П. В. Трапезников Процесс обучения в современной школе: качественный аспект.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что такое личностные компетенции и как их развивать в школе? Кривцова С.В.
Advertisements

Профессионально -педагогическая компетентность преподавателя Китайский язык.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
личностные, метапредметные, предметные. 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Метапредметные результаты обучения русскому языку на современном этапе (по ФГОС ООО)
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
© Фокина Лидия Петровна ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МБДОУ 40 «РУЧЕЁК»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
2010 Профессиональная компетентность: совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Создание условий для формирования положительных взглядов, ценностных ориентаций, социальных мотивов, потребностей, интересов, способствующих.
Психологические особенности подросткового возраста.
Тема: Организация духовно- нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов МОУ Корсукская СОШ.
Развивающие возможности регионального курса Предметные результаты 1 года обучения I. Ценностные ориентации. II. Понимание содержания нравственных поступков.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Транксрипт:

П. В. Трапезников Процесс обучения в современной школе: качественный аспект

Слайд 1. Образование как процесс (напр.: «образовательный процесс») Образование как результат (напр.: «получил образование») Образование как система (напр.:«министерство образования»)

Слайд 2. Образование - это формирование гармонично и перспективно развитой личности на основе культуры жизнедеятельности, воспитания, получения знаний, овладения определенными видами профессиональной деятельности.

Слайд 3. Программа предлагает путь («как достичь?»). Стандарт указывает результат («что достичь?»).

Слайд 4. Основные аспекты стандартизации: стандартизация как необходимое условие адаптации подрастающих поколений к решению широкого класса типовых жизненных задач; стандартизация как инструмент управления знаниями в условиях социального, экономического, этнического и психологического разнообразия различных социальных систем; стандартизация как условие обеспечения единства образовательного пространства, которое определяется как «единство разнообразия».

Слайд 5. «Создание общего образовательного пространства, совместимость и согласованность образовательных программ… Сохранение и развитие национальных традиций, интересов и особенностей образования…» /Декларация о европейском регионе высшего образования г. Болонья (Италия)./

Слайд 6. Цели современных стандартов образования: развитие личности ребенка, его творческих способностей; формирование интереса к учению, желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств; формирование и развитие эмоционально-ценностного позитивного и критического отношения к себе и окружающему миру; освоение системы знаний, умений и навыков; приобретение опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Слайд 7. результат образовательного процесса количество образования (знания, умения, навыки) качество образования (прирост культуры личности ребенка)

Слайд 8. Сферы образовательного процесса: обучение на уроке внеклассный образовательный процесс внеучебная деятельность

Слайд 9. Традиционная модель образовательного процесса: акцент на приобретение знаний, умений, навыков; преобладание репродуктивной деятельности учащихся; экстенсивный характер образовательного процесса; оценка результата образовательного процесса, прежде всего, по количественным показателям; ориентация на процесс, а не на результат.

Слайд 10. Количественная сторона образовательного процесса: увеличение объема знаний, умений, навыков. Виды знаний: знание как общее представление; знание как распознавание; знание-понимание (выявление причин, взаимосвязей); знание как способ мышления (владение методологией наблюдения и оценки); знание как репродукция (способность воспроизводить знания); знание как творчество (способность моделировать, создавать новое); самовозрастающее знание (способность увеличивать знания). Виды умений: умение как опыт умение как использование знаний умение как управление навыками умение организовывать деятельность умение управлять деятельностью (включая контроль над ситуацией) умение как творчество Навыки способность к автоматизму действий в определенной области деятельности

Слайд 11. Качество образовательного процесса: постоянный прирост общей культуры личности; формирование и развитие навыков творческого мышления; создание системы личностных выборов (включая способность принимать самостоятельные решения и нести за них личностную и социальную ответственность); воспитание инициативности как одного из доминантных качеств личности; эффективное использование навыков устной и письменной коммуникации; приобретение опыта самостоятельной работы; умение работать в группе (опыт лидерства, умение быть ведомым, опыт взаимопомощи, опыт исправления ошибок); культурная и поликультурная восприимчивость; потребность в непрерывном образовании; потребность в занятиях, требующих личностных усилий; овладение системой социальных ролей.

Слайд 12. Признаки обученности ученика Глубина знаний Полнота знаний Осознанность знаний Системность знаний Оперативность знаний Прочность знаний

Слайд 13. Признаки обученности ученика. Глубина знаний: способность осуществлять анализ, синтез, сравнение, оценку; способность понимать и применять знания. Полнота знаний: вся совокупность основных понятий, законов, теорий, фактов, умений и навыков, предусмотренных учебной программой. Осознанность знаний: изложение материала «своими словами»; приведение доказательств, примеров (в том числе собственных; обнаружение связи нового материала с предыдущим. Системность знаний: понимание логических и причинно-следственных связей между отдельными элементами знания; выделение главного; способность классифицировать, дифференцировать, группировать, систематизировать изученное. Оперативность знаний: готовность применять полученные знания (как в упражнениях, так и на практике), в том числе в новых, измененных условиях. Прочность знаний: использование знаний, умений, навыков через определенный промежуток времени.

Слайд 14. Средства и методы мониторинга качества обучения: наблюдение за учебным поведением; опрос; контрольные работы различных видов; тестирование; игровые методики; анализ тетрадей и письменных работ; выявление эмоционального фона урока; динамика работоспособности в ходе урока.

Слайд 15. Образование влияет на следующие важнейшие процессы, связанные со взаимоотношениями, в которые вступает личность в человеческом обществе: формирование идентичности человека в условиях полиэтнического, поли конфессионального и поликультурного государства; обеспечение качества и доступности образования как факторов повышения социальной мобильности личности и уменьшения рисков социального расслоения общества; конструирование социальных норм толерантности и доверия друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур; успешная социализация подрастающего поколения; повышение конкурентоспособности личности, общества и государства; социальная и духовная консолидация общества.

Слайд 16. Толерантность это признание существования «другого», не похожего на тебя; стремление к пониманию «другого»; «приятие другого» (позитивное отношение, сопровождаемое интересом)

Слайд 17. Уровни толерантности: 1. Понимание необходимости определенного типа поведения в поликультурном мире («терплю»). 2. Осознание оправданности и обусловленности сегодняшней поликультурной реальности («принимаю как должное»). 3. Появление положительных эмоций от поликультурности бытия («получаю удовольствие»). 4. Способность использовать характерные черты современного мира для успешной самореализации («творю, созидаю»).

Слайд 18. Сущностные качества человека, определяемые образованием система личностных ценностей и интересов интеллект способность к саморазвитию и самореализации способность влиять на свой социальный статус профессиональная ориентированность стремление к профессиональному росту культура поведения

Слайд 19 Качества личности, формируемые под влиянием образования: внутренняя свобода суждений; чувство собственного достоинства; способность к творческому мышлению.

Слайд 20. Уровни социализации личности. 1) Возникновение чувства безопасности и комфорта, осознание своего положения как устойчивого и стабильного. 2) Ситуативное понимание, отработанные стереотипы поведения, тактика принятия самостоятельных решений. 3) Осознание себя как активного субъекта деятельности, умение преодолевать возникающие трудности, решать возникающие проблемы. 4) Самопознание личности, адекватная самооценка, успешная самореализация. Цель социализации: самоидентификация личности.

Слайд 21. Измерения самоидентификации личности. 1. Родовое измерение: семейно-родственный аспект; региональный (территориально-географический) аспект. 2. Национальное измерение (этнокультурный аспект). 3. Гражданское измерение. 4. Общечеловеческое измерение: гуманистический аспект; поликультурный аспект.

Слайд 22. Качества личности, необходимые для самоидентификации в современном обществе: самостоятельность; активность; умение реализовывать себя как мыслящее, уникальное существо; умение быть сильным; умение реализовывать себя как творца; умение быть счастливым.

Слайд 23. Компетенция комплекс умений, связанных с возникновением определенного качества личности. Компетентность способность использовать приобретенные умения и качества для решения социальных, творческих, профессиональных, нравственных и прочих личностных проблем.

Слайд 24. Свойства гуманистической модели обучения: учение как форма жизнедеятельности учащихся (труд, общение, творчество, игра); учение как способ овладения культурой; учение как источник реального жизненного опыта ребенка.

Слайд 25. Основные признаки сообщества: определенные нормы социального поведения; традиции (история, "ритуалы", атрибутика, мифология); чувство социальной защищенности.

Слайд 26. познавательная активность самостоятельность ориентация на творческую деятельность готовность к волевому усилию готовность к преодолению трудностей, решению сложных задач Нормы учебного поведения

Слайд 27. Критерии оценки учебного поведения: способность и готовность решить познавательную задачу; умение работать самостоятельно и в группе; умение быть лидером; самообразование и самоконтроль.