер возникающих затруднений Педагогическая диагностика КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ является реальной основой дифференцированного обучения

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; - умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. В большей степени педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов :

Результаты апробации инструментария для получения контекстной информации с целью оценки качества образования и объяснения полученных результатов

Результаты опроса родителей о качестве начального образования 1. Комфортность образовательной среды 2. Качество образовательной среды 3. Социализация учащихся 4. Индивидуальная работа с учащимися: поддержка познавательной активности 5. Информированность родителей 6. Безопасность учащихся в школе 7.Материально-техническое обеспечение 8.Здоровье-сберегающие ресурсы школы

Шкала 1. Комфортность образовательной среды

Шкала 7. Материально-техническое обеспечение

Шкала 8. Здоровье-сберегающие ресурсы школы

Необходимые условия успешного внедрения системы оценки качества начального образования 1. Встраивание разрабатываемой системы оценки качества начального образования в федеральную систему оценки и мониторинга качества общего образования 2. Объединение усилий федеральных и региональных структур и специалистов в разработке измерительных материалов 3. Создание механизмов использования результатов оценки индивидуальных достижений и качества образования

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Наиболее эффективным путем является проблемное обучение, значительно повышающее мотивацию и интерес к изучению предмета, а также способствующее формированию основ учебной деятельности. Как построение учебника, использование в нем особого способа введения нового материала, так и сама организация уроков должны позволять практически на каждом уроке организовать проблемную ситуацию. Обсуждая проблемный вопрос по конкретной предметной теме, ученики учатся ведению дискуссии: задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критические оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника, – а это и есть метапредметные универсальные учебные действия.