Персоналии в отечественной социальной психологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГОУ ВПО « Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова» Презентация на тему: «Персоналии в отечественной социальной психологии» Выполнила:
Advertisements

Выполнил: Доронин Алексей. Отрасль психологии, изучающая закономерности социально-психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Социальная психология – это: Отрасль психологии, изучающая закономерности социально- психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Развитие психологических взглядов Бехтерева. Владимир Михайлович Бехтерев (20 января декабря 1927) Выдающийся русский медик- психиатр, невропатолог.
«Методика педагогических исследований». Это совокупность мировоззренческих взглядов человека и их применения и решению педагогических исследовательских.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Выполнила студентка группы СДО -14 Бушаева Елена.
Социология как наука Социология как наука. Термин «социология»- производное от двух слов: латинского слова societas общество и греческого logo – слово,
Лидия Ильинична Божович (11 января июля 1981) Советский психолог, ученица Выготского, доктор психологических наук, профессор.
ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬ- НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Понятие деятельности играет ключевую роль, в психологии труда выполняя ряд функций: 1.Предметообразующую функцию.
Предмет социальной психологии. 1. Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения.
Василий Васильевич Давыдов родился 31 августа 1930 года. В 1948 году он окончил школу рабочей молодежи и поступил в Московский государственный университет.
Функции процесса обучения Теория обучения Доцент Г.А.Капранов.
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Взаимосвязь обучения и развития как предмет психологической науки. Выполнила: студентка второго курса факультета психологии группы Мурзина Эвелина.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Транксрипт:

Персоналии в отечественной социальной психологии

Содержание: 1. Становление социальной психологии в России. 2. Персоналии отечественной социальной психологии: 2.1 М.М. Ковалевский 2.2 Н.К. Михайловский 2.3 Г.И. Челпанов 2.4 В.А.Артемов 2.5 К.Н. Корнилов 2.6 П.П. Блонский 2.7 В.М. Бехтерев

Содержание: 2.8 М.А.Рейснер 2.9 Л.Н. Войтоловский 2.10 Л.С. Выготский 2.11 А.С. Макаренко 2.12 Е.С. Кузьмин 2.13 Б.В. Беляев 2.14 Б.Ф. Поршнев 2.15 Б.Д. Парыгин 2.16 Г.М. Андреева 3. Заключение 4. Библиография

1. Становление социальной психологии в нашей стране. В истории существования советской социальной психологии выделяется 2 этапа: 1920-е годы и е. Между ними был длительный перерыв, когда социальная психология была признана «буржуазной наукой» и запрещена. Идейная борьба проникла и в область социальной психологии – противопоставлялись друг другу материалистические и идеалистические подходы к пониманию предмета социальной психологии. В е годы возрастают потребности практики в данных о психике, необходимо учитывать человеческий фактор в новых отраслях производства. В 1962 г. Е.С. Кузьмин открыл I лабораторию социальной психологии в Ленинградском государственном университете.

2. Персоналии отечественной социальной психологии

2.1 М.М. Ковалевский Термин "коллективная (социальная) психология" был предложен в "Социологии" М.М.Ковалевского (1910), представляющей собой курс лекций, прочитанных в Петербурге в Психоневрологическом институте. Выясняя взаимоотношения социологии с другими науками, автор уделяет специальное внимание ее отношению к психологии и в этой связи достаточно подробно анализирует концепцию Г. Тарда; именуя социологию «психологией коллективной или групповой», Ковалевский замечает при этом, что сам Тард предпочитает термин «социальная или коллективная психология».

2.2 Н.К. Михайловский Н.К. Михайловскому принадлежит разработка психологии массовых социальных движений, одной из разновидностей которых являются революционные движения. Действующими силами социального развития являются герои и толпа. По его мнению, социально-психологическому фактору принадлежит решающая роль в ходе исторического процесса. Законы, действующие в социальной жизни, надо искать в социальной психологии. Итоговый вывод Н. К. Михайловского состоит в том, что психологическими факторами развития общества являются подражание, общественное настроение и социальное поведение.

2.3 Г.И. Челпанов Не возражая прямо против «соединения» марксизма с психологией, Челпанов сделал акцент на необходимость разделения психологии на две части: эмпирическую, выступающую в качестве естественно-научной дисциплины, и социальную, базирующуюся на социокультурной традиции. Именно социальная психология была обозначена как такая «часть» психологии, которая должна базироваться на принципах нового, марксистского, мировоззрения.

2.4 В.А.Артемов В.А. Артемов утверждал, что нецелесообразно выделение особой социальной психологии, коль скоро вся психология будет опираться на философию марксизма. Артемов подметил, что психология, поведение людей зависит от того, какую общность они составляют. Рассматривая причины отставания в развитии социальной психологии в нашей стране, он отмечал, что одна из важных причин, это отсутствие в социальной психологии эксперимента, который широко представлен в общей психологии. По его мнению, в социальной психологии возможно использование как социологических, так и психологических методов: «Существует единая социальная психология, распадающаяся по предмету своего изучения на социальную психологию индивида и на социальную психологию коллектива».

2.5 К.Н. Корнилов Корниловым предлагалось сохранение единства психологии, но в данном случае путем распространения на поведение человека в коллективе принципа коллективных реакций. Он говорил об отрицании необходимости «особой» социальной психологии, поскольку постулировалось единство новой психологической науки, построенной на принципах реактологии, что для Корнилова было синонимом марксизма в психологии. Ключевое понятие этой науки – понятие «реакции», которое охватывало любое жизненное проявление и представляло собой акт биологического порядка, характеризующий взаимосвязь организма и окружающей среды.

2.6 П.П. Блонский Блонский одним из первых поставил вопрос о необходимости анализа роли социальной среды при характеристике психики человека. Понимание социальной психологии во многом отождествлялось с признанием социальной обусловленности психики. Отсюда призыв к тому, чтобы психология стала социальной, так как «поведение индивидуума есть функция поведения окружающего его общества». Блонский биологизировал социальную психологию, считая ее единой наукой для человека и для животных.

2.7 В.М. Бехтерев В.М.Бехтереву принадлежит заслуга прочтения в первого курса лекций по социологии, в котором были поставлены проблемы соотношения социологии и социальной психологии. Его взгляды на социальную психологию включаются в контекст рефлексологии. Предметом рефлексологии Бехтерев считал человеческую личность, изучаемую строго объективными методами. Распространив подход рефлексологии на понимание социально-психологических явлений, В.М. Бехтерев пришел к построению «коллективной рефлексологии». Главная заслуга Бехтерева заключается в том, что ему принадлежит разработка системы социально- психологических знаний. Его «коллективная рефлексология» представляет собой синтетический труд по социальной психологии в России того времени.

2.8 М.А.Рейснер Социальная психология, по его мнению, должна иметь дело с социально организованным поведением классов, масс, прослоек, рас, наций. Ее исходным положением является то, что развитие общества определяется производительными силами, производством идей и нервно-мозговым механизмом или психикой людей. Рейснер полагал, что социальная психология обусловлена экономическим бытом и лежащим в его основе способом производства. Социальная психология, в свою очередь, обуславливает методы восприятия и идеологического построения.

2.9 Л.Н. Войтоловский С его точки зрения, предмет коллективной психологии – психология масс. Он рассматривает ряд психологических механизмов, которые реализуются в толпе и обеспечивают особый тип эмоционального напряжения, возникающего между участниками массового действия. Метод исследования – анализ отчетов непосредственных участников, а также наблюдений свидетелей. Л.Н.Войтоловский ограничивает проблематику социальной психологии лишь массовидными психологическими явлениями, забывая о других, как бы возвращается к описательному уровню социальной психологии.

2.10 Л.С. Выготский Полемизируя с Бехтеревым, Выготский не соглашается с тем, что дело социальной психологии изучать психику собирательной личности. С его точки зрения, психика отдельного человека тоже социальна, поэтому она и составляет предмет социальной психологии. Согласно Выготскому социальна вся психология, поскольку главный механизм развития психики – усвоение социально-исторических форм деятельности, которое изменяет не только содержание психической жизни, но и создает новые формы психологических процессов, а предметом социальной психологии как отдельной дисциплины Выготский считал изучение групп, коллектива.

2.11 А.С. Макаренко Взгляды А.С. Макаренко как нельзя лучше соответствовали идеологии марксизма- ленинизма и оказали большое влияние на советскую педагогику и социальную психологию. Практическая деятельность А.С. Макаренко послужила основой для его «теории и методики коммунистического воспитания в коллективе». Главной целью советского воспитания он считал формирование коллективиста, провозглашая приоритет коллектива над личностью. При этом одной из важных задач является воспитание потребностей «коллективиста».

2.12 Е.С. Кузьмин В 1962 г. в Ленинградском университете была создана первая в стране лаборатория социальной психологии, а затем, в 1968 г., и кафедра социальной психологии, которая также была первой в стране. Первым руководителем и лаборатории, и кафедры в Ленинградском университете стал Е.С. Кузьмин, защитивший в 1968 г. докторскую диссертацию «Основы социальной психологии». В книге Е.С. Кузьмина «Основы социальной психологии» рассматривался широкий круг проблем истории, методологии и теории социальной психологии, приводились данные первых эмпирических исследований групп и коллективов, полученные сотрудниками лаборатории социальной психологии.

2.13 Б.В. Беляев Б. В. Беляев дал весьма широкое определение предмета социальной психологии, которая должна изучать психологию коллективов, масс, групп, толпы. Он же дал развернутую классификацию социально-психологических объединений. Коллектив (в собственном смысле слова) предполагает: территориальное и временное объединение индивидов, наличие общего раздражителя, общей рецепции и реакции, взаимодействие (круговое) индивидов, непосредственную социальную стимуляцию индивидов. Группа отличается от коллектива менее тесной связью. Толпа-это большое количество людей с преимущественно инстинктивно-эмоциональными реакциями.

2.14 Б.Ф. Поршнев Б.Ф. Поршнев отстаивал идею о том, что социальная психология не является психологией «второго порядка», что социальной психологии принадлежит большое будущее. По его мнению, социальная психология, обратившись к рассмотрению стихийных, инстинктивных, эмоционально окрашенных явлений и действий, сразу же оказалась лицом к лицу с человеческой массой, коллективом, с так называемой социальной группой. Социальная психология обнаружила, что поведение массы (толпы) имеет свои психологические особенности, не сводимые к сумме особенностей индивидов, составляющих массу. Поршнев говорит о "взаимном заражении", подчеркивая, что реакции, коль скоро они проявляются в коллективе, в "однородной человеческой среде", приобретают значительно большую силу.

2.15 Б.Д. Парыгин В 1959 году в журнале «Вестник ЛГУ» была опубликована его статья «О психологическом направлении в современной буржуазной социологии и о социальной психологии», в которой им доказывалась необоснованность отрицания прав социальной психологии на существование и развитие как науки на том основании, что она якобы ненаучна и не совместима с марксизмом. В 1965 году в издательстве ЛГУ вышла монография Б.Д. Парыгина: «Социальная психология как наука», в которой была впервые в отечественной науке представлена разработанная автором концепция социальной психологии как самостоятельной системы научного знания, имеющего свою историю, специфический предмет, методологию, теорию и область практических и прикладных исследований. Научно-педагогическая деятельность Б. Д. Парыгина нашла свое выражение в написанном им учебном пособии «Социальная психология» (2003).

2.16 Г.М. Андреева В 1972 г. Г.М. Андреева создала на факультете психологии МГУ кафедру социальной психологии и до 1989 г. заведовала ею. Создание этой кафедры во многом способствовало становлению социальной психологии как научной и учебной дисциплины в вузах страны: была разработана программа курса, Андреевой был написан первый в стране университетский учебник Социальная психология (М., 1980). Ее концепция – исследования социально-перцептивных процессов в реальных социальных группах – послужила основой для многих научных разработок.

3. Заключение Социальная психология занимает специфическое место в системе научного знания. Возникнув и развиваясь на стыке наук – психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус, который приводит к тому, что каждая из "родительских" дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Отечественная традиция в социальной психологии исходит из признания того факта, что, несмотря на пограничный характер, социальная психология является частью психологии. Отечественные ученые внесли огромный вклад в развитие социальной психологии, и их труды замечены и используются во всем мире.

4. Библиография