XV Апрельская международная научная конференция «Модернизация экономики и общества» Методология статистического измерения трансформаций в потребительском.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Социально-экономическое развитие Алтайского края за январь - июль 2008 года Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края.
Advertisements

Лекция 1 Введение.. Опр. эконометрика это наука, которая дает количественное выражение взаимосвязей экономических явлений и процессов.
Раздел III: Микроэкономика Тема 4: Индивидуальный и рыночный спрос Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Семинар-совещание «Актуальные вопросы развития потребительского рынка» г. Ханты-Мансийск Заместитель директора Департамента государственного регулирования.
Трансформационные процессы в экономике Китая Выполнила ст. гр. ЕК -16 М Ефимчук Екатерина.
Макроэкономические процессы в экономике страны Раздел 8.
Основные социально-экономические показатели (темп роста %) Отчет ОценкаПрогноз ВВП Производство промышленной продукции.
Система мониторинга и прогнозирования состояния продовольственной безопасности Российской Федерации.
Январь-апрель 2012 года Подготовлено Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края.
Изучение национального богатства Статистические показатели, характеризующие совокупное производство общества, называется макроэкономическими. Макроэкономика.
Введение в экономическую статистику Статистика – это экономическая арифметика А. Веаньон.
Кафедра «Государственное, муниципальное и корпоративное управление» Москва Дисциплина: «Макроэкономическое стратегическое планирование» Доцент кафедры.
Ушачев Иван Григорьевич действительный член Российской академии сельскохозяйственных наук, вице-президент Основные положения Актуализированной Дорожной.
2011 Подготовлено Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края.
Выполнила : Касымалиева Д. Т. ЭКО ( ФК )-1-15 Проверила : Асанова Н. Б.
О прогнозе социально-экономического развития Свердловской области на годы Оглоблин Анатолий Александрович И.о. первого заместителя министра экономики.
" Для богатства народов нужны две вещи : мир и легкие налоги " ( Адам Смит )
ТЕМА 3 КРАТКОСРОЧНОЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ: КЕЙНСИАНСКАЯ МОДЕЛЬ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ.
Кафедра управления, экономики здравоохранения и фармации ИПО Лекция 4 Национальная экономика, ее результаты и проблемы к.э.н., доцент Костенко В.Б.
17 мая 2005 года Петрозаводск Экономический Совет при Главе Республики Карелия Доклад Министра экономического развития Республики Карелия А.В. Грищенкова.
Транксрипт:

XV Апрельская международная научная конференция «Модернизация экономики и общества» Методология статистического измерения трансформаций в потребительском поведении Methodology for measuring transformation in consumer behavior И.В. Антохонова, ВСГУТУ 3 апреля 2014 г. 3 апреля 2014 г.

Актуальность Активизация политических и экономических трансформаций на территории евразийского пространства Адаптационный характер заменяется на трансформационный характер изменений Значимость внутреннего спроса для развития экономики Открытость системы для импорта ментальных моделей

Цивилизационный подход Локальная цивилизация является единицей истории Импульс развития возникает при правильном ответе на вызовы истории Движущей силой цивилизации является элита, творческое меньшинство

Факторы, определяющие потребительское поведение Образование ОпытМобильность Вероисповедание Семейные ценности

Модели потребительского поведения консьюмеризм гедонизм рационализм Сберегательное инвестиционное поведение

Тенденции и последствия рост емкости рынков за счет кредитного поведения высокоэластичный по цене спрос агрессивная политика и монополизация торговых сетей мультипликационный эффект продвижения ритейла

Основные предпосылки исследования потребительского поведения Индивидуальное поведение изучает в том числе психология, поведение социальных групп изучает социология; Потребительское поведение – это поведение индивидуума, представляющего главу домохозяйства или члена домохозяйства; Потребительское поведение на отдельных локальных территориях представляет массовое явление, состоящее из множества индивидуальных, которое демонстрирует главный этап воспроизводственного процесса

Методология Контент-анализ качественных и количественных параметров потребительского поведения, включая использование сетевых ресурсов. Территориальный сравнительный анализ потребительского поведения домохозяйств по основным социально- экономическим характеристикам. Статистическое исследование потребительского поведения домохозяйств отдельного региона с использованием выборочных обследований. Выявление основных типов потребительского поведения с использованием кластерного анализа. Прогноз архетипов потребительского поведения, его тенденций, временных и поколенческих характеристик, критических параметров трансформаций.

Динамика абсолютных значений и темпов прироста потребительских расходов населения в РБ за гг.

Динамика абсолютных значений и темпов прироста потребительских расходов населения в РФ за гг.

Динамика абсолютных значений и темпов прироста инвестиций на душу населения в РБ за гг.

Динамика абсолютных значений инвестиций на душу населения и их приростов в РФ за гг.

Классификация типологических групп по критерию рыночной продвинутости домохозяйств региона Наименование Характеристика групп Кластер 1234 Число наблюдений Характеристик а группы по типу результирующий его поведения Снобистская (19,6%) Вынужденная (31,6%) Креативная (29,2%) Рациональная (19,6%) Потребительск ое поведение Потребление как часть имиджа Однородно ограниченное потребление Осознанное потребление новых видов услуг, стремление к разнообразию, креативности Рациональный подход к потреблению Социальное поведение год лет лет лет лет лет лет лет лет лет и выше и выше 1355 и выше 9 Экономическо е поведение Не подкреплено экономической самостоятельностью Высокий уровень дифференциации по источникам средств существования Высокий уровень дифференциации Средний уровень дифференциации по доходам, источникам средств существования Потенциал спроса с точки зрения критерия рыночной продвинутости Потенциально продвинутый Слабо продвинутый Устойчиво продвинутый Умеренно продвинутый

Функции эластичности спроса по доходу (по децилям)

Переменные моделей спроса Y - расходы на покупку продуктов питания на душу населения Независимые переменные: x1 - продукция сельского хозяйства на душу населения, x2 - оборот розничной торговли на душу населения, x3 - оборот общественного питания на душу населения, x4 - объем платных услуг на душу населения, x5 - инвестиции в основной капитал на душу населения, x6 - индекс потребительских цен на продовольственные товары, x7 и x8 - экспорт и импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на душу населения. x1 - продукция сельского хозяйства на душу населения, x2 - оборот розничной торговли на душу населения, x3 - оборот общественного питания на душу населения, x4 - объем платных услуг на душу населения, x5 - инвестиции в основной капитал на душу населения, x6 - индекс потребительских цен на продовольственные товары, x7 и x8 - экспорт и импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на душу населения.

Модели спроса для различных типов регионов Тип региона Уравнение регрессии Коэффициенты, характеризующие значимость модели Регионы с высоким уровнем развития продовольственного рынка Y=18910,42-0,01x 1 +0,02x 2 -0,17x 3 +0,05x ,07x 6 Коэффициент детерминации R 2 =0,94, F расч. =13,31, F табл. (5, 4) = 6,26 Регионы со средним уровнем развития продовольственного рынка Y=19568,05+0,03x ,98x 6 +0,43x 7 -0,29x 8 Коэффициент детерминации R 2 = 0,96, F расч. =39,31, F табл. (4,7)=4,12 Регионы с низким уровнем развития продовольственного рынка Y=23789,69+0,02x 2 +0,16x 3 -0,01x ,6x 6 +0,05x 7 +0,03x 8 Коэффициент детерминации R 2 = 0,82, F расч. =30,49, F табл. (7,48)= 2,31

Основные выводы 1. Высший класс характеризуется как снобистская группа, приоритетом в которой является доминирование формы над содержанием, этой группе присущ консьюмеризм 2. Стремление среднего и нижнего среднего класса перейти в высший средний класс связано с более высокой занятостью и удлинением рабочей недели. В этой группе присутствуют гедонистические тенденции. Для группы не остается возможностей для инвестиционного поведения. 3. Значительная часть домохозяйств имеют ограниченное однородное потребление, в связи с чем для расширения потребления генерируют кредитное поведение заимствования; 4. Рациональное поведение является умеренно продвинутым, связано с анализом возможностей и предпосылками формирования резервов и инвестиционного поведения.