1 Лекция 1 Этнопсихология: становление и предмет изучения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Advertisements


Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Набор игр Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает.
Рисуем параллелепипед Известно, что параллельная проекция тетраэдра, без учета пунктирных линий, однозначно определяется заданием проекций его вершин (рис.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
Ценностные ориентации старшеклассников Психолого-педагогическое исследование развития ценностных ориентаций старшеклассников сош 5 г. Искитим.
Развивающая викторина для детей "Самый-самый " Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 7 ст. Беломечётской.
План. 1. Понятие малой группы в психологии. 2. Социально-психологические процессы в малых группах. 3. Понятие коллектива как малой группы. 4. Социальный.
Самопроверка. 1.Человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности определяется понятием: а. гражданин, б. личность, в. индивидуум,
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
ИДЕНТИФИКАЦИЯ Область исследования идентичности зародилась в русле общепсихологических и социально-психологических исследований личности и получила дальнейшее.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Тем, кто учит математику, Тем, кто учит математике, Тем, кто любит математику, Тем, кто ещё не знает, Что может полюбить математику Посвящается…
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.
Транксрипт:

1 Лекция 1 Этнопсихология: становление и предмет изучения

2 Этимологический смысл слова «этнопсихология» Этнос + психе + логос = «наука о душе народа» (букв.). Термин «этнопсихология» появился в 19 в.

3 Относительно терминологии этнопсихологии важно помнить, что: Между понятиями «этнос», «нация», «народ» существуют определенные различия Понятия «этнос», «нация», «народ» употребляются некоторыми авторами как синонимичные Термины «менталитет» и «ментальность» постепенно вытесняют определение «национальный характер» из этнопсихологической литературы

4 Авторы Лацарус и Штейнталь Являются основателями этнопсихологии как самостоятельной научной области

5 Этнос – это: Исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающая общностью территории, языка, культуры, а также осознанием своей принадлежности к группе (согласно Бромлею) Информационные сгустки культурной информации (определение Арутюнова)

6 Нация – это: Высшая форма и результат развития этноса, народов, чье название они, как правило сохраняют. Например Древнерусский народ послужил общим корнем русского, украинского и белорусского народов, сложившихся впоследствии в нации.

7 Тройная дифференциация понятий «племя-народ-нация» Не отражает всего многообразия существующих на Земле форм этнических общностей. В зависимости от критерия, положенного в основу классификации народов, например этнолингвистические группы, мета этнические общности, субэтнические группы и прочее.

8 Задачи этнопсихологии: Исследовать социально-психологические проблемы межэтнического взаимодействия; Изучить особенности формирования и актуализации этнической идентичности на индивидуально-личностном уровне; Создать и апробировать программы и методы СПТ успешного межкультурного взаимодействия.

9 Цель этнопсихологии: На современном этапе – выявление психологических механизмов формирования позитивной этнической и культурной идентичности Изучение психологических механизмов формирования этнической толерантности на групповом и личностном уровне.

10 Этническая идентичность (этничность) Представление человека о себе как о члене определенной этнической группы наряду с эмоциональным и ценностным значением. Представляет собой когнитивно-мотивационное ядро этнического самосознания и содержит в се бе слой бессознательного

11 Этноцентризм Термин был введен У. Самнером в 1906 г., который считал, что в сознании людей существует тенденция людей использовать стандарты своей группы для оценки других групп, располагая свою группу на вершине иерархии и рассматривая другие группы как нижестоящие. Иными словами, это восприятие и интерпретация поведения других через призму своей культуры

12 Этническая толерантность «Терпимость», дословно. Терпимое, ровное отношение к представителям другого этноса. Предполагает наличие позитивной этнической идентичности (в противном случае, при негативной этничности проявится интолерантность – «нетерпимость»).

13 Методы этнопсихологии Сравнительные Лонгитюдные Комплексные Обсервационные Диагностические Экспериментальные Биографические Праксиметрические

14 Лекция 2 Типология этносов и культур

15 Типология этносов Этнические общности Этнические группы (микро уровня) Этнолингвистические группы Нация

16 Раса и этнос Раса – это совокупность людей, проживающих на определенной территории, объединенная общими морфологическими наследственно обусловленными признаками. Этнические образования носят общественный характер, расовые группы имеют преимущественно биологическую основу

17 Коллективизм Свойство культуры, которое отличает ее преобладанием коллективных целей над индивидуальными. В коллективистских культурах превалирует Мы-идентичность

18 Предпосылки индивидуализма высокий уровень благосостояния; миграции; социальная мобильность; урбанизация

19 Преимущества индивидуализма: Акцент на правах социальной личности; Демократия; Мультикультурализм; Развитие и реализация творческого потенциала личности

20 Преимущества коллективизма: Низкий уровень преступности; Забота о детях и пожилых людях; Обеспечение личности эмоциональной поддержкой

21 Открытость-закрытость культуры Измерение культуры, представляющее отношение к норме в обществе. Например, в закрытых культурах нормы поведения четко определены. Интересно, что в закрытых культурах недопустимость ненормативного поведения компенсируется уходом в «нереальное» поведение (мир искусства, фантазии).

22 Феминность-маскулинность Согласно Хофстеду, высокая степень маскулинности (выраженности мужского начала) означает высокую ценность в данной культуре материальных вещей, власти, представительности. Культуры феминного типа центрированы на ценности самого человека, взаимозависимости.

23 Дистанция власти Определяется как «степень неравномерности распределения власти с точки зрения членов данного общества» Индивиды из культур с большой дистанцией власти считают, что власть – это наиболее важная часть общественной жизни.

24 Избегание неопределенности Это измерение культуры, которое отражает уровень толерантности к неопределенности. Индивидам из культур с высокой степенью избегания неопределенности свойственна выраженная потребность в формализованных нормах и правилах по ведения и в «абсолютном доверии».

25 По определению Триандиса, это набор ценностей, установок, верований, норм и моделей поведения, которыми одна группа отличается от другой. Культурный синдром

26 Индивидуализм Измерение культурной вариативности, обозначающее преобладание в этносе (культуре) индивидуальных целей над групповыми

27 Лекция 3 Сущность и своеобразие национально-психологических явлений

28 Психический склад нации Согласно Баронину, - это сочетание национального самосознания, чувства, характера. Может изменяться под влиянием исторических и социальных условий.

29 Национальное самосознание Осознание индивидами собственной принадлежности к определенной национальной группе (нации) Национальное самосознание является частью национального сознания

30 Национальные чувства и настроения Это эмоционально-окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям Могут иметь позитивный так и негативный оттенок.

31 Национальные интересы и ориентации Это общественно-психологические явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности, служащие сохранению ее единства и целостности

32 Национальные традиции Сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения. Соблюдение традиций становится потребностью членов этнической группы

33 Национальный характер Это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной нации, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий Подобно характеру индивида он проявляется в отношении к миру, деятельности, другим людям, бытовой среде.

34 Динамические черты национальной психологии Мотивационно-фоновые; интеллектуальные; познавательные; эмоциональные; волевые; коммуникативные

35 Ксенофобия Враждебное отношение к иностранцам и ко всему чужому – языку, образу жизни, стилю мышления и проч.

36 Психический склад этноса Согласно Ю. Платонову, - это специфический способ восприятия и отражения членами этнической общности различных сторон окружающей действительности

37 Этнический стереотип Упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко распространяемый на всех ее представителей, схематизированная программа поведения, типичная для членов этнической общности (нации)

38 Национально-психологические особенности Не подвержены непосредственному воздействию объективной действительности поэтому они обладают большей по сравнению с другими психологическими явлениями консервативностью и устойчивостью

39 Важно знать, что: Неотъемлемое свойство национально- психологических особенностей – многообразие. У каждой конкретной общности национальная специфика психических процессов и состояний, взаимоотношений и общения имеет особые характеристики.

40 Лекция 4 Национальный характер как составляющая национальной психологии

41 На современном этапе национальный характер Постепенно «вытесняется» из этнопсихологии Менталитет – понятие, предложенное впервые французскими исследователями

42 Менталитет Относительно целостная совокупность мыслей, верований, создающих картину мира и скрепляющих единство культурной традиции или какой-либо общности

43 Изучение национального характера Началось в США в связи со второй мировой войной. Считалось, что понимание психологии врагов и их лидеров будет полезно как в планировании операций в ходе войны, так и в проведении послевоенной государственной политики

44 Исследователи национального характера в США Р. Бенедикт, К. Клакхон, М.Мид

45 «Пеленочная» гипотеза Была выдвинута британским антропологом Д.Горером. В дальнейшем М. Мид популяризировала, а Э. Эриксон адаптировал ее в своей статье «Легенда о юности М. Горького. Содержит мысль о связи национального характера русских с традицией тугого пеленания младенцев на Руси. Однако это предположение относительно, поскольку на формирование национального характера влияет множество факторов: климатический, ряд социальных составляющих, культура и проч.

46 Тип русской и советской личности, по К. Клакхону: Теплый, экспансивный Правдивый, отзывчивый Лояльный на личностном уровне Основан на «зависимой пассивности» Формальный, контролируемый Лживый, упорядоченный Лояльный к вышестоящим Основан на «практической активности»

47 Базовая личность Понятие, предложенное и разработанное Р. Линтоном Означает особый тип интеграции индивида в культурную среду на основе опыта социализации членов данной этнической общности и их индивидуально-личностных характеристик

48 Модальная личность Это наиболее часто встречающийся или наиболее массовый тип личности в данной культуре. Дюбуа полагал, что – это прежде всего описательная концепция (подобная расовому типу)

49 По мнению Ф. Боаса, модальная личность Имеет два больших преимущества перед «базовой структурой личности»: 1 Все или даже большинство членов общества не могут иметь одну и ту же структуру личности 2 В исследованиях модальной личности данные наблюдения, биографические данные и результаты тестов собираются независимо и обычно публикуются, что значительно повышает достоверность выводов и статистического анализа

50 Этнический темперамент Внешнее выражение национального характера. Наиболее ярко проявляется в особенностях общения (темп речи, движения, жесты), согласно Ю.Платонову.

51 Лекция 5 Этнические процессы

52 Виды этнических процессов Этноэволюционные В этом случае этническое самосознание не меняется Этнотрансформационные В данном случае этническое самосознание изменяется и этническая принадлежность становится иной

53 Типы этнических процессов Этническое разделение В каждой из этих групп процессы могут быть этнотрансформационными и этноэволюционными Этническое объединение

54 Формы этнического объединения Этническая фузия Этническая консолидация Этническая ассимиляция Межэтническая интеграция Этногенетическая миксация

55 Этническая фузия Это процесс слияния нескольких самостоятельных этносов, родственных по культуре, языку, в новый, более крупный этнос

56 Этническая консолидация Характеризуется внутренним сплочением более или менее значительного этноса входе сглаживания различий между имеющимися внутри него локальными группами

57 Этническая ассимиляция Широко распространена в экономически развитых странах, особенно в тех странах, где много мигрантов. Характеризуется растворением ранее самостоятельного этноса или его части в среде другого, обычно более крупного народа

58 Межэтническая интеграция В результате данного процесса складываются не этносы, а мета этнические общности, которые в дальнейшем могут слиться в отдельный народ. При этом самосознание у отдельных этносов сохраняется и одновременно формируется некое общее самосознание

59 Этногенетическая миксация В данном случае новый этнос образуется путем слияния народов, не связанных родством. Указанная форма объединения встречается редко

60 Формы этнического разделения Этническая парциация Этническая сепарация

61 Этническая прциация Происходит разделение единого прежде этноса на несколько более или менее равных частей, при чем ни один из них не отождествляет себя полностью со старым

62 Этническая сепарация Характеризуется отделением небольшой части этноса и превращением ее в самостоятельный этнос. Вызывается разными причинами: например, переселением, какой-то группы исходного этноса

63 Лекция 6