Локальные акты образовательной организации включения ребенка с ОВЗ в учебно-воспитательный процесс Гоголева Г.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ» НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ.
Advertisements

Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов в Федеральном законе от –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
О соблюдении образовательными организациями требований законодательства РФ в сфере образования к документам, регламентирующим образовательную деятельность.
Новое в образовании особого ребенка Шуранова Мария Геннадьевна начальник отдела специального образования.
Машковцева С.А.начальник дошкольного отдела департамента образования администрации г.Кирова.
Нормативно-правовое обеспечение ППМС сопровождения детей в образовательном пространстве Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: основные изменения и новации. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья Шуранова.
Нормативно - правовая база в области обучения и воспитания лиц с ОВЗ.
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
О соблюдении образовательными организациями требований законодательства РФ в сфере образования к документам, регламентирующим образовательную деятельность.
ФЗ ОТ Г. 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ Г «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ.
Петрозаводск 2013 Нормативно-правовое обеспечение деятельности методической службы в образовательном учреждении.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Россия Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Нижневартовска ДЕТСКИЙ САД 15 «СОЛНЫШКО» О внутренних нормативных локальных актах.
Требования к уставу образовательной организации. Статья 25 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" 1 ) тип образовательной организации;
Самарское управление министерства образования и науки Самарской области Нормативно правовая основа деятельности образовательной организации Классен Маргарита.
Быкова Марина Борисовна, заведующий ЦПМПК. Ст. 2 дается понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья как физического лица, имеющего недостатки.
Индивидуальная программа реабилитации ребенка- инвалида(ИПР).Проблемы формирования раздела психоло-педагогической реабилитации. ФКУ «Главное бюро МСЭ по.
Особенности организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.
Транксрипт:

Локальные акты образовательной организации включения ребенка с ОВЗ в учебно-воспитательный процесс Гоголева Г.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения ГАОУ ДПО ИРОСТ, к.п.н.

1. Соподчиненность нормативных правовых актов Нормативно-правовой акт (основной источник права РФ) – официальный документ, который принимается (издается) в определенной форме соответственным органом (должностным лицом), содержит общеобязательные правила поведения, охраняется мерами государственного принуждения и направлен на установление, изменение или отмену правовых норм.

Нормативно-правовой акт в России международные (подписанные РФ); федеральные (законы, кодексы и др.); правительственные (постановления, распоряжения и др.); ведомственные (Министерство образования и науки РФ); региональные – на уровне субъекта РФ (правительственные и ведомственные); муниципальные, включая правовые акты отдельных организаций.

Нормативно-правовые акты образовательной организации информация, предусмотренная законодательством РФ; информация о типе образовательной организации (далее – ОО); учредитель или учредители образовательной организации; виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий (Ст. 25 закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Устав образовательной организации»).

Коллегиальные органы управления в ОО общее собрание работников ОО; педагогический совет; попечительский совет ; управляющий совет; наблюдательный совет и др. (Ст. 2 «Управление образовательной организацией»).

В целях учета мнения всех участников в ОО: создаются советы обучающихся; советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних; действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников ОО (представительные органы обучающихся, представительные органы работников).

При этом ОО в своей структуре имеет различные подразделения: методические и учебные подразделения; учебные базы; лаборатории; учебно-демонстрационные центры; спортивные клубы и др. (Ст. 27 того же закона «Структура образовательной организации»).

2. Компетенция образовательной организации разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка; материально-техническое обеспечение образовательной деятельности; установление штатного расписания, разработка и утверждение образовательных программ ОО; определение списка учебников и др. использование и совершенствование методов обучения и воспитания; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и др. (Ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»).

Формы локальных актов постановление принимается по решению коллегиального органа (например, постановление органа самоуправления); приказ (например, о переводе обучающегося); распоряжение (например, заместителем руководителя); решение (принимается общим собранием работников и др.); положение (например, положение об организации индивидуального обучения детей); инструкция (например, должностная); правила (например, организационные). (Ст. 30 «Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения»; Ст.2 п ФЗ; требования ГОСТ Р «Унифицированные системы документации и д.т.»)

3. Локальные акты ОО в части включения ребенка с ОВЗ Необходимо в Уставе ОО предусмотреть основные положения, такие как; 1. прием детей с ОВЗ с учетом рекомендаций ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии или ребенка с инвалидностью – индивидуальной программы реабилитации); 2. обучение на основании индивидуального учебного плана; 3. обучение на основе адаптированной образовательной программы; 4. создание специальных образовательных условий; 5. заключения договора с родителями (законными представителями); 6. организация сетевого взаимодействия и другие положения.

«Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - Физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» (п. 16 ст ФЗ)

Образовательные гарантии лицам с ОВЗ 1. получения без дискриминации качественного образования; 2. коррекции нарушений развития и социальной адаптации; 3. оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условий. (п. 1 ч. 5, ст ФЗ)

Эти условия способствуют получению инклюзивного образования Это образование определенного уровня и определенной направленности «Под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (п. 27 ст ФЗ)

Содержание этого термина в Законе раскрывается положениями: 1. Дети, находящиеся в организациях для детей-сирот, или осуществляющих лечение, оздоровление, отдых или социальное обслуживание, получают образование в указанных организациях, только если его получение не может быть организовано в общеобразовательных организациях.

продолжение 2. Дети с ОВЗ принимаются на обучение - по адаптированной основной общеобразовательной программе - с согласия родителей (законных представителей) - и на основании рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии.

продолжение 3. Образование обучающихся с ОВЗ принимаются на обучение - по адаптированной основной общеобразовательной программе - с согласия родителей (законных представителей) - и на основании рекомендаций психолого- медико-педагогической комиссии.

Права обучающихся с ОВЗ 1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания. 2. Пед. работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся. 3. Особенности обучения определяются уполномоченными органами власти. 4. Обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются учебники, учебные пособия, а также услуги сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика (мера является расходным обязательством субъекта РФ). 5. Нормативы, в соответствии с которыми рассчитываются и предоставляются субвенции (местным бюджетам) и субсидии на возмещение затрат (частным образовательным организациям), а также нормативные затраты на оказание госуслуг (муниципальных услуг) в сфере образования, определяются с учетом специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ. (п.27 ст. 2)

«Ребенок-инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты» (Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»)

Запомнить! Термины «обучающийся с ОВЗ» и «ребенок-инвалид» упоминаются в текстах Законов, но инвалидами и обучающимся с ОВЗ предоставляются разные меры поддержки. (ч.1 ст. 79 Федерального закона 273-ФЗ)

Перечень локальных актов (примерный) положение о реализации инклюзивной практики в образовательном учреждении; положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) с приложением (приказ о создании ПМПк, приказ о составе ПМПк на начало нового учебного года, должностные обязанности членов ПМПк и др.); положение об организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью в учебном процессе (в т.ч. через договор взаимодействия с ППМС- центром (договор о сотрудничестве) и/или со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями, лечебно- профилактическими учреждениями, здравоохранения, социального обслуживания др.; Договор с родителями детей с ОВЗ;

продолжение положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана, который обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей образовательных потребностей конкретного обучающегося; положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы и др.

Запомнить! 1. Все локальные акты ОО в части обучения детей с ОВЗ целесообразно утверждать через издание приказа (обязательное ознакомление). 2. Унифицированной формы для такого приказа не предусмотрено, поэтому руководитель ОО вправе определить ее самостоятельно. 3. В приказе необходимо отразить дату введения нормативного акта в действие. 4. Указать об ознакомлении и сроки. 5. Фамилии и должности лиц ответственных.

Литература Основная литература Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений актов) Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «Об образовании» - Закон РФ от г. 185-ФЗ. «О социальной защите инвалидов в РФ» - Закон РФ от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями). «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» - Закон РФ, принят Государственной Думой з июля 1998 г. и одобрен Советом Федерации 9 и.ля 1998 г. (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.).

продолжение Список методических и справочных материалов «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами – Письмо Министерства образования и науки РФ от АФ-150/06. «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» - Приказ Минздавсоцразвития России 593 от 14 августа 2009 г..