Обобщение и анализ эффективности использования в деятельности государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга методик раннего выявления учащихся.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Задачи профилактической работы: Своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально – опасном положении и предупреждение совершения.
Advertisements

Организация сопровождения в образовательных учреждениях.
Г. Соликамск. Цель: усилить профилактическую работу ОУ по предупреждению безнадзорности, преступлений и правонарушений несовершеннолетних. задач: Данная.
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
Федеральный Закон 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Нормативно-правовое обеспечение работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и социального сиротства среди несовершеннолетних
Работа психолога в учреждениях интернатного типа Подготовила:студентка группы 345 Киселева А.А.
Работа с детьми группы риска социального педагога Рыбинской ош I-III ступеней Рыбинской ош I-III ступеней Терентий Ольги Владимировны.
Система работы по ранней профилактике социальной дезадаптации в дошкольном учреждении Васильева Н.Н. педагог-психолог, методист ЦПМСС «Зюзино» Система.
Предпосылки и особенности проведения социально - психологического тестирования обучающихся образовательных организаций в возрасте с 13 лет и старше на.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Дети группы риска : теоретический аспект проблемы.
Алгоритм социально-психологического сопровождения учащихся «группы риска» «ШАНС» Разработчик: Педагог-психолог МБОУ СОШ 44 Шматова С.А.
ЛЕВИТСКАЯ АЛИНА АФАКОЕВНА Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки.
«Ответственность родителей за воспитание детей» Общешкольное родительское собрание. декабрь 2007 года.
Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным подразделением школы; СПС в своей работе руководствуется: конституцией.
Работа классного руководителя по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
Семинар классных руководителей «Психотерапия по профилактике правонарушений» г.
Обеспечение взаимодействия педагогического коллектива С ОДН, КДН и прокуратурой по организации профилактической работы с учащимися «группы риска»
Транксрипт:

Обобщение и анализ эффективности использования в деятельности государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга методик раннего выявления учащихся «группы риска» © Цыганкова Н.И. 2013

В соответствии с письмом Комитета по образованию от 29 марта / СПб АППО проведен анализ эффективности применения и реализации в образовательных учреждениях существующих методик, направленных на раннее выявление детей «группы риска»

Общая классификация детей групп риска Дети, положение которых законодательно и нормативно определяется государством (дети-инвалиды, дети-сироты, дети-правонарушители, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации). Специальные органы и ведомства выявляют и устанавливают статус подобного ребенка, а так же занимаются устройством его дальнейшей судьбы; Дети, психическое развитие и социальное функционирование которых нарушено вследствие неадекватных воспитательных и педагогических воздействий, бесконтрольности, безнадзорности, неблагоприятной семейной ситуации, которые не могут преодолеть трудную жизненную ситуацию самостоятельно или с помощью семьи.

Правовая основа использования в деятельности ОУ методик выявления учащихся «группы риска» ФЗ 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Образовательные учреждения: выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования; выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей.

Статья Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ 1. Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ является одной из форм профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, которая включает в себя: - социально-психологическое тестирование обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования; - профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования. 2. Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, проводится при наличии информированного согласия в письменной форме обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, либо информированного согласия в письменной форме одного из родителей или иного законного представителя обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет. ФЗ 120 от 7 июня 2013 года

Правовая основа использования в деятельности ОУ методик выявления учащихся «группы риска» ФЗ 103-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации- дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведенияи; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Микросоциальные факторы риска индикаторы (мишенями) для выявления и формирования групп риска Социально-экономические факторы – низкий материальный уровень семьи. Плохие жилищные условия; Социально-демографические факторы – неполная, полная семья, либо многодетная семья, опекаемые дети; Социально-психологические факторы – семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогическая и воспитательная несостоятельность родителей, дисфункциональные семьи; Социальные факторы – алкоголизм, наркомании, асоциальный образ жизни родителей; Биологические факторы – состояние здоровья и биологические вредности, действовавшие на ребёнка в процессе развития.

Понятие рискованного поведенияя Психология здоровья Рассматривает риск с точки зрения личного выбора или моделей поведенияя, которые могут быть основополагающими в возникновении заболеваний, связанных с образом жизни. Риск понимается как вероятность возникновения последствий для здоровья в результате тех или иных поведенческих практик.

Социально-когнитивный подход Механизмы рискованного поведенияя Поведение, с точки зрения данного подхода, взаимозависимо и взаимообусловлено внешними и внутренними факторами. Внутренние факторы: возрастные и личностные особенности, специфика протекания биологических, эмоциональных и когнитивных процессов, установки и убеждения, субъективные оценки рискованности того или иного поведенияя. Внешние факторы: особенности социальной среды, адекватность освещения проблематики риска в средствах массовой информации, сети Интернет, социальных сетях.

Психологические, социальные, биологические индикаторы риска возрастные и личностные особенности; несформированная мотивационная система личности; степень контроля, низкий самоконтроль; степень умения делать личные жизненные выборы, сформированность стратегий совладающего с трудностями поведенияя; повышенная раздражительность и агрессивность, замкнутость, недоверие к окружающему миру; установки и убеждения, субъективные оценки рискованности того или иного поведения, сформированность личностных установок к безопасному поведенияю

Психологические, социальные, биологические индикаторы риска убеждения относительно своего будущего стремление к лидерству в группах в сочетании с неадекватно высоким уровнем притязаний, низкой самооценкой способность выстраивать конструктивные межличностные взаимоотношения с другими людьми степень сформированности личной культуры, принятия ценностей и норм, принятых в обществе повышенная раздражительность и агрессивность замкнутость, недоверие к окружающему миру склонность к риску

Цели использования в деятельности ОУ методик выявления учащихся «группы риска» (2012 г.) Выявление учащихся с особыми образовательными потребностями. Выявление детей и подростков, находящихся в группе риска, начиная с возраста трех лет. Выявление детей, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Выявление детей групп риска происходит: на основании информации субъектов профилактики, при личном обращении семьи за помощью в ПМС-центр, по результатам составления «социального паспорта» образовательного учреждения, в результате психологического тестирования по результатам социологических исследований по результатам психолого-педагогическое обследование обучающихся.

Условия выявления детей и семей группы риска Уровень межведомственного взаимодействия Своевременное (как можно раньше) обращение классного руководителя или учителя к специалистам сопровождения (психологу, социальному педагогу) в случаях: наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем появление у подростков проявлений депрессивного состояния пропуски уроков и учебных дней без уважительных причин, употребление или предполагаемое употребление ими спиртных напитков, курение, НОН кризисная ситуация в семье, резкое ухудшение состояния здоровья в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному и душевному благополучию подростка.

В зоне внимания специалистов ППМС- центров находятся группы детей: Дети, чьи дела рассматривались на КДН и ЗП Направленные советами профилактики ОУ Состоящие в базе данных ОДН Обращение после индивидуальной работы, индивидуальное консультирование специалисты считают наиболее эффективными для выявления детей групп риска Обращение после прохождения учебных программ ПМС- центров.

Категории детей, которые чаще всего рассматриваются специалистами как относящиеся к группам риска: В трудной жизненной ситуации Дети из неполных семей Испытывающие проблемы в обучении и поведенияи Социально неблагополучные дети Опекаемые дети

Выявление учащихся, поведенияе которых противоречит принятым нормам и правилам: учащиеся, для которых характерны пропуски занятий, нарушения дисциплины, сниженная успеваемость; дети из «особых» семей – неполных, многодетных, опекунских, неблагополучных, дисфункциональных; дети и подростки с низкой школьной успеваемостью и нарушениями поведенияя; дети и подростки группы риска зависимого поведенияя (оценка их вовлеченности в употребление психоактивных веществ и выявление тех, кто в высокой долей вероятности может начать злоупотреблять алкоголем или наркотиками).

Критерии оценки эффективности использования в деятельности ОУ методик выявления учащихся группы риска Динамика учета несовершеннолетних групп риска, Динамика выявления групп риска в процессе социологических исследований, направленных на анализ социальной ситуации развития детей и подростков; Динамика выявления групп риска в процессе психологических исследований, направленных на выявление основных коррелятов риска: склонности к рискованному поведенияю, степени сформированности убеждений относительно будущего и их направленность, индивидуальные способы сопротивления и приспособления в стрессовых ситуациях, мотивационные установки достижения успеха, импульсивность, самоконтроль;

Критерии оценки эффективности использования в деятельности ОУ методик выявления учащихся группы риска Динамика выявления и формирования групп риска в процессе психологических исследований, направленных на выявление детей, переживающих негативные эмоциональные состояния, демонстрирующих признаки выученной беспомощности, склонности к зависимому поведенияю, имеющих низкий личностный привентивный ресурс; Динамика выявления детей и подростков, испытывающих трудности в обучении, в процессе педагогических исследований; Динамика количества детей групп риска, состоящих на внутришкольном контроле, учете в ОДН и т.д.

Для повышения эффективности и совершенствования проводимой работы необходимо: Наличие организационного ресурса ОУ (внутренние локальные акты и распоряжения, наличие системы, распределение ответственности между педагогами, создание советов профилактики, здоровья, психолого-педагогического консилиума) Наличие методической базы ОУ: алгоритм раннего выявления обучающихся групп риска, единые социологические опросники и анкеты, методики психологического исследования в соответствии с описанными выше индикаторами рискованного поведенияя Планирование и контроль мероприятий по раннему выявлению учащихся групп риска со стороны администрации ОУ

Методика выявления детей групп риска Методика как система включает: Информационная часть определение оснований, по которым происходит отнесение к той или иной группе риска Организация деятельности организация работы служб профилактики внутри ОУ на основе программно-целевого метода и междисциплинарного, межведомственного, сетевого взаимодействия и социального партнерства Конкретные действия педагогов и специалистов в фунциональные обязанности которых входит работа по выявлению групп риска наблюдение, взаимодействие с каждым учащимся, группами учащихся и их семьями.

Методика выявления детей групп риска Системные компоненты методики: 1. Анализ социальной среды, семейной ситуации, степени организации социального контроля и специальной совокупности норм и правил жизни в образовательном учреждении, микросоциальной среды, обеспечивающей информацию о детях группы риска и организацию самой социальной среды, обеспечивающей безопасность и защищенность от негативных влияний. Исследование системы ведущих видов деятельности в образовательном учреждении, которые предлагаются учащимся. Методы: социологические исследования, составление социального портрета класса, школы, района.

Методика выявления детей групп риска Системные компоненты методики: 2. Исследование личностных особенностей учащихся, системы нравственных ориентиров учащихся, целей, ценностей, убеждений, определяющих их образ жизни. Мотивация деятельности, целевые установки. Эмоционально-волевая сфера. Самооценка, копинг- стратегии. Методы: психологическое и социально-психологическое тестирование.

Методика выявления детей групп риска Системные компоненты методики: 3. Исследование поведенческих особенностей учащихся: Наблюдение за учащимися в процессе индивидуального и группового взаимодействия. Психологическое тестирование. Анализ видов деятельности, в которых принимают участие учащиеся. Социально-психологическая зрелость. 4. Исследование степени сформированности правовых знаний и правовой культуры. Опросы, анкетирование.

Спасибо за внимание